/Занятия и игры для детей/Игры, развитие и обучение детей от 3 до 7 лет

Как привить ребенку  желание учиться 

До поступления ребенка в школу у вас есть достаточно времени, чтобы привить ему желание учиться. В этом возрасте малыши любознательны и восприимчивы к любой новой информации Их мозг находится в стадии активного формирования, поэтому работает с наивысшей отдачей Малыш будет задавать вам свои бесконечные вопросы, ведь ему все хочется узнать, все понять, все увидеть и попробовать самому. Это очень благодатная пора для развития ребенка Используйте это время и старайтесь расширять круг интересов ребенка Ведь чем больше он будет узнавать, тем больше ему захочется узнать нового. Стимулируйте тягу ребенка к знаниям Тогда эта привычка останется с ним на всю жизнь И в школе его не надо будет заставлять учиться, потому что сам процесс получения новых знаний будет ему приятен.

Обратите  внимание, как вы общаетесь со своим ребенком в повседневной обстановке. В ежедневной суете мы часто не замечаем своих ошибок в воспитании детей, а в будущем они, к сожалению, могут привести к серьезным проблемам. Очень плохо, когда ребенок большую часть времени предоставлен самому себе Когда вы общаетесь с ним, играете, веселитесь вместе, читаете книжки, рисуете? Всегда ли вы действительно рядом в этот момент, или вы думаете о своих проблемах? Замечаете ли вы маленькие шаги вперед, которые каждый день совершает ваш малыш, радуетесь ли вместе с ним его открытиям и показываете ли эту радость ему? Обмен эмоциями и ваша увлеченность — лучшая помощь ребенку в развитии.

Следите за тем, чтобы ваш ребенок не потерял  свой энтузиазм. А ведь это может произойти в том случае, если он окажется предоставлен сам себе, будет проводить время перед телевизором или компьютером. Такие пассивные увлечения останавливают процесс развития и охлаждают пыл творчества.

Безразличие к своему ребенку — самый главный враг развитию Оно способно погасить пыл его увлеченности и любознательности Если вы не будете проявлять интерес к делам ребенка, постепенно он тоже утратит желание познавать новое и развиваться, а также забудет все то, чему раньше научился К тому же он убедится в своей ненужности. 

Игры  для стимуляции желания  учиться

Вместе  интереснее!

Даже  самые простенькие игры прекрасно  воспринимаются детьми и приводят к  новым открытиям. 

«А где твой нос?»

Вы сидите в темной комнате и держите  малыша на коленях. Смысл игры: определить на ощупь, что вы нашли на маленьком личике: «Вот — нос А это — твой подбородок». Теперь пусть ребенок найдет мамин нос и глаза Игра на развитие внимания (С трех лет ). 

«Похож  или нет?»

Предложите  ребенку два яблока разных сортов. Есть ли между ними различия? Потом разрежьте их: есть ли различия в запахе и вкусе? Возможно, какое-то из них более сочное или кислое? (С пяти лет ). 

«Пещерные люди»

При помощи стола и скатерти соорудите «пещеру». В нее можно залезть вместе с ребенком и рассказать ему истории о древних людях (С четырех лет). 

«Где звенит?»

Ребенок с закрытыми глазами сидит  в комнате на полу. Вы с колокольчиком  в руках обходите его кругом. Вот  раздается тихий звон. Если малыш  сумеет правильно указать сторону  откуда идет звук, то роли меняются. Игру можно разнообразить, включив в нее скрип дверцы холодильника и прочие «домашние» звуки (С четырех лет ). 

«Антенны настроены на прием!»

Следует завязать глаза и поймать товарища по игре, призвав на помощь все другие органы чувств, кроме зрения. Потом — поменяться ролями А можно просто забраться под покрывало и ползти по квартире, как гигантская амеба (С пяти лет ). 

«Монстры  и эльфы — абсолютная реальность!»

С трех лет у детей пробуждается фантазия. Они начинают придумывать разные сказочные существа и, главное, верить в них Они не сомневаются в том, что рядом с ними живут эльфы-невидимки и феи, ужасные чудовища и призраки. Этот фантастический мир может иметь как пугающие, так и смешные проявления. Предметы в нем одушевляются: оживают плюшевые мишки, башмаки сами по себе уходят путешествовать по миру, машинки рассказывают свои истории, а тень на стене превращается в великана. Во многих семьях становится ежевечерним ритуалом изгнание черной пантеры из-под кровати или — чудовища из березы под окном. А потом приходится оставлять ночник включенным, поскольку только свет разгоняет монстров. Причина этого явления в том, что реальность для взрослых и ребенка — две разные вещи. То, что нам знакомо по книгам с картинками, для малышей существует на самом деле. Это еще раз доказывает, что дети открыты для всего, в том числе и для всего таинственного и мистического, для невероятных историй и сказок. При помощи фантазии они создают свою собственную реальность Они рисуют монстров, сплетают вместе истории о ведьмах и волшебниках, сражаются в своих играх с драконами, переживая собственные страхи.

Не стоит  разубеждать детей и рассказывать, что чудовищ не существует. Ведь ребенок видит чудище в березовой  кроне и слышит скрежет его когтей. Он видит пантеру под кроватью и замечает блеск ее глаз, ощущает ее острые зубы на своей руке, слышит ее дыхание. Взрослые не должны смеяться над этими детскими страхами, называть их глупостями и относиться несерьезно. Лучше удивитесь детской выдумке. Расспросите малыша, выслушайте его, успокойте. Расскажите ему добрую сказку, в которой все обязательно заканчивается хорошо. 

Осмотреться, увидеть, научиться

Каждый  ребенок — открыватель философского камня, бесценного сокровища, сокрытого  дома и в природе… В каждом ребенке  живет исследователь Вы должны поддержать его исследовательский порыв. Для этого надо отвечать на все вопросы малыша и находить возможности для совместной деятельности. 

«Ты идешь дальше?»

Игра  для тех, кто еще только начинает бегать. Поставьте стулья в круг. На каждый стул положите по подушке. Под одну из них спрячьте игрушку. Обходя вокруг стульев, ребенок найдет спрятанное. Счастью нет предела! В другой раз игрушка прячется под другую подушку или под стул. На основании этой игры можно придумать массу всего интересного, связанного с поисками игрушек (С полутора лет ). 

«Что  можно сделать с носками?»

На полу лежит пара носков. Очень скоро  малыш откроет для себя, что  носки — замечательная игрушка. Их можно натягивать на ноги и на руки. Можно разыгрывать целые  спектакли с куклами из носков, надетых на руки. Можно запихать в них мелкие предметы, а затем — «найти» или попросить кого-то сделать это (С полутора лет ). 

«Откуда пришел пингвин?»

Если  вы интересуетесь животными, любите ходить в зоопарк, то ваш ребенок  обязательно разделит с вами это увлечение. Очень хорошо, если вы сможете тут же, на месте ответить на его вопросы Лучше будет захватить с собой книгу про животных А может быть, что-то интересное вам расскажут работники зоопарка (С двух лет ). 

«Куда бегут муравьи?»

Найдите с ребенком муравейник. Проследите, куда разбегаются от него муравьиные тропы. Обычно дети очень любят наблюдать  жизнь насекомых. Особенно хорошо будет, если вы сумеете что-то рассказать о  них: о том, как они общаются, о  жизни муравейника. Из интереса к муравьям, возможно, вырастет научный интерес к живой природе (С трех лет ). 

«Где самый маленький  лист?»

Осенняя игра. В парке вместе с ребенком соберите большие и маленькие  листья: красные, коричневые, желтые, зеленые. Дома разложите их: по размеру, по цвету, по форме, по виду деревьев. Какой лист упал с какого дерева? Можете определить это по книжке с картинками. Сколько листьев останется, если взять один, два, три? (С трех лет ). 

«Где спрятались улитки?»

Когда вы вечером выйдете в сад или  парк, то обратите внимание, что улитки, которые прятались весь день от жары, стали выползать наружу. Почему? А где, собственно, они прятались? Можно собраться и отправиться вместе на поиски «улиткиных тайников» (С трех лет ). 

«Покажи свою руку!»

Рассмотрите детскую ладошку. Сравните ваши руки Намажьте ладони краской и оставьте отпечатки на бумаге. Обратите внимание, что не бывает одинаковых узоров (С четырех лет ). 

«Так много различий!»

Предложите  ребенку сравнить найденные в  лесу шишки сосны, елки и пихты. Чем они отличаются. Например, на сосновых ветках они могут быть направлены вверх, в отличие от еловых. А можно просто отправиться собирать шишки, а потом использовать их для поделок (С четырех лет ). 

«Как она светит в темноте?»

Почему  у кошек и прочих ночных животных глаза вспыхивают в темноте отраженным светом, если на них посветить фонариком? Можно отправиться вечером с фонариком во двор на поиски кошек. Может быть, вам посчастливится найти место «кошачьего собрания» (С пяти лет ). 

«Солнце восходит на востоке»

Если  солнце не спряталось за тучи, то по нему легко можно определить стороны  света. А если солнышко спряталось? Тогда поможет компас (С пяти лет). 

«Дайте поиграть!»

Как любят  взрослые предостерегать криком своих  детей, которые слишком быстро разогнались на своих трехколесных велосипедах, играют с палками или камнями. Часто окрики бывают преждевременны. Но при этом пропадает вся прелесть от езды или игры. Взрослых можно понять — они волнуются, но лучше предупреждать в тех случаях, когда действительно есть опасность (С полутора лет ). 

«Мне очень нравится!»

Ребенок показывает вам свой рисунок или  демонстрирует какое-то свое новое  умение. Подчеркните позитивные стороны  того, что вы видите. Не следует настойчиво указывать на слабые стороны —  это лишит ребенка желания попробовать еще раз (С года). 

«Не бросай дело на полпути!»

Ваш ребенок  только что занимался чем-то с  большим энтузиазмом и вдруг  потерял интерес к делу. Он не хочет заканчивать начатое. Что делать? Только не поощрять его «отступление». Ему стало неинтересно потому что занятие оказалось слишком сложным. Поэтому помогите малышу убедив его в том, что он сумеет закончить работу. Можно позвать на помощь братьев и сестер или соседских детей, чтобы доделать работу всем вместе (С трех лет ). 

«Продолжение следует»

Большое удовольствие детям доставляет чтение вслух любимой книжки. Старайтесь разбить книжку на несколько частей и всякий раз останавливаться  со словами: «А дальше мы почитаем завтра»  Такая тактика вызывает интерес  ребенка к чтению (С четырех лет ). 

«Для тебя!»

Радуйте ребенка маленькими сюрпризами. Подарок  может быть очень скромным: новая  кисточка для рисования, детские  ножницы, маленький мячик… Когда  маленькие подарки позволяют  скрасить повседневность, они приобретают  особое значение (С четырех лет ). 

«Что еще?»

Постарайтесь  постоянно поддерживать в ребенке  интерес к его любимым темам  и занятиям. В том случае, если ребенок интересуется животными, старайтесь говорить о них во время поездки  на автомобиле: «Какое животное умеет  мчаться быстрее машины?». Во время рисования: «А сколько полосок у зебры?». Перед сном: «Покажи, как спят маленькие медвежата!». Если малыш интересуется строительством, можете разглядывать строительную технику, смотреть новые дома и даже зайти вместе в строительный магазин. В лесу можете построить шалаш, дома — домик из бумаги (С четырех лет ). 

«А дальше?»

Иногда  успех от проделанной работы портит неприятная неожиданность. Например, ребенок  построил кораблик и решил пустить  его в воду, а он вдруг затонул. Вся работа оказалась насмарку. Ему очень жаль кораблик и своей работы. Или с таким старанием нарисованная картина скрывается под жирной кляксой, а построенная башня падает. Как реагировать на слезы и разочарование ребенка? Покажите ему, как можно помочь делу и исправить неприятность. Это мобилизует его волю к дальнейшим занятиям (С четырех лет ).

15.02.2010
Автор: Камаровская Елена Витальевна. Материал любезно предоставлен издательством "Питер"






  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+
   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
TRIZ NSK (10/08/2016)
Процесс воспитания и обучения ребенка-это взгляд современного человечества в будущее. основная задача системы образования-подготовка подрастающего поколения к жизни в завтрашнем дне. Для того, чтобы понять, как это сделать, необходимо разобраться, чем же отличается уходящее "сегодня" от наступающего "завтра"
Мы вступили в стремительно меняющийся мир. И это закономерно повлекло за собой появление ряда глобальных проблем в деле образования на всех уровнях.
Очевидна новая потребность, а вместе с ней и новая проблема педагогов: как научить детей жить в динамичном, быстро изменяющемся мире. Основные составляющие этого умения:
- понимать новые реалии
- быстро ориентироваться
- обучать самого себя
- принимать самостоятельные решения
- быстро справляться с массой постоянно "сваливающихся" творческих задач
Налицо парадокс: мы должны учить детей жить в мире, которого не знаем сами - в мире будущего.
Традиционно в педагогике на первый план выносится вопрос: ЧЕМУ УЧИТЬ? Образование опирается на передачу знаний, зачастую устаревших ещё до того, как войти в учебные программы. Да и как успеть за наукой, ведь чем уже специалист, тем сложнее ему переучиваться, тем труднее ориентироваться в смежных областях знаний. Как быть?
Очевидно, что под содержанием образования сегодня следует рассматривать в первую очередь овладение детьми технологиями работы с новыми знаниями, формирование у них навыков исследовательской деятельности, способности самостоятельно получать недостающую для решения проблем информацию.
Обучение способам работы с творческими задачами ведёт к появлению умений в организации собственной творческой деятельности.
Маленький человек постепенно готовится к решению различного рода задач, которые поставит перед ним жизнь: наполненная противоречиями и проблемами. И чтобы научится их решать нужно присвоить определённый образ мышления, усвоить на доступном детскому пониманию уровне диалектические законы развития:
а) Чтобы принять необходимость самостоятельной работы с проблемами, необходимо увидеть каждый отдельный элемент окружающего мира в единой структуре явлений и объектов. И в то же время, чтобы научиться находить первопричины проблемы, надо уметь из целостной картины мира вычленять проблемные элементы. И делать это целенаправленно сужая поле поиска.
б) Чтобы научиться находить первопричины проблемы в разных областях знаний, надо уметь отслеживать линии развития систем, на которых каждый новый этап развития отрицает собой предыдущий. Надо помнить, что любая система проходит три основных стадии развития: рождения, развитие и старение. Но отмирание старой системы не является окончанием существования, а рождает новую И это рождение, как и сам процесс эволюции, можно прогнозировать.
в) Чтобы решать задачи изобретательского, или исследовательского плана, ребёнок должен научится находить противоположности в объектах и явлениях, стать чувствительным к противоречиям, владеть умениями их формулирования и разрешения.

ТРИЗ-педагогика -направление, которое раскрывает сущность, цели, задачи процесса воспитания и обучения и основано на теории решении изобретательских задач.

Возникает вопрос Как учить?
1) Удивление предшествует познанию
В прежние времена было немало силовых методов, понуждающих учиться-то есть хоть как-нибудь выучиться и сдать экзамен. Это в полной мере относится у советской школе, и к американской и европейской. Мир изменился и силовые методы в отношении учеников срабатывают всё слабее и менее приветствуются обществом. Тогда как будем учить в будущем? Ответ очевиден: или мы сможем заинтересовать учащихся, или никак.
Свободное познание начинается с вопросов, которые человек задаёт себе сам. А начинается процесс свободного познания с удивления.
2) Знание становится инструментом тогда, когда приходит в результате деятельности, а не в результате простого запоминания
В ТРИЗ-педагогике все знания в идеале должны приходить в результате решения открытых задач. Открытые задачи, технология работы с ними на уроках-сильный инструмент формирования креативного мышления, социальных навыков, навыков работы с информацией-разве не это требуется человеку в современном мире, чтобы быть успешным и востребованным.

материал взят из ТРИЗ-литературы, авторами которых является Сидорчук и Гин
Viola13 (17/02/2010)
Читала эту книгу. Очень рекомендую. Хотя если хорошо в инете покопаться, то можно большинство рекомендаций отыскать.
Женни (16/02/2010)
Вообще это отрывок из книги «Раннее развитие ребенка с рождения до 6 лет. Все, что нужно знать родителям», автор: Камаровская Елена Витальевна.

изображение

Я прочитала книгу на выходных, она мне очень понравилась. Во-первых, неплохо подана информация, есть как прописные истины, которые тем не менее полезно повторить )) так и моменты, на которые я вообще не обращала внимания Embarassed Во-вторых, много игр для самых разных возрастов - от совсем малышей до уже сознательного возраста (как раз, когда некоторые родители теряться начинают в том, как провести время с чадом :haha: ). Ну, и издание неплохое - белая бумага, аккуратный шрифт, даже то, что обложка мягкая не портит, на мой взгляд.
В общем, я рекомендую.
Извините, возможность оставлять здесь отзывы доступна только зарегистрированным пользователям.
пожалуйста, представьтесь или зарегистрируйтесь