/Занятия и игры для детей/Игры и развитие детей от 1 до 3 лет

Игры с малышами: от года до трех

во что играть с детьмиВо что играть с ребенком, которому еще нет трех лет? Некоторые идеи лежат на поверхности, но родители почему-то забывают о них: устроить домик в шкафу, разглядывать свои следы...

Можно пойти более сложным путем и начать развивать память, речь и логическое мышление малыша, подготовив элементарные пособия.

Развиваем логику

Разрезные картинки

На картоне рисуются простые картинки овощей, фруктов, животных, предметов, людей и т.д. Размером с ладошку и меньше (в зависимости от возраста ребенка). Каждая разрезается на две части. Только не на левую – правую, а нижнюю – верхнюю. Нужно собирать «пазл».

Что лишнее?

Квадратную картонку карандашом делят на четыре части, в три квадратика клеят овощи, а в четвертый – транспорт, например. Чем старше ребенок, тем ближе лишняя категория. Например, 3 овоща и 1 фрукт.

Что откуда?

Берутся тематические картинки: огород, сад, лес. На маленьких карточках: грибы, ягоды, овощи, фрукты. По одной показывается, говорится, что где растет. Потом можно спрашивать ребенка. Аналогично можно сделать с животными (кто где живет) и так далее.

Что пригодится?

 На картонке в половину А4 картинка, как девочка расчесывает куклу, купает, гуляет на санках, кормит, укладывает спать и т.д. На маленьких карточках отдельно рисуется расческа, ленточки, тарелка, ложка, подушка. Показываем одну картинку, например, где купаются. И две карточки: полотенце и кастрюлю. Ребенок выбирает, что сейчас нужно, чтобы вытереться и т.д.

Карточки

Вам приходят рекламные буклеты или бесплатные цветные газеты? Или, может, у вас есть много старых журналов? Берите ножницы и вырезайте картинки. Все что угодно, как для альбомчиков. Картинки хорошо бы наклеить на прочный картон.

Такими карточками можно играть во множество развивающих игр.

  1. Карточки можно просто раскладывать на кучки (в конвертики, коробочки) «по темам». Изучаем обобщающие слова: мебель, еда, одежда, дикие животные, домашние животные, растения, транспорт, бытовая техника, игрушки, ...
  2. Выкладываете перед ребенком несколько карточек с общим признаком, а одну «лишнюю». Ребенок должен убрать «лишнюю». Например: яблоко, хлеб, йогурт, ножницы. Или сложнее: яблоко, груша, слива, помидор.
  3. Животные и что они едят. Выкладываете перед ребенком карточки с животными. Отдельно «в кучу» – с тем, что эти животные едят. Ребенку надо накормить животных. Например: к карточке с мышкой надо положить карточку с сыром, зайчику – морковку...
  4. Кто что «дает». Так же, как и в предыдущем пункте, только раскладываем так: курица – яичко; коровка – молоко, масло, сыр,...

Кто где живет

Те же карточки с изображениями животных можно раскладывать на большой карте мира по принципу кто где живет («Развезти животных по домам»). Например: кенгуру – в австралию, пингвине – в Антарктиду и т.д...

 

Поделки и рисование

Первые аппликации

Научить малыша пользоваться ножницами можно, если вместе с его пальчиками в «колечки» ножниц мама вставит и свои. Детям очень нравится вырезать, да и тренировка для руки хорошая.

Заранее вырежьте несколько простеньких (можно геометрических) фигурок. Придумайте из них картину (машину, цветок, дом, елку…). Разложите фигурки на листе в соответствии с задуманной картиной и обведите карандашом. Теперь покажите ребенку, как приклеивать фигурки, каждую на свое место. Клеить очень удобно клеящим карандашом.

Очень интересные аппликации можно сделать, используя вырезанные мамой картинки из журналов (машины, люди, предметы мебели и пр.)

Рисуем на крупе

Берем плоский поднос. Насыпаем мелкой крупы ровным тонким слоем. Ребенок может рисовать на подносе, проводя пальчиком по крупе.

Обводим предметы

Покажите ребенку, как обводить предметы – монетку, кружку, свою руку, как проводить линию по линейке. Можно еще взять в руку сразу несколько фломастеров разного цвета и провести несколько волнистых линий – получится довольно красиво.

Раздай шарики

Детям, которые еще не в состоянии нарисовать что-либо (отличное от «каляки-маляки»), можно помочь сделать первый шаг к рисованию чего-то конкретного.

" Нарисуйте ребятишек (по принципу «палка, палка, огуречик») разного цвета. А над ними в другом порядке цветные шарики. Ребенок должен «раздать шарики» детям. Т.е. нарисовать ниточки от шариков к руке человечка (соответственного цвета).

Аналогично можно «раздавать машинки», которые человечки должны тянуть за веревочку.

 

Знакомство с математикой

развивающие игры до 3 летГаражи

Берем несколько разных коробок. Наклеиваем (или пишем) на них цифры. Те же цифры приклеиваем скотчем на машинки. Теперь надо развезти все машинки по своим гаражам.

Цилиндрики

Черенок для лопаты распиливаем на цилиндрики. Надо по 5 штук пяти размеров. Например, по штук высотой 3,6,9,12,15см. Затем одинаковые по размеру цилиндры раскрашиваются в 5 цветов (чтобы получилось каждого цвета 5 размеров). Играть можно так:

  1. строить заборчики по любой закономерности (по высоте, по цвету, по убывающей, красный высокий-синий высокий-красный пониже-синий пониже и т.п.) – вводится понимание рядов!
  2. изучаем цвета,
  3. изучаем понятия выше – ниже, длиннее – короче,
  4. можно изучать счет,
  5. можно сортировать по любому признаку (понятие множества),
  6. ну и наконец, можно ими играть, как простыми кубиками или строительным материалом.

Точка, линия, отрезок

Каждый ребенок – это точка.  Если дети возьмутся за руки, то получится линия. Если где-то посередине один из детей поставит руку на пояс, то получится луч. Если в луче еще один ребенок поставит руку на пояс – отрезок. Одна ребенок – «точка», а вокруг нее хоровод «равноудаленных» детей – будет окружность.

 

Учим цвета и буквы

Собери команду

Берем цветной картон, режем на полоски (4-5 см) и для них кружочки этого же цвета (диаметром 3-4 см), вместе раскладываем на полосочки, сохраняя один цвет. Можно сделать не только кружочки, но и квадратики, треугольнички.

Вторая ступень этой игры: вырезаются предметы одного цвета. Например, желтого: конфета, лимон, бантик и т.д. Подготовить листы цветного картона этих же цветов и также раскладывать по цвету.

Цветовое лото

На белом картоне рисуется 4 квадратика, приклеиваются цветные кружочки в каждый квадратик, а кружочки из картона этих же цветов нужно разложить соответственно на карточку (по типу лото).

Учим цвета и развиваем дыхание

Нужно взять несколько пластмассовых колечек двух цветов, поделить их на 2 "команды". Сымитировать футбольное поле (лучше это делать на широком стуле) и, встав по разные стороны стула, дуть, забивая голы. Получается весело и интересно.

Кубик, все грани которого разного цвета

Катая его по полу, можно просить малыша быстро называть цвет той грани, которая оказывается сверху.

Кубики с буквами

Кидаем деревянные кубики с буквами. Ребенок должен назвать, какая буква выпала. Если назвал правильно этот кубик выиграл он, если неправильно родитель. После того, как кинули все кубики, считаем, у кого больше. Кто победил - получает конфету. Ну и, естественно, по ходу игры неизвестные буквы мама называет, проговаривает 10 раз и заставляет 1 раз повторить.

 

Простые идеи для дома и улицы

чем занять ребенкаЗеркало

Ребенок располагается лицом к вам и делает какие-то движения. Вы начинаете повторять их, как зеркало. Потом меняетесь ролями.

Помогаем по дому

Отличная игра – мыть пол шваброй, протирать холодильник, помогать что-нибудь готовить. Игрушки на кухне – кастрюли, чашки, ложки, миксер. Любят малыши и помогать папе – крутить шурупы, например.

Лепка

Мама лепит из пластилина стереометрические фигуры и называет их. Например, шар, куб, цилиндр, конус, пирамида (правильная), тор. Можно их лепить большие и маленькие, разного цвета.

Можно слепить с ребенком из пластилина морковку, косточку, сыр и т.п. Если игрушечные звери, то «накормить» каждого тем, что он любит. Можно кормить и нарисованных зверей. Главное, смотрите, чтобы ребенок сам не наелся пластилина.

Камешки

Гуляя, можно собирать камешки, обговаривать цвет, размер, форму, проговаривать их на английском языке и т.д. А потом бросать их в реку.

Следы

Покажите ребенку, как оставлять след от ботинка на снегу. Обратите его внимание на узор. «У мамы – такой, а у тебя?» Многих детей это очень забавляет. А какие следы оставляют птички? А вон собачка пробежала...

Что там такое голубое?..

Вам понадобится полая трубка, через которую можно смотреть. Если же вы воспользуетесь настоящим биноклем, то не забудьте приспособить его к глазам ребенка.

Взгляните в бинокль и скажите:

Я вижу в бинокль что-то голубое

Это стул? Нет, это не стул...

Это пол? Нет, это не пол.

Может быть это мой ботинок? Да, это мой ботинок...

Теперь предложите посмотреть в бинокль малышу и повторите игру. Побуждайте ребенка говорить. После того как вы спросите: «Это стул?», попросите его сказать: «Hет, это не стул». Скорее всего, в начале игpы он будет отвечать односложно: «нет», но со временем начнет добавлять и дpугие слова.

Игра в домик

 Расстилаем коврик в шкафу и садимся в него. Когда дверь закрывается - становится темно, но в этом нет ничего страшного, ведь можно в любой момент включить свет - зажечь фонарик!

Можно организовать домик под столом дом, накрыв стол покрывалом.

эксперименты для малышейЦветные льдинки

Кубики изо льда – это очень интересная игрушка для ребенка.

  1. Можно положить на стол и смотреть, как она растает.
  2. Можно положить в воду и смотреть, как она плавает и тает.
  3. Можно щелчками погонять ее по столу (здорово катается!).

А еще лучше сделать цветные ледяные кубики. А может, найдутся и другие формы? Если в стакан налить воды на донышке – круг. Можно нарезать стаканчики из-под йогурта, чтоб они занимали меньше места, высотой 2-3 сантиметра. Или, может, у вас есть формочки для печенья?

Покрасить воду можно чем угодно начиная от пищевых красителей (для малышей) и до акварели, гуаши, чернил. Когда цветные льдинки готовы, можно идти на улицу и творить! Можно сделать что-то из снега, а потом выложить цветными узорами.

Величина

Берем машинки разных размеров. Подбираем подходящие по размеру «гаражи»-коробки.

Копилка

В маленькой коробочке сделайте прорезь, чтобы легко проходили монетки боком. Покажите ребенку, как собирать монетки в коробочку через эту прорезь. Вот увидите – ребенку очень понравится скидывать туда монетки, а потом открывать коробку, высыпать монетки и начинать все заново.

Игрушки в крупе

В глубокую, но не большую чашку насыпать крупы. Показать ребенку пару мелких игрушек и закопать их в крупу. Ребенок, погрузив руки в крупу, должен их найти. Хорошо развивается мелкая моторика и тактильные ощущения.

 

 
 

 

Обновлено 20.05.2021
Подборку сделала Marinqa
   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


ВикторияТ28 (08/04/2015)
Спасибо! будем пробовать)
Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться