/О детях/Школа

 

Домашнее задание первоклассника

первоклассницаНачался учебный год. А для многих наших детей он стал первым в жизни! Всё впервые: портфель и пенал, уроки и перемены... И, конечно, домашние задания. Как справится с этой новой обязанностью наш первоклассник, вчера ещё совсем малыш? Нужна ли ему помощь родителей, и как её в этом случае организовать? На все эти вопросы отвечает психолог Анна Бердникова.
 

Помогать или нет?

Необходимость готовить уроки может настигнуть первоклассника в разное время: в ряде школ домашнее задание практически не задается на протяжении всего первого класса, в других – до начала второй четверти, третьи школы дают на знакомство с учебным процессом пару недель, а далее начинаются обычные рутинные школьные будни, где домашнее задание обязательно.

"Независимо от того, когда начинают ребенку задавать домашнее задание, следует помнить, что это - новый для ребенка процесс, с которым он не знаком, для которого пока не существует готового алгоритма, и, как и любому другому навыку, выполнению домашнего задания следует учиться. Ребенок в школе не получит этого навыка автоматически.


Составляющие навыка


Во-первых, необходимо сформировать у малыша

мотивационную готовность.

Первокласснику нужно в течение дня дважды возвращаться к учебному процессу – первый раз в школе на уроке, второй – дома, при выполнении заданий. Для этого необходимо почувствовать себя достаточно отдохнувшим и полным сил, а также достаточно организованным, чтобы иметь твердую уверенность, что домашнее задание – это ненадолго. Хорошо, если в то время, когда предстоит делать уроки, дома есть кто-то еще взрослый, кто сможет помочь ребенку организоваться. Выполнение уроков можно ввести в распорядок дня, и начинать занятия четко в определенное время. Для этой цели можно заводить будильник или таймер. Тогда подавать сигнал «Пора за уроки!» будет не взрослый, с которым из-за этого могут начать портиться отношения, а собственноручно заведенный самим ребенком механизм: с этим сложно спорить, раз сам решил, надо подчиниться.
 
Хорошо, если в первые недели выполнения домашнего задания на вечер планируются какие-то приятные мелочи. «Сделаем уроки и покатаемся на велосипеде!», «После уроков погуляем – съедим по мороженому!».
 
Но приятное занятие - не награда за выполнение задания, оно просто «случайно» должно оказаться сразу после уроков.
 
уроки
 

Во-вторых, ребенку для выполнения уроков необходима

волевая готовность.

Собственного терпения завершить все начатое, не отложить на середине, не увлечься чем-то более любопытным, чем крючки в прописи, у первоклассника может быть ещё маловато. Здесь также необходима помощь взрослого: надо организовывать переход с этапа на этап, поддерживать, комментировать и хвалить за сделанное.
 
Среди палочек и крючков находить написанные с наибольшим тщанием, выделять их и ставить в пример, говорить ребенку с восхищением: «А ведь можешь же, когда стараешься!».
 
Если при переходе от выполнения заданий по одному предмету к другому предусмотрен перерыв, то поначалу только взрослому по силам сделать так, чтобы перерыв не затягивался.
 
Ничего страшного, если в первые недели взрослый будет безотрывно находиться рядом с ребенком во время выполнения заданий. Ребенок учится, ему нужна помощь и поддержка. Постепенно можно увеличивать меру ответственности за выполняемое. Теперь мама, например, смотрит не каждую написанную строчку и выделяет в ней наиболее успешные буквы, а на все задание сразу (все пять строк). Если ребенок справляется с этим, значит, на следующем этапе ему можно попробовать доверить выполнение задания по всему предмету в целом (пять строк в прописи и рисунок предмета на изучаемую букву).
 
"Первоклассник справился и с этим? Замечательно, он готов к тому, чтобы выполнить задание по всем письменным (всего двум!) предметам самостоятельно.
 
При подготовке устных предметов ребенку помощь взрослого будет требоваться несколько дольше, чем при подготовке письменных, потому что устные задания, как правило, в меньше степени поддаются нормированию и алгоритмизации, среди них чаще встречаются творческие, а также изначально предполагающие помощь взрослого.
 
Научить ребенка выполнять домашние задания хлопотно и затратно по времени, но эти родительские усилия окупаются в полной мере: это экономия родительского времени и нервов в совсем недалеком будущем!
 
24.08.2012
Автор: Анна Бердникова, психолог
Статья обновлена 11.09.2015
 

  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
*катёна* (16/09/2015)
Спасибо, полезная информация!
Марина&Аленочка (13/09/2015)
У нас мама вообще с нами уроки не делала никогда! А вот мне со своей пришлось помогать именно в плане организации, потому как вокруг столько интересного :haha:
Но вот уроки по устным предметам она сразу стала делать сама и успешно Smile
Светланочка79 (24/08/2012)
Дети все разные. Кто то сам проявляет желание делать уроки. Родителям стоит только изредка проверять, а сидеть с ним нет необходимости. А если ребенок не мотивирован, то можно с ним сидеть и до 11 класса, если есть такая возможность у родителей.

Есть мнение?

Текст:
Автор:
Код: 
 Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться