/О детях/Воспитание и психология

Когда, как и где появляется воображение и зачем оно нужно?


Воображение – неотъемлемая часть  здорового существования в социуме. Без воображения невозможно получать многие удовольствия от жизни – ведь именно воображение залог творчества, а творчество – это возможность получить полноценный контакт с самим собой. А полноценный контакт с собой это психическое здоровье.  Как и многие другие, наиважнейшие для здоровой взрослой жизни «вещи», воображение появляется еще в детстве, и степень его развития зависит от того, насколько ему в свое время позволили развиться.

Мы не будет говорить о гениях, о тех людях, воображение которых было врожденным талантом, мы будем говорить о простых людях, для которых воображение становится проблемой и подумаем, как с ним, воображением, поступать в детстве. Как давно вы пытались сесть за стол и что-то нарисовать? Может быть, пошить? Сделать открытку, не пользуясь youtube? Сыграть что-то на фортепиано или просто потанцевать от души, из самого нутра?  Если вы только завершили творческие экзерсисы или приступали к ним давеча, вы можете смело дальше не читать.  Если же у вас с этим проблемы, то, вероятно, вам следует  подумать о своем ребенке: не передадутся ли эти проблемы с творчеством, воображением и контактом с самим собой и ему, наследнику практически всех ваших черт?

Воображение, как и многие другие элементы психики, появляется где-то там, в недрах подрастающей личности. Личность же, если говорить грубо, находится в теле, в том числе в  мозге, как органе, который «хранит» нашу психику. Какие части мозга отвечают за воображение достоверно пока нейронауке не известно, но, как говорит один мой знакомый – «поиски ведутся».  Уже довольно давно доказано, что воображение появляется в определенном возрасте - в дошкольном - то есть является психическим новообразованием периода с трех до семи лет. Появившись оно не потеряется, но не всегда сможет развиться в должной мере.  Почему? Потому что воображение это всегда эмоции. А если ребенок растет в эмоционально выхолощенной среде, в среде, где ему запрещают играть и познавать мир, где ему подсовывают готовые игры и образы, воображение не получает достаточно пищи для своего развития.

Вообще воображение принято делить на две группы, в соответствии с функциями, которое оно выполняет. Воображение познавательное и воображение аффективное. При познавательном воображении ваш ребенок  создает целостный образ, достраивает схему, картинку, связи между предметами и социальные связи. Аффективное же воображение необходимо для того, что бы ребенок мог защитить свое «Я». Для этого он проигрывает там, в глубине себя, негативные ситуации или же учится пользоваться компенсацией, представляя себя феей, великаном или Кощеем.  От воображение ребенок поучает еще и огромную выгоду связанную с возможностью предвосхищения событий. Вот вы, скажем, можете себе представить, что если прольете на ИванИваныча томатный сок, то он счастливы не будет. Ребенок до трех лет себе представить этого НЕ может. Он может всего лишь воспользоваться созданными рефлексами, вбитым в попу или еще куда, воспитанием, а вот предвосхитить – нет. А когда появляется воображение – то уже понятно вашему ребенку, за что по головке погладят, а за что совсем нет. Это позволяет ему больше контролировать себя, а, значит, и последствия своего поведения. Благодаря появлению воображения меняется структура эмоциональных переживаний. Если до трех лет ребенок при переживаниях действовал моторно и вегетативно – орал, краснел, плакал, сжимал кулачки, сучил ногами и так далее, то в дошкольном возрасте он уже может переживать и внутри себя. Ребенок начинает горевать заранее, может заранее и порадоваться, учится предвкушать событие. Переживания при этом становятся гораздо глубже, в результате появляется сопереживание и сочувствие. Видели когда-нибудь, быть может и сами говорили: «Ты что, не понимаешь, как мне больно?» Нет, не понимает. До определенного возраста не понимает, и понимать не обязан, поскольку нечем. «Сопереживалка» еще не отросла. «Сочуствовалка» тоже. Они появятся после воображения, когда ребенок сможет полноценно поставить себя на место другого человека и тогда да, стать, наконец, гуманнее. И если к этому возрасту не заездить ему уши этими вопросами, то можно уже ожидать от него сопереживания и понимания того, как вам больно или устало после рабочего дня.

Как же воображение, такое полезное и нужное, развивать? Играть. Игра это вообще универсальный развивающий инструмент. В игре ребенок может представить и попробовать, играть и буквально «напороться» на новую мысль или ощущение или эмоцию. В игре, в ней, родимой, проще всего существовать ребенку, в том числе и потому, что нет оценок его действиям (если вы оцениваете ребенка во время его игр, то перестаньте это делать). Ну и наконец потому, что игра это всего лишь упрощенная модель, упрощенная и безопасная.

Играйте. Играйте с детьми и играйте сами. Можно даже в одиночку – это очень полезно и нам, взрослым. Для развития воображения в том числе.

Слушайте истории своих детей. Сочиняйте истории вместе. Рассказывайте страшилки.

Используйте подручные материалы для игр – отодвиньте Барби и прочих кукол, созданных полностью, от макушки до самых пяточек – дайте ребенку возможность сделать куклу из спичку и дом из коробка.

Ну и, конечно, время – уделяйте время своему ребенку и давайте ему время и возможность для общения со сверстниками.


19.06.2012
Кристина Вязовская

 

  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+

   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
panairi (21/06/2012)
Как развивать воображение ребенка.
1. Много читать.
2. Когда ребенок рисует, лепит..... стараться избегать высказываний типа - "Ты не правильно нарисовал, человека рисуют так", "Трава должна быть зеленая", "Солнышко нужно рисовать так". Лучше спрашивать "Что ты изобразил?", "Что он (она, оно) делает", "Как его зовут?", "У него есть друзья?".....Можно рисовать, лепить вместе с ребенком, причем свое желание показать ребенку "как надо" рисовать (лепить, клеить), лучше заменить "как мама умеет"...."У тебя здорово получилось, а я нарисую так.....".
3. Играть в игры "На что похожи облака (деревья, тени..)"
4. НИКОГДА не критиковать работы ребенка, его попытки петь, танцевать.....лучше поддерживать и присоединяться.

Касательно когда, как и где... В любой деятельности ребенка.
у нас, например, какия-нибудь закорючка на бумаге может быть чем или кем угодно. С раннего возраста дочь использует бумагу и краски пачками, раньше могла буквально заливать краской литы бумаги и видеть там что-то вполне конкретное, доходило до того, что все столы были заложены (на время просушки) дочкиными шедеврами. Потом начала рисовать предметно, но совершенно пренебрегала реальными формами и цветами (зеленое солнце, синяя трава...), сейчас такое тоже есть, но уже вполне осознанно объясняет почему такой цвет выбрала.
Иногда играем вообразаемыми предметами, едим воображаемую кашу, воображаемыми ложками, наряжаемся в воображаемую одежду.
Рассматриваем облака, листочки....
Играем в кукольный спектакль, причем развитие сюжета известной сказки у нас может быть совершенно неожиданным..

Есть мнение?

Текст:
Автор:
Код: 
 Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться