/О детях/Грудное и искусственное вскармливание. Прикорм/Прикорм

Кушай, детка, кашу! (С чего начинать прикармливать ребенка?)

Всем известно, что ребенок, сосет он мамину грудь или вскармливается из бутылочки, рано или поздно начинает есть взрослую пищу. Но случается это не сразу и не по взмаху волшебной палочки.

С чего начинать прикармливать младенца? В каком возрасте? Почему одни дети кушают с отменным аппетитом, а накормить других – целая проблема? На некоторые вопросы есть четкие ответы и рекомендации, которые прописаны в таблицах введения прикормов и выдаются на приеме у педиатра в детской поликлинике. А вот на вопрос, где взять для своего малыша хороший аппетит, ответить намного сложнее. И все же попробуем.

Первое, что необходимо сказать, это то, что все новорожденные дети имеют определенные вкусовые предпочтения. Первая детская пища – это грудное молоко, и они, конечно же, любят сладкий вкус и жирность молока. Наблюдения за выражением лица новорожденных после того, как им дается жидкость с сильным сладким или горьким вкусом, позволили заключить, что все новорожденные любят сладкий и не любят горький вкус. Что же касается более тонкий вкусовых предпочтений, то исследования в этой области говорят о том, что наиболее выраженным фактором, влияющим на вкусовые привычки, является ранний опыт знакомства с определенным пищевым вкусом.

Опыт до и после рождения

  • Дети впервые знакомятся с разными вкусами посредством контакта с амниотической жидкостью. Так, в одном из экспериментальных исследований одной группе беременных в течение определенного времени давался морковный сок. При введении прикорма их дети предпочитали каши, ароматизированные морковью. Из этого исследования понятно, что чем более разнообразно питание беременной женщины, тем с большим количеством вкусов малыш знакомится уже в утробе.
  • Следующий этап раннего знакомства с разнообразием вкусов – первые месяцы жизни. Грудное молоко знакомит детей с множеством пищевых вкусов. Вкус материнского молока отличается в зависимости от того, чем мать питается, тогда как молочные смеси имеют более однообразный вкус. В любом случае, вкусовые привычки в младенческом периоде взаимосвязаны с вкусовыми предпочтениями в детстве и даже во взрослой жизни. Так, были проведены исследования среди взрослых, которые в младенчестве вскармливались молочными смесями, ароматизированными ванилью. В результате этого исследования выяснилось, что эти взрослые и сейчас отдают предпочтение ванили по сравнению с группой взрослых, которые в младенчестве вскармливались грудью. Таким образом, разнообразное питание матери, вскармливающей ребенка, облегчает в будущем ребенку встречу с новыми вкусами.
  • Неофобия – боязнь новых пищевых продуктов и вкусов. Проще говоря, неофобия – это нежелание есть новую пищу. Причем для маленьких детей новинкой является не только вкус, но и консистенция пищи. Переход от жидкой к плотной пище представляет собой огромную перемену и требует больших усилий, прежде чем ребенок привыкнет к плотной пище.

Что можно посоветовать молодым мамам, чтобы упростить этот переход?

  1. Лучше начинать давать новую пищу в том возрасте, когда вы заметите у вашего малыша большой интерес к пище, лежащей на вашей тарелке. Опираясь на этот интерес, намного проще вводить пищу. Первый прикорм плотной пищей может начинаться с материнской или отцовской тарелки: например, кусочками картофеля, рисом, измельченными овощами. Для ребенка, даже самого маленького, очень важно участвовать в семейных обедах. Не забывайте об этом и не стремитесь сначала накормить ребенка и только потом садиться за стол самим.
  2. Если ваш малыш, попробовав новую пищу, выплюнул ее, запаситесь терпением. Не стоит сразу прекращать попытки. Для принятия ребенком нового продукта в среднем требуется 10-15 предложений. Для некоторых детей это может занять намного меньше времени, для иных это требует намного больших усилий.
  3. Начинайте с тех продуктов, которые обычны для вашего рациона и нравятся вам самим. Во-первых, можно надеяться, что вкус этого продукта уже знаком малышу с утробы, во-вторых, намного проще объяснить малышу, что это вкусно, если веришь в это сама. Если вам, например, противен вкус брокколи, то, попробовав пюре из этой капусты, вы наверняка скорчите такую гримасу, что вашему малышу есть это точно не захочется.
  4. Для облегчения введения новой пищи можно смешивать новый продукт с грудным молоком. Таким образом, еда будет более знакома малышу и по вкусу, и по консистенции.
  5. Не вводите новой пищи в те моменты, когда ребенок устал или сильно голоден.
  6. Всю новую пищу лучше давать в привычных, домашних условиях. В гостях или в любой другой новой обстановке малыш не всегда комфортно себя чувствует, поэтому лучше покормить его тем, к чему он уже привык.
  7. Не бойтесь предлагать малышу новую пищу, держа ребенка на руках или посадив его на свои колени. В таком положении часто ребенок чувствует себя более надежно. Разрешите ребенку пробовать пищу руками. Конечно, сначала он будет пачкаться как свинюшка, для ребенка нет лучшего способа познакомиться с новой пищей, чем потрогать ее руками, понюхать и только потом засунуть в рот. Не пытайтесь кормить ребенка медленнее или быстрее, чем он этого желает. Старайтесь понять его сигналы и прекратить кормление тогда, когда он покажет, что для него уже достаточно пищи.
  8. И еще одно важное правило – разделение ответственности. Вы (родитель) должны решать, что вы даете в пищу ребенку. Оставьте ребенку решение, будет ли он есть эту пищу и сколько он ее съест. Зная, что на столе всегда есть что-либо, что ребенок может съесть, вы не должны волноваться, что ребенок «ничего не ест». К сожалению, часто бывает так, что родители думают, что они лучше, чем ребенок, знают, сколько он должен съесть.

В заключение хотелось бы сказать, что, как и в любом другом деле, касающемся воспитания ребенка, в процессе перехода на взрослую пищу вам помогут терпение, искренность и эмоциональность. Не стремитесь все сделать идеально. В конце концов, дети с плохим аппетитом растут и развиваются так же быстро, как и их сверстники с хорошим аппетитом.

Свиридова Лариса,
руководитель школы "Современные родители",
психолог,
г. Новосибирск.
16.08.05

  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+
Светлана Ф. [] (30/11/2015)
Каши - самый полезный продукт. С них мы и начинали прикорм. Совсем не жалею. У ребёнка хороший аппетит, вес. Ест даже каши Marmaluzi (Мармалузи) в баночках. Очень вкусно, пробовала и сама. Очень удобно для транспортировки и хранения, если нужно взять с собой.
Елена (18/08/2005)
Маша Донцова,
количество детей не говорит о правильности установок на воспитание детей. Лучше спаршивать совета у тех, кто сталкивался с проблемами, подобыми Вашим и успешно их разрешил.
Опытная колючка. (18/08/2005)
Я начинала прикорм ребенка с детских каш, которые пошли с большим аппетитом и без всяких проблем.

Начинать прикорм с тарелки родителей считаю не очень хорошей идеей. Т.е. многие дети могут элементарно подавиться даже размятым куском или рисом. Как правило, овощи и рис родители себе делают с добавлением масла, специй и соли и овощи часто жареные ( я не люблю овощей на пару), а такой вид еды не подходит для неподготовленного желудка ребенка сразу после грудного молока. Соль вообще ни к чему.

Если ребенок подавится, это может его сильно отпугнуть от новой пищи.

Классический прикорм с детских каш после 6 мес., овощных пюре и фруктов ( без соли и сахара) считаю самым приемлимым.

И вы ничего не пишите о сроках введния первого прикорма. Готовность к прикорму только по интересу к пищи на родительской тарелке очень трудно определить наверняка. Малыш и в 5 мес. может схватить кусок и потянуть его в рот, вот только вряд ли он его сможет пережевать и не подавиться даже рисинкой.

Вообщем, какие-то моменты в статье есть интересные, но в целом для молодой неопытной мамы - ничего поучительного и конкретного.

Маму интересуют продукты, сроки ( возраст малыша), кол-ва ( пищи).
Маша Донцова [] (17/08/2005)
моей дочери 8,5 месяцев. мы кормимся грудью весьма успешно (во многом благодаря Яне Борисовне и школе Современные родители). Прикорм стали вводить почти в 6, из баночек охотно ела овощи. с 7 до 8 пробыли у моей мамы, где мое сопротивление было постепнно подавлено и мы стали расширять меню, а самое стрешное, стали играть, развлекать и скармливать "наибольшее количество"( до 200 грамм!) даже засыпать она стала иногда без привычной груди (днем на прогулке). уговаривать поесть дочь становилось невыносимо и я перестала! ( мама была расстроена) теперь мы дома и я даю еду из банки пока открывает рот (20 гр), ем сама, угощаю из своей тарелки. Но теперь у меня куча вопросов: 1. мне надо иногда издить в институт, т.к. академ закончился. кроме меня еще кто нибудь может кормить дочку пикормом? я же должна быть дома на всех ( у нас их три) засыпаниях и кормить грудью, т.к. это главная ЕДА и комфорт, да? 2. в каком возрасте начинаетсяуже энергетический прикорм? 3. питательных веществ и витаминов ей хватает? она не пьет соки.4.уложить ее спать без груди можно? я ее никогда не качала ни на руках ни в коляске, у нас не было бутылок и пустышек.5. как гулять? зимой она маленькая была и спала на улице, с апреля (5 мес) я ее и на улице кормлю, но лето заканчивается, как ее там усыплять? или на руках может уснуть, так ведь ест дома моло, думет, что перед сном дадут еще.6. сколько видов продуктов уже надо знать, когда творог, желток, мясо? какой обьем? Пожалуйста, ответьте. меня итереуют мнения и консультантов по вскармливанию и психологов и Ваше, Лариса, у вас ведь трое!

Есть мнение?

Текст:
Автор:

E-mail:
(будет защищён от спаммерских роботов)
Код: 
 Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться