Реклама

Поход на байдарках по Байкалу

Вот иногда живешь-живешь, знаешь человека 20 лет, а потом выясняется, что он всю жизнь мечтал пройти на лодке по большому озеру. Такие мечты должны исполняться. Так что мы с подругой, сходив пару лет назад в первых поход на каяках, решили, что нам нужна своя лодка и свой поход по большому озеру. Конечно же, в качестве большого озера выбрали Байкал - потому что он прекрасен, потому что я люблю Байкал, потому что я знаю его и мне там хорошо. Да, я все знаю - вода холодная, ветра внезапные, погода непредсказуемая. Все так, но мне там хорошо, и я надеялась, что и всем будет хорошо - по-другому-то и быть не может.

И вот нас четверо в двух байдарках, и мы делаем это: плывем по большому озеру!

Маршрут мы выбрали в моих любимых местах - вдоль Кругобайкальской железной дороги. Здесь и красивые скалистые берега, и галечные пляжи, и, кроме природы, еще и памятник истории и архитектуры - сама Кругобайкалка. Напишу очень кратко, кому захочется больше, можно найти уйму информации в интернете.

Кругобайкальская железная дорога или, попросту, Кругобайкалка когда-то была построена как часть Транссиба. Ее прокладывали прямо вдоль берега, т.к. тяжелые товарные поезда не могли пройти через перевал. Для ее постройки было пробито несколько десятков тоннелей и галерей, построено множество мостов и мостиков. И, наконец, путь от Иркутска до Слюдянки соединен. Но очень быстро появились более мощные паровозы, которые могли пройти по прямой дороге через перевал. Необходимость в Кругобайкалке исчезла. А потом, при строительстве Иркутской ГЭС, ее и вовсе наполовину затопило. Сейчас Кругобайкалкой называют тупиковую ветку от Слюдянки до Порта Байкал. Ею пользуются немногочисленные местные жители и многочисленные туристы - смотрят все эти архитектурные чудеса.

Кроме всех эстетических плюсов, Кругобайкалка мне нравится идеальной транспортной доступностью. Мы едем на поезде до Слюдянки, там выгружаемся, 500 м - и мы на воде. С учетом того, что нам надо перетащить не только все вещи в поход, но и лодки, это очень ценно.

Начали мы наш маршрут из Слюдянки. В первый день мы сначала ходили в кафе, потом в музей, потом в магазин, потом собирали лодки. Так что на воду вышли только часов в пять. Это был, можно сказать, пробный выход. Прошли километров пять и встали ночевать на Шаманском мысе.

Шаманский мыс - это узкая полоска земли, которая выходит из почти самой южной точки Байкала. Здесь раньше проводились шаманские обряды, а сейчас это просто местная достопримечательность. Сам мыс очень красивый, и скалы под ним, и простор Байкала вокруг.

Где-то на мысе есть пещера, мы хотели ее найти - вроде бы как раз с воды должно быть видно. Обплыли, нашли только какой-то небольшой лаз, заваленный почти у входа. Зато какие там щетки розового кварца и какая прозрачность воды!

Уходим с мыса - впереди Кругобайкальская железная дорога.

Сейчас началом дороги официально считается Култук. Там установлена стела, с которой можно сфотографироваться

И теперь будем двигаться вдоль берега. Проплываем совсем немного, и нам открываются первые тоннели. Прямо-таки классический пейзаж Кругобайкалки. Сколько раз вижу, все восхищаюсь. Все хорошо - тоннели на месте.

А вокруг вода какого-то невероятного глубокого цвета, который сливается с серо-голубыми горами на другом берегу.

Наша первая цель - Старая Ангасолка, вернее, Ангасольские мосты. Я, может, ради них этот маршрут затевала. Разглядеть их можно хорошо только с воды.

Первый мост прямо в самой Ангасолке, через речку. А потом, почти сразу, еще один, его называют Лебяжьим. Наверное, это не мост в прямом смысле слова - он парит над небольшой бухтой, но никакой реки под ним нет.

Пока мы любовались мостами, погода переменилась. Вода, которая только что была мягким зеркалом, резко пошла крутыми гребнями волн, то тут, то там начали подниматься белые барашки. И ветер, разумеется, встречный. Плыть пока можно, но очень много сил на это уходит. Решили причаливать где-нибудь.

С причаливаниями там все не так просто. Вернее, причалить-то можно почти везде, вернее, почти везде можно найти место, ну, может в пределах километра. Но проблема в том, что места, удобные для чалки, далеко не всегда совпадают с местами, удобными для стоянки. Поэтому мы обычно делали так: чалились, где удобно, затем искали неподалеку место для стоянки, перетаскивали на стоянку вещи, а лодки оставляли просто где-то. Иногда получалось, что вещи вытаскивали стоя в воде, а потом пустые лодки вытаскивали "на ближайшую скалу". Ну, ладно, не на скалу, но просто на крупные камни. Вот, например, я готовлю наши лодочки к первой ночевке.

Под Ангасолкой чалка была поприятнее, но все равно - лодки спали внизу, а мы на площадке наверху.
Пока мы чалились, искали место и таскали вещи, ветер как-то стих. Но мы уже никуда не поплыли - пошли гулять, природой любоваться.

А потом еще закат смотрели.

Утром наше море-не-море неспокойно. Откуда-то с юга идут крупные валы. Где-то далеко ветер разогнал волну, и она к нам пришла встречным течением. Прямо как на настоящем море! А там, где эта волна встречается с бетонными укреплениями берега, получается еще и отбойная волна. Эти волны друг на друга накладываются, идут во все стороны сразу, лодку болтает, разворачивает и тянет назад. Только зазеваешься, как уже уплыл обратно.

До обеда так и боролись с волнами. В бухтах получше, на мысах - похуже. Но все равно движемся вперед. А в обед погода опять меняется. Ветер стихает и начинается красота.

На воде играют отражения, и цвета переходят один в другой.

А прямо перед лодкой показала свой нос нерпа.

Нерпы вообще много. Ее и с берега постоянно видно - то тут, то там качаются поплавки голов. Но с воды как-то особенно впечатляет, когда она выныривает прямо перед тобой. Чудеса, да и только - плывем себе, никого не трогаем, а тут тюлень!

Вообще, жизни там много. И не вся она столь дружелюбна - кроме милых нерпочек и забавных чаек, есть еще и змеи. В одном из тоннелей нам встретился целый щитомордник! Небольшой, но все же ядовитый.

Птиц тоже хватает. Правда, у меня не всегда хватает внимания и на маршрут, и на птиц. Но кое-что интересное наснимала. Буду тоже показывать по дням. Птица этого дня - сибирская горихвостка. У нас таких не водится, а на Байкале они везде. Яркие такие!

Пока лазили за птичками, уже и вечер, но надо доплыть до удобного места ночевки. Ну, как удобного - у нас-то идеальная площадка под палатку, стол, и даже веревка для сушки вещей. А лодки опять "на скале", пришвартованные розовой веревочкой.

Утром погода просто идеальная - вода гладкая-гладкая, штиль, а покатые валы теперь гонят в спину. Лодки словно летят по небу.

Мы движемся тихо-тихо, как бы катимся с самой водой, поэтому видим то, чего ни с берега, ни с катера не увидеть. То рядом с нами плывет нерпа, то прямо перед носом лодки выныривает баклан и крутит своей тонкой шеей, то мы оказываемся среди стаи уток, которые, заметив лодку, забавно разбегаются в разные стороны.

Не только природными красотами радует этот день. Сегодня проходим две, пожалуй, самых интересных точки Кругобайкалки - Киркирей и Половинный. Киркирей - это мыс, через который пробито сразу два тоннеля - старый, нерабочий, с потрясающим эхом, и новый, с водоотводным каналом над ним.

Место очень туристическое, и за те несколько лет, что я здесь не была, его заметно облагородили. Кроме площадки под палатку, теперь есть и обзорная площадка с фототочкой, и информационные указатели. Очень все красиво.

А ночуем мы в бухте Половинной. Пожалуй, это мое любимое место. Здесь прекрасно все - и сама бухта, и река, и мост через нее.

А еще два тоннеля - самый длинный и самый короткий.

И деревня Половинная тоже абсолютно очаровательная. Вот тут буду жить, когда вырасту. Заведу себе собаку и лодку побольше. А еще лучше много лодок, и буду туристов на них возить. Точно, организую туры на каяках по Байкалу и Половинной. Ничего такой бизнес-план. И буду каждое утро видеть вот это все.

А еще там были птицы - просто толпы птиц в заболоченной дельте. Прямо у нашей ночевки бегал очаровательный кулик-воробей. Невероятно наглая птица - только что лодку не клюнул.

А в болоте еще цапли, чайки, трясогузки, кулики покрупнее, а над ними ястреба и сорокопуты выжидают добычу. Если тут посидеть подольше, думаю, можно много интересных птиц увидеть.

О, точно, надо же про погоду писать, а то с этими птицами даже про погоду забыла. После обеда волшебные водные зеркала сломались. На этот раз не ветром, а дождем. Даже мелкий дождь на воде как-то очень необычно шипит - будто мы не на озере, а на сковородке с шипящим маслом. Пока плыли, дождь был совсем незначительный, но стоило остановиться - как ливанул! Только успели палатку поставить. Прямо-таки тропический ливень. Но, как и положено любому ливню, быстро закончился.

После вечернего, а затем и ночного дождя природа будто умытая - все свежее, блестящее, и тихо поднимается солнце. Вода опять зеркальная, ни ветерка. Только махнул веслом - уже на другом конце бухты.

Пока такая красота, надо фотографировать и фотографироваться.

Тем более, у нас для этого есть реквизит. Очередная фотосессия с флагом.

Пока мы там баловались, мимо проплыла еще одна байдарка. Даже удивительно - единственная такая встреча за весь поход. В байдарке два парня. Они тоже нам поудивлялись. Мальчики уплыли вперед - собирались тем же вечером быть в Порт Байкале. А мы остались любоваться видами, нам спешить некуда, нам в Листвянку только послезавтра. Поэтому мы можем останавливаться, где хотим, и смотреть все, что нас заинтересует. У нас вообще в этот раз не было цели пройти все как можно быстрее. У нас была цель увидеть как можно больше.

К обеду солнце пригревает так, что идем купаться. Вода приятно бодрит, солнце приятно сушит. Красота! Для Байкала вода достаточно теплая - 16 градусов намерили. Видимо, к середине августа все-таки прогревается.

Лежим, греемся, наслаждаемся природой и ее дарами. Опять чай со смородиной - вкус этого сезона. И ярко-красная перезревшая малина.

Пока загорали, к нам на моторной лодке приплыл инспектор природного парка - разрешения проверить. У нас все было подготовлено, но, по-моему, он удивился - не все еще привыкли, что и на Кругобайкалке надо разрешения. Хотя это всегда была часть Прибайкальского природного парка, но как-то раньше никто не проверял. А сейчас разрешения стало оформлять легко и понятно, видимо, и контроль усилили.
Прямо-таки день встреч какой-то. Лично я предпочитаю встречи с птичками. Смотрите, какой "открыточный" жулан.

Это только по тексту кажется, что мы только и делаем, что по берегу гуляем. На самом деле мы и плывем немало. Получается километров по 20 в день. Сегодня доплыли до мыса Толстый. Отсюда уже видно Листвянку. До нее спокойно можно дойти за один дневной переход. Но у нас еще есть запас по времени, так что мы лучше погуляем тут подольше.

Сам мыс Толстый очень приятное место. Внизу галечный пляж, наверху - сосновый лес. Если вот так сфотографировать, то может показаться, что это Средиземное море, или Черное, или Японское: пейзаж на любой вкус.

На следующий день, чтобы случайно раньше времени не приплыть в Листвянку, плыли только до обеда. А потом каждый гулял за чем-то своим - кто за цветочками, кто за красивыми домиками Порта Байкал, а я опять за птицами.

И улов этого дня того стоил.
Каменка-плешанка:

Горбоносый турпан:

Целый клин бакланов - наверное, уже на юг собрались.

Синички-московки в соснах.

И малыш сибирской горихвостки. Удивительно наглый малыш - везде ему надо, ничего он не боится. Так полдня вокруг нас и прыгал. Посмотрите на этот наивный взгляд.

Ночевали прямо на берегу, слушали тихий шелест набегающих волн. Очень тихий, даже удивительно, насколько погода нас радует - такие штили стоят. Хотя еще вчера нам инспектор обещал, что погода сломается, придет Баргузин и будет дуть нам навстречу. Но нет, пока тишина.

Хотя ветра - обычное дело для Байкала. Настолько обычное, что у них даже свои имена есть. Знакомьтесь, байкальские ветры - Култук, Баргузин, Ангара, Горная (Сарма). Их зовут по долинам и ущельям, где они рождаются. И получается условно-южный - Култук. Мы на него и рассчитывали, он нам ближе всего и был бы как раз в спину. Баргузин из Баргузинского ущелья - северо-восточный ветер. Он нам не нужен, как раз нам в лицо и по диагонали. Еще есть Ангара, она с севера дует (с Верхней Ангары), но до нее очень далеко. И Сарма есть - она нам вообще никак не нужна, но она и не здесь: страшный порывистый ветер с западного берега, чаще осенний. Когда она дует, в море выходить опасно даже на моторных лодках, не то что на наших. Но нам обещали просто Баргузин.
Надо доплыть до Листвянки, пока погода не сломалась. Утром тишина. Но стоит начать грести, как вот и он - Баргузин. Особенно неприятный, когда мы плывем через исток Ангары. Там и течение уже есть, и ветер туда же заворачивает. Но плыть совсем не долго, так что час борьбы с улетающим веслом - и мы в Листвянке. А тут уже цивилизация.

Наше прибытие в Листвянку очень забавное. Помните, в "Пиратах Карибского моря" был эпизод, когда Джек Воробей прибывает в Порт-Роял на мачте тонущего корабля. Вот и мы примерно так. Нет, у нас с лодками все было прекрасно, просто высота причалов совсем не для нашего судна. Так что причалили прямо на городском пляже, а потом затаскивали лодки на парапет.
Сегодня ночуем в тепле и с душем. А лодочки пока постоят на парковке.

И полдня ведем курортную жизнь - ходим в музей, едим омуля, даже на канатной дороге съездили посмотреть на Байкал, а то давно его не видели.

А на следующее утро прощаемся сначала с Листвянкой, а потом и с Байкалом. Течение утягивает нас за собой в Ангару.

По Ангаре плыть очень приятно - течение помогает, по берегам домики всякие можно смотреть, погода просто прекрасная. Вот только вода в Ангаре куда холоднее, чем в Байкале - руки на весле мерзнут, да и снизу из-под лодки холодом тянет.

С помощью Ангары мы прошли наши 20 км уже до обеда. И вот мы в Тальцах. Это будет конечный пункт нашего похода. Можно было бы и дальше плыть, но так выходило лучше.
Неожиданно выяснили, что ночевать на территории музея не очень удобно, а там везде музей. Мы хотели прикинуться частью экспозиции рыбацкой деревни, но все-таки пришлось встать чуть в стороне.

И вот последний походный вечер. И прямо мне в кружку прилетел желтый осенний лист. И нет, это не смородина в моем чае, это обычная береза - привет от осени. Сезон заканчивается, поход заканчивается.
Дальше был огромный музей в Тальцах, прогулки по Иркутску и знакомство с Олхинским плато. Но это уже другая история, а наш поход окончен.

За семь с половиной дней прошли 115 км от Слюдянки до Листвянки по Байкалу и от Листвянки до Тальцов по Ангаре.

14.10.22,
Aysa,
Новосибирск

 

   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться