/О детях/Воспитание и психология/Капризы, непослушание, неврозы, страхи

Дошколята.  Поиски ответов

Примёрно после трёх-четырёх лет в развитии ребёнка происходит качественный скачок.  К этому возрасту хорошо сформированы речевые навыки, что позволяет поддерживать содержательную беседу. Таким образом, если прежде главную информацию  об окружающем мире – зрительную, вкусовую, тактильную – малыш получал благодаря органам чувств, то после трёх  лет всё большую роль в познании начинает играть разум и Слово.  Ребёнок внимательно и с удовольствием слушает, когда старшие читают ему вслух, задаёт самые неожиданные вопросы,  многое запоминает, формирует для себя самые первые общие законы жизни.

Нередко детская любознательность ставит взрослых в тупик по разным причинам.  Мир наш столь разнообразен и огромен, что не каждый может похвастаться энциклопедическими знаниями обо всём на свете.  Впрочем, как говорят мудрые преподаватели ВУЗов, «главное знать, где посмотреть», так что в случае, когда чадо требует рассказать о метеоритах, пауках, принцессах или любом предмете, не попавшем в сферу родительских познаний, лучшим вариантом будет почитать об этом вместе. 

Бывает, что дети могут в процессе самостоятельного рассуждения  придти к правильным ответам. В этом случае взрослому нужно не торопить и не отвечать однозначно, а лишь поддерживать направление мысли, помогать выстраивать логическую цепочку.  Например, на вопрос «Зачем солнце?» Можно ответить: «Давай подумаем. А как оно? Правильно, яркое, тёплое… Нам хорошо, когда оно светит? Почему?» И так далее.

Со временем детские вопросы всё усложняются. Уже в пять-шесть лет большинство детей думают о смерти, о возникновении жизни, о происхождении животных, о космосе, о Боге.  Эти области познания сложны и неоднозначны даже для умудрённых опытом, и  не существует источников истиной и исчерпывающей информации.

Так, моя пятилетняя дочь, проведя лето в деревне, огорошила меня  вопросом,  достойным философов, хотя для неё он был отражением ежедневной реальности: «Что было первое – яйцо или курица?».  В другой раз, она была в шаге от проблемы:  «Сколько ангелов может поместиться в нашей комнате».  Такие вопросы, признаюсь, стали испытанием для меня, заставили подумать над  тем, что и как я хочу объяснять своей дочери. 

Вспомнилось и собственное детство.  Наши родители – бабушки и дедушки нынешних детей – в большинстве своём принадлежат к тому поколению, чья сознательная юность и зрелость пришлись на времена перестройки.  Они были первыми после многих, в чьи руки досталась свобода в социальном её понимании.  Своих детей – моё поколение – старались воспитывать в духе либеральных ценностей, т.е. предоставлять свободу выбора.  И я очень хорошо помню разговор с отцом над картинкой, изображающей питекантропа.  Отец – человек широко образованный – рассказал мне и о теории эволюции, и о теории панспермии, и о креационизме.  Мне казалось, что вот-вот отец признается, какая же теория из этих правдива, но он сказал лишь: «думай сама».  Моему отчаянию не было предела.  Анализируя сейчас ту ситуацию, я могу назвать немало причин этого отчаяния. Одно совершенно точно: я была не в состоянии сделать такой выбор, но он был мне совершенно необходим, чтобы – ни много, ни мало - понять своё место в мире, найти близких по духу людей.  

Не раз и не два передо мной в детстве возникали подобные проблемы.  В силу многих причин, но главное – просто в силу возраста, отсутствия опыта и уверенности, решения оказывались мне не под силу. Это мешало формированию чётких представлений о мире, общению со сверстниками, душевному равновесию.  Хочу ли я, чтобы и моя дочь проводила ночи без сна, в мучительной неопределённости и страхе? Это ли путь к формированию свободной личности?  Кажется, нет.

Пробую теперь посмотреть на проблему с другой стороны. Действительно ли мне было важно знать, откуда произошёл человек?  Нет! Во-первых, мне каждая теория казалась вполне убедительной. Во-вторых, ни одна из них не вносила существенных перемен в практические будни.  Что же было важно на самом деле? Важна была определённость, уверенность, защищённость, единство со своими родителями, осознание себя такими же, как представители семьи.  Хочу ли, чтобы моя дочь знала, что «мы с ней одной крови»? Безусловно, да.

Удивительно, как подчас  сложно озвучить детям собственную позицию по вопросам морально-нравственных отношений, религии, истории. Взрослые могут часами говорить об этом со взрослыми, но в разговоре с детьми тушуются.  Попробуем разобраться в причинах…

Нам кажется, что дети нас не поймут? На каком-то своём уровне, поймут обязательно.  Возвращаясь к теме впоследствии, будут понимать всё лучше.

Мы сами не уверены в правоте своей точки зрения? Но и взрослый имеет право на ошибку . К тому же, действительно, нужно мужество и зрелость разума, чтобы занимать хоть какую-то определённую позицию.  Вполне оправданной представляется формулировка: «Знаешь, сынок, я думаю, что…».

Мы хотим предоставить ребёнку право на самоопределение? Прекрасно, тем более нужно продемонстрировать ему свой пример.  Конечно, скорее всего, дошколёнок не будет спорить с родителем, безоговорочно примет его позицию и будет строить своё мировоззрение на этом, готовом фундаменте… и да будет постройка крепка!  Со временем, когда придёт опыт и потребность, быть может, иной фундамент понравится ему больше, и он  построит новый – свой собственный – дом. 

Наконец, мы ждём от ребёнка, что он научится делать выбор? Но для этого должно быть достаточно знаний о предмете выбора: пятилетка может выбрать себе платье для детского сада, но выбирать теорию происхождения вселенной, это, согласитесь, едва ли посильно.  Ведь родитель не позволит ей даже перейти самостоятельно проезжую часть, а эта задача куда проще и привычнее.  Надо понимать ещё, что каждый выбор подразумевает определённую меру ответственности, способность к которой зависит от многих факторов, в том числе от возрастных психофизиологических особенностей. Проще говоря, незрелая нервная система ребёнка освобождает его от ответственности во «взрослых»  проблемах.

Таким образом, представляется, что при обсуждении многих -  в первую очередь общекультурных и нравственных вопросов  – взрослому следует не только дать ребёнку пищу для размышлений, но и задать вектор движения, сонаправленный своему.  Это способствует формированию взаимопонимания в семье, чувству психологического комфорта, построению крепкого позитивного мировоззрения. У ребёнка появляется и закрепляется навык размышлять о самых сложных предметах и явлениях, при этом отсутствует страх непоправимой ошибки, страх быть непринятым.

В заключение, проиллюстрирую свою позицию ещё одним сюжетом, суть которого наверняка знакома многим родителям. Как-то вечером моя дочь совершенно спокойно улеглась спать, и вдруг, уже в постели, без всяких видимых причин, разрыдалась. 

- Доча, что случилось? Почему ты плачешь?

- Я не хочу, чтобы ты умирала! Мне будет так грустно, я буду совсем одна! И не хочу, чтобы бабушка умирала! И не хочу, чтобы я умирала! Я всех люблю!

Я была счастлива, что могу утешить её - наша семья придерживается христианства. Я уверила дочку, что наши души будут жить и когда «сломается» тело, что все, кто любит друг друга в земном мире встретятся позже в лучшем из миров.  Я не предлагала эй вариантов типа: «Все умрут, и нас съедят черви, и ничего не будет».  Ограничение выбора? Ещё какое! Дочка заснула спокойная, не только со знанием, что все встретятся после смерти, но – главное! – любимая и любящая сейчас.  И это мирное состояние духа ребёнка мне представляется куда важнее, чем мнимая «свобода выбора». Всему своё время, не правда ли?

01.11.2011

Ольга Егорова.

Фото: Марина Николаева.

  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+

Дианамама (12/05/2016)
Нам 4 года, ребенок очень любознательный, любит когда я ему книги читаю, у него их много. Потом задает очень много вопросов, иногда я даже и не знаю на них ответа. Но до этого у нас не было усидчивости и внимательности, постоянно на что то отвлекался, на игрушки, на машины, которые проезжают по дороге, на любые звуки. Для того что бы успокоить ребенка, я стала давать успокаивающий мармелад зайчонок, давала всего 2 недели. Не вызывает аллергии, и не содержит спирта. Сейчас, можем часами читать и рассматривать картинки, и много чего знает и понимает, на свои 4 года. Советую покупать, не просто сказки, а детские энциклопедии, там много интересного.

Есть мнение?

Текст:
Автор:

E-mail:
(будет защищён от спаммерских роботов)
Код: 
 Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться