/О детях/Воспитание и психология

Как воспитать ребенка оптимистом


Сначала уточню: слово "оптимизм" происходит от латинского слова "наилучший". Это взгляд на жизнь с позитивной точки зрения. Оптимист уверен в лучшем будущем, верит в людей и в свои силы. В противоположность оптимизму, пессимизм - это уверенность в том, что миром правит зло и, соответственно, ни о каком хорошем исходе чего-либо речь не идет. Понятно, что это крайности, и оптимистов в чистом виде, так же, как и пессимистов, встретить можно не часто. Но тем не менее, большинство людей можно разделить на более-менее оптимистов и склонных к пессимизму. Эти качества проявляются довольно ярко и видны даже при поверхностоном знакомстве. Человек одаренный оптимистическим взглядом на жизнь, как правило, веселый, активный, работящий, с хорошим здоровьем. Склонный к пессимизму часто строг и серьёзен, ироничен, желчен и болезненен. Возможно, именно неважное здоровье и есть глубинная причина пессимистичного настроения, усвоенного с детства.
Нельзя утверждать, что человек оптимистичный никогда не изменится,конечно это не так. При определенных обстоятельствах, под ударами судьбы он вполне может со временем переродиться в пессимиста. С возрастом оптимистами остаются только отдельные счастливчики и баловни судьбы. Хотя бывают и исключения - как ни бьет судьба человека, но он все равно верит в лучшее.
Мы все в глубине души считаем себя оптимистами и хотим видеть своих детей открытыми и счастливыми людьми, полными надежд на лучшее будущее. Можем ли мы сформировать тот или иной взгляд на жизнь у своих детей? Я считаю, что однозначно да - можем, это вполне в наших силах.Дети рождаются оптимистами, первое достижение каждого младенца - это улыбка. Новорожденный открыт миру, он ждет любви и добра. И наша обязанность - помочь ребенку сохранить веру в счастливое будущее на всю жизнь.
Прежде всего, с ранних лет мы заботимся о здоровье детей. Чем меньше проблем со здоровьем, тем счастливей будет ребенок. Это вовсе не значит, что если ребенок болен, он не может быть оптимистом. Но тут нужна определенная сложная работа, усилия со стороны родителей и близких, возможно, психолога, чтобы помочь ребенку принять себя и нездоровым.
Забота о привлекательном внешнем виде, о красивой одежде и успешной учебе - это тоже непременное условие для появления нового оптимиста в наших рядах.
Прислушиваться к желаниям ребенка, развивать его способности - это значительный шаг к его радостному будущему.
Очень важно беречь ребенка от "правды жизни", стараться, чтобы жестокие сцены и созерцание несправедливости и пороков общества не тревожили его воображение, особенно в детстве. Возможно, в отрочестве нужно будет подобрать книги, рассказывающие о драматизме жизни, о зле,о жестокости людей. Но это должна быть классика с налетом романтизма.
Идеальные авторы для подростка: Ч.Диккенс, В.Скотт, В.Гюго. Эти книги нужно сочетать с приключенческой литературой, чтобы у ребенка развивался интерес к окружающему миру и радость жизни. Желательно не противопоставлять ребенка коллективу, не делать его изгоем, позволить ему быть"как все", но всегда подчеркивать, что он особенный, лучший, необыкновенный.
 Будущий оптимист обязательно должен заниматься творчеством. Музыкой, рисованием, лепкой, вышиванием и много ещё чем. Занятия отвлекут его от улицы, от скверных друзей, от созерцания порока. Человеку,выросшему на улице, на мой взгляд, почти невозможно стать оптимистом.Ничего кроме разочарования и отвращения к жизни, у ребенка, предоставленного самому себе, не разовьется.

Банально, наверное, будет сказать - любите своих детей, и они вырастут оптимистами. Отчасти это справедливо, но при условии, что вы сами не исходите желчью, не выплескиваете негатив, сохраняете мир в своей семье.
Путешествия, хорошие впечатления, время, проведенное с любящими родителями и главное, счастливый, теплый климат в семье, где растет ребенок - это все формирует в нем оптимиста.
Нельзя, конечно, отсекать генетику. Порой случается, что в самых тепличных и благоприятных условиях вырастают злые и желчные люди. Но ещё реже у озлобленных, ограниченных и нерадивых родителей ребенок
вырастает оптимистом. Это почти невероятная ситуация. Но тоже возможная. Особенно, если человек от природы добрый и открытый внезапно попадает в благоприятные условия из своей ужасной семьи, тогда он может стать самым закоренелым оптимистом до конца жизни. Так случалось довольно часто с ровесниками наших родителей, когда они вырывались из тяжелого послевоенного детства, попадали в благоприятную студенческую среду, начинали веселую и полную надежд и веры в справедливость жизнь. Многие из них невероятные оптимисты.
Причины пессимизма - это либо тяжелая, полная лишений жизнь, либо раннее знакомство с циничной изнанкой жизни; такое знакомство разрушает веру ребенка в добро и справедливость. Если человек встречается со злом уже зрелым, он способен оценить его масштабы, и оно не покажется ему всепоглощающим.
Еще одна причина негативного отношения к жизни и упаднических настроений - слабая духовная организация.

В такой ситуации роль родителей трудно переоценить: если ребенок слаб духом, легко сдается не верит в свои силы, родители просто обязаны грамотно ему помочь. Такого ребенка нужно хвалить за малейшие успехи, никогда не сравнивать с другими, более успешными детьми, не предъявлять к нему завышенных требований. Такие дети просто расцветают в благоприятной обстановке и могут многого достичь.
Часто родители, по неведомой мне причине, считают своим долгом сообщать маленьким детям, что все смертны и Умрут рано или поздно. Меня родители так напугали в черыре года от роду. Помню, что мысль эта мне не давала покоя и была довольно мучительной. Более того, родители-атеисты еще и нагрузили мой мозг представлением о том, что, якобы, смерть это конец всему и за ней ничто. Невозможно осознать такое в четыре года, и это явно не способствовало безмятежному детству.
Помня тяжелое впечатление от такого педагогического приема, я, воспитывая уже своих детей, довольно долго вообще никак не поднимала тему смерти, а когда спросили, то изложила христианский взгляд на смерть, примерно такими словами: - "мы все умрем еще очень не скоро, в сто лет, а потом, если будем хорошими и добрыми (а мы непременно будем хорошими и добрыми), то отправимся на небеса". Что удивительно, такое объяснение совершенно не вызывает вопросов и вполне устраивает маленького ребенка. Никакого испуга или неприятного впечатления не производит.

Таким образом, если мы хотим вырастить истинного оптимиста, то нужно примирить его с неизбежной смертью в далеком будущем. Чтобы ребенок вырос уверенным в себе, необходимо развивать в нем самостоятельность, способность самому добиваться успехов. Малышу, окруженному гиперопекой, это достаточно трудно дается, поэтому, как это порой ни страшно, но нужно позволять ребенку быть самостоятельным. Не водить постоянно за руку, не катать в коляске до пяти лет, позволять самому выбирать себе нужные вещи, игрушки, одним словом, не довлеть своим авторитетом над каждым шагом и решением маленького человека.
Важно вовремя разглядеть в ребенке личность и не стараться отшлифовать его особенности под себя. К примеру, многие дети рачительные, любят свои игрушки, ценят красивые вещи, и только по этой причине отказываются ими делиться со всеми подряд. Но многими взрослыми эта прекрасная особенность характера, важная и нужная, представляется жадностью. Нет бы оценить такое ценное качество! Какой хорошей хозяйкой станет такая "жадная" девочка или каким замечательным добытчиком вырастет "прижимистый" мальчик! Но нет, совершается насилие над личностью, ребенка пристыживают, его собственность отнимают и суют поиграть какой-нибудь дочке подруги. Можно только догадываться, что чувствует ребенок и какие могут быть последствия. Не в этом ли причина
бесхозяйственности и наплевательского отношения к своему и чужому имуществу у некоторых взрослых?

Часто в садике или начальных классах школы можно увидеть такую картину - серьёзный и сосредоточенный малыш, не торопясь, складывает свои вещи или аккуратно одевается. Да, он все делает медленно, вдумчиво. Это прекрасное качество, растет серьёзный человек! Но мама или бабушка дергает его, торопит, отнимает книжки и складывает сама, начинает застегивать пуговицы и завязывать шнурки. В глазах ребенка его основательный подход к делу совершенно девальвируется, он усваивает, что лучше сделать быстро и как попало, чем хорошо, но медленно. Разглядеть в своем ребенке его хорошие наклонности и ценить их очень важно. Это даже важнее, чем вовремя разглядеть дурные. Нужно стараться поддерживать в детях уверенность в себе, в любой ситуации ребенок должен быть уверен, что вы всегда его защитите, поможете, будете рядом. Со временем вера в незыблемость его мира, мира, созданного вашими усилиями, мира доброго и благоприятного, распространится и на внешний мир. Самое интересное, что люди, позитивно настроенные, значительно меньше "получают по шапке" от жизни, чем взрощенные циниками-родителями, якобы готовые к реальной жизни пессимисты. Странно, но это так. Мир работает не по законам электричества, тут подобное притягивается подобным, зло порождает зло, а позитивный настрой притягивает невероятную удачу.


23.06.2011
juditt

  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+

Извините, возможность оставлять здесь отзывы доступна только зарегистрированным пользователям.
пожалуйста, представьтесь или зарегистрируйтесь