/О детях/Детский сад

Раннее чтение глазами профессионалов…

Среди родителей сегодня очень частыми являются дискуссии о пользе или вреде раннего обучения детей чтению. В основном, родители опираются в своих суждениях на собственный опыт или на опыт своих знакомых, родственников, друзей. Поэтому мнение каждого родителя является субъективным, в некоторых случаях неверным. Изменить это мнение очень трудно, т.к. каждый родитель считает, что он лучшего всего знает, как и чему нужно учить своего ребенка.

Наиболее «продвинутые родители» используют в обучении чтению популярные сейчас методики: Николая Зайцева, Глена Домана, А. Тюленева и др. Большое число родителей пользуется так называемым «традиционным способам» обучения чтению – от букв – к звукам – и далее – к словам.

Специфика обучения дошкольников чтению состоит в том, что в основном это занятия в кругу семьи, реже – в ранних группах развития или детских садах. В силу этого обстоятельства родителям просто неоткуда взять достоверную информацию об особенностях становления процесса чтения. Между тем эта проблема довольно разработана в теории и методике преподавания русского языка, написано множество пособий, монографий, статей в периодических изданиях научного характера. В основном авторы этих работ считают, что обучение чтению начинается с первого класса школы. На этом основываются их работы, а также разрабатываемые учебные пособия.

Что же делать тем родителям, которые хотят, чтобы ребенок научился читать гораздо раньше школы? Как убедить родителей в том, что навык чтения, правильно сформированный в дошкольном возрасте, может благотворно влиять как на становление дальнейшей учебной деятельности, так и на общее развитие личности ребенка?

В данной статье мы попытаемся обобщить и произвести обзор статей из журнала «Начальная школа» и «Дошкольное воспитание», посвященных обучению чтению до школы.


Следует сразу сказать, что данная проблема становится год от года актуальнее и на страницах рассматриваемых журналов публикуются новые материалы по формированию навыка чтения у дошкольников.

Вот статья М.И. Волошкиной «Современные программы для дошкольных образовательных учреждений» (№ 1 за 2000 год). Эта статья носит явно методический характер. Здесь рассматриваются новые программы для детских образовательных учреждений (ДОУ), дается их краткая характеристика.

Для нас наиболее интересным является Программа дошкольного курса развития речи и подготовки к обучению грамоте (авторы – Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова). Согласно этой программе, это курс для 4-6-леток, предполагается, что это начальное звено непрерывного курса обучения грамоте – русский язык – чтение и литература для 1-11 классов», создается в рамках образовательной программы «Школа-2100».

Другие образовательные системы, как следует из статьи, не предполагают как такового обучения детей грамоте.

Важным является также мнение самого автора о том, что «даже овладение детьми началами чтения и математики необходимо проводить в формах игровой и других видов дошкольной деятельности, направленной на развитие творческих возможностей детей».

Таким образом, в данной статье намечается уход (хотя и совсем незаметный) от традиционной системы ДОУ, где официально обучение грамоте не приемлемо.

Нельзя пройти мимо статьи выдающегося теоретика развивающего обучения (по учебникам которого занимаются сейчас довольно много школьников) – В.В. Репкина. Его статья называется «Развивающее обучение языку и проблема орфографической грамотности» (1999 год, № 7).

Эта статья посвящена школьной проблеме, однако уделяется много внимания рассмотрения феномена «природной грамотности». В.В. Репкин считает, что «ничего “природного” в “природной” грамотности нет. Она появляется только у детей, уже научившихся хорошо читать, много и охотно читающих. Если эти дети пытаются писать самостоятельно до того, как овладели умением бегло читать, они пишут обычно фонетически. В то же время эта грамотность не является автоматическим следствием начитанности: среди начитанных детей встречается немало орфографически неграмотных, причем неграмотность у них обычно оказывается стойкой. Как было установлено в специальном исследовании, проведенном нами в 60-х гг. совместно с Г.В. Репкиной, эти две группы хорошо читающих детей отличаются друг от друга способом чтения. Все они хорошо ориентируются в смысловой структуре текста, но у детей с высоким уровнем грамотности смысловая ориентировка сопровождается ориентировкой орфографической: в процессе чтения они выделяют сложные в орфографическом отношении слова и точно фиксируют особенности их написания. При этом по известным психологическим закономерностям включаются мощнейшие механизмы непроизвольной памяти, чем и обеспечивается в дальнейшем безошибочное написание таких слов…».

В ходе своих рассуждений, подкрепленных данными исследований других авторов, В.В. Репкин приходит к следующим выводам, имеющим отношение к нашей теме.

Он говорит, что:

1. В основе феномена «природной грамотности» лежит «достаточно универсальный и прочный орфографический навык», он представляет собой письмо не «по правилам», а «по памяти». «В его основе лежат не правилосообразные орфографические действия, а хранящиеся в речедвигательной памяти образы слов, соответствующие орфографической норме».

Иными словами, В. Репкин указывает на то, что если ребенок владеет «смысловым чтением», его орфографическая грамотность в школе значительно повышается. Однако при этом упор делается именно на «смысловое чтение», которое доступно, естественно, не в раннем возрасте, а несколько позднее.

2. «Природная грамотность» формируется не за счет выполнения специальных орфографических упражнений, а за счет особой орфографической ориентировке в тексте, включенной в структуру смыслового чтения. Это значит, что судьба орфографического навыка решается не столько в процессе специального обучения орфографии в привычном смысле этого слова, сколько в процессе обучения чтению».

На основании данных этой статьи, мы можем смело сделать вывод, что связь между грамотностью ребенка (имеется в виду орографическая грамотность) и обучением чтению есть. И чем раньше ребенок овладеет смысловым чтением, стало быть, тем больше у него возможностей стать в школе обладателем «природной грамотности». (Напомню, что здесь резюмировано мнение В.В. Репкина, а не автора статьи, напомню, что В.В. Репкин – ректор Сибирского института развивающего обучения, кандидат психологических наук).

Развивая далее мысль В.В. Репкина, следует предположить, что связь между неосознанным чтением (чтением до начала старшего дошкольного возраста) также существует. Ведь в статье указывается на особую роль зрительной памяти, памяти на слова при обучении чтению.

Кстати можно заметить, что теория развивающего обучения очень положительно относится к чтению до школы. В этой связи существуют наработка теоретиков по дошкольной организации этого процесса.

Далее перейдем к рассмотрению еще одной интереснейшей статьи, посвященной обучению чтению маленьких детей. Это статья Л.С. Сильченковой «Русская графика и формирование первоначального навыка чтения» (№ 1 за 1001 год). Это статья специалиста в области русского языка, поэтому в ней присутствует много специальной лексики. Попытаемся понять сущность предлагаемых методов овладения первоначальным навыком чтения.

В целом, данная статья не ставит перед собой задачу указать временные рамки начала обучения чтению. Хотя здесь указывается возраст четырех – пяти лет как тот возраст, когда можно начинать смысловое чтение.

Основной вопрос, который волнует автора, почему ребенок, который знает все буквы алфавита, не может научиться читать? Этот вопрос интересует и многих родителей.

Многим известно, что эту проблему предлагает по-своему решить методика Н. Зайцева. Однако ее пока стоит относить к нетрадиционным методикам обучения чтению. В рассматриваемой статье дается характеристика традиционных методик. Их авторы: Л.Н. Толстой («Новая азбука»), Д.Б. Эльконин («Как учить детей Читать»), В.Г. Горецкий («Букварь», «Азбука», «Русская азбука»). Почему же в погоне за новыми глянцевыми пособиями и книжками, родители незаслуженно забывают об этих «азбуках» и «букварях». Возможно, они-то намного эффективнее, доступнее и полезнее новомодных рецептов чтения, «раньше, чем ходить»?

