/Красота, уход, фитнес. Отношения/Отношения

Изображая жертву

Мемуары Брижит Бардо «Инициалы Б.Б.», увидевшие свет еще в середине 90-х, остаются популярными и читаемыми до сих пор. Это именно та книжка, которую ждали от суперзвезды и секс-символа: чуть-чуть про фильмы, немного о детстве, капелька яда в адрес киносоперниц – и целые страницы, посвященные романтическим историям. Самый большой страх звезды связан с одиночеством: «Моя индивидуальность, моя воля, моя сила, мое упорство – ничто, если я оказываюсь наедине с собой». Лекарством от сплина становится головокружительный роман, недолгий период счастья, а затем, к радости читателей, на горизонте появляется новый герой. Любовный треугольник, метания от одного мужчины к другому, слезы, скандалы, преследования и даже драки – скуке тут места нет.

Девушку Аню с кинозвездой 60-х роднит разве что изящный носик и любовь к танцам на столе, но треугольники и в ее жизни возникают с аккуратной периодичностью. Накал страстей таков, что общие знакомые не устают удивляться, а кое-кто даже завидует.

Все Анины романы начинаются красиво: невозможные букеты роз, не влезающие в несколько эмалированных ведер, фейерверк на пляже в ее честь, длинные письма с признаниями – преимущественно бумажные (так романтичнее). Правда, влюбленность вскоре вянет, взаимное недовольство нарастает, и недавно любящий мужчина превращается, по уверениям Ани, в сущее чудовище.

Расстаться с чудовищем почему-то не получается. Мешают то всем известный квартирный вопрос, то денежные неурядицы, то страх даже перед гневом мужчины, хотя Аня девушка не робкого десятка, поскандалить не стесняется и о голову последнего ухажера с шиком разбила стеклянный графинчик. Наконец, на сцене появляется долгожданный спасатель – новый мужчина, влюбленный, готовый и справиться с денежно-квартирными проблемами, и по старинке дать по сусалам предыдущему. Страсти на разрыв аорты, с кошачьей головой во рту достигают апогея. Аня наконец уходит, точнее, ее забирает новая вторая половина. Родные и знакомые вздыхают: какой благородный мужчина! И снова розы, пляжи, стихи – до следующего раза, точнее следующей большой любви.

 Все это очень захватывающе, но честное слово, существовать поблизости с Аней тяжело. Живешь и не знаешь, когда рванет: то ли она позвонит глубокой ночью, захлебываясь от рыданий, то ли прибежит в одних тапочках, спасаясь от домашней тирании («Видишь царапины, вот, возле локтя? Это все он, он!»). Получив порцию сочувствия, горячего чая с медом и предложение помочь, Аня прощается, вроде бы успокоившись – опять же до следующего раза.

Зачем им это нужно

Американский психолог, ученик Берна Стивен Карпман описал одну из самых узнаваемых игр, в которую люди с удовольствием играют.

  В так называемом треугольнике Карпмана три роли: Жертва, Спасатель, Преследователь. Жертва, в нашем случае Аня, беспомощна и страдает от действий Преследователя. Она ждет Спасателя, который разом решит все ее проблемы, и Спасатель согласно законам жанра появляется. Он старается защитить Жертву и помочь ей, но усилия тщетны, и со временем Жертва сама превращается в агрессора и Преследователя, обвиняя недавнего помощника в том, что он был недостаточно усерден. Иногда роли меняются настолько, что бывший Преследователь в глазах Жертвы сам становится невинной жертвой.

Вариаций у игры множество. Часто типичной Жертвой является жена алкоголика и дебошира: она очевидно страдает, мучимая Преследователем, но когда родственники или друзья устраивают супруга на лечение, а соседи вызывают милицию, ее гнев моментально оборачивается против них самих. А нерадивый супруг – ну что с него взять, он же болен, ему самому несладко, и вообще, такова женская доля (русская доля, русская женская доля – по вкусу).

Треугольник Карпмана – не обязательно любовный. Аня, изводящая друзей ночными звонками, также ведет себя как типичная Жертва, ищущая спасения. Бывает, что друзья или родственники своей помощью «все портят», «делают не так» и переходят в статус Преследователей.

 Треугольник - фигура устойчивая, и существует он потому, что так или иначе выгоден всем участникам.

Жертва получает порцию внимания и счастливо избегает ответственности за собственную жизнь, Преследователь наполняется ощущением своей значимости и силы, Спаситель и вовсе весь в белом. И всегда виноват кто-то другой: то другой: для Жертвы – Преследователь, для Преследователя – Жертва, для Спасателя – Преследователь.

Выход из треугольника найти проще, чем кажется: для начала стоит осознать свою роль и принять ответственность за свои слова и действия. Сложнее не наступать на любимые грабли раз за разом, но отстаивать границы, не подменять настоящие чувства суррогатом, наладить отношения с самооценкой – всему этому вполне можно научиться. 

12.09.2013
Автор: Татьяна Яковлева
  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
Magdalena (15/09/2013)
Если ситуация повторяется вновь и вновь, стоит задуматься: может, это вы сами каждый раз пишете сценарий?
juditt (14/09/2013)
Alissalut
Да, похоже :-( Это так неприятно, что я решила просто сбежать, чем тратить силы на борьбу aga-aga
Татьяна Sk (14/09/2013)
Дюша писал(а):

В статье говорится, что вырваться из этого круга просто - надо осознать свое участие в происходящем, но я не знаю ни одной жертвы, которая бы это осознала aga-aga


Осознать - ВАЖНО!!! Я знаю тех, кто осознал Smile Гораздо труднее ДЕЛАТЬ ПО-ДРУГОМУ aga-aga Есть редкие случаи, когда и это удается!!!
А если ты понимать, понимаешь, но ничего не меняешь, то с чего что-то изменится и станет лучше???
Alissalut (14/09/2013)
juditt писал(а):
Рядом с ней я реально глупела, толком не могла ничего сказать, постоянно теряла нить разговора.


Очень похоже на скриптовую ситуация (скрипт - это сценарий), когда уже взрослый человек проваливается в детское беспомощное состояние. Спусковым механизмом может быть то, что ситуация в чем-то похожа на те, что были в детстве, например, родительской фигурой (громкий строгий голос или что-то подобное)... Понимаю Вас. В таких ситуациях помогает осознать, что фигура из прошлого и человек из реальности - это не одно и то же.
juditt (14/09/2013)
valsha
Речь не о глупости, а об уровне, того же образования aga-aga или о социальном статусе, если хотите :-)

Добавлено спустя 58 секунд:

Цитата:
уважать любого человека, потому как это творенье Божье.
Я согласна, только взаимно :-)
valsha (13/09/2013)
juditt писал(а):
Хотя кто она? Учитель в началке Surprised


А что это синоним глупости? Учитель в началке? Surprised Вот, кто так считает - окружающих ранжирует по должностям - тот и есть жертва социума. Потому что мыслит штампами, принятыми в обществе. Мудрость и зрелость личности, а значит и самодостаточность, состоит в том, чтобы уважать любого человека, потому как это творенье Божье.
juditt (13/09/2013)
Жизнь театр :-) И это относится не только к жертвам и тиранам aga-aga Вы не замечали, как иногда меняется ваша роль в зависимости от партнера, собеседника, той или другой подруги? Есть люди способные навязывать роли другим. Вот, к примеру, у дочки была учительница(прям хочется написать имя и фамилию Mad ) рядом с ней я конкретно, всегда, чувствовала себя недоучившейся дурой :-) Хотя кто она? Учитель в началке Surprised Рядом с ней я реально глупела, толком не могла ничего сказать, постоянно теряла нить разговора. Пришлось школу дочке поменять из-за этого монстра aga-aga Приходится признать, что есть люди с могучей энергетикой, и эта энергия прет, не находя достойного применения, в холостую :-(
Есть люди с которыми я сама могу быть ого-го :-) Но их мало. И в зависимости от визави - новая роль, новое самоощущение Surprised Засада.
Alissalut (13/09/2013)
Дюша писал(а):

В статье говорится, что вырваться из этого круга просто - надо осознать свое участие в происходящем, но я не знаю ни одной жертвы, которая бы это осознала aga-aga


Психологические игры тем и отличаются, что человек их не осознает. Поэтому такой вывод автора статьи про "проще, чем кажется" как-то разрушает доверии к компетентности автора.

Добавлено спустя 3 минуты 34 секунды:

Blueyed писал(а):
Очевидно, девушка получает от этих игр свою порцию адреналина или чего то там, но...если покопаться,зачем ей это нужно и почему она этим живет,станет грустно за нее...


Это называется - вторичный выигрыш. Человек не умеет строить отношения близости, поэтому практикует неосознаваемые психологические игры, которые в стратегии ведут к значительному проигрышу.
Blueyed (13/09/2013)
Я бы не сказала,что описываемая в статье девушка Аня-жертва. Она вполне сознательно готовит каждый раз очередной спектакль, полностью выдерживает сценарий, умело распределяя роли всем участникам. Не думаю,что у нее все мужчины "преследователи"- последние подонки, любого мужчину можно спровоцировать на ссору, агрессию, вывести из себя, главное,чтоб все четко было по сценарию. Очевидно, девушка получает от этих игр свою порцию адреналина или чего то там, но...если покопаться,зачем ей это нужно и почему она этим живет,станет грустно за нее...
Дюша (13/09/2013)
Знаю достаточное количество таких женщин aga-aga От жен алкоголиков, до постоянных жертв, которым бывшие мужья портят жизнь, даже те, которые живут где-то далеко-далеко aga-aga
В статье говорится, что вырваться из этого круга просто - надо осознать свое участие в происходящем, но я не знаю ни одной жертвы, которая бы это осознала aga-aga

Есть мнение?

Текст:
Автор:
Код: 
 Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться