/Занятия и игры для детей/Игры, развитие и обучение детей от 3 до 7 лет

Если ваш ребенок не читает…

... возможно, это вы все испортили?

 

Как привить ребенку любовь к книге и привычку к чтению. Почему появляются нечитающие дети в читающих семьях.

 

Детская любовь к чтению и сегодня во многих семьях считается неоспоримым педагогическим достижением родителей. Чтобы заинтересовать ребенка книгами, прикладывается немало сил и средств. И, если результат нулевой, возможно, вы что-то делаете не так?

 

Чтение на ночь

Чтение на ночь – традиция, распространенная во многих семьях. Она нравится многим мамам и папам: малыши, убаюканные ласковым монотонным голосом, засыпают быстро и незаметно. Но вот воспринимают ли они такое чтение как чтение?

В самом деле, ребенок уже устал, его внимание рассеяно, он теряет нить повествования, путает сюжет и собственные сны. Если вы читаете ему длинную историю с продолжением, ребенок может забыть за день, где именно вы остановились. Но и бесконечные повторы при чтении тоже не выход, полузнакомый сюжет быстро наскучит.

Наконец, интересная книга может спровоцировать расстройство сна – ребенок из всех сил будет стараться не заснуть, чтобы продлить чтение, и, как следствие, утром не сможет вовремя проснуться.

По сути, чтение на ночь – нечто прямо противоположное просто чтению. Его задача не привлечь внимание к книге (и истории), а рассеять это внимание.

 

Чтение исключительно родителями

Некоторые родители так стараются заинтересовать ребенка книгами, что читают-читают-читают и еще читают малышу. В итоге их чадо начинает воспринимать другие виды совместного времяпровождения как награду, а чтение – как обязательную работу.

” Вспомните собственное детство: чтение считалось отдыхом, развлечением, чем-то, что нужно было еще заслужить, сделав уроки и выполнив домашние обязанности. Может, это делало его более привлекательным?

Другая опасность – если мама и папа много и с удовольствием читают своему ребенку, он начинает воспринимать это как исключительно родительскую прерогативу. Возникает своеобразная психологическая установка – мама читает, я слушаю, и никак иначе.

 

Чтение слишком простых книг

Часть родителей, устав от чтения вслух, пытаются делегировать это занятие малышам. Как только ребенок в состоянии читать по слогам, ему вручается «Репка» или «Курочка-ряба» с напутствием «Ну, теперь читай сам!».

Но содержание книг, которые ребенок в состоянии прочитать без помощи взрослых, уже слишком примитивно и не заинтересует ребенка. Какое-то время его будет увлекать сам процесс появления слогов из букв и слов из слогов, но воспринимать чтение как развлечение или получение новой информации он так и не начнет.

” Тщательно подбирайте первые книги для самостоятельного чтения. В них должно быть много картинок, мало текста, а главное – новый и увлекательный сюжет. Не откладывайте сразу в сторону детские комиксы!

И, конечно, не бросайте читать вслух, как только ребенок начинает складывать первые слоги. Переход к самостоятельному чтению должен быть постепенным.

 

Чтение любимых книг вашего детства

Если вы в детстве обожали истории про благородных индейцев или зачитывались «Тремя мушкетерами», это не значит, что вам удастся увлечь ребенка теми же книгами. Для этого есть три причины.

Во-первых, книги по-прежнему выполняют социальную функцию. Даже выпускники детского сада уже обсуждают любимых героев комиксов с друзьями. Это стимулирует интерес к книгам, а прочитанные книги, в свою очередь, создают поле для коммуникаций внутри детского коллектива. Одинокий семилетний читатель «Детей капитана Гранта» может оказаться исключен из общения сверстников.

Во-вторых, следует учесть, что современные дети живут в совсем другом информационном поле, чем их родители и, тем более, бабушки и дедушки. Их мозг буквально атакуют потоки информации: телевидение, радио, интернет, все максимально яркое, «цепляющее», бьющее в цель. Длинный описательный текст воспринимается с огромными усилиями.

” Не стоит проклинать цивилизацию, процесс начался отнюдь не вчера. Уже мамы современных малышей мучились в школе от необходимости читать Паустовского, который «весь какой-то затянутый», а описания красот природы зачастую просто пролистывали.

В-третьих, современные дети живут в ином культурном контексте. Вернемся к тому же Фенимору Куперу, любимому папами и дедушками: 30 лет назад не нужно было объяснять ребенку суть происходящего в книгах, он видел это в фильмах, использовал образы в играх, сегодня же вам придется потратить не один вечер, рассказывая «кто все эти люди». А давно вы видели детей, играющих в войну и спорящих, кто будет «за наших», а кто – «за немцев»? Книги о Великой Отечественной войне, даже рассчитанные на детскую аудиторию, уже давно воспринимаются ими как сложная историческая литература…

 

Чтение без обсуждения

Именно поэтому чтение «Трех мушкетеров», к которым непроизвольно тянется рука папы, обречено на провал. Там, где вы в детстве видели увлекательный сюжет, ребенок видит кучу непонятных слов: «кардинал», «гугеноты», «Росинант», «цезарский легион»… Книга, до которой вы «дозрели» в 8-9 лет, сегодня будет хороша разве что в 15.

” Если вы читаете книгу ребенку, чаще останавливайтесь, чтобы убедиться, что он понимает кто такие гугеноты, пионеры, или, к примеру, что такое кочерга.

Вообще совместное чтение книг с ребенком не должно проходить в радио-режиме: вы читаете, ребенок молча слушает. Ценность и привлекательность семейного чтения – в общении! Обсуждайте, понятен и интересен ли ребенку сюжет. Смейтесь вместе над шутками. Делайте паузы, чтобы предположить, как сюжет будет развиваться дальше, и если ребенок не додумывает дальнейшую судьбу героев, вы точно выбрали не ту книгу. Рисуйте вместе с малышом иллюстрации к прочитанным сказкам!

 

Наши советы

  • Не читайте на ночь уставшему и сонному ребенку, лучше рассказывайте сказки наизусть.

  • Комбинируйте самостоятельное и семейное чтение.

  • Подбирайте книги в соответствии с интересами и желаниями ребенка.

  • Обсуждайте книги, как те, что вы читали вслух, так и те, что малыш читал сам.

  • Помните, что чтение – это развлечение, удовольствие, радость, а не некий «навык, которым обязан владеть каждый культурный человек». Не мучайте ребенка чтением!

 

20.06.2018
Автор: Анна Первушина
   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в Facebook Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
Гость (14/08/2019)
Не обязательно читать много, чтобы быть умным. Для некоторых детей во сто крат важнее общение. Я в нежном возрасте нуждалась в живом общении, как в воздухе. Ну не могла я читать, не могла воспринимать информацию без вербального контакта. Читать начала в 16 лет. Прочитала залпом практически всех классиков. И очень благодарна маме, что она - очень много читающий человек- никогда меня читать не заставляла.
Елена8182 (05/12/2018)
Семицветик55 писал(а):
интересно было прочитать. но мне кажется, чо с возрастом у ребенка 1000 раз меняются риоритеты

Приоритеты меняются, а восприятие мира - нет. Если ребенок вдумчивый, ему рано будут интересны серьезные книги. Если авантюрный - то и книги нужны соответствующие. Конечно, от мамы много зависит, не все готовы перебирать разные жанры, чтобы выяснить - а что же нравится ребенку
~Катеринка~ (09/09/2018)
Для меня в детстве это было лучшим удовольствием уединиться, залечь с книжкой на чердак или сеновал и читать, читать, читать... Обожала, когда на улице был дождь, тогда работать не надо было и можно было посвятить день чтению.

Добавлено спустя 1 минуту 29 секунд:

Никто мне любовь к чтению не прививал, просто были книги в доме и не было гаджетов. :-)
@lis@ (09/09/2018)
Интересно , что теперь дети дают нам читать
интересно было прочитать. но мне кажется, чо с возрастом у ребенка 1000 раз меняются риоритеты
Сална (24/06/2018)
Баба Маня
Я тоже очень люблю "Метро" Глуховского и понимаю Вашего внука в его предпочтениях. Сын когда-то подсунул мне первую книгу. ))
"Технотьму" Ваш внук читает?
~Катеринка~ писал(а):
Любовь и желание к чтению, на мой взгляд, зависит от психотипа, от свойств личности. Можно не прививать желание к чтению, а ребенок сам возьмет в руки книгу (главное, чтобы книги были в доме) и уже не сможет остановиться. :-)

Вот и я согласна с этим. Дочь моя читала с 5 лет. У нее до сих пор (ей 18) руки в магазине непроизвольно тянутся к бумажным книгам. Сын проходит мимо равнодушно. Он только иногда может полистать какую-нибудь познавательную книгу с картинками и прочесть описание того, что его заинтересует. Читает (технически) он для своего возраста (8 лет) прилично, ему даже порекомендовали почитать что-нибудь для класса постарше, но никакого интереса у него это предложение не вызвало.
~Катеринка~ (20/06/2018)
Любовь и желание к чтению, на мой взгляд, зависит от психотипа, от свойств личности. Можно не прививать желание к чтению, а ребенок сам возьмет в руки книгу (главное, чтобы книги были в доме) и уже не сможет остановиться. :-)
Баба Маня (20/06/2018)
Нормально. Моя средняя дочь очень любила "Гаргантюа и Пантагрюэля" в 5 лет, а вот детский пересказ отвергла. До сих пор думаю, что она там понимала. А так, да, "Трех мушкетеров" мой читающий внук читать не стал. Зато "Метро" Глуховского прочел все книги, теперь по серии пошел. Причем читал с картой московского Метро. Про драконов читает и серию "Сталкер", т.е. где про то, во что играет.
КомОл (20/06/2018)
Про то, что разное информационное поле - это в точку. По себе помню, а мне уже "баба ягодка опять", что "Робинзон Крузо" и "Мастер и Маргарита" в свое время целиком прочла только один раз (нужно было разгадывать кроссворды :) ), а когда перечитывала неоднократно, без преувеличения сказать, эти шедевры, то "философско-богословские" главы просто пролистывала.
Попыталась сына (12 лет) привлечь к прочтению "Дети капитана Гранта", через просмотр фильма и сама ужаснулась, на каком уровне был снят фильм "В поисках К.Г." В основном, все книги, которые когда-то интересовали меня, моими детьми прочитаны. А дочь вообще обскакала меня на три головы в 15 лет: Аристотель. Э.М.Ремарк, Фрэнсис Скотт Фицджеральд и т.д., и т.п. Мне и сейчас эти авторы кажутся нудными очень (не кидайте помидорами, моё личное восприятие). Ни Толстого, ни Достоевского, ни Тургенева, да что говорить, многих наших классиков даже рука не тянется к полке взять.
Дома библиотека, любовно хранимая тремя поколениями, много классики и современная литература тоже приобретается регулярно, дочка трясется над каждой книгой, но некоторые вещи, также как и многие люди, осилить не может.)) Каждому произведению своё время и пичкать, да навязывать точно не надо, а вот позаботиться, чтобы литература была в свободном доступе нужно обязательно. Вот сыну на лето к 6 классу задали "Гаргантюа и Пантагрюэль" в пересказе Заболоцкого читать, начала сама.... :eek: не Рабле я, не Рабле. :aga-aga: Не знаю, может в аудиоформате ему предложить это произведение?

Ваш комментарий

Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться