/О детях/Школа

Чему на самом деле учит школа?

Обсуждаем статью психолога Людмилы Петрановской «Мы готовим детей к позавчерашнему миру»Актуально ли школьное образование. Каким должно быть образование будущего. Людмила Петрановская о школьном образовании.

 

Людмила Петрановская - один из самых авторитетных и, что немаловажно, популярных детских психологов современной России. Родители, воспитывающие усыновленных детей, хорошо знают ее книгу «В класс пришел приемный ребенок», а «Если с ребенком трудно» стала настоящей энциклопедией для родителей подростков с особенностями поведения. Однако недавно опубликованную порталом «Православие и мир» благотворительную лекцию Людмилы Петрановской в поддержку фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» многие сочли спорной и неоднозначной.

 

Мы попросили психологов, общающихся на форуме Сибмама высказать свое мнение относительно поднятой Людмилой Владимировной темы. И, конечно, нам интересно ваше мнение! 

 

 
 Полный текст выступления Людмилы Петрановской

 

 

Актуально ли школьное образование. Каким должно быть образование будущего. Людмила Петрановская о школьном образовании.Евгения Пельтек

В материале я вижу некоторое противоречие. В его основе утверждение: «Школа не учит жить в современном мире». Но почему, рассуждая о том, что базовое образование перестало играть определяющую роль и его можно с легкостью «доверстать» в любом возрасте, автор вообще ожидает, что школа вообще будет «учить жить»

Логичнее, на мой взгляд, предположить, что школа постепенно становится все более вспомогательным институтом и львиную долю базового образования дети получают дома, в студиях, кружках и секциях, в интернете, наконец. Об этом же говорит и возрастающая популярность внешкольного, «домашнего» образования. 

Я далеко не эксперт по современной школе, но даже мне заметны изменения по сравнению с временем, когда училась я. И, прежде всего, они касаются отношения родителей к образовательному процессу – я сужу по клиентским «школьным» запросам и общему информационному фону.  Складывается впечатление, что с возросшим объемом заданий для самостоятельной работы и изменениями, которые все же произошли в современной школе, не справляются не столько дети, сколько родители. Они настолько активно включаются в обучение, что возникает вопрос: кто учится в школе – ребенок или родитель? 

Да, школа вовлекает родителей в выполнение некоторых заданий – часть из них можно и нужно, согласно инструкции, делать только вместе. Но порой родители участвуют даже в той работе, которую ребенок мог бы выполнить сам, иногда не давая ему шанса научиться расставлять приоритеты, самостоятельно находить информацию в интернете. 

Кстати, использование интернета для сбора информации, по моим наблюдениям, часто вызывает протест и тревогу родителей – ребенок, что, не может справиться сам? Почему каждую мелочь спрашивает у гугла? Он и шагу не может сделать без интернета! При этом если сын или дочь выполняют задание по книге это, как правило, вызывает только одобрение и похвалу. Иногда родитель, наоборот, с удовольствием ищет информацию в интернете вместо ребенка. 

” В конечном итоге родители настолько устают от двойной нагрузки, что школа уже вызывает только отторжение. 

На мой взгляд – такое тревожное отношение некоторых родителей к выполнению домашних заданий, поиску информации – во многом, как раз реакция на изменения. Родителей тревожит, что ребенок хочет минимизировать свои усилия на обучение неинтересным ему предметам, и они все активнее вовлекаются в процесс. 

А дети – дети с удовольствием передают право учиться в школе мамам и папам. В отличие от родителей, они представляют свою жизнь и без школы, видят перспективы и за ее пределами. Это не значит, что в школе совсем не стоит учиться. Это означает, что родителям можно выдохнуть.

 

Анна БердниковаАктуально ли школьное образование. Каким должно быть образование будущего. Людмила Петрановская о школьном образовании.

«95% того, чему учат в школе – неактуально» -  как всякое обобщение, и это не может быть верным. 

Во-первых, все школы очень разные, учат разному, в разном объеме, разными людьми и методами. 

Во-вторых, школа дает не только и не столько информацию.

” Современная школа (во всяком случае та, в которой я работаю) дает метанавыки. Метанавыки общения, целеполагания, самопозиционирования, самомотивации... перечислять можно достаточно долго. Это то, чему научившись однажды, ребенок не разучится никогда, как ездить на велосипеде, даже лучше, чем ездить на велосипеде, потому что эти навыки более универсальны и применимы к любой сфере деятельности.

Чем бы ребенок ни занимался в будущем, ставить цель ему придется, выстраивать коммуникацию тоже. 

В-третьих, школа - это не вещь в себе или социальном вакууме. Это общественный институт, куда может прийти родитель, и внести свои предложения, а лучше - сделать что-то на практике. Например, например, у нас есть родители, которые читают спецкурсы (в школьной практике это называется вести факультатив), руководят проектами своих детей. Следовательно, каждому по силам сделать образование своего ребенку чуть более актуальным, интересным и приближенным к сегодняшней жизни.

 

Актуально ли школьное образование. Каким должно быть образование будущего. Людмила Петрановская о школьном образовании.Наталия Рева

В целом статья мне понравилась. Конечно, я не со всем согласна, местами я не была бы столь категоричной, особенно в плане прогнозов на будущее, и я не склонна считать, что опыт нашего поколения (и мой в том числе) безнадёжно устарел. Но общее направление мысли Людмилы Петрановской, а также многие сделанные ею акценты, на мой взгляд, совершенно правильные и весьма своевременные.

«Проблема современных родителей в том, что они часто относятся к этому делу с неимоверным усердием, они так прессуют детей для того, чтобы подготовить их к миру – я напоминаю, к тому миру, который в момент взрослости их детей станет позавчерашним. … При этом если ребенок сам чем-то занимается, это часто не вызывает у родителей никакого уважения».

Я слабо представляю себе, каким станет наш мир через десять лет, а тем более, через сто, будут ли люди жить по 120 лет и сколько процентов профессий канут в Лету. Но то, что мир уже стал существенно разнообразнее, чем во времена моего детства, несомненно. И я уверена, что разнообразие жизни человека во всех её проявлениях будет нарастать и дальше. Нашим детям предстоит как-то сориентироваться в этом разнообразии, найти свою «экологическую нишу», реализовать свой потенциал. Раньше ребёнок чуть ли не с пелёнок попадал на одну из конвейерных социально-образовательных линий и в результате получал своё гарантированное место под солнцем, даже если прикладывал к тому минимум собственных усилий. Сейчас такой системы нет, каждый должен самостоятельно и осознанно проложить свой путь и построить своё личное будущее, и существует множество вариантов, как это сделать.

” Детям достаточно рано придётся определяться со своими приоритетами, ранжировать задачи, чем-то занимаясь глубоко и на совесть, а чем-то – на минимальном уровне трудозатрат. Родителям нужно понимать и принимать такое положение дел, не заставлять детей пытаться «объять необъятное» и «быть во всём отличником».

И, конечно, родителям нужно с уважением и доверием относится к тем занятиям, которые дети находят себе сами, не считать глупостью то, чем ребёнок заполняет время «между уроками и занятиями по дополнительному английскому». Ведь именно благодаря таким «глупостям» ребёнок получает возможность пройти всю цепочку от смутного желания до получения результата, включающую осознание интересов и потребностей, постановку целей, выяснение и поиск всего необходимого для достижения этих целей, претворение неизбежных неудач в то, что называется опытом. В этом процессе приобретается та самая уверенность в себе, которая нужна для успеха в жизни, та высокая самооценка, о которой столь многие мечтают, та жизненная устойчивость и психологическое благополучие (resilience), которые мы хотим видеть у своих детей. И это умение – хотеть и быть хозяином собственной жизни – гораздо важнее, чем приобретенные под чужим влиянием разрозненные знания и навыки, которые человеку, вступающему во взрослую жизнь, оказывается некуда приложить. 



«Развиваем мы в детях критическое мышление? Упаси Боже, если бы у них появилось критическое мышление, то они бы встали и ушли из этой школы в тот же день. И это не только про детей, но и про взрослых. Людьми без критического мышления управлять просто, поэтому все направлено на то, чтобы оно не случилось, а если случится где-то, то надо скорее затоптать». 

Часто под критическим мышлением понимают способность усомниться в установленном порядке вещей, несогласие с общепризнанными авторитетами. Дескать, «у меня на всё своё мнение».

” Однако критическое мышление это, в первую очередь, хорошо развитое мышление. Мышление, которое позволяет анализировать явления с разных сторон, которое существенным образом свободно от эмоциональной пристрастности и когнитивных ошибок, мышление, способное сделать объектом изучения само себя.

Для того, чтобы такое мышление стало возможным, нужно развивать много умений – поиск и интерпретация информации, различение существенного и второстепенного, установление взаимосвязей между явлениями и т.д. и т.п. Но кроме умений и принципов, нужна ещё и база знаний о том, как устроен мир вообще, и человек/общество в частности. Необходимо сформировать систему, усвоить общие закономерности, понимать контекст. Критическое мышление только тогда эффективно и полезно, когда умственные построения соотносятся с реальностью, и за реальностью остаётся решающее слово. А пока реальность такова, что школа, пусть и не везде достаточно хорошо, но базу знаний о мире даёт, особенно в области точных и естественных наук, ни одна поисковая интернет-система её не заменит. И нам нужно сохранить и приумножить это наследие, а не отказываться от него. Соответственно, родителям желательно донести до детей важность развития общего кругозора и полезность школы в этом деле, но избегая при этом фанатизма, выражающегося в требовании высокой успеваемости по всем школьным предметам. 

16.12.2017

А что думаете вы? Нужно ли нашим детям образование в привычном для нас смысле слова? Устарела ли нынешняя школа по форме, или, хуже того - по сути? Делитесь своими мнениями в комментариях!

   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в Facebook Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
смелый (26/12/2018)
слишком сложно дается материал по русскому языку, детям не нужна такая филологическая сложность.
НаташкаМ (26/12/2018)
Пара здравых идей в статье конечно есть, но в основном... Может она какую то конретную особую школу имеет в виду? 95% неактуальные знания? А какие именно, интересно? арифметика неактуальна(калькулятор посчитает), язык неактуален(можна песать каг предецца), иностранный - видимо через 20 лет напрочь поменяется ога. География тоже не нужна (извозчик довезет). Ой, кажется где-то я это уже слышала... вероятнее всего от мам троечников когда сама училась :haha: :haha:
А актуальные знания это интересно какие? как правильно кнопки нажать и у гугла с алисой спрашивать? так тут тогда ваще школа не нужна :aga-aga:
И опять Европа в примерах, ну прям образец,зачем смотреть на то, что там почти все ВО платное и дорогое и процент людей с ВО намного ниже чем было в СССР :aga-aga:
Никогда ж в жизни нельзя больше будет работать официанткой или разносчиком пиццы кроме как после шоклы, ага. И в 30-50 у нас учиться видимо тож запрещают законодательно :haha:

Цитата:
Какие-то врачи все равно будут, но это будут врачи, которые, скорее всего, будут очень мало похожи на сегодняшних. И чтобы таким стать, человеку надо будет переучиваться примерно полностью.
да да, ведь физиология человеческого организма изменится полностью, анатомия тоже :lol: :lol: Блин, ну она серьезно????
Цитата:
нас сейчас дети часто разбираются в чем-то лучше, чем взрослые. Никогда в истории человечества такого не было
какая однако у меня неклассическая семья :lol: :lol: :lol: А если серьезно - если б так было, человечество до сих пор по пещерам сидело бы, без огня. Нуаче, следующее поколение ж не может превзойти предыдущее :haha: "никогда такого не было, и вот опять" :oops:

Цитата:

доступность этой информации такова, что помнить ее нет никакого смысла

вообще то смысл основной - заставить работать мозг, а не просто "помнить". Информация и раньше была доступна, в книжках например. Сборники формул не вчера изобрели. И почему то мамы, в школе решавшие задачки за 15 мин потому что "помнили ненужное", тратят нынче по 2 часа (включая рыдания в ватсап) чтобы таки найти именно нужную формулу и помочь наконец чаду эту самую задачку решить. А чо так? типа ж все под рукой :aga-aga:

Цитата:
Если в современном мире вы попытаетесь все делать хорошо, вы не долго протянете, честно вам скажу
ну да, давайте детей учить делать тяп -ляп. Ну подумаешь,сыночка тяп-ляп пациентов лечит, зато у себя дома полочку хорошо прибил, жена довольна. Подумаешь, дочень ка тяп-ляп детей учит, зато для семь борщ варит хорошо... Ну а что, все правильно, не на собственные же потребности забивать :aga-aga:

Цитата:
а потом жалуются, что ребенок 5-6 часов сидит за уроками, с неврозом, с истерикой.
где такие задания, такие дети и такие родители? Полным-полно тех кто хорошо делает за 40 мин :aga-aga:

Цитата:
Они работают, как подорванные, потому что это их прет, им нравится, они в своем потоке.
Прямо все? серьезно? таксистов видимо особо прет... Но да, давайте ориентироваться на создателя фейсбука, ведь вполне реально повторить его судьбу если не каждому, то каждому второму точно! :haha: :haha: Представляю, моему бы поколению родители говорили - вон посмотри на Билла Гейтса, ваще случайно ОС написал, которая стала первой в мире, видишь как бывает? Так что не старайся особо, глядишь все само в руки упадет :haha: Упоминать о том, что чтобы фейсбук написать надо было тоже вообще то учиться и мозги упражнять- зачем, главный акцент на удаче...

А так да, родителей кои перегружают детей масса... но это все не к школе претензиии все эти коммуникация-кооперация-креативность 30 лет назад были точно такими же :aga-aga:
Mumi_mama (26/12/2018)
Статья отличная
У меня ребенок пошел в первый класс. У нас по русскому разбирают слоги на звуки, какие то шипящие, мягкие ... Все это добро надо подчеркнуть. И так будет до 4 класса. Вопрос, какая разница, где разделяет мягкий знак слоги, а где просто смягчает согласный. Получается он пишет правильно, а если не там и не ту букву подчеркнул будет снижен бал, хотя все написано верно. И так до 4 класса, вопрос зачем этим заниматся. Это украденное время, для развития и бестолковая трата ресурсов. Блин это наши деньги в концне концов.
Terezansk (28/01/2018)
Кьяра
соглашусь с вашим мнением. Она читала лекцию, а у меня вопрос на вопросе возникал...
decan (19/01/2018)
Кьяра писал(а):
...
Цитата:
Это тоже очень интересное новое явление – у нас сейчас дети часто разбираются в чем-то лучше, чем взрослые. Никогда в истории человечества такого не было, а сейчас это норма.

Откуда тогда старая поговорка о том, что дети всегда умнее, чем их родители? Об этом еще моя бабушка говорила до появления инернета и мобильников.
...
Цитата:
Какие качества будут нужны детям в будущем?

Коммуникаци, кооперация, креативность нужны уже лет 30 как. А коммуникация и кооперация так с незапамятных времен. При этом, коммуникации мы лично учились в школе и дворе. Кооперации там же в командных соревнованиях и компаниях по интересам. С креативностью дела обстояли и обстоят гораздо хуже.
Поэтому мне непонятно, что новомодного психологи вывели в этой формуле и почему носятся с ней, как с чем-то прогрессивным.


Вот под каждым вашим словом подпишусь. Статья пустая - набор каких то громких заявлений ни о чём. Действительно, что она носится с этими Коммуникаци, кооперация.. - как будто что то новое изобрела? Умение общаться и налаживать отношения, жить/учиться/работать в коллективе - так этого раньше гораздо больше было, никто по хаткам не сидел, не лупился в интернет. С утра до вечера, помню, на улице гоняли - кооперировались и коммуницировались :haha:
А на счёт того, что раньше никогда не было, что дети лучше в чём то разбирались, чем родители - вообще насмешила! Блин, да так всегда было, во всём новом дети быстрее разбираются, чем их родители. Вот Америку открыла..
А про ненужность знаний в школе.. чушь собачья! Ненужных базовых знаний не бывает! Интересный, умный человек - это человек широко образованный. Кому, кому интересен человек, который кроме как "Окей гугл" нефига не знает?
ОлесяВова (08/01/2018)
Подумалось...
Скрытый текст:
Мне вот просто интересно, неужели вы всерьез хотели бы что бы именно ваш ребенок 10 лет чувствовал себя психологически удобно в школе , поплевывая в потолок, активно общаясь с такими же поплевывателями посредством айфона, а потом ...вдруг ...никуда не поступил , даже в техникум или колледж, только потому что средний бал по ЕГЭ у него на выходе из школы ниже допустимого для поступления - твердая тройка? Нет, он конечно же может учиться и до 30 лет, а за ваш счет и до 50...только его на работу никуда не возьмут.Вообще. Ну разве что дворы мести...но и тут глубокоуважаемая психолог заверяет нас что эти профессии не будут востребованы.
Так куда - на улицу, получая минимальное пособие что бы с голоду не сдохнуть?
Или вы серьезно полагаете что уж с вашим-то гениальным ребенком ничего такого не случится?
Так вроде в Новосибирске живете...а это далеко не дотационный регион. Сюда до сих пор ссылают. ;)
Nastja (07/01/2018)
Кьяра, так Петрановская и предлагает эти самые 4К, или Вы ждете от нее конкретных сформулированных учебных программ? И Вы правильно пишите, что практически всё - вопрос к родителям, а не к школе. Она для родителей и говорит, изменить школу или открыть собственную мало кто может.
Анастасия_В (07/01/2018)
Статья интересная, но и весьма спорная :eek:
Моя дочь в этом году закончила 11 класс обычной школы. Может, небольшой, но опыт у меня есть. Не могу сказать, что ребенок был в усмерть перегружен, но полученных знаний хватило для поступления на бюджет в СПбГУ без всяких репетиторов. Кто хочет получить знания, тот их получит. Основная трудность, которая не покидала нас на протяжении многих лет - это осутствие у школы реальных рычагов воздействия на тех, кого раньше называли трудными детьми, на тех, кто никого не уважает, всех оскорбляет и постоянно срывает уроки. Я подозреваю, что далеко не все родители реально знают, что творят их "умные и воспитанные" детки в школе, или что-то недооценивают, списывают на переходный возраст и т.п. Одной из таких мам дочкиных одноклассников была мама Марка Конькова. Думаю, все знают, чем все кончилось. В общем, надо не только заботиться о психологическом комфорте своего ребенка, но и прямо с пеленок вдалбливать, что его свобода заканчивается там, где начинается свобода другого. Ну не уважают сейчас дети никого, и с этим надо срочно что-то делать!
Any82 (29/12/2017)
Абсолютно не согласна с этой статьёй. К чему призывает её автор? К тому, чтобы в школе знаниями детей не загружали, «лишними», «ненужными» предметами не напрягали, а в форме игры учили детей коммуникации, кооперации и креативности. К чему это приведёт? Как человек, который только и знает: «ОК, google», может разобраться, оценить, сопоставить, найти истину? Как сможет стать учёным, исследователем, космонавтом, достойным писателем, хорошим доктором …?
К великому сожалению, в нынешней школе знаний детям даётся минимум. Выпускники школ, даже будучи медалистами, в большинстве своём, не знают элементарных вещей. Система образования сегодня сильно деградировала.
Кьяра (29/12/2017)
А мне статья не понравилась. Начнем с того, что статься о школе, но в частности идет разбор родительского поведения, на которое школа далеко не всегда имеет влияние.
Далее, по пунктам.
Цитата:
Родители воспитывают детей в сегодняшнем дне. Когда мы думаем о том, чтобы было хорошо нашим детям, мы смотрим вокруг, анализируем окружающую действительность и из этого делаем выводы о том, чему их учить, чему не учить, куда направлять. Но при этом мы редко думаем, что к тому времени, как наши дети вырастут, сегодняшний день будет для них позавчерашним.

Предложения Петрановской? Как говорится, критикуешь, предлагай. Чему учить детей в школе? Кто знает, что будет в будущем? Возможно, третья мировая, последняя война человечества. Тогда вообще и учить их незачем.
Все мы формируем свое мировоззрение из своего собственного опыта, того, что мы уже увидели и пережили. И это нормально.
Цитата:
По прогнозам, за ближайшие десять лет исчезнет от 12 до 15% ныне существующих профессий. Ваши дети еще не вырастут, многие из них еще школу не закончат, а уже не будет 12-15% обычных, базовых профессий, которые сейчас есть вокруг нас. Мы с трудом можем представить, что будет через 20 лет, когда уже точно все ваши дети вырастут.

Ой, напугали, удивили! Лет 150 назад, после научно-промышленной революции в мире события были еще похлеще нынешних. Где сейчас извозчики, трубочисты, лакеи, бондари, гончары, конюхи и т.д.? Зато появились трактористы, шоферы, рабочие конвейера, машинистки, электрики, сантехники, механики и из новейших программисты, генетики, сисадмины и много, подчеркну, много, других профессий. Замечу, профессии, требующие гораздо большей квалификации, базовых знаний и образования, чем тот же конюх. И о появлении которых, навряд ли можно было кому-либо догадаться в те времена.
Вообще, вся эта патетика напоминает мне статьи из альманаха 1912 года, когда журналисты ужасались экологической обстановке в городах - лошадей стало так много, что города буквально погрязли в навозе - вонь, смрад, антисанитария. Экологическая катастрофа, одним словом. Ничего, всего несколько лет и, с появлением автомобилей проблема сама собой исчезла.
Цитата:
Мобильный телефон – это не просто какая-то техническая штучка – она меняет нашу жизнь, наши отношения, например, с детьми, которые теперь растут в ситуации непрерывного контроля

Ну а школа то тут причем? Да, есть мамы, которые звонят каждые 15 минут, есть мамы менее тревожные. Тут уже больше от личности родителей зависит. При этом, ребенок, если захочет избавиться от такого контроля, просто выключит телефон и все.
Цитата:
Во всех смыслах, начиная от возможности удаленной работы, заканчивая тем, что мы больше не можем контролировать, что и когда узнает наш ребенок.

Да ладно, прям родители раньше сильно могли проконтролировать о чем таком интересном я во дворе узнавала от более опытных товарищей.
Цитата:
Это тоже очень интересное новое явление – у нас сейчас дети часто разбираются в чем-то лучше, чем взрослые. Никогда в истории человечества такого не было, а сейчас это норма.

Откуда тогда старая поговорка о том, что дети всегда умнее, чем их родители? Об этом еще моя бабушка говорила до появления инернета и мобильников.
Цитата:
Иногда просто, может, поговорить с ребенком о том, что ему жить 120 лет, чтобы он не планировал прыгнуть с крыши из-за плохого экзамена или несчастной любви? Может, поговорить с ним о том, что впереди у него еще долгая жизнь, и все это еще 10 раз изменится, и, если он захочет выучить химию (вдруг она ему понадобится), это возможно.

Это опять же вопрос к родителям, а не к школе. Были и есть родители, которые трасут душу ребенка за каждую четверку и родители, которые относятся к этому гораздо проще.
Цитата:
На самом деле в современном мире – все об этом говорят – гораздо эффективней ориентироваться в море информации, уметь ее добывать, уметь структурировать, уметь различать достоверную информацию и фейк. Где этому учат? Человек сам научится в интернете. Не в школе, не у родителей. Кто-то научится, а кто-то нет.

Для того, чтобы этому научиться, нужно иметь образовательную базу, на которую все эти умения "лягут" плюс умение критически мыслить и анализировать. Иначе, как человек отличит правду от лжи?
Цитата:
Кто-то научится, а кто-то нет

тут выше головы не прыгнешь. Так будет всегда, кто-то умеет, кто-то нет.
Цитата:
Кто постарше, помните типичный объем домашних заданий, например, в начальной школе? Три примера и одно упражнение. Вы посмотрите, что сейчас задают! Эта ситуация учит детей как раз делать выбор, но важна позиция родителей: стоят ли они, нависают, что все нужно делать хорошо, а потом жалуются, что ребенок 5-6 часов сидит за уроками, с неврозом, с истерикой.

Опять вопрос к родителям, а не школе.
Цитата:
Что мы видим в современном мире, благодаря связности? Снова появилась горизонтальная карьера. Когда в последний раз она была? Средневековье, город мастеров, ты не делаешь карьеру в корпорациях, ты просто лучше всех делаешь горшки или плетешь коврики, про тебя идет слава, что так, как ты, не делает никто.

Всегда были и есть горизонтальные и вертикальные карьеры.
Цитата:
Концепция карьеры в современном мире не про то, что ты обязательно принадлежишь к чему-то большому и внутри этой структуры карабкаешься, а в том, что ты знаешь что-то особое и уникальное. Ты можешь быть специалистом по вышиванию крестиком методом древних шумеров – от балды сейчас говорю – и в принципе людей, которых интересует вышивание крестиком методом древних шумеров, на всей земле, может быть 500 человек среди 7,5 миллиарда.
Раньше у тебя не было ни единого шанса этим зарабатывать, ты должен был работать где-то, а своими крестиками с шумерами заниматься по ночам у себя на кухне. Сейчас, если ты окажешься мастером, который обалдеть как вышивает крестиком по-шумерски, благодаря связности и интернету ты сможешь этим зарабатывать: будешь для этих 500 человек проводить вебинары, мастер-классы, они будут к тебе ездить за консультацией, покупать твои изделия.

Допустим, один, который вышивает по шумерски, будет зарабатывать на этом. Остальные 499 человек зарабатывать на этом уже не смогут. Ниша слишком узкая. Дальше им что делать?
Я не верю, что каждый человек рождается талантливым. Талант - это дар божий, а вот способным в какой-то сфере человек рождается. Так вот талантливый человек заработает на шумерской вышивке, а способному придется как-то приспосабливаться в этом мире. И тут ему поможет определиться тот широкий спектр знаний и умений, который он получит в школе, если получит.
Цитата:
Я помню одну совершенно потрясающую консультацию, которая у меня была с мамой шестнадцатилетнего мальчика. Она очень сердилась на него, что он прогуливает школу, не делает уроки, плевать хотел на ЕГЭ и так далее. В общем, пришла с таким текстом, что он у меня такой лентяй, он ничего не делает, вообще не знаю, как он будет жить, какой-то кошмар.
Я начала выяснять, а что он делает, когда не делает уроки, слово за слово выясняется, что мальчик сочиняет музыку для компьютерных игр, зарабатывает примерно три тысячи евро в месяц, востребован в Австралии, в Канаде, где-то еще. И почему-то он не хочет в школу ходить и недостаточно усердно читает роман «Война и мир».

Не особо корректный пример. Много ли вы знаете людей, которые играют на муз'инструментах, сочиняют музыку, стихи. Я думаю, каждый знаком с таким или даже несколькими. Много ли вы знаете среди них успешных композиторов, которые зарабатывают по 3 тыс. евро в месяц? Вопрос, скорее риторический.
Цитата:
Почему-то считается очень круто, когда у человека нет на это времени, когда у него нет времени просто подумать, просто поразмышлять, просто почувствовать, погрустить глядя на дождь, например. Невозможно, потому что у него через пять минут то, а еще через десять это, а еще нужно сделать задание на завтра по этому, этому и этому.

Да не круто это уже давно. Дауншифтеры уже все давно показали и рассказали. :aga-aga:
Цитата:
Какие качества будут нужны детям в будущем?

Коммуникаци, кооперация, креативность нужны уже лет 30 как. А коммуникация и кооперация так с незапамятных времен. При этом, коммуникации мы лично учились в школе и дворе. Кооперации там же в командных соревнованиях и компаниях по интересам. С креативностью дела обстояли и обстоят гораздо хуже.
Поэтому мне непонятно, что новомодного психологи вывели в этой формуле и почему носятся с ней, как с чем-то прогрессивным.
Mumi_mama (28/12/2017)
А я рада. )) Прочитав коменты , поняла, что я не одна с таким "нормальным" подходом. А то уж как-то тяжело последнее время наблюдать на улице/по телефону диалоги родитель/ребёнок в духе: "Ты со школы пришёл? Что получил? А постараться не мог? Ну ты тупой! Двоечник!"
На меня такие родители производят удручающее впечатление. И мне очень жалко их детей.
В своё время общалась с психологом и ей путём переговоров приходилось "снимать детей с крыши". Удачно. НО приводит их туда действительно психологическая незрелость. Неверие в себя. Нелюбовь себя.
Как это, если переделать плакат: "А ТЫ СЕГОДНЯ СКАЗАЛ РЕБЕНКУ, ЧТО ТЫ ЕГО ЛЮБИШЬ?"
Инга2007 (26/12/2017)
ОлесяВова писал(а):

Про горизонтальную карьеру...это для того, что бы на теплые места, занятые родственниками, чудики снизу не претендовали? Типа не прыгай выше головы, сиди в своем болоте и не высовывайся? :aga-aga:

Я тоже про это подумала :haha:
schnee (25/12/2017)
Спасибо за статью Петрановской - к чему-то я "пришла" сама, что-то "оформилось" уже после прочтения. Комментарии к статье не впечатлили.
1 | 2   

Ваш комментарий

Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться