Туризм и отдых  »  Рассказы о поездках и экскурсиях  »  Ближнее зарубежье

Путешествие в Армению. Часть I

Общие сведения

Путешествие в АрмениюРешила, что напишу, хотя бы ради будущих поколений путешественников. Ведь как мне помогли рассказы знакомых, так и мой рассказ вполне может кому-нибудь помочь.

Итак, почему Армения?
Я тут расспрашивала про Таиланд, да и вообще давно пора свозить детей к морю (хотя мне самой оно не особо нужно). Но, когда я начала смотреть билеты, выяснилось, что на нашу толпу на околоновогодние даты самые дешевые билеты стоят 180000 рублей. Нда... У нас столько свободных средств даже не было, и не было понятно, будут ли. Начав смотреть всякие путевки с перелетом чартером, я поняла, что те же деньги придется выложить и за какую-нибудь Патайю, за какой-нибудь непонятный отель непонятно где. Конечно, был шанс, что ближе к Новому году что-нибудь начнет "гореть", но хотелось уже конкретики, чтобы не дергаться, а все спокойно планировать.

Ну и фиг с ним, с Таиландом, проживет без нас, подумала я, и поступила банально и примитивно: залезла на сайт Толмачево и начала смотреть, куда можно улететь напрямую, за приемлемые деньги и желательно без визы. Ведь шенгенская виза для нашей толпы - это еще около 140 евро (если не ошибаюсь, одна виза стоит 35 евро) или даже больше.
Просматривая расписание вылетов и прилетов, я увидела Ереван. И как раз С7, мили которой мы копим. Зашла, посмотрела - супер, всего 116000 на нашу толпу туда-обратно! С багажом! А без багажа так и вовсе 100000, но без багажа и без возможности возврата я билеты не рассматриваю. И как раз эта сумма у меня была! При этом самый дешевый вариант был на 1 января. Тем лучше, веселее будет (так и вышло, пассажирам раздавали шампанское). В тот же вечер после семейного совета билеты были куплены.

Потом началось остальное - найти жилье и набросать программу. С программой я возилась довольно долго, недели две, пересматривая блоги, отчеты и описания. Большую часть программы составила благодаря Сибмаме. Некоторые вещи я потом меняла, например, отменила поездку в регион Татев-Горис, поняв, что эти места все же для лета. И именно ради этих мест и хочется вернуться в Армению. Запланировала 5 полных дней в Ереване, потом переезд в Дилижан и два полных дня там. Почему Дилижан? А кто знает. Привлек старый город, а также места вокруг него, включая развалины двух монастырей, куда можно было бы совершить небольшой поход, но куда мы в итоге не попали. Ну и я считаю, что невозможно познакомиться со страной, узнав только ее столицу. Столица - это не лицо страны. Лицо - это глубинка. И хотя Дилижан - глубинка не такая уж глубокая, но и этот визит помог нам немного понять, чем живет нестоличная Армения.
Путешествие в Армению

Для проживания я рассматриваю только квартиры и небольшие отельчики с кухней. Увы, но мы не миллионеры, а любой отель на наш бюджет - это довольно скромный и некомфортный отель. Плюс даже в дорогих отелях номера маленькие, детям негде побегать, фиксированное время завтрака (если он вообще есть), нет возможости постирать/приготовить, да и вообще, в квартире реально комфортнее. Хотя замечу - одна, в командировки, я рассматриваю только отели. Хостелы не рассматриваю больше вообще. Последний раз я повелась на уговоры подруги летом, когда мы ездили работать в Томск, и сильно пожалела об этом. Хостел - вариант для молодых, свободных и ищущих приключений. Поэтому, когда мои дети начнут путешествовать самостоятельно, я как раз настоятельно буду советовать им хостелы. Но для семей этот вариант не годится.

И так я и нашла вариант: трехкомнатная квартира в центре Еревана. Искала по местоположению (мне важен был центр, чтобы близко ногами до всего), отзывам, и цене в последнюю очередь.
Дом с нашей квартирой на фото:
Путешествие в Армению
В итоге 7 ночей обошлись в 129000 драм, дешевле было найти можно, но меня купило то, что хозяин сам же и возит на экскурсии. И все это я сразу же и забронировала. В итоге 1 января мы прилетели, хозяин нас встретил, 2 января мы посвятили только Еревану, а 3, 4, 5 и 6 он нас возил на экскурсии. 7 мы переехали в Дилижан, с заездом на озеро Севан (хозяин ереванской квартиры нас же и отвез). 8 и 9 посвятили Дилижану и окрестностям, и 10 хозяин ереванской квартиры отвез нас в аэропорт. Все экскурсии вместе с трансферами обошлись нам в 150000 драм, я запросила минивен для удобства. На обычной машине с Саньком на руках все обошлось бы в 110000 драм. Курс драма можно глянуть в гугле. В Дилижане мы вызвывали такси, и нас свозили в монастыри Агарцин, Гошаванк и на озеро Парз, это обошлось еще в 15000 драм.

Ну и мини-отель в Дилижане обошелся в 105000 драм. И это была единственная лажа за эту поездку. Я купилась на отзывы, якобы превосходные завтраки, красивый вид и огромный номер, ну и приятная хозяйка. По факту номер оказался огромным, фактически трехкомнатной квартирой, но холодным (про отопление я писала в предыдущем посте), не спас даже обогреватель. Вид на самом деле красивейший, хозяйка тоже приятная (хотя и чуток невменяемая), но завтраки... Мы сообщили, что мы с мужем вегетарианцы, но она или не поверила, или решила, что это шутка. В итоге кормила нас то блинами с мясом, то салатом с мясом же, а в последний день вообще подала обжаренные макароны (дети есть не смогли, жирно), колбасу, сосиски и котлеты. Благо были еще сыры, творог и хлеб. Кофе было мало, а чая много. Был также мед и варенье. Дети, конечно, были рады, но мы с мужем догонялись помидорами, а потом отрывались на обеде в кафе, а на ужин сами делали салат. Вообще изначально я забронировала другой мини-отель, но в пользу Мимино решила, т.к. он был ближе к развалинам монастырей (куда в итоге не попали, хозяйка напугала нас, что в лесу волки и недавно на кого-то напали), ну и в нем туалет и душ в номере. В итоге 7 января, когда мы приехали в Дилижан, почти все туристы уже уехали, и я думаю, что и в более дешевом месте с душем и туалетом на этаже, тоже было бы нормально. Но... нет провалов и ошибок, есть уроки. В целом мы довольны.

Программу в Ереване я составила с учетом рекомендаций Сибмамы (Спасибо, Настя и Вера), а также одного турагентства, в которое мы в итоге не обратились, но публикациями, советами и описаниями которого воспользовались. Наш хозяин Карен предложил нам ровно то же самое, и по чуть более низкой цене, еще и сделав скидку за опт, ну и еще приятность - сразу по нашему прилету выдал нам мобильный модем, и мы были с интернетом все дни, во всех местах, кроме, конечно, Дилижана, но там вайфай в отеле тоже был. В итогде мы еще и на связи не особо разорились. Вообще по ценам Ереван - это Новосибирск. Примерно тот же уровень. Точно не Москва. А глубинка еще чуток дешевле, хотя Дилижан считается горно-климатическим курортом, а потому не особо дешев.

Было «попадалово» с деньгами. Карен попросил всю сумму (за квартиру и экскурсии ) наличными, и мы обменяли часть, за квартиру, решив, что остальное просто снимем с карты. У меня ситуация сложилась так, что денег не было почти совсем, а у мужа они почти все на карте Виза от Альфа Банка. В итоге по непонятной причине муж спокойно рассчитывался картой в кафе и магазинах, но при попытке снять с карты наличность не менее 10 банкоматов разных банков карту выплевывали, не жуя, и денег не давали. Мы сильно струхнули и даже поругались, но в итоге перевели денег на мой Мастер-кард, и уже с нее сняли. В чем прикол, мы так и не поняли, надо бы сходить в Альфу. Но помнится мне, что и в Германии карты Виза не в особом ходу. Учтите это! Но уже давно кто-то умный сказал, что не надо хранить все яйца в одной корзине. Применительно к поездкам это означает, что часть денег лучше иметь налом (особенно в таких странах, как Армения, и глубинка любой европейской страны), и примерно равные суммы на разных картах, разных систем и банков.

Язык. Тут ничего особенного, но было интересное ощущение беспомощности при покупках, например. Понятно, что население говорит по-русски, но мне было любопытно прочувствовать, как это - быть в стране, языка которой вообще не понимаешь. Мне реально надо было понять, как именно ощущают себя мои клиенты-туристы, и я это поняла. А также поняла, в чем моя основная роль как гида - не показывать местность, с этим турист справляется сам. А быть именно в роли того, кто разъясняет и помогает объясниться. Довольно часто, общаясь с молодежью, я сразу начинала говорить на английском, но муж меня выдавал с потрохами.

Путешествие в АрмениюПутешествие в Армению
Далее, погода. Я писала выше, что везде дубела. Но это скорее в помещениях, а на улице вечером. Погоду я заранее смотрела, и решила, что не стоит полагаться только на демисезонные вещи. Я мерзну даже летом, поэтому полетела в пуховике и зимних сапогах, прихватив деми-боты и куртку. Саньке тоже все это взяла, но в итоге его мы всегда водили в зимней куртке и зимних же сапожках. Сама я ходила в лыжной куртке днем, а вечером надевала пуховик. Единственным днем, когда было реально жарко, была поездка в Нораванк и Хор-Вирап. В деревне Арени близ Нораванка было, наверное, не меньше +15 на солнце. Но и в этот день я не сварилась в зимних ботах, т.к. в предыдущий день в Гарни и Гегарде изрядно промерзла в демисезонных. А когда мы приехали в Дилижан, и вовсе похолодало до -5. В день, когда мы ездили в Гошаванк, там также было очень тепло на солнце, но в низине на озере Парз был все тот же 0 или даже минус.

Еда. Тут, конечно, о вкусах не спорят. Мы - пищевое меньшинство с заморочками, и дети у нас непослушные, шумные и легко могут разбить какую-нибудь посуду или повредить интерьер. Все это в целом означает, что нам нужны места попроще, поэкологичнее, где больше салатов. Но при этом я люблю оригинальность. И такие места мы нашли, хотя часть посещенных мест были вполне традиционными. 1 января вечером мы (в усеченном составе) пошли на ужин и нашли заведение, которое было практически единственным работающим, кроме того, идеально нам подходящим. Pizza di roma, в самом центре, у площади Республики на нашей же улице. Там шикарнейший салат-бар! В нем есть даже хумус! Тебе выдают тарелку, вроде бы 3000 драм (немало, но и подходить можно много раз, и тарелка гигантская), и ты берешь, сколько влезет. Влезло так много, что мы принесли еще Антону и Саньке, и ели это два дня. Потом мы туда ходили еще раз. Нашли мы и вегетарианское заведение, которое из-за праздников, увы, не работало, плюс одно эко-кафе, и одно кафе здоровой кухни. Дети не оценили имбирный лимонад и веганские чизкейки, а мы балдели. Ну и вообще поняли, что в праздники в Ереване работают далеко не все заведения. Видели пару закрытых столовых, если правильно поняли, закрыты они были до 8 января.
Путешествие в Армению
А вот с водой проблем нет. Из-под крана шикарная вода и в Ереване, и в Дилижане, и думаю, что и в других местах. Пили ее. А на улицах много где встречаются фонтанчики. В монастырях они есть всегда и везде.
Нам очень повезло, что мы попали в Армению на Рождество. В отличие от нас, армяне начинают праздновать (стоят всенощную) в ночь с 5 на 6 января, день 6 января проводят с семьей, а 7 посещают кладбище. Но празднества мы видели, и это было здорово. Наши окна выходили прямо на церковь, и мы услышали, что там происходит что-то веселое. Оказалось, люди просто танцуют всей толпой.
 Вроде бы практические моменты все. Лететь от нас 5 часов. Не особо напряжно, но самолет забит был битком в оба конца. И очень много семей с детьми. Из-за этого шумно и тяжело. Но время рейсов удобное - в оба конца вылет в районе 14.00.
В самом Ереване транспортом мы не пользовались вообще, везде ходили пешком. за исключением одного раза, когда мы залезли на Каскад, дошли до статуи Мать Армения, поняли, что обратно только тем же путем, уже собрались-было спускаться, как увидели маршрутку. Посигналили, водитель остановился, сказал, что едет через центр, и за 100 драм с носа мы доехали до рынка Вернисаж, где и встретили Викино семейство. Маршрутка раздолбанная, у нас таких давно уже нет. Но было весело! Ехали по серпантину типа алтайского Чике-Тамана, только в центре города. Больше в транспорт не садились, не было необходимости. Да и в Ереване все близко.

Из-за праздников и моего недосмотра не попали в коллекцию древних манускриптов Матенадаран и буквально бегом пробежали по музею истории Армении, он закрываался из-за предпраздничного дня в 16.00. Много гуляли и много ели.

Ереван и ближние окрестности

Вообще, было бы вполне реально никуда не выезжать из Еревана вовсе, и делать все вылазки только оттуда. Это касается именно зимних поездок в Армению. Хотя, конечно, тут все зависит от личных предпочтений. Летом я бы, конечно, хотела взять в аренду автомобиль и прокатиться по стране самостоятельно. Но для первого знакомства со страной одного Еревана и вылазок из него вполне достаточно.
Тем более, что в Ереване есть что посмотреть, и по нему приятно гулять и в не самую теплую январскую погоду.
Путешествие в Армению
Ну, а украшен к Новому году он не хуже Москвы. Я бы даже сказала, он украшен креативнее. Не богаче, а именно более творчески. Ну, и несопоставимо наряднее Новосибирска. И очень интересно, что армяне украшают свои дома и квартиры не только изнутри. Даже на двери самой захудалой хибары обязательно будет висеть Дед Мороз или рождественский венок, а балконы и окна квартир и домов побогаче будут украшены не хуже какого-нибудь ресторана.
   Путешествие в АрмениюПутешествие в АрмениюПутешествие в Армению
А на пешеходной улице Северный проспект был рождественский базар ничуть не хуже какого-нибудь европейского, с глинтвейном, вафлями и кучей других вредностей и вкусностей.
Путешествие в Армению
Так что мы много гуляли, любовались украшениями и рассматривали местный колорит. А его в Ереване хватает! Часть архитектуры - наследие СССР, ничем не примечательное или просто привычное. А часть - уникальна. Нам удалось погулять и по старому району Конд, я об этом вычитала в блоге какой-то путешественницы. Но в целом ориентировалась на банальные советы типа "10/50 мест Еревана и вокруг него, где должен побывать каждый".
Нам не удалось побывать в Матенадаране, коллекции древних манускриптов, из-за праздников, и мы всего час до закрытия провели в музее истории Армении. Так вышло из-за праздников. А эти места я непременно рекомендую, они познавательны и интересны.
Но зато мы с мужем (без детей. мы во второй половине дня или после экскурсий просто оставляли их в квартире долбиться в телефоны, чтобы они не сильно уставали, и гуляли уже вдвоем) погуляли по старому кварталу Конд. Он находится буквально в пяти минутах от шикарного и дорогого Северного проспекта, но попадаешь в другой мир.
Путешествие в АрмениюПутешествие в АрмениюПутешествие в Армению
Сувенирные лавки и рынок Вернисаж стоят посещения, даже если ничего не планируете покупать. Но как можно не купить? Мы купили дудук, по словам продавца, почти профессиональный, хотя ни разу не музыканты. А также сумочку мне и по мелочи.
Путешествие в Армению
Побывали на Каскаде, но это было около 8-9 утра 2 января, поэтому не было ни солнца, ни людей. Но очертания Арарата видели.
Путешествие в АрмениюПутешествие в АрмениюПутешествие в Армению
Вообще, Арарат, как я уже говорила, показался нам лучше всего в день прилета и улета. В тот день, когда мы были от него буквально в паре километров, был такой туман, что мы друг друга с трудом видели.

Дальше пусть будут просто картинки. Описания всех достопримечательностей Еревана спокойно можно найти в сети, и выбрать себе по душе то, что нравится.

Выезды из города мы делали следующие:

3 января: языческий храм Гарни и монастырь Гегард. Вопроки ожиданиям, энергетики я не почувствовала. Возможно, потому что одновременно с нами там была огромная толпа туристов, в том числе автобус китайцев. Эти товарищи вообще уже и до Армении добрались. Например, в монастыре Хор-Вирап, где в темнице, где в заточении провел 13 лет Григорий Просветитель, я побывать не смогла, потому что автобус тех же или похожих китайцев полез туда полным составом.
Ну, или же энергетика меня не проняла просто из-за нехватки времени и довольно холодной погоды. Было снежно и мрачно. И именно там старшие дети налазались по пещерам, которых там полно, а монастыря почти не видели. Зато именно там им больше всего понравилось.

4 января: Нораванк, Хор Вирап и винная деревня Арени. Напишу про это отдельно.

5 января: Эчмиадзин и Звартноц, храмы святых Рипсиме, Гаяне, собор и развалины храма Звартнотц.
Святые Рипсиме и Гаяне были девушками, которые. вместе с Григорием Просветителем, принесли христианство в Армению. Вообще Армения - первая в мире страна, сделавшая христианство официальной религией. Это произошло в 301 году, даже раньше, чем в Риской Империи и несравнимо раньше, чем на Руси. но новшества приживаются сложно, и Рипсиме и Гаяне просто убили с изрядной долей жестокости (первая отказалась выходить замуж за язычника, а вторая способствовала этому). вообще я потом думала, как бы поступила сама. Скорее всего, под угрозой мученичской смерти моя вера бы точно поколебалась, и я бы вышла замуж и потихоньку верила бы себе в Христа внутри себя. Лирическое отступление. Этот день нас не особо впечатлил. Видимо, потому что мы не христиане. Но меня глубоко впечатлили узоры на остатках храма Звартнотц. Как это можно было сделать вручную? Вообще хачкары и их узоры можно рассматривать бесконечно. Они вроде бы похожи, но все разные.
 Путешествие в АрмениюПутешествие в АрмениюПутешествие в Армению

6 января: храм в Мугни, монастыри Оганаванк и Сагмосаванк, а также памятник армянскому алфавиту.
Про это, пожалуй, тоже напишу отдельно.

7 января: переезд в Дилижан с заездом на Севан, монастырь Севанаванк. Это день запомнился жутким дубаком на Севане и страшным ветром. К этому моменту от монастырей дети подустали, но в окрестностях Дилижана мы посмотрели еще два, о них - отдельно.