Л.Н. Толстой. «С большой педагогической целесообразностью подбирал великий писатель дидактический материал для обучающихся читать. При составлении «Азбуки» и особенно «Новой азбуки» Л.Н. Толстой скорее интуитивно учитывал психофизиологические особенности детей: ведь они были описаны много лет спустя. На ступени слого-аналитического чтения у большинства детей единицей чтения является слог, у некоторых слово. Важное значение в восприятии читаемого текста имеет длительность слова, так как «поле чтения» начинающего чтеца составляет 4-5 букв. Большую роль играет также и внешняя форма слова: сочетание согласных букв затрудняет чтение. Наиболее удобно читаемой следует считать двусложную структуру слова с ритмом хорея (туча, куча и т.д.) , а из трехсложных слов с ритмом амфибрахия (работа, ребята, малина)».

От себя могу добавить, что «Азбука» Л.Н. Толстого таит в себе много интересного и до сих пор неизученного. Например, обращали ли вы внимание, что многие глаголы в сказках повторяются (он сказал, она сказала и т.д.). Причем одно и то же слово повторяется даже там, где его можно заменить синонимом. Может, это тоже особенный прием? А не замечали ли вы нарочитой простоты изложения, кажущейся нам, взрослым, несколько искусственно и иногда скучновато-простоватой» Между тем, дети просто в восторге от «Азбуки», которая и без картинок, и мелким шрифтом.

Д.Б. Эльконин. Д.Б. Эльконин считал, что главным ориентиром при обучении чтению является слог (не путать со «складом» из известной методики!). Он писал, что «нужно учить детей находить буквы, обозначающие гласные фонемы, выделять их, останавливать на них внимание читающего, заставляя тем самым приготовиться к их произношению, и лишь на фоне этой позиции произносить все предшествующие фонемы».

Очень важное замечание делает автор статьи по поводу сопутствующих изображению буквы картинок. Всем известно: Б – белка, В – верблюд и т.д. Такие пособия не ориентируют детей на анализ позиции согласной буквы (обратите внимание, что в данном случае – звук не Б, а Бь). Такие картинки совершенно неоправданно пытаются сократить психологический механизм первоначального чтения.

В завершающей части работы хотелось бы подробно обратиться к двум статьям, посвященным именно методике и способам обучения ребенка чтению до школы в семье и именно в семье.

Первая статья – автор Н. Варенцова , «Первые шаги в грамоте» (Дошкольное воспитание, 1993 год, № с12). Здесь четко устанавливается время начала обучения чтению – 4-5 лет. Основным в данный период автор считает знакомство ребенка со звуковой стороной речи родного языка. Предполагается научить ребенка выделять в слове определенные звуки; устанавливать порядок их следования друг за другом: различать гласные и согласные звуки, а среди согласных – твердые и мягкие. Цель этой работы – добиться, чтобы ребенок свободно ориентировался в звуковой структуре слова.

Частота и длительность занятий с ребенком могут быть различными, но не менее одного раза в неделю. Длительностью до 30 минут.

Первый шаг – переключить внимание ребенка со смысловой стороны речи на звуковую.

Дальше предлагается устанавливать последовательность звуков в слове, выделять их по порядку. Для анализа слов существует специально разработанный наглядный дидактический материал. Его можно изготовить самостоятельно. Он включает картинки-схемы (изображение предмета, название которого будет разбираться по звукам), последовательный ряд клеточек, соответствующих количеству звуков данного слова, и фишки, обозначающие буквы.

Очень важно то, что все занятия проходят в игровой форме. Например: «В каждом домике (клеточке), живет свой звук. У каждого звука есть свой домик (клеточка)».

Наиболее типичной ошибкой родителей является смешивание понятий буква и звук. Это может негативно отразиться в последующей учебе ребенка в школе. Чтобы этого не случилось, взрослый должен в первую очередь сам твердо усвоить, в каком случае речь идет о звуках, а в каком – о буквах. «Звуки мы слышим и произносим, ощущаем их на слух и нашими речевыми органами (губами, языком и т.д.). Буквы видим, пишем, раскрашиваем, вырезаем. Надо напоминать об этом ребенку, если он ошибается».

А вот и нехитрые, но многими забытые советы для начинающих читателей: «Заниматься с ребенком чтением лучше ежедневно не менее 10 минут. Но не переусердствуйте, не допускайте, чтобы ребенок уставал. Следите, чтобы книга находилась на расстоянии 30-40 см от глаз, а ребенок сидел удобно; чтобы освещенность помещения была достаточной

От того, как вы организуете обучение чтению, зависит многое: полюбит ли ваш ребенок книги, будет ли успешно учиться в школе, будет ли грамотен и др.».

Очень интересной показалась статья С.Г. Макеевой и Н.Н. Заманковой «Обучение грамоте в семье» (2003 год, № 7).

Здесь авторы категорически утверждают, что учить читать детей до школы можно и нужно. «Общение с книгой выступает мощным источником развития интеллекта и эмоциональной сферы, воображения. Так, просмотр видеофильмов представляет собой лишь «прием» образов, тогда как чтение художественного произведения – их генерирование и трансформацию. Через чтение наводится мост между разговорным и книжным языком, формируются культурно-речевые ориентации. Существует предположение, что так называемая врожденная грамотность – это не что иное, как результат накопления посредством чтения в человеческой памяти графических образов слов».

При всем при том авторы приводят статистику, что 80 % родителей будущих первоклассников не считают себя компетентными в методике обучения грамоте и потому больше надеются не на себя, а на помощь специалистов. При этом специалисты – в основном педагоги из так называемых «Центров раннего развития». При этом, по словам авторов статьи, эти специалисты «не имеют необходимой лингвометодической подготовки, прежде всего в области фонетики и графики, применения альтернативных методов обучения грамоте. .. Занятия по дошкольному обучению чтению носят, как правило, групповой характер, при котором осуществить индивидуальный подход к детям непросто».

Поэтому выход авторы видят в просвещении на этот счет родителей – кому, как не им, знающих доскольнально своих детей, учить их читать.

Начинающим родителям-учителям авторы статьи дают ряд полезных и научно основанных советов.

1. Для первоначального обучения чтению ребенку необходима речевая среда. Для освоения чтения, соответственно, нужна «читающая среда», книжное окружение. «Только на этой основе у детей возникает желание научиться читать, развивается мотивация чтения, растет положительное отношение к чтению книг, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая среда должны быть создана прежде всего в семье ребенка, чтобы с первых детских лет чтение воспринималось детьми как необходимый элемент содержания их жизни. Книга должна быть востребована их родителями, поскольку ценности ребенка черпаются из ценностного отношения к миру его близких».

Для создания «читающей среды» нужно следующее. Прежде всего, необходимо устройство в детской комнате уголка чтения, включающего в себя наличие игрового инструментария для обучения чтению…, а главное книг, отвечающим по своему содержанию и оформлению требованиям данного возраста. Лучше, если в качестве учебного материала выступит любимая книга ребенка, а еще лучше – любимая к тому же в детские годы книга его родителей».

2. «Обучение грамоте направлено на овладение детьми звукобуквенной перекодировки». Говоря простым языком, ребенок, перед тем как прочитать слово, должен соотнести произношение и написание этого слово, т.е. понять его «код».

Поэтому упражнения в звуковом анализе слова на развитие фонематического слуха являются необходимым компонентом содержания обучения грамоте, и в их осуществлении особое внимание должно быть уделено коррелирующим, т.е. близким по звучанию звукам.

При все строгости данного подхода, авторы считают ненужным введение алфавитных названий букв, обозначающих согласные звуки. «Более того, на первых порах даже требуется совмещение звукового значения буквы с ее названием: название буквы должно подсказывать ребенку, как она читается, т.е. какой звук обозначает, а ее возможная неоднозначность должна открываться постепенно».

3. Не следует пользоваться строго одной методикой обучения. Авторы называют домашнее обучение чтению скорее вариативной методикой.

Основным методом при обучении чтению авторы считают аналитико-синтетический, т.е. путь «от звука к букве».

Одним из наиболее успешных методов является так называемое «чтение заученного на слух», уходящее в историю русской методики. Он предполагает обращение ребенка к чтению текстов тех произведений, содержание которых усвоено наизусть, дословно. «В процессе их восприятия в сознании ребенка происходит наложение звукового и графического кодов текста. В своих современных модификациях (автор А. Кушнир) методика не ограничивается использованием текстов, уже известных ребенку, а максимально задействует потенциал читающего взрослого».

А следующая информация, безусловно, будет полезна тем родителям, которые осваивают методику Глена Домана. По мнению ученых, «оправдано в дошкольный период обучения грамоте применение метода целых слов. Если трудности детей в запоминании букв связаны с абстрактностью их названий и звуковых значений, то слово, в отличие от буквы, наделено смыслом. Имитируя чтение слов (по подсказке взрослого или предметной картинке), обозначающих членов семьи, интересные окружающие предметы, ребенок особенно стремится научиться читать их по-настоящему. Воспринимая слова как единый графический комплекс, запоминая их «в лицо». (П.П. Мироносицкий), дети совершенствуют свое зрительное восприятие графических образов, устанавливают через проговаривание слов звукобуквенные соотношения (для этого желательно использовать простые короткие слова, написание которых не расходится с произношением), накапливают их в памяти (что сказывается впоследствии на грамотности письма), ориентируются на чтение целыми словами. В свою очередь, слоговой метод, предполагающий восприятие слога как единого графического комплекса, будет способствовать на чтение по слогам, снятию трудностей звукослияния. Первичное механическое чтение на основе заучивания слогов может в дальнейшем доводиться до осознания учащимися слогового принципа русской орфографии».

Вот такие советы по организации обучения грамоте даются современными учеными.

Как видим, в их работе нет догматизма, нет приверженности какой-либо одной методике, как это наблюдается у многих авторов этих самых методик. Современная методика преподавания чтения ориентируется на синкретичность в использовании методов: каждый из них хорош и много дает ребенку, родителю следует знать об этом и не следовать слепо указаниям разработчиков методик. В обучении грамоте, прежде всего, родителю надо иметь чувство меры, понимать, какой способ обучения работает на закрепление определенного навыка.

В целом представленный обзор отражает современные представления так называемой классической науки о дошкольном обучении грамоте. Несмотря на существующее мнение, в науке уже сложилось мнение о необходимости обучения грамоте в дошкольном возрасте.

При этом, естественно, существуют заметные пробелы (например, не указываются возрастные ограничения, не рассматриваются негативные и позитивные стороны отдельно взятых методик, мало практических исследований по этой теме). Однако налицо тот факт, что и наука повернулась лицом к родителям. Ученые призывают не доверять слепо рекламе, а пользоваться проверенными методами и способами, результативность которых не раз доказана.

20.11.2009
Татьяна Черкашина

 

  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+
li321 (20/05/2014)
Рекомендую статью Ясюковой
http://child-psy.livejournal.com/108315.html
Александр Андреевич Цоколов [] (05/07/2011)
Да, не может быть сомнений в том, что человеческое дитя в состоянии здоровья может учиться чтению с самых ранних лет. И это благо.
Но хочется напомнить авторам, которые игнорируют роль и значение обучения грамматике языка - то есть знания правил, навыка письма, как здесь выражаются "по правилам". Не все понимают ( а это надо знать педагогам и родителям!), что освоение стройности грамматики языка, изучение её правил и законов развивает логическое (абстрактное) мышление ребёнка, подростка, юноши в старшем классе. Только две есть дисциплины в школьном курсе обучения, которые развивают именное способность абстрактного мышления наиболее сильно (мощно) - это математика и грамматика языка. Другие дисциплины уже описательные, они построены на основе языка - его грамматики, законов текста, изобразительных средств. Устранение грамматики из обучения как чего-то скучного, непонятного, трудного приводит к обеднению мышления, малограмотности. Запомним:не мнение, а знание, понимание сущности выражено в словах Г.Р.Державина о том, что, если математика есть царица наук, то язык - это ключ ко всем знаниям. Добавим, что таким ключом, конечно же, может быть только литературный язык, основой которого является грамматическая логика. Этот язык и надо познавать нам всем всю жизнь.
li321 (10/01/2011)
когда дочь в первом классе начала пропускать не только буквы при письме, но и слог и не один!!! вот тут то я просекла пользу раннего чтения!!!!
забывают слова Зайцева (может и еще кого), учить читать и писать - одновременно!!! буквы конечно можно учить раньше.
bonifaciy@gmail.com (27/03/2008)
Так, насколько мне известно, метод Монтессори предназначен как раз для развития дошкольников. Так что всё будет нормально, я думаю:-)
Зайцев (23/02/2008)
к чтению через письмо рассказывает Зайцев
http://rutube.ru/tracks/475735 .html?v=14d85b3493b130e7ff2fe5 b778910437
eriklv.alfaspace.net (17/12/2007)
"Развитие речи малыша" страница 67 ( Ляксо Елена Евгеньевна ) Доречевой период развитияВосприятие речи малышами до 1 года. Первые слова Влияние звуковой среды на слуховую систему ребенка начинается еще до его рождения. Известно, что звуки интенсивностью более 80 dB и с частотой до 300 Гц способны проникать в матку. Считается, что это обуславливает проникновение к плоду «смысловых образцов», то есть ребенок уже пренатально подготовлен к восприятию интонационного контура, ударений, ритмики.

http://eriklv.alfaspace.net/ljakso.htm
S (26/02/2007)
Сейчас поступающий в приличную школу ребенок должен уметь читать, считать, проходить различные тесты. Поэтому родители и не рассуждают, учить ли ребенка читать, а сталкиваются с необходимостью.
Для русской, которая живет в Германии: Вы правда не хотите, чтобы ребенок знал русский язык, или это опечатка?!!!
Апрель [] (16/02/2007)
Хочу похвастаться. Моему сыну 1,8 он уже знает (произносит и узнает) 20 звуков из 33 букв алфавита. Показывает их на вывесках и гос. номерах автомобилей. Причем никто не заставлял его учить их, все происходит в игровой форме. Я показываю нарезанные карточки с буквами и произношу звук, ребенок произносит и соответственно запоминает. До чтения еще далеко, но думаю, приобретенные знания вреда не нанесут.
Минорова Ирина [] (04/11/2004)
Здравствуйте, у меня не мнение, а вопрос, если можно. Мой сын (2 года) пошел в са по системе Монтессори (сад находится в городе Кемерово). Проходил месяц. Но я стала сомневатьс в правильности выбора сада, в связи с тем, что школы Монтессори у нас нет и окончив садик он пойдет в обычную школу. Вопро: есть ли смысл водить ребенка в сад по методу Монтессори, если в школе такого метода не будет? Если возможно, жду ответа. Заранее спасибо.
[] (14/11/2003)
очень прошу,посоветуйте.
Я живу в Германии,1,5 года.Русская.Немецкий знаю еще плохо.Соответственно и мой ребенок(ему 4 года) тоже пока не понимает немецкий язык.Но это дело наживное.У меня следующий вопрос:Как научить читать ребенка на двух языках? Мне бы не хотелось чтобы он знал русский язык.Если возможно посоветуйте какую-нибудь литературу или сайты в интернете.Спасибо.

Есть мнение?

Текст:
Автор:

E-mail:
(будет защищён от спаммерских роботов)
Код: 
 Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться