/О детях/Детское здоровье и уход

Заикание у детей дошкольного возраста. Часть вторая

В статье «Заикание у детей дошкольного возраста» мы обсудили причины заикания и развитие этого недуга, но если проблема есть – как ее корректировать?

Заикание: отцы и дети

Многие думают, что заикание предается по наследству, и если родители в детстве заикались, у ребенка обязательно будут с проблемы с речью. Это неверно, единственное, что может наследовать ребенок – это тип нервной системы, определяющей особенности реакции. Однако в семье заикающихся родителей дети порой тоже заикаются, как же не говорить о наследственности? Дело в том, что механизм речи детей является подражательным, поэтому с таким заиканием можно сравнительно легко и быстро справиться. Но если проблемы с речью вызваны состоянием нервной системы, личностными конфликтами и проблемами в отношениях с окружающими, потребуются специальные меры.

Начнем с детского сада и воспитателя

По возможности необходим специализированный садик с исправлением речевых дефектов и подготовленные воспитатели и логопеды. Если такого садика поблизости нет, можно работать с педагогом индивидуально или обратиться в развивающие центры. Сверстники в этот момент могут больно ранить ребенка, дразня его и указывая на его дефекты.
 
Воспитателю важно подобрать к малышу ключик, и родители могут оказать ему в этом серьезную помощь. Расскажите педагогу об интересах ребенка, это поможет ему завязать разговор с малышом, и, поговорив об увлечениях и любимых игрушках, расположить его к себе и начать работу. При этом важно не столько содержание разговора, сколько интонации: приятная, неторопливая и ласковая речь. По мере занятий ребенка важно вводить в круг уравновешенных и спокойных малышей, чтоб он слушал их речь и повторял за ними. Нужно чтобы дети вовлекли заикающегося малыша в спокойные игры и говорили с ним помедленнее – об этом их предварительно можно попросить. Важно, чтоб ребенок нашел себе в группе друзей, которые подбадривали бы его и приглашали к играм.
 
По мере социализации ребенка в детском коллективе воспитатели и логопеды ведут работу по восстановлению плавности и ритма речи, прививают навыки коммуникации.

Работа с семьей

Лечение заикания – это не только задача логопеда, это огромная работа для всей семьи. Необходима семейная психотерапия, работа всех членов семьи с психологом. Специалист тщательно изучит ситуацию в доме, модель межличностных, бытовые условия и установит возможные причины заикания, даст практические советы по решению конфликтных ситуаций. Психолог также может рассказать другим членам семьи, как правильно говорить и взаимодействовать с заикающимся крохой, чтоб смягчить проблему.
 
Многие семьи не видят в этом смысла или стесняются «вывалить грязное белье», в результате годами не могут решить проблему заикания, так как не могут устранить травмирующего фактора. Важно понять, что ребенку нужна от вас выдержанность, спокойствие и внимание, а не жалость, слезы и потакание всем капризам. Необходимо твердо соблюдать режим дня и поддерживать дисциплину, что также создает спокойную атмосферу в семье. Не стоит вести при ребенке разговоры о его дефекте и даже вскользь упоминать о проблеме, не подчеркивайте эту особенность.

Работа над речью

Конечно, ежедневные речевые упражнения с педагогом придают ребенку сил и уверенности, помогают бороться с недугом. Задача воспитателя – научить ребенка говорить неторопливо, слитно и ритмично, чтобы все понимали его речь, и ему не приходилось волноваться и заикаться. Это достигают, произнося несколько слов сразу на одном выдохе, без пауз. Кроме того, просят малыша не растягивать гласные звуки в словах и говорить ритмично. Например, пусть он говорит «бабушкаИдетВЛес» как одно слово. При медленной речи не только проще справиться с заиканием, но и тренируется характер, малыш становится спокойнее и выдержаннее.
 
Если у ребенка возникает затруднение в произношении конкретного слова, можно произнести его медленно и четко, пусть малыш подражает речи взрослого. Затем надо предоставит ребенку возможность продолжить разговор, не задерживаясь на запинке. Если он разволновался и начал заикаться, необходимо закончит фразу за него и успокоить малыша, переключив его внимание на другие объекты.
 
Вот чего точно делать нельзя, так это заставлять заикающегося малыша обязательно произнести или повторить трудные для него слова или наборы звуков, это лишь закрепит патологические речевые рефлексы. Надо просто часто и медленно говорить с малышом, пусть он повторяет за вами или воспитателем простые фразы, и речь постепенно станет боле плавной и легкой.

В тяжелых случаях

Если заикание тяжелое, необходимо как можно чаще, буквально в любую свободную минутку проводить логопедические уроки. Это может быть совместный рассказ по картинкам, повторение фразы за взрослым, а в случае успеха – ее повторение самостоятельно. Можно побуждать малыша к ответу на вопросы, рассказам о картине за окном, о своих игрушках, одежде.
 
При специальных занятиях с детишками рекомендуется разучивать много коротких стишков, они ритмичны, а значит, помогут упорядочить речь и увеличат ее плавность. При этом необходимо следить за правильным дыханием - после каждой строчки нужно сделать остановку и легкий вдох. Произносить стихи нужно плавно, не скандировать. При этом используется тот же прием – сначала говорит взрослый, потом вместе, потом ребенок сам.

Развитие логического мышления

Малыша с заиканием важно приучать к медленной и плавной речи, для этого он должен слушать рассказы с названием предметов, игрушек, смотреть на представления кукольного театра. Желательно составлять небольшие связные рассказы о предметах и их взаимодействии, говорить медленно, с вдохами и паузами, после чего попросить малыша рассказать о том, что он увидел, узнал. Что делает собачка? Как репку тянем? Каждая фраза взрослого должна быть законченной, с четкими логическими и словесными ударениями.
 
После рассказа задавайте вопросы для развития логического мышления, оно у заикающегося малыша из-за страха речи нарушено. Полезно занятие подобного рода – «я буду говорить одно слово, а ты продолжи фразу», например: «собака – собака лает».
Иногда можно попросить малыша закрыть глаза и читать ему вслух или рассказывать сказку. Это исключает отвлекающие кроху факторы и позволяет более четко воспринимать акустическое строение речи.

Пой и играй на здоровье

Одним из эффективных способов устранения заикания является хоровое пение. Песенки детям полезно учить по частям, равно как и стишки, воспитатель поет или рассказывает первые две фразы, затем дети с ним вместе и потом дети одни или по очереди. Это дает ребенку с заиканием уверенность в речевых навыках и помогает преодолеть страх. Если поставить заикающегося малыша запевалой, можно развить зычный и громкий голос.
 
Стесняющиеся дети могут петь и в одиночестве, поскольку пение само по себе регулирует дыхание и прерывистость речи. Если ребенку не нравится петь, можно занять его играми:  речевое лото, игры с мячиком с речевым и музыкальным сопровождением, декламация стихов – хором, под музыку, с движениями. Поощряйте игру малыша на музыкальных инструментах - хотя бы просто хлопки в ладошки под песенки. Это развивает чувство ритма и просто создает хорошее настроение!
 
Хорошо помогает игра с собиранием мячиков или ловлей рыбки, при этом мячики надо посчитать со стишком или рыбок выловить с присказкой. Дайте ребенку несколько картинок из одной сказки и попросите рассказать историю или сцену из сказки. Можно вовлечь ребенка в групповое занятие - рассказывание сказки по цепочке.
 
Если в движениях отмечается неловкость и неуклюжесть, есть нарушение координации, необходимо акцентировать внимание на играх с координированием движений. Если при речи или других движениях чрезмерно напрягаются мышцы, особенно четко это выявляется ощупыванием предплечий, мышц шеи или груди и живота, тогда полезным будет проведение игр с растормаживающей гимнастикой. Имитируем полоскание белья в тазу, изображаем, как мы рвем травку, показываем, как растет цветочек, а мама с папой или педагоги проверяют тонус мышц. Это полезно делать перед речевыми играми, либо во время паузы между ними. Ощупайте ручки и шею, предплечья, затем можно расслабить их – попросите ребенка покачать головой, подвигать, вскинуть, встряхнуть руки, покачаться как медвежонок. Главное – воспитывать в ребенке уверенность, что он ничем не отличается от других детей.

Если есть косноязычие

Параллельно с борьбой заиканием важно вовремя и быстро устранить косноязычие. Надо объяснять и внушать малышу, что если он будет хорошо и правильно произносить звуки, он перестанет запинаться. Чаще всего так и бывает: у заикающихся часто неправильно поставлено дыхание. Следите за тем, чтобы малыш дышал при разговоре спокойно, часто и без усилий, не поднимая плечевого пояса и не раздувая легких. Часто останавливаться, говорить короткими разами – это содействие правильному речевому дыханию. Надо тренировать дыхание и во время занятий лечебной физкультурой.

Итак, подведем итоги всему сказанному

В случае сильного волнения, если малыш смущается или робеет, необходимо прервать его судорожную речь, закончив за него фразу, приласкать его и утешить, объясняя, что его все любят, ему не нужно стыдиться или бояться. Но долго на этом зацикливаться не стоит – важно только отвлечь малыша от тяжелых мыслей и переживаний.
 
Ребенка надо социализировать, вовлекая его в детский коллектив, давать ему посильные поручения, задания и игры. Постепенно задачи необходимо усложнять, стараясь привлекать его к выступлениям перед группой. Перед каждым выступлением надо успокоить и подбодрить кроху.
 
Осторожно выдвигайте малыша с заиканием на первый план в группе детей, но очень внимательно при этом следите за психологическим самочувствием ребенка; поддерживайте, ободряйте и успокаивайте его, чтоб заикание не усилилось. Если речь ухудшается, тонко и деликатно, чтоб не ухудшить состояния ребенка, на время освободите его от активной деятельности.
 
Определите его основной интерес, всячески содействуйте и поощряйте увлечения малыша. Чем больше ребенок будет занят любимым делом, и чем успешнее он в нем реализуется, тем увереннее он будет себя ощущать, меньше думать о своем заикании и мнимой неполноценности, следовательно, его речь станет внятнее и плавнее.
 
Нужно уметь правильно поощрять и одобрять малыша; если он говорит без запинок. Пользуйтесь для этого каждым подходящим случаем. Похвалы формируют и укрепляют в нем уверенность в себе, малыш осознает свои успехи и закрепляет правильные стереотипы речи. Если у него произошла неудача – нужно успокоить и отвлечь его.
 
В ребенке необходимо воспитывать характер – храбрость, смелость и твердость. Научите его при разговоре с собеседником смотреть прямо в глаза – это помогает говорить отчетливее и мягче. Обычно дети с заиканием избегают зрительного контакта.
 
Избегайте при ребенке обсуждения его проблемы, не делайте акцент на дефекте речи при посторонних, кроме, разве что, специалистов. Самое основное – помочь ребенку понять и перебороть убеждение, что с речью у него не получается, что он не сможет в нужный момент правильно произнести слова, и будет выглядеть хуже других. Без всего этого все усилия – ваши и педагогов-логопедов - неэффективны.
 
19.07.2012
Автор: Алена Парецкая, педиатр, консультант
  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+

   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
Извините, возможность оставлять здесь отзывы доступна только зарегистрированным пользователям.
пожалуйста, представьтесь или зарегистрируйтесь