Новогодняя кулинария. Рецепты

/О детях/Школа/Высшее и среднее профессиональное образование

Целевой прием-2024: новые правила

Что означает «целевое обучение»

 

 

Правительство весной этого года утвердило новое положение о целевом обучении. Новые правила поступления на целевые места действуют с 1 мая 2024 года.

Расскажем, что поменялось в условиях целевого приема и обучения для заказчиков и абитуриентов.


Что означает «целевое обучение»

Целевое обучение – это обучение профессии в вузе по целевому направлению от будущего работодателя. То есть, когда предприятию или учреждению требуются квалифицированные кадры, оно направляет выпускников школ на учебу с тем, чтобы они отучились и пришли к направителю работать.

" Для этого между работодателем и абитуриентом заключается договор, по которому первый обязуется по окончании обучения принять второго на работу, а второй – освоить необходимую образовательную программу и отработать у заказчика определенный срок. 

Целевое обучение часто предполагает поступление по специальной квоте. Доля бюджетных мест на федеральную целевую квоту утверждается ежегодно Правительством РФ, в регионах каждый субъект утверждает свою квоту самостоятельно.

" Федеральная квота на целевое обучение в 2024-2025 учебном году утверждена в количестве 145 тысяч мест. Это чуть больше 23% всех бюджетных мест, выделенных в 2024/25 учебном году.

В феврале этого года правительство утвердило квоты приёма на целевое обучение в вузах на 2024 г.  почти по 900 направлениям подготовки. Численно целевых мест в этом году стало больше на 6% по сравнению с прошлым годом, но их доля в общем количестве бюджетных мест осталась примерно такой же, как и раньше.

Традиционно большие доли бюджетных мест выделены под целевое обучение по оборонным, медицинским и инженерным специальностям, а также тем направлениям, которые связаны со строительством и эксплуатацией железных дорог, мостов и транспортных тоннелей:

  • На специальностях «Лечебное дело» и у «Педиатрия» 76% бюджетных мест будут целевыми (на 1% больше, чем в прошлом году). 
  • Для обучения проектировщиков авиационных и ракетных двигателей выделят 70% бюджетных мест (на 10% больше прошлогоднего). 
  • На специальностях «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей», «Подвижной состав железных дорог», «Испытание летательных аппаратов», «Радиоэлектронные системы и комплексы», «Специальные системы жизнеобеспечения» 60% бюджетных мест выделено целевикам. 
  • На педагогических направлениях бакалавриата сохранили квоту в 30%.
  • По всем научным специальностям в аспирантуре доля целевых бюджетных мест составит 35%, по сравнению с прошлым годом она выросла всего на 2%.

В прошедшем учебном году по договорам целевого обучении в вузах страны училось более 200 тысяч человек, подавляющее большинство за счет федерального бюджета. Чуть больше 40% от общего количества целевиков получают медицинское образование, 10,5% – педагогическое.

 

Преимущества целевого обучения 

Для абитуриентов – это возможность поступить на бюджет даже с невысокими баллами ЕГЭ, поскольку прием по направлению идет по отдельному конкурсу, и проходной балл в нем ниже, чем в общем. 

В период обучения многие целевые студенты получают стимулирующую поддержку от заказчика – это может быть дополнительная стипендия, оплата расходов на транспорт, общежитие или обучение  за рамками образовательной программы, а сразу после получения диплома имеют работу. 

Для заказчика же целевики – это возможность сначала выбрать среди абитуриентов подходящего сотрудника (для этого проводят собеседование и тестирование школьников), затем – контролировать его обучение, чтобы на выходе получить квалифицированного специалиста.

Поправки, внесенные в закон об образовании весной 2023 года, коснулись и уточнения определения целевого обучения: в новой редакции оно трактуется как «получение гражданином профессионального образования в соответствии с договором, предусматривающим трудоустройство гражданина по завершении им обучения и осуществление им трудовой деятельности в соответствии с полученной квалификацией».

Сначала его предлагалось определить как «целенаправленный процесс обучения по образовательным программам среднего профессионального или высшего образования, осуществляемый на основании договоров о целевом обучении». Но в итоге акцент сделали именно на последующем трудоустройстве.

Для заказчика же целевики – это возможность сначала выбрать среди абитуриентов подходящего сотрудника

Новое в содержании и порядке заключения договора о целевом обучении

Количество договоров

Раньше правила разрешали заключать несколько договоров и подавать документы в пять вузов. Новый порядок ограничивает возможности целевиков одним договором с одним заказчиком для одного вуза и одной специальности (это пока не коснется магистратуры и аспирантуры). Тех, кто поступит на бюджет по квоте и откажется заключать договор, отчислят или переведут на платную основу.

" В таких условиях для увеличения шансов на бесплатное образование целесообразно будет подать заявления и на целевое обучение – в один вуз на одну специальность, и на участие в общем конкурсе – в пять вузов на пять направлений подготовки в каждом.

 

Стороны договора

По прежним правилам в договоре были две основные стороны: заказчик и гражданин, третьей дополнительной стороной может выступать образовательная организация и работодатель. Это означает, что раньше за успеваемостью целевика должен был следить заказчик. После 1 мая 2024 года вуз стал третьей обязательной стороной. Заказчик теперь будет прописывать в договоре требования к успеваемости студента, а вузы станут контролировать соблюдение этих требований и информировать организацию об успеваемости будущего сотрудника. Третьей дополнительной стороной также сможет стать работодатель.

Иногда заказчик и работодатель – не одна организация, работодателем может быть структура, которая подчиняется заказчику или связана с ним.


Срок отработки по договору

Новые правила устанавливают максимальный срок отработки после окончания обучения в месте, определенном заказчиком – он не может быть более пяти лет. Сейчас верхняя граница не установлена, есть только минимум в три года, он останется без изменений.
 

Время заключения  договора

В 2024 году подписать договор можно будет только после зачисления, но до начала учебного года (в прошлом году договор заключали до зачисления). 

Те, кто уже учится, тоже могут стать целевиками, в этом случае срок заключения договора определяет заказчик. 
 

Обязательства и ответственность сторон договора

Помимо обязательств заказчика по трудоустройству целевика и предоставлению ему на время обучения мер поддержки, в договор могут быть включены еще условия о прохождении практики у заказчика, его требованиях к успеваемости своего потенциального сотрудника и санкциях за невыполнение этих требований. 

" Если заказчик не выполнит обязательства по договору или расторгнет его в одностороннем порядке, он должен будет заплатить целевику компенсацию – три среднемесячные зарплаты, которые выплачиваются в регионе несостоявшегося трудоустройства.

Если же студенту не предоставят обещанные меры поддержки, он сможет досрочно расторгнуть договор.

Штраф грозит заказчику целевого обучения в случае отказа заключить договор со студентом, зачисленным на место для целевого обучения, или расторжения договора до прохождения первой промежуточной аттестации. Размер такого штрафа – сумма расходов бюджета, направленных на обучение. Если то же самое сделает целевик, его отчислят. 

Пополнение списка заказчиков целевого обучения

Пополнение списка заказчиков целевого обучения

По действующим правилам в перечень заказчиков целевого обучения входят: 

  • федеральные министерства и ведомства, органы государственной власти и местного самоуправления; 
  • государственные и муниципальные учреждения, унитарные предприятия;
  • государственные корпорации и  компании;
  • хозяйственные общества, в уставном капитале которых присутствует доля РФ, субъекта РФ или муниципального образования;
  • организации, включенные в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса;
  • акционерные общества, акции которых находятся в собственности или в доверительном управлении государственной корпорации;
  • организации, которые созданы государственными корпорациями или переданы государственным корпорациям.


Во вступительную кампанию 2024 этот список пополняют:

  • резиденты особых экономических зон, зон территориального развития, Арктической зоны и свободного порта Владивосток;
  • организации, получившие статус участника проекта на территориях инновационного центра «Сколково» или относящиеся к международному медицинскому кластеру, а также инновационные научно-технологические центры;
  • организации со статусом участника Военного инновационного технополиса «Эра» Министерства обороны.

Названные организации должны находиться в этих статусах не менее трёх лет. 

Заказчиками целевого обучения не могут стать лица и организации, находящиеся под юрисдикцией стран из перечня недружественных, а также те, кого признали иноагентами. Для приема по квоте заказчиками могут быть только государственные органы, корпорации и организации, в уставном капитале которых есть доля государства.

 

Где искать заказчиков

С 1 мая 2024 года заказчики целевого обучения публикуют свои предложения на Единой цифровой платформе «Работа в России» (trudvsem.ru), в разделе «Целевое обучение». Срок размещения предложений – до 10 июня каждого года, то есть на ближайший учебный год предложения сформированы.

В предложениях заказчиков можно найти следующую информацию:

  • в каких вузах и по каким специальностям будет проходить целевое обучение; 
  • сколько договоров и с поступающими на какие именно направления подготовки в какой образовательной организации (конкретном вузе или колледже) планируется заключить;
  • где и кем будет работать выпускник;
  • какие меры поддержки получит целевик;
  • какие требования предъявляет заказчик к студенту; 
  • какие санкции предусмотрены за несоблюдение условий договора;
  • контактные данные заказчиков.

На платформе будут размещаться три вида предложений:

  1. Для поступающих по целевой квоте — то есть на бюджетные места, выделенные в вузах специально под целевое обучение. На такие места конкурс проводится отдельно от основного конкурса, и в нём участвуют только те, кто претендует именно на целевое обучение. 
  2. Для поступающих не по квоте. Тут подразумевается, что поступать абитуриент будет на общих основаниях на обычные (не целевые) бюджетные места или на платные места, но заключит с заказчиком договор, по которому должен будет после выпуска какое-то время отработать в определённом месте. Заказчик по этому договору обеспечит его мерами поддержки — это могут быть и материальное стимулирование в виде стипендии, и оплата обучения, и предоставление жилья на время учёбы и отработки (в каждом случае могут быть свои условия). 
  3. Для тех, кто уже находится в процессе обучения. Теперь заказчики могут заключать договоры о целевом обучении не только во время приёмной кампании, то есть с теми, кто поступает в вузы и колледжи, но и с теми, кто там уже учится. Благодаря этому студент может получить гарантированное место работы после выпуска, а также меры материальной и социальной поддержки, а работодатель может договориться с будущим молодым специалистом, выбрав его из числа откликнувшихся студентов.

В предложении заказчика, размещённом на портале «Работа в России», должно быть указано, адресовано оно поступающим в пределах целевой квоты или по другим основаниям. 

Если предложение заказчика адресовано тем, кто уже учится в вузах и колледжах, в объявлении указывается год выпуска студентов, которые интересуют заказчика.

Информация находится в свободном доступе (кроме предложений о целевом обучении в интересах безопасности государства,например, по заказам ФСБ, по заказам управления делами президента и для организаций ОПК).

 

Как поступить по целевой квоте

Абитуриент может выбрать предложение в любом регионе страны и подать заявку в электронном виде через портал «Госуслуги» одновременно с заявлением о приеме. Заявку надо подать не позднее 20 июля, если надо сдавать дополнительные вступительные испытания в вузе, и 25 июля — для тех, кто поступает по ЕГЭ или без вступительных испытаний (призеры олимпиад).

Вместе с заявкой нужно подать:

  • сведения, подтверждающие соответствие абитуриента требованиям, установленным заказчиком целевого обучения (например, медицинскую справку);
  • согласие на заключение договора о целевом обучении;
  • письменное согласие представителя (родителя, опекуна, попечителя), если абитуриент несовершеннолетний;
  • сведения о том, что абитуриент прошёл конкурс, если договор предполагает, что он должен будет по окончании целевого обучения устроиться на госслужбу (заключать такой договор о целевом обучении можно лишь на конкурсной основе).

Затем вуз проводит среди тех, кто подал заявления на места по целевой квоте, конкурс. Сведения о зачислении передаются заказчикам, и те должны до начала учебного года заключить с поступившими по квоте договоры о целевом обучении.

Проект договора готовит заказчик целевого обучения, а потом знакомит с ним остальные стороны и определяет время и место заключения договора. 

" Не позднее 10 рабочих дней студент-целевик должен письменно уведомить вуз, в который поступил, о том, что он заключил договор о целевом обучении.

Сведения о заключении договора указываются на платформе «Работа в России».

После того как абитуриент зачислен, но до начала учебного года, а также до заключения договора о целевом обучении он ещё может отозвать свои документы из вуза. Тогда вуз просто отчисляет поступившего, информирует об этом заказчика, и никакой ответственностью за незаключение договора это не грозит.

 

В прошлые годы, как мы знаем, целевые места не всегда заполнялись, и на них часто поступали выпускники школ с более низким количеством баллов на ЕГЭ, чем в случае с обычными бюджетными местами. Способен ли исправить ситуацию новый порядок приёма на целевое обучение, покажет ближайшая приёмная кампания.

 

Другое мнение

15 мая первый проректор Университета ИТМО  Дарья Козлова выступила на конференции #ВДЕЛЕ, организованной Московской школой управления «Сколково», инновационной школой «Сколка» и комитетом по среднему профобразованию, проф. обучению и профориентации РСПП. 

По мнению Дарьи, вуз должен быть «песочницей», поощряющей пробовать новое, исследовать свои интересы и способности, менять траектории развития. Поэтому, считает Дарья, важно ещё в школе показывать детям разнообразные возможности, приучать их к тому, что можно выбирать и ошибаться, менять свой выбор в течение жизни. А высшее образование не должно быть «заточкой» специалистов под конкретного работодателя.
«Мне кажется, что это огромная ошибка – уйти в целевой набор», - говорит  Дарья Козлова. «Ведущие вузы не должны идти по этим рельсам, потому что главная ценность университетского образования – это академическая свобода, и студенты должны иметь возможность строить свою траекторию вне зависимости от того, кто платил за их образование <…> Должна оставаться возможность самоопределения и смены собственной траектории».

 

А как считаете вы?

Алина Тищенко
обновлено и дополнено 3.07.24

   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться