Пиши, читай, публикуй: текст как терапия, часть 2
Что меняется для автора с публикацией его текста? Сохраняется ли терапевтический эффект при предъявлении написанного читателю? Для чего вообще обнародовать тексты? А зачем читать? Разбираемся в новой колонке вместе с психологом Евгенией Пельтек.
Из монолога в диалог
Текст, написанный «в стол», представляет собой монолог автора, его общение с самим собой. Это способствует стабилизации эмоционального состояния. Однако когда стабильность достигнута, такая рефлексия наедине с собой напоминает варку в собственном соку. Без обратной связи, без редактуры человек зацикливается и перестает понимать, где реализует полезные стратегии, а где – не очень.
Обнародование позволяет перевести тот же самый текст в режим диалога и получить обратную связь от других людей. «Текст живет, только соприкасаясь с другим текстом. Только в точке этого контакта текстов вспыхивает свет, освещающий и назад и вперед, приобщающий данный текст к диалогу», - писал русский философ, филолог М. М. Бахтин, показывая, что монолог автора, не обращенный ни к кому – не имеет никакого смысла.
" Главное, что меняется в тексте с публикацией: он перестает быть зацикленным сам на себя.
Просьба, претензия, приказ, жалоба, критика или иное, содержащееся в нем, послание и то, как автор с ним обращается, теперь адресованы не только ему самому и компании его внутренних персонажей, но и читателю.
Важно понимать и другое: диалог текстов – условен и опосредован. От общения в реальной жизни его отличает то, что текст растянут во времени, и к моменту читательской реакции зачастую утрачивает остроту и актуальность для автора.
После публикации работа над текстом - дело читателя. Автор же волен превратиться в наблюдателя и извлечь ценный опыт и информацию из читательской реакции.
Чтение как диалог
А зачем читателю читать и тем более – реагировать?
То, что чтение является терапевтическим процессом - давно и убедительно доказанный факт. Библиотерапия (то есть исцеление книгой) – один из разделов арт-терапии и успешно применяется для коррекции эмоционального состояния, а также в качестве поддерживающей терапии.
Если вкратце – суть метода основана на проективном механизме узнавания.
" В ходе чтения человек осознает, что его проблемы не уникальны.
И, пока герой справляется со своим сюжетом, читатель эмоционально включается в процесс и обретает понимание собственной ситуации.
Как это происходит?
В библиотерапии выделяют четыре универсальных базовых неспецифических процесса, которые, в общем-то, и побуждают нас читать.
- Успокоение. Литература как эксперт
Чаще всего здесь речь о специализированной литературе и экспертных материалах, хотя порой такую функцию берет на себя и художественная литература. Обеспокоенный читатель чувствует себя более стабильно, когда получает знания о собственной проблеме из источника, который считает авторитетным. Экспертные материалы раскладывают проблему «по полочкам», показывают читателю, что его проблема встречается сплошь и рядом, решаема, понятна.
- Удовольствие. Литература как развлечение
Читать – это весело. Особенно, когда читатель узнает себя в герое и радуется его успехам. Или наоборот – испытывает превосходство, понимая: «уж я бы так никогда не вляпался»!
- Чувство уверенности в себе. Литература как поддержка
Автор (или герой) может, и я смогу! Примерно так мы рассуждаем, когда читаем истории успеха, сюжеты о преодолении трудностей и биографии замечательных людей. Такая литература дает опору и поддержку тем, кто в себе не уверен.
- Высокая психическая активность. Литература как стимул
Литературные произведения активизируют эмоциональный фон. Соприкасаясь с тем, что происходит в тексте, реагируя на похождения героя или рассуждения автора, читатель на деле встречается с собственными чувствами и дает им место для проживания в безопасных локациях литературного произведения. Эти эмоции могут совпадать с замыслом автора, а могут ассоциативно возникать у читателя, вне строгой зависимости от сюжета.
Разумеется, это срабатывает не только при чтении художественной литературы под контролем терапевта в кабинете психологической помощи. Стихийно процессы узнавания и эмоциональной проработки собственных травм (как и процессы сопротивления этому) включаются у читателя при соприкосновении с любым текстом, который он для чего-то читает.
" Новости, статьи, посты в социальных сетях и блогах – все это повод и возможность получить эмоциональную разрядку, поддержку, удовольствие, указание или разрешение.
Когда автор нажимает на кнопку «отправить», текст автоматически становится достоянием читателя, который ищет один из четырёх (либо все четыре) способа контакта с текстом.
Публикация как диалог
А что это на практике означает для автора? Будучи опубликованным, текст перестает напоминать индивидуальную терапию. Теперь это - запрос на коммуникацию с читателем.
Интересно, что читательские и писательские неспецифические общие базовые процессы во многом совпадают. Когда человек пишет (не обязательно для публикации), то руководствуется ровно теми же неспецифическими типами мотиваций. Меняется лишь угол восприятия и уровень активности. Напомню их:
- Успокоение. Экспертная позиция
Прорабатывая какую-либо проблему в художественном, публицистическом материале (или посте), автор, как было показано в предыдущем материале, всегда действует в зоне собственного внутреннего конфликта. Раскладывая проблему «по полочкам», находя решение и выход, он обретает стабильность и устойчивость.
- Удовольствие. Литература как развлечение
Писать – это тоже удовольствие. Иначе, учитывая уровень эмоциональных и умственных затрат, этим мало кто занимался бы. Узнавать себя в собственных героях или, наоборот, отстраняться от них, испытывая радость превосходства.
- Чувство уверенности в себе. Литература как поддержка
Подпитывает свою уверенность рассказом о своих успехах (или успехах своих героев).
- Высокая психическая активность. Литература как стимул.
Автор выплёскивает на бумагу острые переживания либо приписывает их героям текста (вымышленным или реальным).
До тех пор, пока автор пишет эти тексты «в стол», они остаются отражением, проработкой и разрешением его внутреннего конфликта.
" Но как только автор нажимает на кнопку «отправить» и размещает текст, например, в чате или социальной сети, написанное становится актом общения и теперь запрос на успокоение, поддержку, активацию или удовольствие направлен читателю.
Адресат из внутреннего, то есть одной из субличностей автора, автоматически трансформируется во внешнего – читателя.
Фактически автор предлагает в тексте свой опыт. Причем делает это ровно из той точки конфликта, в которой остановился сам. Если конфликт разрешен – читатель может усвоить способ его разрешения (или не сделать этого). Если конфликт в разгаре - он волен в него вмешаться или остаться в стороне.
Текст и законы групповой динамики
С момента обнародования дальнейшая жизнь текста подчиняется законам социального взаимодействия, где роль автора, как ни странно – пассивна. В отличие от роли читателя.
Художественный, публицистический, даже личный текст (в том числе – адресное письмо) – на время (равное продолжительности его жизни и влияния на читателя) становится ядром всплеска групповой динамики.
Справка: Термин «групповая динамика» ввел Курт Левин, чтобы описать процессы формирования и распада социальных групп. Объединяясь в группы с общими целями (одна из важнейших и универсальных целей – реализация потребности в общении), люди проходят стадии сравнения и конкуренции, иерархического распределения ролей и сплоченности и, наконец, распада. Роль, которую играет в группе каждый ее член, можно определить количественными методами. Отрасль социальной психологии, которая этим занимается, называется социометрия (автор метода - Дж. Морено). Социометрическая процедура заключается в том, что членам группы предлагают анонимно перечислить в порядке предпочтения товарищей по группе, с которыми они хотели бы вместе заниматься различными видами социальной активности – работать, отдыхать, играть в теннис и т. п. Роли определяет статистика групповых предпочтений.
Как групповая динамика и социометрия соотносятся с публикациями?
Например, отношения с художественным текстом, как правило, складываются у каждого человека индивидуально. Однако каждое яркое произведение активирует читательские обсуждения, с обработкой смысла и раздачей оценок автору и героям, прежде всего, через сравнение их с собой и своей жизнью.
" В зависимости от полученных выводов автор на время «объявляется» читательскими группами – «мессией», «глупцом», «знатоком», «настоящим маргиналом» и т. д.
Так текст становится социометрической шкалой, по которой читателю удобно измерять собственный социальный потенциал.
Текст и социальные сети
Еще нагляднее формирование такой шкалы можно проследить на публикациях в социальных сетях. Во многих отношениях этот устойчивый современный способ коммуникации представляет собой непрерывную социометрическую процедуру. Шкалы измерения социального «веса» человека, уровня его влияния, стабильности положения в данной группе в социальный сетях и блогах видимы, заметны. Подписки, «лайки», «охват» буквально превратились в вид современной валюты, их можно монетизировать.
Текст, опубликованный в публичном пространстве, уже по факту своего существования и вне зависимости от желания автора включается в иерархию местной социометрической шкалы. В соцсетях фиксируется количество просмотров, «одобрений», комментариев и «подписок» на автора.
" Но главное – каждая публикация получает свой характерный круг читательских откликов (или их отсутствие).
Текст и групповые роли
Предъявляя свой текст на широкую (или не очень) публику, автор заявляет о себе, и – сознавая это или нет – вступает в опосредованный диалог с читателями. Он хочет поддержки, признания, помощи, порой - подчинения. В зависимости от того, насколько энергично и аргументированно он это делает, читательское окружение приходит в движение. Один согласен с автором, другой «благодарен за информацию», третий – готов помочь, а четвертый волнуется – не займет ли этот новоявленный эксперт, «командир» или «жалобщик» его собственное место в сердце читателя.
Динамика читательской реакции редко бывает случайной. Каждый конкретный текст автор пишет из какой-то социальной роли (например, этот текст – экспертный, возможны и другие роли, важно учитывать зону «слепого пятна» автора). Пока писатель обращается сам к себе, это не имеет специфического социального значения. Но как только текст попадает в информационное поле и занимает в нем свое место – его участники «считывают» посыл.
" Любопытно, что для самого автора роль, из которой он пишет, часто находится в зоне «слепого пятна». Прояснить эту роль в этом случае помогает читательская реакция.
Существует немало классификаций групповых ролей, универсальную, базовую модель предложил Р. Шиндлер.
Это пять основных ролей:
- Альфа (лидер)
- Бета (эксперт)
- Гамма (поддерживающий лидера)
- Омега (отвергаемый)
- Пи (оппозиционер, противник лидера)
Это «базовая» модель. В расширенном варианте дифференцируются роли участников-гамма. Выделяют, например, такие устойчивые ролевые модели как: «любимчик», «шут», «моралист» и т. д. Однако основа групп формируется с распределением основных ролей.
Текст, включаясь в информационное поле, транслирует одну из таких базовых ролей. Читатели распознают в нем:
- «лидера», который увлекает за собой,
- «эксперта», который «разъясняет суть»,
- «рядового», продвигающего авторитетную фигуру (или концепцию, школу),
- «отвергаемого», обозлённого на весь мир,
- бунтаря-«оппозиционера» с баррикад.
Реакция читателя на текст, таким образом, зависит от того, с какой ролью он в данный момент идентифицирует себя и того, какие потребности вышли на первый план.
Например: ассоциируя себя с «лидером» и испытывая потребность в успокоении, читатель с одобрением воспримет экспертный текст, начнет искать в нем доказательства собственных мыслей, вероятно, постарается присвоить и распространить понравившиеся идеи. Другой «эксперт» может воспринять информацию «в штыки» и открыть дискуссию, богатую специализированными терминами. На текст из позиции «отвергаемого» реакция, скорее всего, будет отсутствовать, «оппозиционер» же, вероятно, получит поддержку других оппозиционеров и «нагоняй» от «альф» и «гамм».
" Таким образом, публикация текста позволяет автору не только выгрузить эмоции, обнаружить и отрефлексировать свой внутренний конфликт, но и вступить в диалог с внешней фигурой читателя, протестировать свой способ решения проблем, увидеть, из каких социальных ролей он транслирует разные тексты. И то, насколько ему комфортно в этой роли и в данной группе.
Читатель, реагируя на текст, фактически проделывает ту же самую работу, что и автор, но с более защищенной, пассивной позиции.
Для того, чтобы безопасно и с пользой писать и публиковать тексты, важно помнить: экспрессивный текст «в стол» помогает стабилизировать неустойчивое эмоциональное состояние, публикация текста – исследовать и скорректировать поведенческие стратегии.
А когда нет ресурсов для писательских практик и публикации, на помощь приходит терапия чтением.
Евгения Пельтек,
психолог, арт-терапевт, педагог по писательскому мастерству.
6.04.19