/О детях/Новорожденный. Ребенок до года

Развитие малышей на первом году жизни. Навыки сидения и хождения

В первой части статьи мы поговорили о формировании навыков и особенностях обучения ползанию. Теперь пришла пора поговорить о сидении и хождении, возникающих сложностях и поводах для беспокойства.

Когда стоит беспокоиться?

Иногда родителям необходима помощь специалистов - ортопеда или невролога - в развитии навыков ребенка. Есть основные моменты, которые могут послужить сигналом для обращения к врачу. Это отсутствие попыток ползать к восьми месяцам, особенно если ребенок не приподнимается на руках и не пытается всем телом продвинуться вперед. Также важно получить консультацию специалистов в случае, если при обучении ползанию или навыкам кроха слишком долго (более одного месяца) его осваивает.
Нужно обратить внимание доктора и на такие факты, как ползание в возрасте 8-9 месяцев, отталкиваясь ногами, но, не приподнимаясь на руки, либо ползание с опорой на одну руку, а вторая просто волочится сзади. При играх малыш должен хвататься за опору обеими руками.
Важно определиться и с ползанием задом. В первые недели ползания это вполне возможно, сначала дети ползут назад, но постепенно учатся ползти вперед. Но если в год ребенок ползает только задом, хотя пытается делать и первые шаги – нужно обеспокоиться.

Что можно принять за норму?

Конечно, если к полутора годам ребенок не научился ходить – родители начнут паниковать и пойдут по врачам. Однако в ползании нет строгих рамок, которые бы четко отделили норму от возможного отставания. Одни дети учатся сначала ползать, а потом ходить, другие же наоборот, только начав вставать на ножки и ходить, следом начинают еще и активно ползать, оба варианта патологией не считаются.
Хотя лучшим вариантом является все же первоначальное ползание, а только потом уже хождение – но современные дети уникальны, они используют сотовые телефоны и ноутбуки раньше, чем осваивают горшок… Опора при ползании на четыре точки с точки зрения физиологии полезнее для неокрепшего скелета и в особенности позвоночника. Этот способ освоения пространства подготавливает скелет к вертикальному хождению и можно говорить о том, что именно за счет ползания происходит формирование основы всех остальных движений. Малыши, в совершенстве освоив ползание, естественно поэтапно обучаются садиться со всех положений, встают на четвереньки, на коленки и затем на стопу, уже не опираясь руками. Когда они учатся передвигаться на четырех точках опоры, они более уверенно и быстро переходят на хождение уже на двух ногах, поскольку координация у них развита лучше. Однако если ваш ребенок сначала стал ходить, а только потом стал ползать, нельзя ему мешать – пусть он ползает и осваивает новые движения – это очень полезно.
С полугода малыша, который находится на этапе подготовки к ползанию, необходимо научить спускаться с диванов или кроватей на пол: для этого нужно положить его на диван на животик и повернуть ногами к краю. Подталкивая малыша, помогайте ему освоить методику спускания на пол и повторяйте упражнение многократно, пока ребенок его не усвоит.

Навыки сидения

Родителям кажется, что сидеть очень просто, но для ребенка навык сидения очень сложен, и, зачастую, бывает даже так, что дети уже уверенно научились ползать, а сидеть самостоятельно все еще никак не могут. Многие учатся садиться с положения на четвереньках, другие сидят, опираясь на руки (обычно такое бывает при недостаточно окрепших мышцах спины). Этих детишек можно постепенно научить сидению без опоры, если регулярно делать гимнастику и массаж. Дети, которые не умеют к полугоду сидеть сейчас нередки, да и граница в шесть месяцев для этого навыка также довольно условна. Прежде, чем беспокоиться, проверьте все навыки – если он сам может лежать на животике и переворачиваться во все стороны, может приподниматься на предплечьях, перемещается перекатами по ровному полу или кровати - тогда нет повода для беспокойства: малыш копит силы, тренирует мышцы и координацию. В возрасте семи-девяти месяцев почти все дети уже умеют сидеть и начинают совершенствовать навыки ползания и сидения, а развитие двигательных навыков приводит к активной стимуляции мозга и активации нервно-психического развития.

Критические заметки

Родители пытаются приложить немало усилий для активации развития ребенка – уж так им хочется не отставать от соседских Пети или Люси. Они пытаются применять различные приспособления и устройства чтобы их чадо село чуть ли не в 4 месяца. Самое простое – это его присаживают в кресло или подушки с 4-5 месяцев, при этом особо упорные малыши тут же заваливаются головой вниз. Аргументы родителей в свою защиту «он же сам хочет сидеть, просто не получается. Вон как спинку выгибает!». Выгибание спины – это тренировка мышц прежде всего для переворачивания, а не сидения. Сажать ребенка ранее полугода категорически запрещается, это чрезмерная нагрузка на позвоночник и травма межпозвоночных дисков - вы же не желаете своему ребенку раннего остеохондроза?
По мере формирования правильных изгибов позвоночника и укрепления мышц и связок, малыш начнет садиться сам – не нужно торопить события и форсировать сидение. Малыш сядет сам в 6-8 месяцев.
Многие совершенно неправильно понимают термин «ребенок сел самостоятельно» и не знают, как правильно сажать ребенка. Попробуем прояснить ситуацию. Многие думают, что термин «ребенок сам сел», это когда ребенок ползал и из положения на четвереньках уже сел на попу. До этого времени они не воспринимают явления сидения вообще никак, полагая, что ребенку нельзя сидеть в шезлонге, под углом около 45 градусов на коленях родителей или подушках, многие боятся сажать ребенка без подушек или поддержки, хотя это можно делать аккуратно с полугода.
Другой вопрос – если ребенок рано сел самостоятельно, что делать? Если он это сделал сам, из любого положения, тогда малыш может сидеть и далее, несмотря на возраст. Но что такое «сел сам»? Это значит: сажаем ребенка на ровную поверхность без опоры и подушки (а не держим со всех сторон), и он сидит, а не пытается завалиться на все бока. Тогда можно сидеть ребенку и далее, только помогайте ему почаще менять позу, особенно если он сидит довольно долго, а лечь потом не может или боится.
Если вы сажаете ребенка, а он сидит очень мало или заваливается вбок, можно использовать это как упражнения для сохранения равновесия, либо можно сажать ребенка в правильное с точки зрения эргономики кресло типа шезлонга. Можно немного подержать ребенка в сидячем положении, спинкой прислонив к себе, но очень недолго и часто меняя позу.
Чего не стоит делать с ребенком ранее полугода, который не умеет еще сидеть:
- присаживать его в подушках,
- присаживать из лежачего положения ранее 5-6 месяцев,
- сажать в обычные (не эргономичные кресла), где дети сидят с кривым позвоночником.
Не стоит постоянным сидением заменять движений ребенка, не нужно пользоваться интересом к новому навыку у малыша и переутомлять мышцы его спины; чаще кладите его на пол, чтоб ребенок переворачивался, ползал и вставал.

Учимся вставать

Постепенно дети переходят на новый этап развития – вставанию у опоры. Сперва они могут только подниматься, а вместо опускания на пол просто падают, так как стоять им пока еще сложно. Стоит попробовать научить ребенка падать на «пятую точку», так как это наиболее безопасно. Попробуйте посадить малыша попкой на дно кроватки. Держа его за ручки, помогайте ему подняться и вновь усесться, повторяйте это как игру много раз, пока он не начнет, поднимаясь у опоры, на автомате падать на попку сам.
Ребенок может достаточно долго вставать у опоры и пройдет еще много времени, прежде чем он пойдет вдоль нее. Перехватывая ручками и не отпуская опору, малыш переносит вес на область рук, ребенок как бы повисает на опоре. Постепенно малыш начинает ходить, отдвигаясь от опоры, тогда вес переносится на ножки, а ручки начинают служить для подержания равновесия. Это может занять от пары недель до пары месяцев, в зависимости от того, насколько у него натренированы мышцы и развит вестибулярный аппарат. Не стоит торопить малыша, ему лучше знать, когда пора ходить вдоль опоры и начинать новый этап развития.

Что не нужно делать?

Самым частым заблуждением родителей является обучение хождению в ходунках; считается, что с их помощью ребенок может быстрее начать ходить. Но по современным исследованиям, дети, не пользовавшиеся ходунками, начинают ходить точно также, а то и раньше. А вот дети, много ходившие в ходунках, имели проблемы с опорно-двигательным аппаратом – это проявление плоскостопия и косолапости, нарушения осанки. Конечно, от 10 минут в день в ходунках большого вреда не будет, но сажать ребенка туда на несколько часов, пока вы заняты делами, нельзя.
Не стоит начинать обучение ребенка ходьбе, поддерживая за вытянутые вверх руки, от таких упражнений вреда больше, чем пользы. Но если вам удобно учить ребенка ходить именно таким способом, необходимо поддерживать его подмышками или в области плеч, но никак не за запястья или кисти. Малыш должен опираться на ваши руки, а не повисать на них, долго выполнять подобные манипуляции не стоит вообще – не более 1-2 минут по паре раз в день.
Дети должны учиться ходить самостоятельно только тогда, когда сформируется последний изгиб позвоночника и мышцы со связками будут готовы таким нагрузкам, форсировать события не стоит. Первоначально малыш будет ходить, держать за предметы интерьера, постепенно он будет пробовать шагать, отрываясь от опоры. Но родители очень переживают, если к положенным срокам дети не начинают ходить и приступают к активному «обучению» хождению.
Учтите, что обычно быстрее начинают ходить активные детишки с небольшой массой, спокойные пухлячки делают это позднее. Зная физиологические основы начала хождения малыша, можно пользоваться этими данными для некоторого ускорения и помощи в освоении навыка.

Анатомо-физиологические основы хождения

Связки, суставы, кости и мышцы ребенка должны быть готовы к приему новой для себя нагрузки. А значит – для ребенка должно просто наступить время хождения, и у каждого оно свое. Чтобы способствовать развитию опорно-двигательного аппарата, необходимо поощрять движения малыша – ползание, сидение, делать ему массажи и гимнастику.
Чтобы стимулировать желание ребенка ходить, нужно создать для него особенные условия – например, малыш хочет взять игрушку, но не может этого сделать, за ней нужно пройти, оторвавшись от опоры. Разложите вокруг карапуза множество интересных предметов, за которыми необходимо пройти, пусть он тянется за ними, достанет и тщательно изучит. Мой сын готов был ползти за пультом от телевизора куда угодно, за ним же он и пошел.
Ребенок должен видеть примеры двигающихся людей: как они ходят пешком, бегают, почаще гуляйте с ребенком там, где ходят люди. Если он видит только вашего лежащего на диване папу, он будет подражать ему.
Создайте ребенку простор для движения, в ограниченном пространстве желание двигаться быстро пропадает. Пусть кроха ползает на длинные дистанции, пытается сам вставать и ходить, опускаться и ползти дальше - вы лишь идите сзади для подстраховки. По мере развития ловкости и улучшения координации движений малыш все меньше будет падать, и все больше будет вставать и топать – ведь это так интересно - видно гораздо больше. Чаще занимайте руки ребенка игрушками – чаще всего малыши начинают топать самостоятельно, когда руки заняты. Сначала это будет один-два шага и резкое хватание за опору или падение на попу, но постепенно шагов будет все больше, а движения все активнее. Скоро малыш начнет пытаться бегать, а не просто ходить. Новые ощущения доставляют ему удовольствие, хочется вновь почувствовать свободу движений и он отпускает руки от опоры, учится стоять и ходить более устойчиво.

Что нужно еще?

Если малышу около годика, он здоров и физически крепок, хорошо ползает и стоит у опоры почти ее не касаясь, возможно, малыш пока боится ходить и можно ему немного помочь. На пару секунд оставляйте его без поддержки и страхуйте от падений, чтоб он не разочаровался в новом навыке. По мере оттачивания мастерства хождения дети учатся вставать и опускаться без опоры, а самостоятельно стоят уже долго. Постепенно навыки малыша оттачиваются, и он становится все более ловким, движения - уверенными, а мамины переживания по поводу травм – все более выраженными. Придется теперь побегать за карапузом!
 
28.06.2012
Автор: Алена Парецкая, педиатр, консультант
  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+

Извините, возможность оставлять здесь отзывы доступна только зарегистрированным пользователям.
пожалуйста, представьтесь или зарегистрируйтесь