/Занятия и игры для детей/Детские книги

Русский язык как личность и как искусство

О чём же ещё вспоминать в день русского языка (который мы так здорово празднуем в день рождения А.С.Пушкина), как не о книгах и чтении? Практика показывает, что современники всё же предпочитают беллетристику, а не литературу научно-популярного жанра. Нон-фикшн и читать сложнее, и для многих не так уж увлекательно. Попробуем развеять этот миф и рассказать, что же действительно интересного и увлекательного можно почитать о русском языке.
Максим Кронгауз Русский язык на грани нервного срыва. 3D. – М.: АСТ, Corpus. 2011.
Бесконечные статьи и разговоры, в которых звучат преимущественно сетования и сожаления по поводу засилья иностранных слов в родном великом и могучем, не перестают появляться. Об этом пишет М.Кронгауз в книжке с весьма провокационным названием. И не только об этом – книга представляет собой сборник коротких, на 3-5 страниц, очерков, повествующих о языке и его существовании, о счастливых и несчастных случаях, произошедших с языком, и самое, на мой взгляд, интересное – о том, как культура взаимоотношений, психология человека, быт и условия жизни общества влияют на язык. Что до упомянутой в самом начале проблеме заимствований, так Кронгауз прямо говорит: «Слухи о смерти русского языка сильно преувеличены».
«Недавно на Садовом кольце я обратил внимание на вывеску - "Элитные американские холодильники". Если вы улыбнулись, значит, не все еще потеряно. Если нет, просто отложите книгу в сторону, мы вряд ли поймем друг друга.»
Мы все привыкли к тому, что говорить по-русски правильно, можно научиться, допустим, у Толстого. Между тем, Кронгауз своей книгой показывает, что даже если мы вдруг начинаем употреблять слова типа «блоггер» или «гламур» - это вовсе не свидетельство огламуривания и оглупления, вполне можно быть грамотным и идти в ногу со временем. Ведь у Кронгауза получается? Также у него получается быть ироничным, язвительным и остроумным.
Трудно перечислить весь спектр тем, которые охватывает Кронгауз в своей книжке, – от эволюции нашего языка до профессионального жаргона, от «олбанского» интернет-жаргона до речевого этикета и его изменений в последние годы – одно можно сказать точно: обо всём этом он пишет очень интересно и профессионально!
«Появление новых слов в языке показывает, что важного появилось в мире.»

Владимир Плунгян. Почему языки такие разные? – М.: АСТ, 2011.

Эта книга не посвящена только русскому языку – она о языках вообще. Тем не менее, мы включаем её в наш обзор, поскольку, во-первых, именно эта книга стала лауреатом премии «Просветитель» этого года, во-вторых, о русском языке и его характерных особенностях там сказано немало.
В книге три части: «Как живут языки», «Как устроены языки» и «Языки шести континентов», части разбиты на главы, а в каждой главе отдельно выделено множество вопросов. Именно поэтому читать её очень приятно: логика изложения, понятийный аппарат безупречны, справочного материала и примеров из практики предостаточно, при всём том, книга не скучна – автор не углубляется с лингвистические дебри, интересные только специалистам и скучные всем остальным. Вместе с тем, автор не пытается заигрывать с читателем или шутить, он весьма серьёзен. Изложение напоминает интересную лекцию в университете, или, допустим, хорошо написанный учебник.
Порой он пишет так: «Мы видели, что языки мира, хоть и кажутся бесконечно разнообразными, всё же могут быть разбиты на группы с похожими свойствами, причем появление этих свойств легко объяснить, и можно даже предсказать, какие еще возможны типы языков. Так, например, теперь мы понимаем, почему в агглютинативных языках слова обычно довольно длинные, а в фузионных — короткие, но не очень; почему в изолирующих языках слова очень короткие (зато много сложных слов), а в аналитических языках слова тоже короткие, но сложных слов может быть уже гораздо меньше. Или еще: если в языке много коротких одноморфемных слов, то грамматики в нем может совсем не быть, а если это аналитический язык, то может быть и грамматика. Но вот если слова в языке длинные, то это точно значит, что в нем выражаются разные грамматические значения, скорее всего есть падежи, может быть, в глаголе много наклонений, и т. п.». А иногда вот так: «Так что про французский язык можно сказать, что он находится на полпути от английского к суахили».
Можно также отметить, что язык автора взрослым читателям не всегда кажется уместным – он пишет как будто для школьников, с кучей напоминаний, детских аналогий и упрощённых схем, этим усиливается сходство с учебником. Однако содержание текста настолько богато, что на стиль изложения быстро перестаёшь обращать внимание и хочется и дальше наслаждаться этой радостью всё возрастающего понимания.
Стоит всё это прочитать, и станет совершенно понятно, почему женщины и мужчины разговаривают по-разному, что «Иметь или быть» - это не только произведение Эриха Фромма, но и названия типов языков, куда и как заимствуются слова из одного языка в другой, в чём порой заключаются трудности перевода и ещё множество интересных вещей о языке.
А знаете, что самое интересное? Лингвисты понятия не имеют до сих пор, почему же языки такие разные!
Ирина Левонтина. Русский со словарём. – М.: Азбуковник, 2011.
Эта книга, как и предыдущая была отмечена премией «Просветитель», награду ей не присудили, но в шорт-лист этого года работа попала, и специалисты уверяют, что совершенно заслуженно. А ещё она очень напоминает нам книгу Кронгауза, упомянутую в самом начале: она выстроена в форме коротких ёмких по смыслу статей, автор так же уверен в том, что русский язык не гибнет, а иностранные заимствования его вовсе не калечат, там тоже есть рассуждения о русской душе и характере и много хорошего юмора.
«Для русского языка, как известно, характерно своеобразное "двоемирие" - удвоение важных понятий, разделение их на "горний" и "дольний" варианты: благо и добро, истина и правда, долг и обязанность... А вот теперь еще новая пара: творчество и креатив.»
Книгу хочется цитировать бесконечно. Каждая глава – посвящена ли она оговоркам и ошибкам, нюансам нового смысла или весьма спорным рассуждениям о «психологии народа» (интересно, что сейчас как-то меньше и реже стали упоминать «ментальность») – переполнена забавными примерами и отвлечёнными рассуждениями, которые ничуть не менее интересны, чем основная тема.
В отличие от двух указанных выше книг, эта – не для массового читателя. Не в том смысле, что массовому читателю она не будет понятна, будет, просто это самое настоящее подарочное издание, на хорошей бумаге и с красивыми иллюстрациями, стоимость которого наверняка превышает бюджет, который средний обыватель готов выделить на книгу. Зато такая вот книга – и в самом деле лучший подарок на День русского языка.
«Мы пели свою либеральную песню, что язык, мол, живой организм, что он правдив и свободен, что государство не должно особенно руководить языком. Мол, лучше бы побольше словарей издавать и передач про русский язык делать, а не требовать санкций за использование заимствованных или просторечных слов. Язык, мол, стихия, океан, и не так-то просто нам, грешным, что-то ему навязать....
Но неожиданно к атаке на нас присоединился находившийся в зале Александр Моисеевич Городницкий: как это - язык не гибнет, ведь ужас что творится, надо спасать, надо остановить порчу языка, а про океан вы мне вообще не говорите, это я тут океанолог.
А через пару дней включаю я телевизор, а там сидит тот же самый Александр Моисеевич и отвечает на вопрос о глобальном потеплении. Ему говорят: ужас, ужас, надо что-то делать, ведь это мы устроили глобальное потепление, надо срочно его остановить! А он отвечает: да нет, тут стихия, существует естественное колебание температур. Сейчас средняя температура действительно повысилась. Через какое-то время понизится, и человеку просто не под силу тут особенно напортить».
 

06.06.2012
Евгения Шафферт,
Блог "Наша детская бибилиотека"

  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+
Извините, возможность оставлять здесь отзывы доступна только зарегистрированным пользователям.
пожалуйста, представьтесь или зарегистрируйтесь