/О детях/Школа/Репетитор для мамы

Как помочь ребенку подготовиться к школьному конкурсу научных проектов

 

Сегодня почти каждый школьник среднего звена хотя бы раз участвовал в конкурсе проектов. Что это такое, как к нему подготовиться и чем ребенку могут помочь родители, мы расспросили педагогов средней школы № 61: учителя русского языка и литературы Татьяну Васильевну Гаврюшину и учителя математики, заместителя директора по научно-методической работе Татьяну Николаевну Сизых.

 

– Татьяна Васильевна, что же такое работа для конкурса проектов и зачем она нужна?

Какое-то время назад произошло разделение: школьники среднего звена, с 5 по 8 классы, участвуют в конкурсах проектов, а ученики старших классов, с 9 по 11, готовят научно-исследовательские работы. Я думаю, вопрос, связанный с конкурсами, сложен и неоднозначен. В учительском сообществе на данный момент нет единого подхода.

Что для ребенка с 5 по 8 класс будет значить такая работа? Очевидно, что школьник не способен совершать открытия, он не ученый, не исследователь во взрослом понимании этих слов. Но он открывает что-то для себя в науке и в жизни.

” - Мне кажется, цель конкурса – научить ребенка работать с литературой, находить нужную информацию, перерабатывать ее и применять на практике, а потом самостоятельно приходить к каким-то выводам.

Для ребенка открытие, сделанное им самим, очень важно, и мы должны это ценить. Кроме того, работа предполагает достижение конкретного результата, продукта: это может быть рисунок, составленный ребенком словарик, написанная книга.

 

– Кто предлагает тему для школьного проекта?

Готового списка тем не существует, так что возможны варианты, но в любом случае мы должны исходить из интересов ребенка. Иногда он просто хочет поучаствовать в конкурсе проектов по биологии, потому что ему нравится учитель биологии, иногда заинтересован в какой-то конкретной теме. Например, одна из наших учениц с 6 класса занимается сложной темой, связанной с подстрочным переводом с английского языка, и регулярно выступает на конференциях. Бывает, что тему подсказывают родители. В прошлом году в нашей школе был случай. У мамы одного из учеников на работе птица свила гнездо – прямо между оконными рамами. Родилась идея понаблюдать за гнездом. Ребенок и мама вместе отслеживали, на какой день появились птенцы, когда начали летать и так далее. Я бы сказала, что

” - Идеальный вариант – это заинтересованное в работе трио ребенка, учителя и родителя, которые вместе могут генерировать идеи.

 

Школьный проект. Примеры школьных проектов, образец школьного проекта. Как помочь ребенку подготовиться к школьной научной конференции– А как избежать ситуации «папа решает, а Вася сдает»?

Обычно активное участие родителей в школьной жизни ребенка характерно скорее для начальных классов, но бывает по-разному. Безусловно, совместная работа ребенка и родителей полезна, однако есть опасность переборщить с инициативой. Мамы или папа не должны пытаться выполнить большую часть работы. Иначе вместо конкурса проектов для детей получится соревнование для родителей. Я бы посоветовала избегать чрезмерной направленности на результат. Родители часто хотят, чтобы ребенок не просто проявил себя и достойно выступил на школьном этапе, а обязательно попал дальше, на район и так далее.

” - С поиском информации в интернете и книгах ученик вполне справится самостоятельно. А вот вычленить из потока информации нужную, выстроить систему, отсеять лишнее – тут помощь мамы и папы будет кстати.

Не выбирать материал самому, а подсказать ребенку. Кроме того, если речь идет о работе, например, по биологии и ученику предстоит что-то выращивать, составлять дневник наблюдений, тут понадобятся чисто техническая помощь и руководство.

 

– Как проходит работа над проектом? Сколько времени занимает его подготовка?

–  Иногда приходится работать аврально, но обычно подготовка к школьному этапу занимает от 3 месяцев до полугода.

” - Научный руководитель вместе с ребенком и иногда вместе с родителем определяет тему. В его задачи входит также  структурировать работу и помочь ученику подготовиться к защите.

Работы детей разбиваются по секциям, в каждой секции работает своя комиссия, есть бланки, в которые заносятся результаты. Ребенок защищает свою работу в течение десяти минут, затем учителя и другие дети задают ему вопросы по содержанию работы. Вопросов не нужно бояться. Обычно их немного, 1 – 2, но это зависит от содержания работы и от того, насколько ребенок ярко и полно его раскрыл. В любом случае комиссия настроена доброжелательно, нет цели поставить ребенка в тупик. Педагоги выбирают, какие из представленных на школьном этапе работ можно отправить на следующий этап. Его организацией занимается уже районный отдел образования. Дальше – город.

” - Очень важно уметь представить свою работу. Случается, что она написана неплохо, а ребенок держится неуверенно и не отвечает на вопросы не потому, что чего-то не знает, а просто из стеснения. Все приходит с опытом.

 Чем больше ребенок выступает, тем увереннее это делает. Но некоторых детей практически невозможно этому научить, они только с возрастом обретают уверенность и преодолевают психологический барьер.

 

– В чем секрет хорошей работы?

– Ценится новизна и исследовательский компонент. Должны присутствовать оригинальность, «незатасканность» темы. Работа должна быть интересной, хорошо выстроенной по содержанию, а ребенок – хорошо ее защитить. 

 

Как должна выглядеть презентация?

”  Основная и наиболее распространенная ошибка – презентация полностью дублирует выступление ребенка. Он должен представить свою работу за десять минут, и нужно, конечно, не читать по бумажке, а рассказывать, лишь время от времени сверяясь с текстом выступления. А презентация – это сопровождение рассказа.

Допустим, я говорю о стихотворении, провожу его анализ. Презентация не дублирует мой текст, а представляет само стихотворение. В презентации материал должен быть наглядным, ярким, в ней появляется то, что трудно уместить в текст выступления. Приветствуются иллюстрации, схемы.

 

– Стоит ли настаивать на участии ребенка в конкурсе проектов?

– Мне кажется, в последние годы сократилось количество детей, желающих участвовать, ведь это дополнительная нагрузка. Обычно проявляют инициативу те дети, которые хорошо учатся и без того загружены. Иногда они берутся за работу, а потом отказываются, не справляются. Родителям можно порекомендовать не гнаться за результатом, не настаивать на участии в конкурсе.

Оформление школьного научного проекта: важные мелочи

– Работа оформляется для конкурса проектов оформляется в виде печатного текста объемом 10 – 12 страниц формата А4, интервал – 1,5, кегль – 14, шрифт – Times New Roman,  – рассказала Татьяна Николаевна Сизых. – Структура работы должна выглядеть следующим образом.

  1. Титульный лист.
  2.  Введение (обосновывается выбор темы, актуальность, проблема проекта, постановка цели, задач, инструментария их реализации, использование технологий, методик, литературы, источников, планирование и так далее).
  3. Основная часть (теоретическое обоснование выбранной темы (решения проблемы), поэтапность выполнения).
  4. Заключение (выводы, решение проблемы, рефлексия по поводу завершения проекта, трудности и успехи в период работы над проектом, достижение конечной цели, область применения, результативность, перспективы дальнейшей работы).
  5. Список литературы.
  6. Приложение (фото, видеоотчеты, схемы, графики, рисунки, анкеты соцопроса, расчеты и др.). 

 

Титульный лист и список литературы оформляются по следующему образцу:

(Кликните на фото для увеличения)

 

Жюри оценивает работу по следующим критериям:

  • умение выделить и сформулировать проблему, определить цель и задачи проекта;
  • оригинальность идеи, исполнения, результатов проекта;
  • наличие исследовательского компонента в проекте;
  • возможность практического применения проекта в целом или его отдельных результатов;
  • степень самостоятельности автора проекта;
  • качество оформления проекта;
  • качество презентации проекта;
  • уровень защиты проекта, ответы на вопросы, культура общения.

 

На защиту проекта автору или авторам отводится 10 минут, за это время они должны обосновать выбор темы и проблему проекта, сформулировать поставленные задачи, описать процесс их решения, четко сформулировать полученные результаты и выводы.

9.10.2015
Беседовала Татьяна Яковлева

 

 

Полезно? Поделитесь в соцсетях этой ссылкой с другими мамами!

   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
Я (Гость) (23/12/2023)
Как тяжело меня
Задача про лапы решена не верно. ОДЗ - куры>=2, кролики >=2. Если бы в условии задачи было бы написано, скажем так, в клетке сидит некоторое количество кур и кроликов, то вариантов было бы пять. А так как в клетке сидят курЫ и кроликИ, то каждого вида живности по любому больше одного. ИМХО :)
Очень интересно, отмечусь.
Гость (04/11/2020)
Возможно здесь ошибка: "Это действие продолжают до тех пор, пока числа в паре не уравняются – это и будет наибольший общий множитель."
Должно быть: "... делитель"
alexok (29/10/2020)
Гость, спасибо за внимательность! опечатка исправлена
Гость (25/10/2020)
Здесь ошибка: "Пусть n=1. Тогда y=5, x=24. 13*(14)-36*5=2"
должно быть x = 14.
Какая хорошая статья. Спасибо.
Сейчас много общаюсь с детьми, стала замечать как все грустно даже с устной речью. Познакомилась с русским мальчиком, который детство провел во Франции. Не в пример лучше образован и совершенно иной уровень владения русским языком. Не в пользу соотечественников, увы. Школа и эмигрантская среда бывших русских аристократов дают прекрасное образование. Снимала шляпу перед ними.
_ _ _
Одна из задач на ближайшее время. Стихи и пересказ. И денег/сил особых не требует, и старания не пройдут даром.
Ольга Вуаля (22/09/2017)
Так это диофантовы уравнения! Именно они у меня напрочь стерлись из школьного курса.
Отмечу тему)
burya (14/09/2017)
Пересказ – один из важнейших навыков обучения. Некоторые родители безосновательно считают, что он используется исключительно в младших классах, и можно «проскочить» через этот этап работы с текстом. На самом деле пересказ – это основа для сочинения – допуска к Единому госэкзамену, для всех школьных рефератов и студенческих конспектов.

Поскольку учиться пересказывать нужно еще до школы, важно, чтобы родители уделили этому серьезное внимание.

Как научить ребенка пересказывать текст, и почему это важно

Lyudmila1988 (21/08/2017)
У нас и в подготовишке такие родители были, что охали, как тяжело.
Я лукавить не буду, в самом начале посидела с ребенком несколько раз.
Далее - сама, только проверяла. Ну и читала она нам в слух.

Посмотрим, что будет в школе. А то, может, рано радуюсь :haha:
NatalySunny (02/03/2017)
Марина&Аленочка
Спасибо, прям обнадежили. А то только и читаю везде сейчас как детям в школе тяжело и что родители до ночи с детьми сидят за уроками.
NatalySunny
И тогда и сейчас были и есть детки, которые учатся самостоятельно и делают уроки сами.
Есть такие, которым помощь действительно необходима. И это не обязательно от того, что "о как грузят сейчас в школах" :o
Зависит от многих факторов. И от мотивации на учебу, и вообще от степени обучаемости ребенка, и от физического состояния, и от психологического. Много от чего :aga-aga:
NatalySunny (01/03/2017)
Как страшно жить... Когда я сама училась в школе мне ВООБЩЕ не требовались родители для выполнения домашних заданий и в принципе для учебы. Где те прекрасные добрые времена? С ужасом жду, когда мои дети пойдут в школу...
burya (24/02/2017)
Уже в расписании второклассников появляется два урока иностранного языка, а многие дети попадают в языковые школы и того раньше. Часто они остаются один на один с непонятными словами и буквами, ведь их папы и мамы либо забыли, либо изучали в школе другой язык. Однако и в этом случае у родителей есть возможность помочь ребенку.

Несколько простых практических советов от учительниц иностранных языков, которые подойдут абсолютно всем мамам!

Как помочь ребенку учить иностранный язык, особенно если сам его не знаешь…

1 | 2   
Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться