/Занятия и игры для детей/Детские книги

Идём в историю, в далёкий Каменный век

«Пешком в историю» - это новое интересное издательство, более того, целый культурный проект, цель которого сделать исторические знания доступными и понятными для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Авторы проекта придумали оригинальный и интересный способ, как представить историческую эпоху ребёнку, сочетающий в себе бережное отношение к истории, традиции популярного сейчас направления историографии – Истории повседневности – и знание особенностей детской психологии и мировосприятия.

Как это работает? Сначала выбирается исторический период, который авторы хотят представить ребёнку. Затем по этому периоду готовится не одна или две, а целый комплекс книг и пособий, каждая из которых по-своему представляет эпоху, помогает погрузиться в неё и взглянуть на рассматриваемое время глазами очевидца. Понятно, что при таких грандиозных задачах у писателей и экспертов получается не всё и не сразу. Но то, что уже получилось, хочется похвалить.

В каждый такой комплекс входят: сказка, герои которой живут и действуют в данный исторический период, энциклопедия, освещающая разные аспекты жизни (с упором на повседневную жизнь и быт) изучаемой эпохи, дидактические тетради с заданиями, сюжеты которых продиктованы сказкой и энциклопедией, игры, наклейки и даже игрушки. Эмблемой проекта, а также героями всех сказок являются две мышки, брат и сестра. Они мелькают и на страницах энциклопедий, являясь связующим звеном для всех книг издательства.

На сегодняшний день полностью готовы комплекты книг и пособий, посвящённые Первобытному миру, Древнему Криту и Древнему Новгороду. В ближайшем будущем издательство также планирует выпуск серий по истории Древнего Египта и Отечественной войны 1812 г. Тексты сказок сочиняют писатели, над энциклопедиями работают историки и психологи. После с будущей книгой работают эксперты, также историки (кандидаты искусствоведения) и психологи (специалисты Московского центра игры и игрушки), так чтобы в книге сочеталась историческая достоверность и в то же время исключались трудные и недоступные для детского восприятия моменты.

Сказка и энциклопедия из серии «Первобытный мир» («Эй становится взрослым» и «Мы живём в Каменном веке») вошли в лонг-лист премии Книгуру этого года, задача которой выбрать лучшие художественные и научно-популярные произведения современных авторов для подростков.

Е.Г.Боярских Эй становится взрослым. – М.: Пешком в историю, 2011. – 80 с. – ил.

Жанр книги «Эй становится взрослым» определён автором как «историческая сказка». Это действительно сказка, здесь есть говорящие мыши, путешествия во времени, множество приключений. Это не дидактическая сказка в привычном нам понимании, а художественное произведение, вроде любимых несколькими поколениями читателей повестей «Охотники на мамонтов» А.Покровского, «Листы каменной книги» А.Линевского, «Приключений доисторического мальчика» Д’Эрвильи и «Борьбы за огонь» Жозефа-Рони Старшего, адресованное более младшей аудитории. В книге нет терминологии, географических карт, названий археологических стоянок, это – интересное и увлекательное художественное повествование. Но всё-таки главные герои сказки – дети, которые живут в Каменном веке, и из текста книги читатель узнаёт множество фактов и подробностей о жизни людей этого исторического периода.

Главный герой – мальчик по имени Эй – должен стать взрослым. Именно поэтому двое охотников из его племени посадили Эя в мешок и унесли в неизвестном направлении. Теперь Эй должен сам отыскать дорогу обратно, «нет никаких препятствий, кроме страха», – сказали ему мужчины и ушли. Он станет взрослым, если принесёт племени что-то важное. Но как найти обратный путь и, главное, что такого нового и важного он может дать своим соплеменникам? К счастью, рядом с Эем оказался друг, девочка Ю, да ещё и мыши, которых Эй считал своими покровителями, ведь тотемом Серого племени, в котором он вырос, была мышь!

Эй вместе со своими спутниками пускается в непростой путь. Они встречают друзей и врагов, узнают, как живут разные племена, черпают у них новые знания и навыки. У мужчины из племени Медведей Эй учится делать наскальные изображения, так появляется повод поговорить с ребёнком о наскальной живописи и петроглифах. Также автор рассказывает подробности устройства жизни в Сером племени, объясняет, как люди охотятся, чем занимаются весь день, как сохраняют и передают знания, воспитывают детей.

Нельзя сказать, что вся эта информация в точности соответствует современной точке зрения учёных на те или иные явления жизни первобытного общества, это, пожалуй, объяснимо для сказки, написанной с расчётом на современного ребёнка-читателя. Какие-то моменты недостаточно чётко акцентированы, как, например, важность культовой стороны в жизни первобытного общества. Герои рассказывают друг другу какие-то легенды, вскользь упомянуто о том, что смысл наскальной живописи заключён не в любви к искусству, а в ритуале подготовки к охоте, но не показано в достаточной мере, как культ пронизывает все стороны жизни людей палеолита. Оправдано это или нет, решать читателям, в конечном итоге стоит всё-таки сделать скидку на то, что мы имеем дело с художественным произведением, задача которого – погрузить современного ребёнка в далёкую эпоху, заинтересовать его и побудить узнать об этом времени больше.

История написана хорошо и увлекательно. Автору удалось тактично и мудро рассказать детям о жизни в каменном веке, избежав неприятных для ребёнка подробностей, при этом сказка, действие которой происходит в период палеолита, является актуальной и интересной для любого современного ребёнка. Как это получилось? Видимо, секрет в том, что становиться самостоятельным, принимать решения о том, кто ты сейчас и чем ты будешь заниматься, актуальны в любом времени. Также каждому ребёнку приходится рано или поздно учиться преодолевать свои страхи и почти каждому – помогать своим друзьям.  Наверняка Эй и его отважные друзья станут для маленьких читателей отличным примером.

Отдельно хочется остановиться на оформлении книги. Иллюстрации к сказке нарисовала М.Козлова, они очень красивые, добрые и выразительные.

Е.Ю.Завершнева Мы живём в каменном веке. Энциклопедия для детей. – М.: Пешком в историю, 2011. – 64 с., ил.

Автором энциклопедии, посвящённой жизни в Каменном веке, является учёный, кандидат психологических наук и писатель Е.Ю.Завершнева, также над книгой, как и над всеми остальными изданиями проекта, работали эксперты-историки.

Энциклопедия написана очень простым, но хорошим литературным языком. Повествование не выстроено по проблемному принципу, автор довольно мало делает  акценты на причинах, следствиях, взаимосвязях тех или иных явлений, не говорит о разных точках зрения на те или иные вопросы, не заостряет внимание на изменениях во времени и периодизации, скорее можно сказать, что книга имеет описательный характер. Читать энциклопедию можно уже со старшим дошкольником, также она будет актуальной и интересной младшему школьнику (издательство рекомендует книгу детям возраста 7-12 лет). Интересно, что весь текст написан с обращением к ребёнку и в настоящем времени, так что сохраняется ощущение присутствия в описываемом времени и месте.

Попробуй представить, что ты попал в каменный век.

Как бы ты жил 50 тысяч лет назад, где и с кем? Начнём с твоего первобытного жилища.

Чувствуешь, как холодно? Мы перенеслись во времена великого оледенения. В Северной и Центральной Европе, а также на севере Азии земля покрыта снегом и льдом. Людям сейчас нелегко – они ещё не умеют строить дома.

Нет домов? Не страшно! Добро пожаловать в пещеру! Здесь ты спрячешься от холода и непогоды. В большой пещере может поместиться несколько десятков человек. В ней едят, спят, играют и работают. Примерно таким был бы твой дом во времена кроманьонцев.

Автор последовательно рассказывает о том, что такое Каменный век, есть разворот с простой общей схемой-иллюстрацией общепринятой исторической периодизации, а также карта с зонами расселения первобытного человека. Несколько разворотов посвящены повествованию о том, откуда мы узнали о жизни первобытного общества и как историки и этнографы изучают этот период. Далее освещается, где жили древние кроманьонцы, как устроена стоянка древних людей, даны самые общие сведения о семейном устройстве и социальной организации первобытного общества, без привлечения специальной терминологии. В специальных разделах автор описывает, чем занимались мужчины и женщины, как воспитывались дети, чем питались первобытные люди, как строили жилища и изготавливали орудия труда. Довольно подробно говорится о культовой стороне жизни первобытного общества – раскрыты религиозные воззрения древних людей, ритуалы и обычаи, предметы культа. Также много места уделено рассказу о первобытном искусстве, языке, рисуночном письме. Завершает книгу глава о том, что такое инициация, так что теперь ребёнок, который уже прочитал сказку про Эя, может понять, почему же древний мальчик должен был пройти такой непростой путь, чтобы его признали взрослым.

Книга очень обильно и подробно проиллюстрирована художником И.Багаевой. Рисунки выполнены в мультяшном, юмористическом ключе, со множеством подробностей, и в некоторых местах дополнены фотографиями. Практически всё, о чём говорится в тексте, изображено на картинках: орудия труда, одежда, жилища, сцены из жизни первобытного общества.

Как уже было отмечено выше, при характеристике первобытного общества автор привлекает минимум принятой в таких случаях научной терминологии. Всё объясняется самым простым и доступным образом. Например, при описании особенностей мировоззрения первобытных людей не упоминается термин «анимизм», хотя суть этого самого анимизма раскрывается в разделе «Верования первобытных людей» и следующих за ним. То же самое относится и к характеристике социальной организации и семьи – нет понятий «матриархат» и «патриархат», «экзогамия», конечно же не говорится о «потестарной системе власти» и прочем, о чём обычно пишут в научных и научно-популярных книгах, посвящённых этому периоду. Однако ряд терминов автор всё же употребляет и знакомит с ними юных читателей: названы основные орудия труда, раскрыта суть таких сложных явлений, как «тотем», «табу», «инициация».

Вопрос о том, нужно ли использовать основные специальные термины в научно-популярной книжке, предназначенной детям младшего возраста, дискуссионный. Кто-то скажет, что конечно же нужно, главное объяснять все непонятные слова так, чтобы суть их стала понятной ребёнку, и стоит сразу приучать ребёнка говорить на том языке, который свойственен для этой области знаний. Другие посчитают, что главное понимать явления, а не знать специальные названия. Думается, что в данном случае авторами сознательно был избран такой путь, научностью пожертвовали в пользу интересности и увлекательности. Хорошим выходом здесь кажется подготовка в каждом комплексе пособий небольшого словарика (это может быть книжка в серийной оформлении в тонкой обложке) с объяснением ряда основных терминов, который вряд ли понадобится дошкольникам, зато выглядит уместным и нужным для школьников.

Тематика энциклопедии, как это видно из описания выше, весьма широкая, автор так или иначе затрагивает многие стороны общественной хозяйственной и культурной жизни первобытного общества. Однако в то же время можно говорить об определённой неполноте книги. Этому есть разумное объяснение: авторы сознательно избегают приводить информацию, которая может быть потенциально травматичной для ребёнка, это часть концепции проекта. Так в историях о Каменном веке авторы избегают кровавых сцен вражды племён, не раскрывают подробности промискуитета, не рассказывают о каннибализме и при описании обряда инициации не упоминают о жестокости ритуалов и точно так же не написано о многом другом. Вряд ли, в свете того, что мы уже знаем о целях и задачах проекта, эти информационные пробелы стоит расценивать как недостатки. Думается, что свою задачу – заинтересовать и дать базовые представления об эпохе – книга в полной мере выполняет, так что ребёнок, когда немного подрастёт, будет с интересом расширять свой круг исторических знаний, читать другие научно-популярные и художественные произведения.


Евгения Шафферт

08.12.2011

  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+

Извините, возможность оставлять здесь отзывы доступна только зарегистрированным пользователям.
пожалуйста, представьтесь или зарегистрируйтесь