/Занятия и игры для детей/Игры, развитие и обучение детей от 3 до 7 лет

 Открыть талант читателя

Перед Новым годом в книжных магазинах больших очередей не наблюдается. Книга давно уже – не лучший подарок. Хорошо это или плохо? Как сегодня, в век интернета, воспитать в ребенке талант читателя? По-прежнему ли книги нужны или при разнообразии других источников информации можно обойтись и без них?

Без "кирпичей" и антуража

Падение интереса к книге – это общемировая тенденция, которой никого не удивить, но проблема серьезнее, чем кажется, объясняет Татьяна Яковенко, преподаватель Новосибирского государственного педагогического университета. Цифры удручают: по данным социологов, Россия, когда-то считающая себя самой читающей страной в мире, сегодня уже относится к числу самых нечитающих стран. Книги детям читают не в 70% семей, как, к примеру, в 70-е годы, а всего лишь в 7-8%. Таким образом, количество тех, кто считает такое общение мамы (папы, бабушки) и ребенка необходимым, важным, сократилось почти в 10 раз.
 
- Знаю много семей, где просто избавились от всех книг, потому что они якобы занимают много места, - рассказывает Ирина Вишневская, председатель региональной общественной организации «Всероссийское родительское собрание». – Если раньше было модным украшать книжные полки собраниями сочинений, хотя, конечно, далеко не все тома прочитывались от корки до корки, то сегодня такой моды уже нет. На помойку несут и Толстого, и Гоголя (сегодня это уже не грех). Конечно, и детям, и родителям такое отношение к книгам не на пользу.

Ценность печатных букв

Ликвидация «книжных завалов» в семье не остается незамеченной для окружающих.
 
- По детям сразу можно определить, читают им дома сказки или нет, - поделилась своими наблюдениями Людмила Золотова, воспитатель одного из детских садов Железнодорожного района. - Начинаешь читать, кто-то сидит внимательно слушает, а кто-то совершенно не воспринимает - видно, что нет навыка. Нечитающим детям вообще бывает очень сложно сосредоточиться.
 
От невозможности собраться до элементарной неграмотности – рукой подать.
 
- И раньше, лет 10-15 назад дети не пылали энтузиазмом, получая на лето список книг, обязательных к прочтению, то сегодня все особенно печально. Бывает, спрашиваешь, кто написал «Горе от ума», и получаешь ответ - Лермонтов, - рассказывает Ольга Соколовская, преподаватель русского языка и литературы с 30-летним стажем.
 
Но при всем разнообразии альтернативных источников информации, бумажные книги необходимы детям больше, чем раньше, убеждена педагог. Телевизор, постоянное сидение в интернете и социальных сетях насыщают мозг ребенка однотипной информацией, которая зачастую не дает пищи ни уму, ни сердцу и формирует пассивное мышление вечного наблюдателя. Хорошая книга при этом по-прежнему лучше, чем что бы то ни было, развивает воображение, обогащает представления ребенка об окружающем мире, удовлетворяет его потребность в общении и учит познавать самого себя.

Сначала лучшее, потом хорошее

Корень зла на поверхности. Все дети изначально очень любят читать, отмечает Валерий Гафаров, психолог, доктор медицинских наук из Института терапии СО РАМН, но если родители ленятся развивать в них талант читателя, эта естественная потребность в перелистывании страниц постепенно сходит на нет.
 
- Читайте с ребенком книги, знакомьте его с хорошей литературой, воспитывайте вкус. Надо заниматься образованием своих детей и если ребенок сказал: «Мама, давай почитаем», все бросьте и идите читать, - советует Валерий Васильевич. - Иначе он так и вырастет «в компьютере». При этом не стремитесь познакомить своего ребенка с книжными новинками, пока он не освоит классику. Многие современные книги не несут в себе никакого воспитательного момента. Начинаешь читать и кажется, будто писал шизофреник, абсолютно оторванный от реальной жизни. Надо брать проверенных детских, а затем и взрослых авторов, Маршака, Чуковского, Дюма, Пруста, Тургенева и других.

Мама-книга-ребенок

С необходимостью читать разобрались. Но как, с какого возраста и в каком количестве это делать?
Читайте книжки детям с самого раннего возраста, и не только перед сном, но и в другое время дня, рекомендует Татьяна Яковенко. Не стоит использовать сказки только как «средство усыпления». Читайте сами – подадите хороший пример, который будет действеннее любых уговоров.
 
- Ребенок, который никогда не видел читающими своих родителей, бабушек или дедушек, просто не поймет, для чего ему нужна книга и в чем вообще заключается смысл этого «нудного и утомительного» занятия, - комментирует Наталья Герасимова, психолог центра «Глорис». – Поэтому если вы не читаете сами, не ждите читательского энтузиазма от своих детей.
 
Еще один совет от Натальи Герасимовой. Не заставляйте и не навязывайте ребенку, что читать, особенно если он уже достаточно взрослый. Идите в магазин вместе, и пусть чадо выберет себе то, что ему интересно. Пусть это будет не Пушкин, а, к примеру, детский детектив или фантастика, - ничего страшного. Важно помочь ребенку закрепить навык чтения. Когда оно войдет в привычку, диапазон книг непременно расширится.
 
Действительно ли связь книга-мама-ребенок так прочна? Вот одно из интересных воспоминаний, которыми поделились жители Новосибирска.
 
- Мама не была очень образованной женщиной, никогда не занимала никаких должностей, но в детстве постоянно покупала и читала мне книги, - рассказывает Юрий Нашталов, артист «Сибирского народного хора». – Книжек у меня была целая тумбочка. Читала мама с выражением, по ролям. Сейчас, хоть и прошло уже более 20 лет, я, кажется, еще помню, с какой интонацией произносились те или иные куски текста…

Пусть знают, кто такой Достоевский

Еще одно золотое правило - не перегружайте. Не секрет, что перекормленные книгами дети надолго теряют к ним аппетит.
 
- Помню, когда заканчивала филфак, мечтала только об одном: читать только то, что сама захочу, - вспоминает Елена Очеретнюк, выпускница Томского государственного университета. – Я была перекормлена книгами настолько, что долго вообще не могла понять, для чего нужны книги, почему у людей возникает потребность писать, зачем вообще все это нужно. Интерес к чтению проснулся только через пару лет после окончания вуза. Я отдохнула от всех этих списков литературы и снова стала читать.
 
В усердии приобщить ребенка к книгам стоит помнить и еще об одной важной детали, советует психолог Наталья Герасимова. Каждая книга рассчитана на определенную аудиторию, и до каждого серьезного произведения надо дозреть.
С другой стороны, многие «переоткрывают» классиков русской литературы после тридцати, но чтобы решиться их перечитать, хорошо бы вообще знать, о чем идет речь. Поэтому не стоит пугаться, что слишком раннее знакомство может отвратить подростка от шедевра: пусть дети хотя бы знают, кто такой Достоевский.

Привычка угощать мозг

Любовь к чтению – это привычка, сходятся во мнении опрошенные нами эксперты и простые читатели. Стоит только войти во вкус, и удовольствие от результата будет поддерживать сам процесс. Книги необходимы, несмотря ни на какие технические новинки, - чтобы расти. С каждой прочитанной страницей мы и наши дети можем стать чуточку умнее, добрее и лучше. Только выбирать «еду для мозга» надо с умом.
27.12.2012
Автор: Наталья Юрьева
На чем растет любовь книгочея? Советы родителям (по материалам журнала «Первое сентября»)
  • Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
  • Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.
  • Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
  • Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
  • Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.
  • Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими воспоминаниями, сопоставляйте ваши и его впечатления.
  • Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
  • По возможности покупайте книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.
  • Воспитывайте бережное отношение к книге.
  • Преподносите ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.
  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+
   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
abarat (11/01/2013)
burya

Ну, если Вы сами признаёте, что это тексты разного уровня, то зачем нужен тот из них, который обладает уровнем убожества?

Зачем мне читать каждую газету и журнал? Я предпочитаю те источники, уровень разумности которых мне известен и меня устраивает.
burya (11/01/2013)
abarat писал(а):
burya

Знаете, когда о приучении нечитающих детей к чтению пишет, например, Даниэль Пеннак,

Скрытый текст:


это вызывает у меня восторженные рукоплескания. В отличие от. Сравните его книгу и этот текст.


Ну знаете... (очень удивилась)
Это несколько разный уровень... эээ... всего!
Вы в каждой газете, в каждом журнале рассчитываете найти исключительно публицистические шедевры и искренне возмущаетесь, когда не находите? :-)
abarat (11/01/2013)
burya

Знаете, когда о приучении нечитающих детей к чтению пишет, например, Даниэль Пеннак,

Скрытый текст:


это вызывает у меня восторженные рукоплескания. В отличие от. Сравните его книгу и этот текст.
burya (11/01/2013)
larsene писал(а):
burya
а ей в раннем детстве читали? как вообще она воспитывалась в отношении книг? (хочется понять голодного )


Ну как вы думаете - конечно читали!
Не так, что б с рождения, но с полугода уже специальные книжки с картинками у нее в руках были.
Я вообще бездарная мать, не умею играть с детьми, так что "а давай почитаем" - это вообще единственное (ну, самое частое) предложение совместной деятельности, которое они от меня слышали. Но одна почему-то "подсела" на чтение, а другая - нет.

Добавлено спустя 4 минуты 10 секунд:

Мамюля писал(а):
Цитата:
Ребенок, заметьте, совсем не дурочка, практически круглая отличница в достаточно навороченной гимназии, английский учит с удовольствием, хорошо разбирается во всяких компьютерах, сочиняет неплохие для своего возраста стихи и... НЕ ЧИТАЕТ!

такой голодный называется зажравшимся
то есть, маме мало вышеперечисленного и требуется похвастать ещё и тем, что дитя читало Кортасара
Не вижу других оснований для страдания.


Вот! Я про это и говорю! А так ли уж сегодня необходимо пристрастие к чтению интеллигентному ззз ребенку? (написать "человеку" - рука не поднимается, все-таки чтение и интеллигентность в моем сознаним это однозначные синонимы)

Мамюля писал(а):
Цитата:
Который даже чтение вслух (Вообще говоря, по моему глубокому убеждению, в 11 лет этот нонсенс, вроде энуреза. А читаю, что делать?) переваривает с трудом, потому что "слишком долго", "а это кто такой?" (про героя, речь о котором шла в прошлой главе), "а что это они делают?" (объяснение дается абзацем ниже, но до него же маме еще дочитать нужно!).

А мама в детстве брала призы на школьных конкурсах чтецов?
Или не умеет читать беллетристику вслух так, чтобы слушателю было интересно?
(одно другому, кстати, не мешает)


Стесняюсь спросить, и до какого ж момента определяющим будет умение мамы устраивать театр одного актера? Surprised
Само-то оно когда пойдет?
Мамюля (11/01/2013)
Цитата:
Ребенок, заметьте, совсем не дурочка, практически круглая отличница в достаточно навороченной гимназии, английский учит с удовольствием, хорошо разбирается во всяких компьютерах, сочиняет неплохие для своего возраста стихи и... НЕ ЧИТАЕТ!

такой голодный называется зажравшимся
то есть, маме мало вышеперечисленного и требуется похвастать ещё и тем, что дитя читало Кортасара
Не вижу других оснований для страдания.

Цитата:
Который даже чтение вслух (Вообще говоря, по моему глубокому убеждению, в 11 лет этот нонсенс, вроде энуреза. А читаю, что делать?) переваривает с трудом, потому что "слишком долго", "а это кто такой?" (про героя, речь о котором шла в прошлой главе), "а что это они делают?" (объяснение дается абзацем ниже, но до него же маме еще дочитать нужно!).

А мама в детстве брала призы на школьных конкурсах чтецов?
Или не умеет читать беллетристику вслух так, чтобы слушателю было интересно?
(одно другому, кстати, не мешает)
larsene (11/01/2013)
burya
а ей в раннем детстве читали? как вообще она воспитывалась в отношении книг? (хочется понять голодного )
burya (11/01/2013)
Мамюля писал(а):

Позавчера я прочла дочери вслух ещё две главы из "Одиссеи капитана Блада".
Это второстепенная книжка полузабытого автора.
Это моя детская книжка.
И я читаю её вслух десятилетней девочке, потому что ей нравится слушать, а мне хочется поделиться.
И нам с ней нет дела до рекомендаций ведущих собаководов.


Сытый голодного не разумеет.
Хорошо вам, чьи дети слушают капитана Блада.
А что делать, когда во вполне читающей семье (с очень даже читающим старшим ребенком, который, к слову, даже устроился подрабатывать в книжный магазин, потому что рай выглядит именно так, но без покупателей Laughing ) вдруг появляется ребенок категорически не читающий?
Который даже чтение вслух (Вообще говоря, по моему глубокому убеждению, в 11 лет этот нонсенс, вроде энуреза. А читаю, что делать?) переваривает с трудом, потому что "слишком долго", "а это кто такой?" (про героя, речь о котором шла в прошлой главе), "а что это они делают?" (объяснение дается абзацем ниже, но до него же маме еще дочитать нужно!).
Ребенок, заметьте, совсем не дурочка, практически круглая отличница в достаточно навороченной гимназии, английский учит с удовольствием, хорошо разбирается во всяких компьютерах, сочиняет неплохие для своего возраста стихи и... НЕ ЧИТАЕТ!
Я не могу понять - что это?
Пресловутое "клиповое сознание", когда ребенок физически не может следить за медленно развивающимся сюжетом и переварить что-то помимо комиксов?
Соблазн новых технологий, которые в разжеванном виде преподносят то, что нам в детстве приходилось "разжевывать" собственным воображением?
Что с этим нужно делать, а главное - нужно ли с этим что-то делать?
(я вот, к примеру, не умею на велике ездить, уверена, что многое теряю :-) )

А у кого ребенок и так с удовольствием читает/слушает...
У меня тоже есть читающий ребенок. Одна штука. И могу сказать, что это отнюдь не гарантия, что вы будете штамповать читателей, как пекарня - булочки.
Мамюля (10/01/2013)
abarat писал(а):
Этот текст - набор бессмысленных банальностей.

Да.
Каша из топора. Каша - потому что всё бессистемно смешано.
Из топора - потому что подход топорный.

Позавчера я прочла дочери вслух ещё две главы из "Одиссеи капитана Блада".
Это второстепенная книжка полузабытого автора.
Это моя детская книжка.
И я читаю её вслух десятилетней девочке, потому что ей нравится слушать, а мне хочется поделиться.
И нам с ней нет дела до рекомендаций ведущих собаководов.
abarat (10/01/2013)
Этот текст - набор бессмысленных банальностей.
Веда (29/12/2012)
После таких вот фраз "от специалистов":

Цитата:
При этом не стремитесь познакомить своего ребенка с книжными новинками, пока он не освоит классику. Многие современные книги не несут в себе никакого воспитательного момента. Начинаешь читать и кажется, будто писал шизофреник, абсолютно оторванный от реальной жизни. Надо брать проверенных детских, а затем и взрослых авторов, Маршака, Чуковского, Дюма, Пруста, Тургенева и других.


Мне в общем-то не удивительно, что чтение среди детей не самое популярное занятие.

а после вот таких:

Цитата:
...Телевизор, постоянное сидение в интернете и социальных сетях насыщают мозг ребенка однотипной информацией, которая зачастую не дает пищи ни уму, ни сердцу и формирует пассивное мышление вечного наблюдателя.


Сильно сомневаюсь в квалификации людей, которые этим вопросом у нас в стране занимаются Evil or Very Mad
larsene (29/12/2012)
Я - только за! Моей доче 2,5 года, и у нас уже полная коробка книг, она постоянно берет и просит ей почитать, прекрасно помнит, что в какой книжке и где примерно находится. Если процитировать кусочек стиха к какому-нибудь моменту, то может побежать, принести книжку, открыть это место, и потом приходится с ней ее читать :-)
стараюсь тщательно подбирать ей книги, чтобы и стихи-сказки хорошие, и картинки красивые, а это очень сложно, несмотря на большое разнообразие книг в магазинах. Уж очень много чего попало выпускают
Иногда мы чего-нибудь рисуем по теме из книжек, и ей очень нравится. И еще - прочитывая одну и ту же книгу много раз, начинает обращать внимание на детали, на которые раньше не обращала (ну в смысле - на картинках). Уже сейчас пробует водить пальчиком по строчкам - проявляет интерес к написанному, а не только к картинкам :-)

Есть мнение?

Текст:
Автор:
Код: 
 Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться