/О детях/Воспитание и психология

Правила общения

Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. 
В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблеме раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. Еще не родившийся ребенок - это формирующееся человеческое существо. Влияние отношений матери к еще не родившемуся ребенку исключительно важно для его развития. Также важны взаимоотношения матери и отца. 
 
Любовь, с которой мать вынашивает ребенка; мысли, связанные с его появлением; богатство общения, которое мать делит с ним, оказывают влияние на развивающуюся психику ребенка. Многие исследователи отмечали, что отрыв ребенка от матери в первые годы жизни вызывает значительные нарушения в психическом развитии ребенка, что накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь. А. Джерсилд, описывая эмоциональное развитие детей, отмечал, что способность ребенка любить окружающих, тесно связана с тем, сколько любви он получил сам, и в какой форме она выражалась. Л. С. Выгодский считал, что отношение ребенка к миру - зависимая и производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку. 
 
Поэтому так важно заложить основу доверительных отношений между ребенком и взрослым, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития ребенка. 
Общение характеризуется также особой потребностью, несводимой к другим жизненным потребностям ребенка. Последняя определяется через продукт деятельности как стремление к оценке и самооценке, к познанию и самопознанию. 
 
В общении потребность изменяется по содержанию в зависимости от характера совместной деятельности ребенка ее взрослым. На каждом этапе развития, потребность в общении понимается как потребность в таком участии взрослого, которое необходимо и достаточно для решения ребенком основных, типичных для его возраста задач. 
Различают несколько этапов развития потребности в общении ребенка со взрослым: 
  • Потребность во внимании и доброжелательности взрослого. Это достаточное условие благополучия ребенка в первом полугодии жизни. 
  • Нужда в сотрудничестве или в соучастии взрослого. Такое содержание потребности в общении появляется у ребенка после овладения им произвольным хватанием. 
  • Нужда в уважительном отношении взрослого. Она возникает на фоне познавательной деятельности детей, направленной на установление чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире. Дети стремятся к своеобразному «теоретическому» сотрудничеству с взрослым, выражающемуся в совместном обсуждении явлений и событий предметного мира. Только понимание взрослым важности для ребенка этих вопросов обеспечивает такое сотрудничество. 
  • Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого. Эта потребность возникает в связи с интересом детей к миру человеческих взаимоотношений и обусловлена овладением детьми правилами и нормами их отношений. Ребенок стремится добиться общности взглядов с взрослым. Это позволит малышу использовать их как руководство в своих поступках. 
 
Когда же у малыша, возникает потребность в общении? 
 
Уже на третьем месяце беременности у плода активно развиваются тактильные ощущения: нежно поглаживая свой животик, можно «рассказать» крохе, что он желанный, и какое, уютное местечко во внешнем мире для него приготовлено. 
 
Новорожденный прекрасно понимает язык взглядов. Он и сам забавно «хлопочет личиком», пытается отвечать на улыбки родителей. Наблюдательная мама ориентируется в настроении малыша по его мимике. Она может корректировать свои действия, в зависимости от его реакции. Но нередко женщина настолько устает, что забота о грудничке становится для нее рутинной обязанностью. Она моет и пеленает кроху автоматически, думая о чем-то своем, практически не глядя на малыша. А он «считывает» мамино внешнее безразличие и трактует его, как нелюбовь: «Раз она со мной не разговаривает, не улыбается, значит, я настолько плох, что не заслуживаю внимания». В подобной ситуации маме стоит просто «прийти в себя»: отдохнуть, выспаться, погулять, обратившись за помощью к близким людям и переложив на них часть домашних обязанностей. 
Еще один из способов донести до грудничка свои чувства — интонация. Он, конечно, не поймет всего, что вы говорите, но по эмоциональной окрашенности речи четко уловит мамино настроение. Выяснять отношения даже при грудном ребенке категорически нельзя: он может почувствовать угрозу, направленную на его маму, а значит и на него самого. Радостные и сердечные интонации в разговоре родителей, наоборот, дадут карапузу понять, что вокруг все хорошо и спокойно. 
 
Малыш растет, характер его меняется, и приходится искать такие формы выражения любви, которые ребенок готов принять. Возможно, некоторым детям, особенно мальчишкам, не понравится, если мама станет обнимать и целовать их, например, при сверстниках. Таких малышей можно посадить на колени и почитать книжку, взять за руку и спросить, как прошел день, взъерошить волосы, пощипать или пошвыряться с ними мягкими игрушками. Некоторые дети сами подсказывают, какое общение им ближе: одни виснут на руках, карабкаются на колени, обнимают и целуют свою мамочку. Другие — более сдержанны, но это вовсе не значит, что они не нуждаются в проявлениях нашей любви. Иногда ребенок старается привлечь к себе внимание старших любым способом: он буквально «напрашивается» на окрик или шлепок, предпочитая их родительскому безразличию. Бывает, что накормленный, чисто одетый и «заваленный» игрушками малыш все же чувствует себя дискомфортно. Может быть его родители, обделенные в детстве вниманием и любовью, и считают подобное отношение к ребенку нормой. А недополучающий материнского тепла малыш опять ищет причины равнодушия в своих «недостатках»: «Я недостоин внимания: значит со мной что-то не так». Мама, которую в детстве часто брали на руки, хвалили и гладили по голове, легко перенесет этот опыт на своего собственного ребенка. Только так можно наладить с малышом здоровые взаимоотношения, которые он передаст своим детям. 
 
Относитесь к карапузу внимательно, и он никогда не почувствует себя одиноким. Придумывайте ему смешные домашние имена и забавные прозвища. Главное, чтобы маленький человек почувствовал вашу искренность, потребность взять его на руки, прижать к себе. Почаще повторяйте: «Ты мой хороший! Лапонька! Какой ты молодец! Умница моя! Ты моя радость! Счастье мое!» — и так далее, до бесконечности. 
Как и где найти время на общение и занятия с детьми. 
 
Мы постоянно жалуемся на отсутствие времени. Нам явно не хватает двадцати четырех часов в сутках, чтобы переделать все, что наметили. Но самое главное, нам не хватает времени, чтобы заниматься с детьми. "Как бы хотелось учить малыша чтению, письму, рисованию, музыке … но где взять время на изготовление бесчисленных пособий, кубиков, карточек, игр. Когда, наконец, заниматься, если я не успеваю переделать все домашние дела!" - восклицаем мы. Что ж, давайте, остановимся и посмотрим, что действительно необходимо делать, что надо делать проще, а что не надо делать вообще. 
 
Теперь о тех делах, которые можно предельно упростить. 
 
Уборка. Ваше чадо громит ваш изысканный, тщательно продуманный интерьер? Строит дома из диванных подушек, стягивает скатерти, роняет вазы и статуэтки, пеленает кукол в ажурные салфеточки? Так уберите все это до поры до времени подальше. Главное украшение вашего дома - это ваши дети. Отвезите к родственникам ненужную мебель, спрячьте собирающие пыль сувениры, переберите шкафы и выкиньте или отдайте вещи, которые храните "на всякий случай", а на их место положите то, что загромождает комнаты. Убирать сразу станет проще. Собираясь купить мебель или предмет интерьера, подумайте, не слишком ли сложно за ним ухаживать, не слишком ли он хрупок для дома, где есть малыши. 
 
Стирка. Давно известно, что маленькие дети - это бесконечная стирка. Во-первых, постарайтесь приобрести максимально удобную, из доступных вам, стиральную машину. Лучше сэкономить на дорогой мебели для детской, Барби, трансформерах и новеньких костюмчиках, их можно взять по наследству у знакомых или купить в магазине "секонд-хенд". Или можно, например, предложить родственникам и друзьям в качестве подарка к рождению, крестинам или первому юбилею малыша внести свою лепту в покупку стиральной машины. Во-вторых, если дома нормальная температура (18-22 градуса), держите малыша легко одетым (трусики и маечка, боди) все время, пока он не спит. Вы сэкономите не только время на стирку, но и деньги на лекарства - малыши прекрасно переносят прохладу, закаляются, реже и легче болеют, быстрее развиваются. Если вы не пользуетесь памперсами, прополаскивайте подгузники, пока они свежие, это гораздо быстрее и легче. 
 
Глажка. Детские пеленки и ползунки незачем гладить с двух сторон (достаточно с внутренней стороны). Раньше считалось, что это необходимо, чтобы продезинфицировать белье, но уже давным-давно доказано, что ребенка не только не полезно, но и вредно держать в излишней стерильности, потому что у него не вырабатывается иммунитет к нормальным бактериям окружающей среды. Остальным членам семьи старайтесь покупать вещи, не нуждающиеся в глажке, не отжимайте элегантные вещи в стиральной машине, сушите их, аккуратно повесив на плечики; время на глажку значительно сократится. А то, что осталось, можно погладить во время любимой телепередачи. 
 
Готовка. Не готовьте слишком сложных блюд, не пережаривайте продукты, прежде чем приготовить суп или рагу, сократите время термообработки продуктов, вы не только быстрее управитесь с готовкой, но и сделаете ваши блюда вкуснее и полезнее. Если есть возможность, постарайтесь купить бытовую технику, которая облегчит ваш кухонный труд (посчитайте, сколько денег вы сэкономите потом на курсах и репетиторах для своего ребенка, и вы поймете, что расход оправдан) 
 
Дети разного возраста. Если разница в возрасте невелика, старайтесь больше времени заниматься со старшим ребенком, давайте общие задания, ориентируясь на старшего, младший будет тянуться за ним и, скорее всего не только не отстанет, а даже обгонит старшего. Кроме того, посильные занятия с малышом можно переложить на старшего. Это будет только полезно обоим. Тем более следует привлекать к обучению маленького братьев и сестер, более старшего возраста. Пяти-шестилетний ребенок с удовольствием покажет маленькому альбомы, попоет ему кубики, поиграет в лото. Хорошо читающего ребенка можно попросить почитать вслух, а того, кто не умеет или не любит - рассказать сказку. 
 
Если умело организовать дело, старшие дети с радостью примут участие в изготовлении пособий. Это, кстати, можно построить как учебное задание для старших. (Подобрать и вырезать картинки для альбома, собрать гербарий или коллекцию семян … ). Если ваши старшие дети учатся в школе, воздержитесь от гиперопеки: 
  • Не делайте с ними уроки. Помогать, особенно на первых порах, конечно, необходимо, но только тогда, когда ребенок сам об этом просит. Позвольте ему научиться отвечать за свои школьные дела, это будет для него гораздо полезнее полученных под вашим неусыпным оком пятерок; 
  • Не сопровождайте повсюду, лучше потратьте немного времени, чтобы научить ребенка правилам безопасности, чтобы он был в состоянии перейти дорогу, проехать несколько остановок в транспорте, самостоятельно добраться до школы или бассейна. И уж конечно, необходимо привлекать старших детей к помощи по дому. 
Но даже если упростить свой быт, домашние дела все равно занимают немало времени. Как быть? Делайте их вместе с детьми, ведь то, что для вас - нудная повседневная работа, для малыша - прекрасный путь к познанию мира. Если младенец не отпускает вас ни на минуту, просто посадите его в перевязь или "кенгурушку" и занимайтесь своими делами: ребеночек сможет осматриваться вокруг, а вы называйте предметы, которые берете: нож, картошка, огурец … чем, спрашивается, хуже карточек и альбомов? Там же, "не отходя от станка" можно покормить и усыпить малютку, и оба вы останетесь, довольны: сытый, веселый малыш и спокойная, сделавшая все дела мамочка. Пока вы будете возиться на кухне, ползунок вдохновенно исполнит концерт для кастрюли с оркестром или углубится в недра посудного шкафа, только убедитесь заранее, что вы вынули оттуда опасные предметы. Кухня - идеальное место для монтессори-игр. Во время приготовления обеда посадите ребенка в высокий стульчик и предложите поиграть в "Золушку": насыпьте вперемежку разной крупы и попросите рассортировать, можно предложить раскладывать фасолинки по ячейкам для яиц или капать пипеткой подкрашенную водичку или сок в формочки для льда, можно писать пальчиками на манке или лепить из теста. Если вы моете посуду, дайте своему "помощнику" тазик и парочку плошек, это поможет ему постигать законы физики жидких тел. В кухне можно прекрасно заниматься и математикой: посчитать картофелины, почищенные мамой, посмотреть, сколько четвертинок в целой редиске или что больше, восьмая или десятая часть пирога. 
 
Возможно, вам необходимо учиться или заниматься надомной работой. Не беда. Малыш и здесь с удовольствием "поможет" вам. Ворох лоскутков или нанизанные на тесьму пуговицы рядом с вашей швейной машиной помогут развитию мелкой моторики, молоточек и гвозди в столярной мастерской укрепят координацию движений, а сидя за письменным столом, посадите ребенка рядом и дайте ему бумагу и карандаш, и он с упоением будет "работать" вместе с вами. 
 
Можно было бы еще долго перечислять, как сделать жизнь с ребенком интереснее и плодотворнее, но каждая мама найдет массу своих способов сэкономить время чтобы уделить своему малышу максимум внимания. Главное понять: если дается отпуск по уходу за ребенком, мы должны тратить его на ребенка, а не на все остальное, ведь он совсем недолго будет маленьким, и нам так много нужно успеть сделать. 
А чтобы общение приносило Вам радость, было теплым и открытым, предлагаем несколько правил. 
  • Разговаривайте друг с другом. У каждого человека есть потребность говорить с окружающими и слушать, что говорят они. Это необходимо и детям и родителям. По возможности при этом наладьте телесный контакт – присядьте, возьмите на руки, погладьте по голове (телесно подтвердите контакт с ребенком). 
  • Выслушивайте. Способность слушать – ключ к нормальному общению. Ваш ребенок хочет, чтобы его слушали, не перебивали, не вступали с ним в спор, узнавали о его чувствах, о взглядах, не настаивали на том, чтобы он слушал только взрослого. 
  • Рассказывайте им о себе. Если Вы можете поделиться с ребенком своими неудачами, проблемами, он легче увидит в Вас не только родителя, но и друга, с которым и он может поделиться. 
  • Умейте поставить себя на их место. Посмотрите на мир их глазами, вспомните, как, возможно, ваши родители критиковали ваши «клеши», длинные волосы, «битлов» и Высоцкого. Дайте детям почувствовать, что вы их понимаете. 
  • Будьте рядом. Важно, чтобы дети знали, что дверь к вам всегда открыта, что всегда есть возможность поговорить или просто побыть с вами. Если вам сейчас некогда поговорить с ребенком, деликатно откажите ему, и обязательно по завершении дела сами создайте возможность пообщаться. 
  • Будьте тверды и последовательны. Твердость – не значит агрессия. Это значит, что детям известны ваши взгляды на жизнь и естественное желание, чтобы их уважали. Не меняйте своих позиций под влиянием ситуаций. Хорошо, если в семье есть определенные правила и ограничения, которые меняются с возрастом ребенка. Есть одно полезное семейное правило – звонить, если задерживаешься. Ему должны следовать и дети и взрослые. 
  • Старайтесь все делать вместе. Нужно как можно активнее развивать круг интересов детей, чтобы дать им альтернативу, если вдруг им предстоит выбор. 
  • Дружите с его друзьями. Пусть они приходят к вам в дом или вам должно быть известно место, где они собираются. 
  • Помните, что каждый ребенок – особенный. Помогите ему поверить в себя, найти то, что у него не получается. Если он поверит в себя, то направит усилия на что-то полезное и конструктивное. Показывайте пример. То как вы употребляете алкоголь, табак, медикаменты, какое место они занимают в вашей жизни – пример для ваших детей.
13.01.2012
Смолякова Оксана Сергеевна, 
ведущий психолог Центра "Смайл"
  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+

Извините, возможность оставлять здесь отзывы доступна только зарегистрированным пользователям.
пожалуйста, представьтесь или зарегистрируйтесь