/О детях/Воспитание и психология

Время знакомства с деньгами 

Еще совсем недавно тема денег была табуирована, обсуждалась в семье неохотно. Однако времена меняются, дети растут, рано или поздно каждый родитель ощущает  необходимость разговора с ребенком о финансовой составляющей стороне  человеческих отношений. Наиболее часто этот вопрос возникает у родителей детей-первоклассников, и это вполне закономерно – ребенок, а вместе с ним и семья, вступают в мир новых отношений, куда обязательно встраиваются финансовые отношения. 
 
Ребенок пошел в школу. Пока я сама вожу его туда и забираю. Каждый раз, когда мы проходим мимо киоска с мороженым, он просит купить, со словами: я так устал, что мне хочется мороженого. Первую неделю я с улыбкой покупала. К концу второй учебной недели поняла, что покупка сладости превращается в серьезную статью расхода. В связи с этим мои вопросы. Как же воспитать у ребенка правильное отношение к деньгам? О чем и как надо разговаривать и с какого возраста начинать? С какого возраста дети могут иметь карманные деньги? 
 
Отношение детей к деньгам, всегда зависит от отношения к деньгам в семье, оно собственно и формируется под влиянием семейного восприятия денег. Однако это не означает, что дети будут относиться к деньгам точно так же, как родители - возможно, совсем наоборот. Чтобы воспитывать зрелое отношение к деньгам у ребенка, необходимо взрослым предварительно разобраться со своим умением ими распоряжаться, со своим отношением к ним. Нельзя научить ребенка тому, чего не умеешь сам. Деньги тоже воспитывают. Пренебрежительное отношение взрослых к деньгам, стремление огородить детей от материальных проблем может воспитать у детей иждивенчество и нежелание знать о возможных экономических трудностях семьи. И другая крайность – постоянные разговоры о деньгах, преувеличение их значимости могут воспитать алчность и зависть. Трудная задача родителей – найти золотую середину.
 
Ученые, исследовавшие этот вопрос, утверждают: дети действительно учатся у родителей отношению к деньгам и обращению с ними, но не потому, что родители их учат этому, а потому, что дети наблюдают за родителями, многое усваивают, делают выводы. Изначально у ребенка не сформировано отношение к деньгам, генетически в этом не было необходимости. Для ребенка бывает очень трудно понять, что деньги - это эквивалент товаров и услуг. В детском сознании первоначально с большим трудом укладывается, что потертые, не особо презентабельные бумажки можно обменять на чудесную игрушку или восхитительно вкусное мороженое. Ребенок пока не знает стоимости денег. Однако уже с маленьким ребенком, дошкольником, на эти темы можно разговаривать: объяснять на доступном уровне, откуда берется зарплата, почему в магазине дают сдачу, сколько конфет или мороженого можно было купить на те деньги, которые заплачены за ремонт вещи, сломанной ребенком в порыве гнева …. Надо объяснять ребенку свои действия. Например, что в данный момент деньги нужны на еду, или на общую крупную покупку.
 
Необходимо  приучать ребёнка платить деньги. Пусть ваш двухлетний малыш вручит деньги продавцу, когда вы делаете покупку для семьи. Ребёнок ещё не поймёт, что он делает, но со временем осознает, что вы не берёте эти вещи просто так - вы платите за них деньги. Другая потенциальная возможность поучиться - банкомат. Посмотрите, сколько удовольствия получит ваш малыш, набирая маленьким пальчиком ваш секретный код. А потом объясните ему, что это не деньги банка; это ваши деньги. Вы с папой их заработали, банк их только хранит для вас, а вот теперь вы немного берёте.
 
На вопрос о том, когда у ребенка впервые могут появиться собственные карманные деньги, я отвечу немного неопределенно: с того момента, когда возникает потребность самостоятельно их тратить. Звучит немного странно, поэтому я сразу сделаю несколько поясняющих оговорок.
 
Во-первых, лучше не в дошкольном, а в младшем  школьном возрасте - когда ребенок уже вышел в более широкий социум, стал более зрелым и вдумчивым, научился считать и может сопоставить количество имеющихся у него денег.
 
Во-вторых, если ребенок более или  менее понимает проблемы родителей: в курсе, что деньги надо зарабатывать и это немалый труд. В семьях, в которых родители рассказывают детям о своей работе, те могут уже в первом классе проявлять такое понимание.  
 
В-третьих, если ребенок знает, зачем ему нужны деньги, и может довольно внятно ответить, на что он их потратит.
 
В-четвертых, если он умеет ходить в магазин - рассчитывать небольшую сумму, не забывать сдачу.
 
Хорошо, когда вместе с переходом  на денежные отношения увеличиваются  обязанности ребенка. Если он считает  себя достаточно взрослым для траты денег по своему усмотрению, значит, дорос и до некоторых домашних дел.  
И конечно, сумма, которую мы даем ребенку, зависит от достатка нашей семьи. И все же это карманные деньги, а значит, их не должно быть много по определению.  
 
В каких случаях стоит быть осторожным с выдачей карманных денег?  
 
Если ребенок слабо представляет, где работают родители, что такое зарплата и откуда она берется. Причем такая наивность бывает не только у деток обеспеченных родителей. Такими же инфантильными могут оказаться и дети, чьи родители зарабатывают крайне мало, но изо всех сил стараются, чтобы ребенок этого не заметил.  
Если он не умеет отказываться от мелких желаний.  
Если ребенок неуправляемый: плохо себя ведет, не держит свои обещания и любит приврать. Если вы решили, что ребенку пока рано иметь свои деньги, не отказывайте ему в грубой форме. Объясните, почему вы пока против карманных денег и при каких условиях возможно их получение.
 
Еще раз повторюсь, хорошо, когда  детей обучают обращаться с деньгами.  
 
Можно вместе с детьми заняться изучением семейного бюджета. Подробно рассмотреть, откуда деньги поступают и куда они каждый месяц уходят. На основе этого можно принимать решение, на что нужно тратить деньги, а без чего можно пока обойтись.  
 
В некоторых семьях дети получают деньги за хорошие отметки, полученные в школе или за выполнение некоторых домашних дел. Как сказывается на детях подобная практика?  
 
Не стоит делать конкретную привязку к оценкам, к домашним поручениям. Но если это уже сделано, помните о "подводных камнях". Возможно, очень скоро ребенок за "просто так" не захочет ни учить историю, ни мыть посуду. Ведь интерес к учебе или осознание необходимости хозяйственных действий может подмениться исключительно стремлением к деньгам.
 
Все это не значит, что вообще никак  не надо отмечать успехи сына или дочери в учебе или других делах. В  этом случае лучше эмоциональное поощрение. Похвалить, например. Да и подарок на окончание учебного года будет очень кстати - как признание заслуг и трудов ребенка, как знак внимания к его делам.  
 
Детские психологи К. Дэвис и Р. Тэйлор в своей книге "Дети и деньги" приводят несколько правил, помогающих регламентировать выдачу карманных денег ребенку:
  • Можно давать карманные деньги ребенку с 6-7 лет.
  • С самого начала нужно объяснить ребенку смысл выплат и договориться о том, какие расходы они будут покрывать.
  • Сумма должна быть разумной и увеличиваться с возрастом.
  • Маленьким детям деньги нужно выдавать еженедельно в определенный день, а подросткам можно выдавать деньги раз в месяц.
  • Выдача карманных денег не должна ставиться в зависимость от поведения и школьных оценок и не должна отменяться в качестве наказания.
  • Установленная сумма денег не должна увеличиваться под предлогом того, что ребенок уже все истратил.
  • Ребенку нужно позволить тратить свои деньги по собственному выбору.
  • У ребенка должны быть обязанности по дому, которые он выполняет бесплатно.
  • Ежегодно сумма карманных денег и количество домашних обязанностей должны параллельно расти.
Многие родители пытаются скрыть денежные проблемы от своих детей, защищая и оберегая их таким образом. Возможно ли обсуждение с ребенком финансовых трудностей семьи?  
 
При решении этого вопроса также возможны две крайности. В одном случае родители (а чаще всего мать, особенно, если она одна воспитывает ребенка) берут на себя все трудности, связанные с малой обеспеченностью семьи, стараются, чтобы у ребенка было все необходимое и даже сверх того: «чтобы не хуже, чем у всех». С одной стороны, хорошо, когда ребенок не чувствует себя ущемленным, особенно по сравнению со сверстниками. Но, с другой стороны, такой ребенок может проявлять эгоизм и не учитывать потребности других членов семьи, считать, что в первую очередь должны удовлетворяться его желания. Другая крайность заключается в таком поведении родителей, когда они чрезмерно эмоционально демонстрируют свою озабоченность финансовым состоянием семьи. Тогда ребенок очень часто слышит: "Это нам нельзя покупать, денег нет", "не знаю, на что мы будем жить", "если мы это купим, нам нечего будет кушать". Дети, особенно маленькие, могут слишком буквально воспринимать такие высказывания, у них могут появляться страхи. Дети постарше, особенно подростки, могут начать негативно относиться к образу жизни родителей, получению образования, фиксироваться на теме денег.  
 
Как всегда, правильный подход находится посередине: хорошо, если родители спокойно и доходчиво объяснят ребенку, в чем заключаются финансовые трудности и как семья собирается с этим справляться.
 
01.02.2010
Анна Бердникова
  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Denis84 (03/07/2014)
Ничего более дельного и полезного чем лекция А.С. Макаренко на эту тему не встречал. Ищите в книге для родителей.
Zё6ра (26/05/2012)
Спасибо за интересную статью, все разложили по полочкам.
EgoZa.Ko (11/02/2010)
Для нас это так актуально! Когда не было маленького мы могли позволить себе баловать старшего сына дорогими подарками, но сейчас все изменилось, ему приходится зарабатывать деньги самому своей учебой. И знаете, сработало! Он мечтает о велотренажере и упорно идет к своей цели, не тратит деньги "заработанные" им, а откладывает. да и успеваемость повысилась.

Есть мнение?

Текст:
Автор:

E-mail:
(будет защищён от спаммерских роботов)
Код: 
 Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться