/Занятия и игры для детей/Игры и развитие детей от 1 до 3 лет/Стихи для пальчиковой гимнастики и игрового массажа

Поиграем пальчиками

 

Все мы знаем об огромном значении развития мелкой моторики рук ребёнка. Доказано, что это способствует активизации деятельности клеток мозга, развитию речи и мышления в целом. И конечно, такие занятия готовят малыша к овладению навыком письма.

Всё это хорошо. Но что делать, если вашему непоседе не интересны ни массаж, ни пальчиковая гимнастика? Если он вырывает руки, отказывается повторять движения, всячески протестует? Не огорчайтесь. Ведь развивать мелкую моторику можно по-разному. И один из самых весёлых способов – игра!

Вот одна из простейших игр, в которую можно играть даже с совсем маленьким ребёнком. Положите себе на ладонь всю ладошку или один пальчик малыша и начните потихоньку читать стихотворение, постепенно увеличивая темп:

 

По ладошке, по дорожке
Ходит маленькая кошка,
В маленькие лапки
Спрятала царапки.
Если вдруг захочет –
Коготки поточит.
Цап-царап!

 

На словах «Цап-царап» зажмите ладошку ребёнка своей! В следующий раз он уже догадается, что надо постараться отдёрнуть руку. Играйте сначала с ладошкой, а потом со всеми пальчиками малыша по очереди. Вроде бы совсем простое занятие, но оно очень даже полезно для развития тонких движений пальцев крохи.

Похожая игра, только чуть сложнее: «Червячки» (автор Е. Железнова).

 

Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
(Ладони лежат на коленях или на столе. Сгибая пальцы, подтягиваем к себе ладонь -  изображаем движение ползущей гусеницы).
Вдруг ворона подбегает,
(Идем по столу указательным и средним пальцами, остальные пальцы поджаты к ладони).
Головой она кивает,
(Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз).
Каркает: "Вот и обед!".
(Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх).
Глядь - а червячков уж нет!
(Сжимаем кулачки, прижимая их к груди).

 

Пусть ребёнок изображает «червячков» - он должен отдёрнуть руки и прижать их к груди быстрее, чем «ворона» схватит их своим клювом. Когда игра будет хорошо освоена, можно поменяться ролями.

Если не хочется запоминать стихи и инструкции, можно просто изобразить пальчиками «человечков»: «встаньте» на указательный и средний пальцы, остальные прижмите к ладони. Вот и получился человечек. Он может ходить, бегать, прыгать! Малышам обычно не надо долго объяснять, как это изобразить. Пусть ваши человечки прогуляются по «холмам» ваших колен, «вскарабкаются» на стол, побегают наперегонки…  Когда надоест, поиграйте в «многоножек» - «встаньте» на все пять пальцев, и пусть в движении принимают участие они все! Самый сложный вариант – «слоны». Снова «встаньте» на все пальцы, а потом средний палец превратите в «хобот» - поднимите повыше. Слоны должны ходить, опираясь на все 4 ноги, а хоботом касаться «земли» запрещено!

Одна из популярных методик развития мелкой  моторики – «стихи с движениями»: каждая строчка стихотворения иллюстрируется движениями пальцев или рук. Хорошо, если малышу нравится это запоминать и повторять, а если нет? Тогда поиграйте в «угадайку»! Пусть ребёнок изображает руками предмет или действие, а вы должны угадать, что это такое. Например, нетрудно «показать» руками такие предметы, как веер, мячик, очки, миску, колокольчик. Ещё интересней загадывать действия: к примеру, крашу забор, глажу котенка, солю суп, играю на пианино… Увлекательно и полезно!

С детьми постарше можно играть в известную игру «камень-ножницы-бумага». Произносим вслух вместе с ребёнком: «Камень… Ножницы… Бумага… Раз… Два… Три», одновременно качая кулаками. На счёт «Три» каждый показывает один из трёх знаков: камень (кулак), ножницы (указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные прижаты к ладони) или бумагу (раскрытая ладонь). Победителя определяем так: камень побеждает ножницы («камень затупляет ножницы»), ножницы побеждают бумагу («ножницы разрезают бумагу»), бумага побеждает камень («бумага заворачивает камень»).

Организуйте «театр теней» или пальчиковый театр. Вот простейшие персонажи: соедините подушечки большого, безымянного пальцев и мизинца, а указательный и средний поднимите вверх – получился всем знакомый зайчик! Если вы сделаете жест, похожий на «О’кей» - подушечки большого и указательного пальцев касаются друг друга, а остальные пальцы выпрямлены – то получится петушок. Выпрямите все пальцы, а указательный подожмите – это мордочка собаки, а если при этом опускать и поднимать мизинец – собака загавкает.

Можно изображать с помощью пальцев различных животных, а можно сделать для пальцев «костюмы» - сшить, связать, склеить из бумаги, даже слепить из пластилина! Вариантов масса, всё зависит от времени  и сил, которые вы готовы на это потратить. В конце концов, достаточно просто нарисовать на подушечках пальцев глазки и ротик – и герои представления готовы! Обсудите с ребёнком, какие сюжеты вы возьмете для вашего театра – из знакомых книжек и сказок? Или придумаете сами? Возможно, ребёнку с фантазией сочинять будет даже гораздо интересней, чем играть – но ведь надо же представить своё произведение публике!

Такие домашние представления очень полезны не только для развития мелкой моторики – они развивают ещё и воображение, память, внимательность, дают малышу уверенность в себе.

В общем, не обязательно следовать строгим инструкциям и многословным пособиям – лучше заниматься тем, что доставляет радость ребёнку. И это будет гораздо полезнее и результативнее, чем занятия «из-под палки». Успехов вашему малышу!

 

29.06.2011

Анна Делюкина

  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Lesitta (24/10/2012)
Понравились царапки.Завтра поиграем!
Нинуш (04/11/2011)
Спасибо Вам большое!!!

Есть мнение?

Текст:
Автор:

E-mail:
(будет защищён от спаммерских роботов)
Код: 
 Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться