Туризм и отдых  »  Рассказы о поездках и экскурсиях  »  Отдых на Алтае и Горном Алтае

Отпуск в Горном Алтае в 2017 году

Уже третий год подряд отпуск у нас идет по одному сценарию: старшие дети едут в Горную Школу, что около Еланды, потом мы их забираем и путешествуем всей семьей еще немного.

Предыдущие два года мы никак не могли реализовать изначальный план - перед тем, как забрать старших, отдыхать втроем (я, муж и младший сын). Не давала работа, моя и мужа, а также разного рода заморочки с машиной (старенький Раум 1998 года), которую мы в конце прошлого лета заменили на абсолютно новую (муха не сидела) Ладу Ларгус. До данной поездки машина продолжала выглядеть новой. Теперь она считается прошедшей боевое крещение бродами, перевалами, грунтовками, камнями и прочим доступным ей бездорожьем. Мы ее брали не для поездок по Алтаю, конечно, а из-за количества мест. Она семиместная, и в ней нам, конечно, намного комфортнее, чем в Рауме. Тот был забит багажом почти до крыши, хотя количество багажа не меняется. Но по проходимости Раум все-таки превосходит Ларгус. Так или иначе, добраться до Актру своим ходом не вышло бы ни на одной из них. Но мы задумались о Патриоте.

Бюджета поездки я не знаю. Платили оба, то муж, то я. Но мы с мужем - товарищи своеобразные. Мы экономим на жилье, чтобы иногда не экономить на жилье, и экономимим на еде, чтобы при случае не экономить на ней. Т.е. мы не против жить в палатках или простеньких домиках без удобств, чтобы при возникновении реальной потребности в комфорте (например, когда уже очень надо помыться, а это в путешествии по Алтаю надо не каждый день - везде реки и речки, пусть и холодные, но чистые, ну и там не так сильно грязнишься, как в городе, ну и/или постирать, ну или холодно/приболел/просто устал от палатки, хотя мы в этот раз от них совсем не устали, а ночи в июле теплые даже в Чуйской степи, как показала практика) позволить себе почти любое размещение. И мы везем с собой продукты, и я охотно готовлю сама, причем это всегда простые, но максимально натуральные и вкусные блюда (старшие дети так не считают), чтобы, встретив что-то эксклюзивное, потратить на это столько, сколько за него просят. В кафе мы едим далеко не всегда, и чаще это только обеды и/или десерты с кофе. К тому же наши особенности в питании (а все знают, что Алтай, как и любая сельская местность практически любой страны, к вегетарианцам совершенно недружелюбен) суживают предложение почти любого заведения общепита до 1-2 салатов (если есть) и гарниров.

Также мы готовы брать экскурсии, но в те места, куда не можем добраться сами (или не знаем, как). В этот раз ничего такого не брали, но взяли пару мест на заметку. С маленьким ребенком это пока сложно, а ехать только мне - как-то неправильно, т.к. речь о реально крутых местах, где бывали единицы. Мы не против платить за музеи, но почти не покупаем сувениров. Разве что старшие дети берут их, они пока как сороки. Но мы всегда покупаем мед, МНОГО МЕДА! На это муж никогда не жалеет денег, даже если бюджет очень ограничен.

Насчет броней и размещения. Никогда, ни в одну поездку на Алтай, да и в другие места, я ничего не бронирую, но просматриваю turistka.ru, конечно, чтобы более-менее знать, что и где находится. Присматриваю места, которые кажутся симпатичными, ну, и как модератор постоянно просматриваю отчеты других путешественников, так что едем не совсем уж наобум. Без брони на Алтае не страшно, тем более с палаткой. Но, как показала практика, в местах раскрученных (которые я называю попсовыми) и навороченных эта практика может и подвести. Но без места мы не оставались никогда, и обычно это очень неплохие места.
Ну вот такие исходные данные.

Итак, у нас была ЦЕЛАЯ НЕДЕЛЯ для отдыха втроем. Это очень много! Стартовали мы в пятницу, не особо рано утром, около 7. Мы перестали видеть сакральный смысл в выездах в 4-5 утра. Куда лучше выспаться. И все равно прибыли в Бийск около 12. Там у нас всегда остановка на обед/кофе и небольшую прогулку-разминку. Проверили "Калину Красную", но ценник кусается. И вообще, Бийск перестал быть дешевым городом. Когда мы разведали там кафе "Арабика" в далеком 2009 году, цены разнились с нашими на порядок. Сейчас они такие же, если не выше. Благо качество остается неплохим.

И в первый день мы никогда не едем дальше Чемала или аналогичного расстояния по Чуйскому. В этот раз остановились на ночлег в усадьбе Айяс в Камлаке. Нам со скрипом разрешили поставить палатку, что странно, ведь три уже стояло, но денег взяли за все - за машину, за палатку и за душ, которым я так и не воспользовалась. Там типа есть кухня, но она состоит только из газовой плиты и кучи столов. Но мы уже много лет возим с собой газовую горелку и котелки, в результате готовим даже в гостиницах, злостно нарушая противопожарные правила. Сама усадьба небольшая, не особо уютная, да и пейзаж тех мест мне не очень люб, но для отдыха после длинного переезда нормально, тем более, погода была отличная, и мы искупались в небольшой речке рядом, поднялись на небольшой холм, а Санька познакомился и наигрался с детьми двух семейных пар из Омска. Наутро они поехали куда-то кататься, ну, а мы собрались и поехали дальше по Чуйскому. Я думала, что доедем примерно до Яломана или в кайнем случае Белого Бома, но мы легко добрались до Акташа. По пути остановились на чай с лепешками и небольшую прогулку на Семинском, на фотостоп на Чике-Тамане,

на обед и купание за Купчегенем

и на обозревание слияния Катуни и Чуи.

Денек был отличный. Одна из целей поездки была - сбор трав, и мы тогда и начали. Сейчас на балконе сушится коробка душицы и коробка смеси (лабазник, курильский чай, кровохлебка, мелисса, чабрец).

В Акташе ночевали на базе Зеленый Колобок, тоже в палатке. Вообще, все ночи без старших детей были в палатках, а с ними - только две, но я их пожалела, они до этого ночевали в палатках в лагере две недели.
На Зеленом Колобке очень понравилось. Она прямо у дороги, но палаточная зона - у речки, увидев которую, я сразу вспомнила песню Наутилуса "На берегу очень чистой реки..."

И всего за 300 рублей нам можно было воспользоваться кухней с приличным набором посуды и душем. Готовили снова сами, а Санька и там нашел себе компанию. Развеивается миф о несоциализированности несадовских детей.

В Акташе мы останавливались ради Гейзерового озера. Сама база мне понравилась, я бы провела там и больше времени, но на ретранслятор муж ехать отказался, а значит, вторая ночевка не имела смысла.

Собрались и поехали сначала до озера. Вообще мы старались делать так, чтобы каждый день у нас был, как минимум, небольшой треккинг. Пока Санька маленький, настоящие походы нам недоступны, но даже самый жесткий гундеж не остановит меня от походика на 3-6 км и небольшого восхождения. И второй день у нас, как потом оказалось, был конкретно походным. До озера от базы Мены от силы километр по деревянным мосткам через заболоченную местность, а потом по лесочку. Озеро, конечно, красивое очень!

Маленькие фото открываются в большом размере при щелчке по картинке

Мы его обошли по кругу, понаблюдали с разных ракурсов, потом перекусили пирожками на базе

и отправились на Марс.
Я довольно подробно изучила путь туда, плюс интернет кое-где все-таки был, так что добрались быстро и без проблем. По правде говоря, марсы начинаются уже в районе Чибита, а потом вся Чуйская степь - сплошной Марс, но почему-то именно эти два кусочка вызывают наибольший ажиотаж. Наверное, потому, что они самые крупные по площади. И под это дело туда сейчас можно заехать/зайти только за 100 рублей. За эти деньги путник получает возможность сходить в туалет, посидеть в беседке и узнать о направлении к Марсу-2 по указателям. Если кто не знает, Марс - это разноцветные горы Кызыл-Чин за деревней Чаган-Узун.

К поверхности выходят породы разного цвета, собираюсь почитать, что именно, и некоторые участки выглядят очень красочно.

Маленькие фото открываются в большом размере при щелчке по картинке

Марсов пока известно (раскручено) два, один от другого отделяют 3 километра по долине речушки, местами почти пересохшей. Тропинка нормального качества, но то идет чуть вверх, то почти вдоль русла. К тому же денек был солнечным и довольно жарким, растет в тех краях только "верблюжья колючка", т.е. что-то очень колючее, и этого колючего тоже очень мало.

Короче, все мы, особенно Санька, запомнили эти 6 км надолго. У нас с мужем есть приличные кроссовки и сандалии для похода, у старших детей тоже, но мы как-то не подумали о Саньке. На следующий год купим и ему нормальную треккинговую обувь.
Всем нам мало не показалось, но до Марса-2 мы дошли! Топали эти 3 км часа полтора. Но когда дошли, долго, с час, сидели у речки и купались. Вода теплая, и другие путники сделали там несколько запруд. Обратно было попроще, но устали (и сгорели) знатно.

Разместились на ночлег в кемпинге Тыдтуярык.
Я про него вычитала несколько лет назад, подписалась на их группу и вот, наконец, попала! Туда я везла мужа целенаправленно. Там два варианта размещения - юрта и палатки. Юрты сдаются целиком, свободна была только четырехместная за 2400, но персонал и другие путники сказали, что ночами тепло, и мы поставили палатку. ВСЕГО за 200 рублей за ночь мы получили: место под палатку, шикарно оборудованную кухню, приличный туалет типа "очко", но реально чистый, с бумагой. К слову, на других базах были такие же, но самым чистым был этот. А также небольшой зоопарк в составе верблюда, козы и козла, курицы с цыплятами, общую юрту для трапез и тусовок, дружелюбный и самый душевный из всех посещенных мест персонал, и шикарнейшие, хотя и весьма непривычные и дикие, пейзажи.

Маленькие фото открываются в большом размере при щелчке по картинке

В кемпинге возможно заказное питание. Понятно, что ужины и обеды нам не подходят, меню одно на всех и всегда мясное, но завтрак мы заказали, и на следующее утро получили огромные порции каши, штук 10 оладьев, чай, сметану и конфеты. Кофе ко всему этому мы сварили сами.

Кемпинг предлагает шикарнейшие экскурсии, как пешие, так и на проходимых машинах, но мы отложили это на будущее. Решили не мучить Саньку и других путешественников. Экскурсии недешевые, но они того стоят. Про эти места даже знают не все, не говоря уже о тех, кто туда добирается. На сайте кемпинга они есть, если планируете в те места, я рекомендую этот кемпинг очень-очень! Гид-инструктор Катя рассказала нам о местах, доступных с Саньком, но мы просто гуляли в окрестностях кемпинга, которые изобилуют памятниками археологии - курганов и каменных стел там завались, а также есть развалины древних плавильных печей и шахты.

В кемпинге останавливаются потрясяющие люди. Что неудивительно - в такие края кто попало не едет. Имено там мы познакомились с семьей из Усть-Илимска с двумя детьми 4 и 1,4, которые на Алтай приехали, чтобы исследовать все, что можно. Они тоже жили в палатке.
И с ребятами вроде бы из Москвы. И с велосипедистом то ли из Самары, то ли из чего-то оттуда, который специально ехал в кемпинг на велике. И это не считая персонала - милые и ... как это... Ну, скажем, осознанные девушки и мужчины.

Наутро я проснулась пораньше и пошла вверх... Вообще я планировала каждое утро или йожиться, или бегать. Вышло буквально пару раз, но в то утро я пережила нечто фантастическое. Чуток поднявшись в горку, я увидела Всевидящее Око. Это был не глюк, не игра света, не желание выдать желаемое за действительное. Я была частью Всего и я была Всем. Бог был рядом, и я была ИМ и в Нем. Не считайте меня сумасшедшей. Понимаю, что это кажется бредом. Но это было реально. Как там говорится? Увидишь - поверишь.
А когда вернулась, мои уже встали. Мы позавтракали и отправились в сторону Кош-Агача и Ташанты.

Последняя интересовала как погранпункт. Загранпаспорта мы не взяли, решили, что Монголия должна быть отдельным путешествием. А потому просто поглазели на заставу и поехали вдоль реки Юстыд, долина которой считается историко-археологическим парком. Там множество курганов, а также юрт, в которых обитают пастухи.

Есть несколько кумысных ферм. Мы проехали километров 5, залезли на небольшую горку (по сравнению с Марсом этот поход был совсем детским), пообщались с владельцем небольшой базы из двух юрт, который совершенно бесплатно пустил нас посмотреть традиционное убранство юрты. Искупались в реке и поехали обратно.

В Кош-Агаче пообедали. В музей казахской культуры не пошли.
После обеда повернули посмотреть на старый Бельтир, разрушенный землетрясением 2003 года. Удивительное зрелище... Разрушенный поселок, без инфраструктуры, но там живут! Что они там делают? Мы видели и несколько детей. Ни школы, ни даже администрации. Покосившийся стадион, который до стихии был очень неплохим. И злющая собака. Мы переехали через мостик, встали рядом с группой велотуристов, которые как раз собирались выезжать в поход по долине реки Аккол, попили кофе и решили подняться на гору, чтобы лучше увидеть ледники и вершины Южно-Чуйского хребта Иикту, Джаникту и Ирбисту.

Но чем выше поднимались, тем хуже был вид - загораживали впереди стоящие горы. Но восхождение прекрасно дополнило день. Ну и я немного пойожилась все-таки, хотя ветер был знатный.

А потом пошел дождик, и мы вернулись в кемпинг, где остаток вечера болтали с другими постояльцами.
На следующее утро совершили небольшое восхождение прямо от кемпинга,

протопали километров 5, собрались и поехали в обратную сторону.
Я думала о Джазаторе, но решила, что на одну ночь туда ехать не стоит (140 км в одну сторону по гравийке), а по пути обратно были еще планы.
По пути заглянули в Курай,

поняли, что заброситься на Актру не составляет проблемы, но тоже отложили на будущее, т.к. туда надо ехать, чтобы походить по ледникам.
В Акташе повернули на Улаган. Там в далеком 2010 году, на 22 километре трассы, мы останавливались на удивительной базе без названия. Деревянные домики, баня у озера. Холод, с утра мороз, ветер, но теплая атмосфера, созданная хозяином Валентином, бывшим воякой.

Мест на базе не оказалось, а холодище был такой, что я не рискнула останавливаться в палатке. Но Валентин напоил нас чаем, мы поболтали. База хардкорная. Сильно хардкорная. Полнейший антигламур. Валентин - товарищ довольно развязный, но приветливый, и для гостей готов сделать все возможное.

В общей кухне висела разделанная туша, но нас совершенно бесплатно накормили конфетами, хотя мы и не остались ночевать.

Поехали обратно. Муж предлагал остановиться снова в "Зеленом Колобке", но мне хотелось новенького. И мы доехали до Чибита, база "Кочевник". И это был, как я называю, попс. В отличие от базы Валентина и Тыдтуярыка, на "Кочевнике" зарабатывают бабло. Нет, размещение стоило все те же 300 рублей, территория ухоженная, туалеты нормальные, беседки, ровные места под палатки, но... нет душевности. И там мы заказали баню. И это была самая ужасная баня из мной посещенных. Как выглядит нормальная баня? Парилка, моечное, раздевалка. А тут парилка начиналась уже в раздевалке, а моечного не было вообще. Натопили ее щедро. А чтобы дойти до запруды на речке, надо было пройти мимо еще одной бани и просто людей, т.е. надо было одеваться. Как-то помылись и убежали. Стоила баня прилично. Ну да ладно. Вид там симпатичный, а еще там начинаются походы на Шавлинские оозера. Так что мы там точно не последний раз.

Утром быстро собрались и поехали. Планов было много. Прошлись немного вверх, к водопаду на реке Боки.

Поднялись к водопаду Ширлак. К сведению - подниматься и спускаться лучше по лесистой стороне, тропа намного проще.

Посмотрели на памятник Кольке Снегиреву. Странноватая достопримечательность. Там нас наругали какие-то тетки за то, что Санька лазил по машине.

Пообедали в Белом Боме.
И у слияния Катуни и Чуи взяли и повернули на Инегень. А почему бы нет? Мы там никогда не были, людей туда едет мало. И там я поняла, что к спуску и подъему по Кату-Ярыку я почти готова. Дорога идет вдоль обрыва, в одном месте ограждение сломано, но мы были вознаграждены шикарными и почти не изъезженными туристами местами. Инегень - небольшая деревня, судя по всему, там в основном разводят баранов и коз. И мы не увидели ни единого жителя, кроме четвероногих, хотя дома выглядят добротными.

А если двигаться за него, то через какие-то 60 км окажешься в Тюнгуре, а это почти Белуха. Но вот только эти 60 км не доступны ни для какой машины, так что топать придется ногами.

В Инегене обнаружилось целых три базы. Но мы планировали добраться до Яломана, я там давно облюбовала (с дороги и по отзывам) местечко. Пережив 11 км обратно по неизвестному Кату-Ярыку, мы снова оказались на Чуйском, в паре мест полюбовались катунскими террассами

и довольно рано приехали на Яломан, где разместились в кемпинге "У Бабы Лены". Вечер был теплым, мы купались, стирались, отдыхали...
Мы как-то не сразу об этом узнали, но баба Лена оказалась интереснейшим человеком, буддисткой, гадалкой. У ее дочери (или невестки) мы следующим утром купили молоко, она нам и рассказала. Но баба Лена уже ушла в горы заряжаться... Ну и мы совершили небольше восхождение и прогулку.

И у бабы Лены, и на кочевнике ночевки обошлись нам в 300 рублей. И там, и там особых условий (кухня, душ) для палаточников нет.

А потом поехали в направлении лагеря, откуда на следующее утро надо было забирать старших. Но по пути заехали на обед в деревню Берендеевка. Это такая база + ресторан. И это как раз пример нашего неразумного поведения. Мы размещаемся в местах за 300 рублей, сами готовим гречку и рис, сами собираем травы на чай, но в Берендеевке с легкостью отстегнули 2000 рублей за полдник, плавно переходящий в ужин. Там в меню куча вегетарианских блюд, например, манты со шпинатом, папоротник, ну и нормальный кофе, какао и десерты. А все просто - там часто собираются разные мероприятия, многие - духовного плана, йога-туры, и т. д. И мы оторвались!

А еще у них есть сыродельня. Мы решили, что посетим, когда заберем старших. По факту - не вышло, хотя сыродельню мы все же посетили, более того - провели там две ночи, но это была другая сыродельня, о которой я до ее случайного нами обнаружения слыхом не слыхивала.
В лагерь приехали как раз к праздничному ужину. Нас (видимо, как постоянных клиентов) накормили и спать уложили, совершенно бесплатно. И еще и завтраком накормили. Спать, конечно, в палатке, но это было очень любезно со стороны администрации лагеря.
Утром было печально. Слезливо. Не знаю, насколько правильным было решение забрать мальчиков там. Вышло, что вся группа вместе ехала домой, а они как бы остались. Плакали оба. Хотят снова в лагерь, но я настраиваю обоих в следующем году на обычный поход, на Шавлинские или куда-нибудь еще. На недельку-две. По стоимости так же, как и лагерь, но куда интереснее. Но плакали дети недолго. Мы сходили на Чечкыш для разминки,

Накормили детей в приличном кафе, а потом решили, что размещаться надо где-то со стиральной машиной. Таким местом стала Белая Дача в Элекманаре, где мы совершенно неожиданно развиртуализировались с одной Сибмамой! База отличная - оборудованная кухня, приличные туалеты и душ, баня, комфортные домики (мы решили пойти на поводу у детей), бассейн (правда, погода не позволила искупаться) и место для йоги, которым воспользоваться не вышло по той же причине. Я бы с удовольствием осталась там еще на ночь-другую, но увы, и доступна была только одна ночь, и муж хотел ехать дальше. А ведь далеко не все в Чемальском районе нами исхожено-изучено.

Ну и погода в этом году... Без дождя был, кажется, только день, когда мы ходили на Марс, и еще один потом. Из-за этого отказались от похода на Емурлинский водопад, а там вроде бы всего 6 км от деревни Верх-Анос. Но я прочитала, что местность там заболочена, а потому труднодоступна. А если она такова в сухую погоду, то какая же она в мокрую? Оставим на потом.

Утром следующего дня лениво позавтракали и поехали, для начала в Сад Пионов. Отличная задумка. Это что-то типа ландшафтного парка.

Красивые цветы, не только пионы, интересные декорации. Ресторан, правда, безумно дорогой, туда не пошли.

Покормили детей в месте попроще и поехали в сторону Белокурихи. Так закончилась Горно-Алтайская часть путешествия.

Мы давно вынашивали план посетить Змеиногорский и Чарышский районы Алтайского края. Это тот же Горный Алтай по сути, но чуток с другой стороны, и административно другой регион. Больше такие планы вынашивал муж. А я и до поездки, и сейчас все-таки остаюсь поклонницей Горного Алтая, пусть даже это Чемальский район. Но в путешествии по местам, о которых редко упоминают путеводители, есть своя прелесть. И если многим кажется, что туристическая инфраструктура плохо развита даже в Чемале, то в Алтайском крае ее почти нет. Я бы сказала, что это Чемальский район лет 15-20 назад.

Ну, и это и есть истинное лицо нашей страны. Я ее обожаю, и после таких поездок начинаю любить и ценить еще больше. Да, она непричесанная и слегка неотесанная, как девушка, из которой не вывезли деревню, но в этом и есть ее прелесть. Конечно, можно развить инфраструктуру, сделать все это цивилизованным, приблизить к Европе, в которую многие так стремятся, но тогда она станет такой же недушевной, как Европа. Пропадет уникальность и самобытность. Цивилизация и глобализация - это палка о двух концах. Она делает жизнь удобной и комфортной, но лишает народы и страны уникальности, собственного лица и, в некотором смысле, и человечности. Разрешаю со мной не согласиться, но не будем устраивать дискуссий. Это пост о путешествии.
Итак, выехав из республики Алтай, мы направились в сторону Белокурихи. Белокуриха - это известнейший в стране бальнеологический курорт, туда приезжают из всех уголков России. И, следовательно, он безумно дорогой. Мы там были с детьми в 2013 году, и уже тогда на троих потратили за 6 дней около 35000. Поэтому никакие санатории и отели мы, конечно, даже не пытались рассматривать, надеясь, как обычно, снять по прибытии квартирку, переночевать, а следующим днем погулять. Там есть простые и доступные маршруты и пара маленьких аквапарков. Проехали через крупное село Алтайское и в Белокуриху приехали уже около 19.00. Начали обзванивать квартиры и быстро поняли, что мы идиоты. Была суббота, лето, вечер... Короче, места мы не нашли, а единственное свободное место в отеле стоило бы нам около 4000 рублей без завтрака, а такие деньги муж был платить совершенно не готов.

Мы тупо вбили в поисковик "кемпинги рядом с Белокурихой", на что гугл выдал нам сведения о месте под названием "Бобровая заимка" в селе Солоновка, километрах в 50 от Белокурихи. Делать нечего, тронулись и поехали.

Дорога была несложной, и вообще администрации Алтайского края огромный респект за дороги - даже между деревнями это почти всегда асфальт приличного качества. В Солоновку прибыли уже после 21.00 и быстро поняли, что к "Бобровой заимке" проехать не сможем - Алтайский край тоже накрыт сезоном дождей, дорогу размыло. Но тут мы увидели другой указатель - "Усадьба три А". Кроме этого, вариантов у нас не оставалось (хотя муж предлагал ехать ночевать в Бийск, до него было не так уж далеко). Когда мы добрались до усадьбы, выяснилось, что это небольшая база, четырехместный домик с туалетом стоит всего 1500 рублей, есть кухня для самостоятельной готовки, но по заявке нас могут накормить завтраками, обедами и ужинами. На территории обнаружились батут и бассейн, но основной бизнес усадьбы - козоферма и производство сыров из козьего и коровего молока. Сыры не абы какие, а эксклюзивные, на учебу хозяева и технологи ездили во Францию, освоили производство камамбера и дор блю, а также кучи других сыров. Сыры недешевые, но это тот самый эксклюзив, за который мы готовы платить любые деньги. Мы записались на дегустацию следующим утром, наспех поели и завалились спать. Я даже не пыталась предлагать детям палатки.

Хозяева и персонал очень душевные. Утром уже в 8 часов нам принесли две банки молока - козьего и коровьего, и сметану, все свежайшее.
Утром сходили на дегустацию, наелись самых разных сыров и тут же купили парочку, а потом, перед отъездом, еще целый мешок. Производят там и сладости, подобные есть у нас в кафе Ом, ну и я сама такие тоже делаю.

Попутно выяснили, что люди приезжают сюда за сыром из Барнаула. При нас приехала семья, которая, как оказалось, приезжает сюда регулярно, раз в месяц-полтора, исключительно за сыром. Ферма не ищет и не планирует искать рынки сбыта сыров ни в Барнауле, ни в Новосибирске. Говорят, что сыры закупают несколько ресторанов в Белокурихе, а в основном клиенты приезжают сами. Ну и мы еще приедем, это точно.

Ради ТАКОГО стоит сделать крюк. И что немаловажно - все сыры бессычужные, что делает их пригодными для вегетарианцев. Сычуг - это фермент, получаемый из убитых животных, в большинстве промышленых сыров используется именно он, а значит, вегетарианцы такое есть не могут. Короче, мы накупили много разных видов сыра и почти все уже съели. Место взято на заметку, рекомендую даже больше, чем Берендеевку. Выбор шире в несколько раз. А чергинский сыр - ну это просто попс по сравнению с Солоновским. Фото сыра у меня нет. Его не фотографировать надо, а просто есть.

Также напротив усадьбы мы обнаружили музей славянской письменности.

Маленькие фото открываются в большом размере при щелчке по картинке

Самопальный, конечно. Увлеченный хозяин построил дом из самана и сделал в нем музей, рассказывающий об особенностях славянского и современного русского алфавита. К сожалению, его самого не оказалось, а его невестка знает немного. Но она отвечает там за гончарную мастерскую.
В общем, в этот день мы кулинарно и интеллектуально просвещались, а также купались в бассейне и реке неподалеку, наблюдали за козами и просто отдыхали.

А на следующее утро тронулись в сторону, как думали, горной Колывани, где планировали посетить два озера - Белое и Саввушки.

Но по пути увидели указатель - Чарышское. А Чарышский район - самая высокая часть Алтайского Края, по сути, тот же Горный Алтай. Свернули и поехали, решив доехать до села Сентелек, где находится царский курган, один из самых крупных из найденных на Алтае. Дорога приличного качества, асфальт, но это один непрерывный серпантин. Вам нравится перевал Чике-Таман? Тогда вам сюда! Чике-Таман - это детский лепет по сравнению с дорогой на Чарышское. Тут вас ждет 90 километров Чике-Тамана, а потом еще 26, но уже по грунтовке, до Сентелека. Мало не покажется.

В Чарышском мы планировали пообедать. Но это оказалось довольно непросто. Как я уже писала, туристическая инфраструктура в Алтайском крае пока в зачаточном состоянии. Мы с огромным трудом обнаружили всего одну забегаловку, с довольно приличным, как оказалось, меню, но там тусовались местные бухарики. Вообще Чарышский район - это Горный Алтай, но без алтайцев. Только русские лица, соответственно, бухариков в разы больше. Ну и без соответствующих уже почти всему Горному Алтаю атрибутов. Тут не продают сувениров, тут нет кафе и развлечений. Тут люди просто живут, а туристы - пока побочное и довольно неуместное явление.
Осмотрели местные достопричечательности - церковь и памятник Ленину. Забавно, но они стоят напротив друг друга, и Вождь мирового пролетариата с грустным выражением лица указывает как раз на церковь. Его дело провалилось.

Поели мороженого и решили ехать. В самом Чарышском тоже есть базы, но мужу хотелось глянуть на курган, а меня заинтересовала база Рыбацкая деревня Ауловский плес, что около деревни Сентелек (курган тоже там). По пути пошел дождь, уже традиционный, мы снова ехали все по той же серпантинной дороге. Пейзажи, конечно, красивейшие, людей почти нет. Сентелек оказался довольно большой деревней. Курган мы нашли почти сразу, посмотрели... Ну, много камней и стел. Мы до этого видели уже несколько десятков курганов, так что не впечатлились. Интереснее было бы глянуть на то, что из него выкопали, в каком-нибудь музее.

Потом нашли и деревню. Хозяин Сергей оказался парнем суровым. Он усиленно предлагал нам баню за 1000 рублей и сильно обиделся, когда мы отказались. Но территорию он держит в порядке. Нормальные беседки с непротекаемыми крышами, оборудованные костровища. И потрясающая чистотой река Чарыш. Ужинали под проливным дождем, рано легли спать и утром решили, что одного дня здесь хватит. Хотя река прекрасно подходит для сплавов, по слухам, по ней даже сплавлялся некто В. В. Путин.

Маленькие фото открываются в большом размере при щелчке по картинке

Собрались и поехали в сторону озера Белого, что у деревни Колывань. Место привлекало историей - именно там добывалась руда для сузунского монетного двора, а также драгоценные металлы и самоцветы, которые обрабатывались на камнерезном заводе. Именно тут была изготовлена знаменитая Царица Ваз из яшмы, которая стоит и сейчас, с момента ее доставки туда, в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. А в самом музее сейчас хранится только ее копия и фото.
Ехали довольно долго, с остановками в Краснощеково и Курье.

В последнем обнаружился мемориальный музей М. Калашникова, создателя одноименого автомата, он родом оттуда.

А напротив музея полным ходом ведется восстановление храма. В Курье есть несколько хороших кафе и ферма, где продается молочная продукция и сыры качеством ниже, чем в Солоновке, т.к. производство все-таки более массовое, но выше, чем в ширпотребных фирмах типа нашей Ирмени.
Когда мы добрались до озера Белого, погода была неплохая. Расставили палатки, решили пробыть тут две ночи, чтобы и в музей сходить, и накупаться - вода в озере теплая и очень чистая. Озеро не горное, подпитывается источниками. Рядом гора Синюха, 1200 или около того метров.

Я бы сходила, конечно, но народ протестовал. И мы решили, что пойдем только до озера Мохового, по берегам которого много скал-останцев, похожих на огромные, лежащие друг на друге лепешки.
Но вечером зарядил дождь. Под ним мы ужинали. Дождь шел всю ночь. Утром было сыро и холодно. Но мы надеялись на лучшее. Решили начать с музеев (нашли еще и музей леса, типа краеведческого, ну и горного дела при камнерезном заводе), потом озеро Моховое, а потом, может, и станет тепло.
Музей понравился. Он небольшой, но довольно подробно повествует о перипетиях камнерезного и горного дела, быте рабочих и добываемых ресурсах.

Сама же Колывань - село маленькое. Ни кафе, ни супермаркета. Но вокруг озера Белого довольно много баз и кемпингов. В хорошую погоду можно плавать на лодке или катамаране.
Сходили до Мохового. Почти всю дорогу проехали, а на последних полутора километрах начался резкий подъем, мы бросили машину (попутно нашли источник с чистейшей водой) и прогулялись.

Снова было нытье и гундеж, но скалы порадовали - по ним прикольно лазать. В лесу нашли три гриба, как раз на ужин мне и Александрам (старшие дети не едят). Нашли бы и больше, но снова пошел дождь, напрочь ломая планы на купание. Кое-как переночевали, рано встали и отчалили в сторону озера Саввушки (или Колыванского) и Змеиногорска.
Озеро Колыванское по происхождению напоминает озеро Манжерокское, там даже растет чилим (мы не нашли, но и не искали). По берегам - все те же останцы.

Рядом - обсерватория, куда, конечно, не пускают. Лезть на небольшую гору дети отказались, но мы покатались на катамаране. Купаться было прохладно.
В Змеиногорске, до которого от озера около 20 км, сходили еще в один музей, связанный с горным делом.

Хотели погулять по историческому центру, который там очень компактный (домов 7 дореволюционной архитектуры), но снова начался сильный дождь. Кое-как нашли кафе для обеда и поехали в Рубцовск, где решили переночевать.

По сути горный Алтай, т.е. именно горы и предгорья, на этом кончился. Впереди было около 600 км (до Новосибирска) скучного, степного и местами лесного, пейзажа.

В Рубцовске обнаружили потрясающую кафе-кондитерскую с пока еще смешными ценами, восхитительными десертами и детской комнатой, откуда мы Санька еле вытащили. На 1100 рублей устроили полдник Винни-Пуха для всех.

И решили искать квартиру. Нашли с трудом, как ни странно. Видимо, в городе проходит какое-то мероприятие. Но когда заехали, выяснилось, что нет горячей воды. Хозяйка сказала, что нет во всем городе, идет ремонт теплотрасс. И правда - разрыт весь город, ходить надо по проезжей части или по ухабам. поэтому оставаться там не стали и нашли гостиницу "Алиса", самую бюджетную, какую смогли, с нагревателем. За 2500 на всех нам сдали два номера, двух- и трехместный, без завтрака, но с удобствами. А ужин и завтрак мы приготовили сами на газовой горелке.
Утром решили ехать, куда получится, через Камень-на-Оби. Муж хотел завезти детей на соленое озеро, и самым близким по пути было Завьялово. Доехали. Искупались. Покрылись солью, волосы снова стали противными, снова стал нужен душ, который там платный. (На фото - не соленое озеро, а просто озеро по пути. Соленое с соответствующими атрибутами "отдыха" я сочла недостойным фото).

Моя мама давно долбала меня на тему "Свози детей на Яровое". Можно считать, что свозила. Не понимаю такого отдыха. Как там отдыхать? Что делать, кроме купания в сомнительной воде, пусть даже полезной? Палатки с пивом, мужики с беременными животами, куча орущих детей, ужасающе грязный туалет. Нет, такой "отдых" не для нас. Хотя вокруг стояло довольно много палаток.

И мы поехали в сторону Камня-на-Оби. Думали, что если нам там понравится, заночуем, а потом медленно домой, через сбор грибов в Караканском бору. Но Камень-на-Оби оказался крохотным и тоскливым городком. Набережная довольно милая, есть исторические здания. Им бы хорошего мецената, и туристы бы поехали.

Маленькие фото открываются в большом размере при щелчке по картинке

Приличный кофе нашли в... пивнушке. В пятницу вечером город выглядел вымершим.

Было 20.00. И мы решили ехать до дома, где и оказались около 23.00. Дорога была почти пуста до Ордынского, после которого она была забита в противоположную сторону - люди едут на дачи, наверное.
В Караканском бору уже не останавливались, но в деревне Масляха купили копченой рыбы, дети, да и муж изредка, ее едят весьма охотно.
Вот, собственно, и все.
До новых встреч, Алтай и Алтайский край!

13.10.17,
Zmeika,

Прочел на одном дыхании, как я соскучился по Горному Алтаю! Рад был узнать, что баба Лена еще в здравии, когда я у нее был, несколько лет назад, ей было 82 года, потрясающая женщина! Спасибо вам за фото и рассказ, большую часть пути , описанного вами ,я уже давно изьездил, но и много где не был.
настя08 (26/11/2017)
Благодарю Вас за рассказ...прочитала на одном дыхании..

много где были на Алтае..заинтересовало: "Экскурсии недешевые, но они того стоят. Про эти места даже знают не все, не говоря уже о тех, кто туда добирается"
Танич7 (27/10/2017)
Спасибо огромное за статью! Любим Алтай. Там так много интересных мест! С удовольствием прочла.))
tldmrus (25/10/2017)
Огромное спасибо за рассказ и рекомендации!
Кристиана (25/10/2017)
Как интересно!!)))Неделя...вы столько всего объездили,такое ощущение,что вы не спали,не отдыхали))Мы в прошлом году 9 дней были в Горном,доехали до Джазатора,но мы дней 6 на базе жили все таки,с вылазками
Коляша (24/10/2017)
Спасибо за подробный, очень интересный отчет! Фото, как всегда - потрясающие!
Аннетта (23/10/2017)
Классное путешествие и здоровский отчет! Но хочу внести поправочку о развитии туризма в Алтайском крае- озеро Ая и Бирюзовая Катунь-это Алтайский район Алтайского края .
Olga_V (23/10/2017)
Очень интересный рассказ и фотографии красивые!
Елена Лего (22/10/2017)
Спасибо за столь подробный и интереснейший рассказ. Захотелось повторить, ну хотя бы треть вашего путешествия и прочувствовать все красоты ...
Орианка (22/10/2017)
Приезжайте к нам, в Усть-Коксинский район! Мультинские и Чендекские озера, Белуха, и много еще чего интересного!