/Занятия и игры для детей/Стихи для детей

Нужны ли детям сказки

Случается, что, увлекаясь развивающими играми, родители забывают о таком традиционном методе развития ребенка, как рассказывание ему сказок. Упор делается на разнообразные обучающие методики, ребенка учат говорить, читать, считать. Но сказки — это то, что развивает детскую фантазию, обогащает словарный запас, помогает знакомиться с миром и создает нравственные ценности.

Помните: «Крошка-сын к отцу пришел, и спросила кроха: “Что такое хорошо? Что такое  плохо?”». Ребенок нуждается в  том, чтобы ему рассказали, что  плохо, а что хорошо. Мораль и этика — понятия, жестко привязанные к данному моменту и данному обществу, они отнюдь не универсальны, и ребенку требуется обучение. «Взрослые» истории тут не годятся: в них слишком много вариантов. С возрастом человек учится идти на компромисс, понимает, что «хороший» — это не всегда исключительно белый, а «плохой» — не совсем черный. Ребенку же требуются основные понятия, а уж с полутонами он будет разбираться сам в течение жизни.

Сказки  выстраивают четкую систему «хороший — плохой». Кощей Бессмертный — плохой, а Иван — коровий сын — хороший, Змей Горыныч — плохой, Василиса Прекрасная — хорошая.

При этом сказки не обязательно упрощают мир  до «белого» и «черного». Даже самая, на первый взгляд, простая сказка может  иметь несколько слоев. Этакий торт «Наполеон». Возьмем, к примеру, тот же «Колобок». Казалось бы, все просто: Колобок — хороший, никому не хочет зла, всего лишь гуляет; Лиса — плохая, съедает Колобка. Но есть и еще один пласт. Колобок-то, оказывается, не совсем хороший: он неправильно себя вел.

Ведь  Колобок «и от бабушки ушел, и  от дедушки ушел», то есть был непослушным, и в результате его съели. Как  видите, элементарная сказка, знакомая всем с детства, помогает ребенку  усвоить такие нравственные понятия, как уважение к старшим, послушание, объясняет, что нужно прислушиваться к советам.

Правда, если вы хотите, чтобы ребенок вынес  из сказки про Колобка именно это, не следует упоминать, что бабушка  с дедушкой, собственно говоря, не собирались с Колобком нянчиться. Он был предназначен на съедение, и его бегство — не обычное непослушание и непочтительное отношение к старшим, а спасение жизни.

Кстати, прежде чем рассказывать малышу даже самые простые и традиционные сказки, подумайте, что он должен вынести  из истории и что понадобится  объяснить, даже если ребенок не задаст вопрос (увлеченный сказкой, малыш может не спросить пояснение непонятного места, но подсознание так или иначе воспримет сказанное, а вот как именно — это зависит исключительно от рассказчика). И если вы обнаруживаете в сказке сомнительные места (как, скажем, в приведенном примере с Колобком), то лучше их сгладить, модифицировать сказку в соответствии с воспитательными и развивающими потребностями данного момента.

В связи  с этим хочу рассказать историю, которую  я услышала от одной мамы. Уже выросшая (16 лет) дочь поинтересовалась: 
— А какие колыбельные  песенки ты мне  пела, когда я была маленькой? 

Мама  ответила, что пела про волчонка. Дочь попросила исполнить «на  бис». Мама не отказалась и спела  следующее. 

Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю,
Придет серенький волчок
И утащит за бочок…

— Ага, — отозвалась дочь. — А что там дальше было? 
А дальше было вот что: 

И утащит во лесок,
И зароет во песок… 

Шокированная  дочь молчала несколько минут  в задумчивости, а потом сказала: 
— Так это же триллер какой-то! Придет в дом волк, утащит ребенка, унесет его в лес, да еще и закопает… Это же ужастик! Ну ты даешь! Неудивительно, что я так плохо засыпала, когда была маленькой! 

И знаете, девочка совершенно права. Дети воспринимают смысл, даже если не могут объяснить его кому-то четко и внятно. При всей кажущейся путанице в детской головке, на самом деле там все разложено по полочкам, классифицировано, снабжено ярлыками и находится в полном порядке. Просто язык не успевает за мыслью — отсюда и внешнее косноязычие ребенка.

Поэтому прежде, чем убаюкивать малыша сладкой  песенкой, подумайте, какую именно информацию он почерпнет из нее. Ведь колыбельная может оказаться очередным триллером!

В докомпьютерные времена, до эпохи тотальной грамотности, воспитательный процесс был основан  на сказках, былинах и притчах. Причем большая их часть сочинялась в  соответствии с потребностями момента. Ребенок не слушается — бабушка, присматривающая за крохой, немедленно рассказывает ему волшебную историю о том, что «в тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был мальчик, который не слушался бабушку…». Ребенок отказывается от еды — в ход идет сказка о том, как мальчик из «тридесятого государства» не захотел съесть очень полезное волшебное яблочко.

С появлением множества книг и сказок мы перестали  тренировать свою фантазию и рассказывать детям истории собственного сочинения. Конечно, гораздо проще найти  в книге готовый рассказ и прочесть его малышу. Вот только будет ли этот рассказ полностью соответствовать потребностям момента? К тому же в истории «фабричного производства» фантазия ребенка не участвует в полной мере. Сказку зачитывают, предлагая готовые ситуации и выводы, — и все на этом. А вот история «домашнего изготовления» — совсем другое дело. В создании такой сказки может поучаствовать и малыш. Он может предложить свое видение ситуации. Искусство заключается в том, чтобы направить фантазию ребенка в нужном направлении. То есть если Колобок не послушался бабушки с дедушкой, в конце сказки его все равно должны съесть или по крайней мере мере каким-то образом наказать — и к этому выводу ребенок должен прийти самостоятельно.

Сказка  действительно многогранна. Она не только проповедует моральные ценности, но и участвует в процессе развития во всех смыслах (кроме физического, ведь сказка не требует двигательной активности, если, конечно, ее не иллюстрируют театрализованным представлением с участием малыша).

В старину бабушки всегда рассказывали сказки над детскими колыбельками, даже когда ребенок был еще совсем крошечным, «непонимающим». Теперь же за младенцами чаще всего ухаживают в тишине: молча меняют памперс, кормят, дают игрушку… Потом возникают вопросы о развитии речи (ребенок к году либо мало говорит, либо не говорит вообще) и о том, что у малыша отсутствуют некоторые социальные навыки. А корни это-го — в недостаточном общении с ребенком в первые месяцы его жизни. Зачастую достаточно рассказывать малышу сказки начиная с первых дней его жизни — и не придется предлагать ему различные развивающие игры и упражнения.

Не следует  думать, что если глазки у ребенка  еще неопределенного цвета и  не концентрируются на одном предмете, то он не воспринимает и не понимает того, о чем ему говорят. В первые месяцы жизни закладываются основы мировосприятия, пусть и не прямо на сознательном уровне. Подсознание играет огромную роль в жизни человека. Это пласт, гораздо более мощный, чем тонкий слой сознания. И сказки обращаются непосредственно к подсознанию, побуждая ребенка развиваться.

Сказки  можно назвать самыми дешевыми и  самыми опробованными развивающими играми, которые предлагаются малышу с первых дней и могут быть использованы долгие годы.

К выбору сказок для ребенка нужно подходить очень аккуратно. Разнообразные истории, которыми сейчас полон телеэкран, никак не подходят для создания системы моральных и этических ценностей. Сказки должны быть добрыми, а рассказы про Человека-паука не годятся для маленького человека: для их адекватного восприятия требуется уже ясное осознание оппозиции «хорошо — плохо».

Сказки, которые рассказываются младенцу, должны отвечать на вопросы, а не ставить  их. И тогда они действительно  будут развивающей игрой. 

01.05.2010
Автор: Вашкевич Эльвира Викторовна, издательство "ПИТЕР"



  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+
   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
Ягода брусника (26/02/2016)
Отрада
Не совсем по теме
А какой сборник сказок у вас? Я в детстве очень любила японские. Как сейчас помню. Но страшилок особо не помню. Дочери купила переизданные. Но тех, которые в детстве сама читала в этом сборнике нет. Ищу сказки дурак Етаро и длинное имя. Если в вашем сборнике такие есть, могу купить у вас.
Отрада (13/02/2016)
LДевочки!
Бабушка купила книгу японские сказки.
стали с сыном читать, ужас, в каждой сказки то черти, то глаза украденные то покойники, странные они какие-то оказались.
вот и вопрос нужны сказки и какие
Бьорк (18/11/2015)
Не понимаю, как такой вопрос мог возникнуть. Конечно нужны :in_love:
ЕленаАлекс (08/09/2015)
Конечно, сказки обязательно нужны для развития.
Митрандир (12/03/2015)
Нужны, конечно. Вот только вопрос, какие. Я раньше ровно относилась к сказкам и думала, что любые можно читать, а потом оказалось, что со сказками не все так просто.
Оля Москалева (25/01/2015)
Отрада писал(а):
могу заверить точно, что сказки очень надо читать детям.
Я писала диплом на тему развитие воображения и творческих способностей у детей через сказку.
При исследовании поразило то. что многие наши дети не знают самых простых наших сказок, это конечно упущение родителей, в то-же время дети которым читали сказки строили диалог со мной гораздо интереснее и легче фантазировали.
и много еще чего делали, но не буду грузить всякой дребеденью, поэтому уважаемые мамы и папы не ленитесь и читайте сказки деткам, в любом возрасте)))

Здравствуйте! Согласна полностью насчет сказок! Они нужны, развивают воображение, уверенность в себе, аналитические способности, но хорошие сказки! Чего не могу сказать о большинстве русских сказок. Когда ребенок был маленький, покупали стандартный набор русских-народных. Аленушка и братец Иванушка, Крошечка-Ховрошечка, Лиса и петух и тд, а коза-дереза чего стоит???? Когда мужик бедную козу забил Smile я не хочу чтобы мой ребенок рос на таких сказках Smile Из "наших" сказок сыну читала только Сутеева. И картинки прекрасные и содержание простое и доброе. Новых авторов ОООООчень мало! Чтобы и добрые и поучительные. Как писала уже в другой теме нашли и скачали в аппсторе и гугль плее Букварь-Сказбука, очень понравилось. Добрые, интересные, поучительные, содержательные. И трехлеткам интересно и шестилеткам. Если кто-то подобное знает, напишите, пожалуйста. Буду признательна.
Отрада (06/01/2015)
могу заверить точно, что сказки очень надо читать детям.
Я писала диплом на тему развитие воображения и творческих способностей у детей через сказку.
При исследовании поразило то. что многие наши дети не знают самых простых наших сказок, это конечно упущение родителей, в то-же время дети которым читали сказки строили диалог со мной гораздо интереснее и легче фантазировали.
и много еще чего делали, но не буду грузить всякой дребеденью, поэтому уважаемые мамы и папы не ленитесь и читайте сказки деткам, в любом возрасте)))
12KonfetkA12 (07/05/2012)
я то же считаю что сказки деткам нужно читать! мы очень любим книжки слушать и рассматривать
bezdna (06/05/2012)
Сказки обязательно нужны!Причем сказки со смыслом, а не современные "губки-бобы и котопесы". Русская сказка показывает русский колорит, быт, традиции русского народа, являясь, скажем так , проводником ребенка в жизнь. Ведь именно с книги, со сказки ребенок знакомится с окружающим миром.
Веда (10/04/2012)
Очень интересная и грамотная статья о том, почему нужно читать волшебные сказки вообще и сказку "Царевна-лягушка" в частности > http://www.papmambook.ru/articles/177/
LX (29/03/2012)
Кроме русских народных сказок, можно почитать поучительные современные сказочки..
мы в саду читаем вот такие (не все конечно, а по проблемам...)
50 исцеляющих сказок от 33 капризов.ДЛЯ ДЕТЕЙ
Не хочет засыпать
Не хочет есть
Стесняется
Не хочет ходить в садик
Боится темноты
Не убирает игрушки
Требует покупок в магазине
Дерется
Не расстается с компьютером
Не любит умываться
Огрызается на родителей
Обожает сладкое
Не любит рано вставать
Не любит одеваться
Обманывает родителей
Много смотрит телевизор
Не хочет подстригать ногти
Берет чужое без спроса
Грызет ногти
Отбирает чужие игрушки
Дразнит других
Не садится на горшок
Не желает спать отдельно
Рождение второго ребенка
Развод родителей
Жадничает
Не заправляет кровать
Просится на руки на улице
Упрямится
Командировка мамы
Боится боли
Ябедничает
Мучает животных

Я покупала,но можно и скачать тут http://book.tr200.net/v.php?id=406510


ещё дома слушаем аудиосказки Сказка доброму научит — Развивающие сказки для детей 3–8 лет (Златосказка) http://www.takelink.ru/audioknigi/8188-skazka-dobromu-nauchit-razvivayuschie-skazki-dlya-detey-3-8-let-zlatoskazka.html
Содержание:
01: Гордый жираф — Замечательный во всех отношениях, он почему-то очень одинок… Почему же никто не хочет с ним дружить?
02: Овечка Молли — Не по возрасту самостоятельная, ей не важно, что улица может быть опасной. Как научиться быть осторожной?
03: Ленивый воробей — Не понимал, зачем нужно чему-то учиться, ведь жизнь хороша и без этого! И беззаботное лето никогда не кончится…
04: Мама для утенка — Обязана быть уткой? Но сынок не всегда ею доволен! Стоит попробовать выбрать в мамы… например, белку. Наверняка так будет лучше!
05: Скромный дельфин — Очень стесняется, поэтому всегда плавает один. Но это совсем непросто, ведь в море случается всякое…
06: Сладкая история — О зебре, которая очень любила сахар и о больном зубе девочки Даши.
07: Смелый мышонок — Мальчик Егор не хочет прослыть трусом. Но для этого ему приходится играть в опасные игры…
08: Пора спать — Хоть Любе очень скучно это делать и жаль тратить столько времени на сон. Зачем вообще ложиться вовремя? Ведь столько всего нужно успеть!
09: Беспорядок в муравейнике — Бывает ли такое? А вот в комнате у Костика беспорядок всегда. Кто вообще любит убирать за собой игрушки?!
10: Научиться терпению… — …так трудно! И необходимо для каждого. Но Оля очень торопиться вырасти и у нее нет сил ждать…
11 Дикая лошадка — О том, как важно, чтобы в жизни было серьезное дело!
12: Толстая рыба — Стоит ли жадничать и отталкивать других от кормушки?
13: Только свое — История о девочке, которая привыкла брать чужие вещи.
14: Корабль пустыни — Верблюд, который впервые увидел миражи…
15: Время летать — Как непросто решиться взлететь!
16: Сюрприз для мамы — Семеро козлят снова остаются дома одни…
17: Пример… — …который старшие дети подают младшим
18: Громко и тихо — История о семье, в которой все разговаривают очень громко.
19: Мевежонок, который не любил купаться — Почему важно быть чистым?
20: Неуклюжий теленок — Никто не хочет играть с ним, но он способен на многое!
21: Когда грустно — Что можно сделать, чтобы поднять настроение?
22: Качели — Во дворе только одни качели, а детей так много!..
23: Ступенькой выше — Мы не согласны друг с другом, но хотим договориться
24: Коварная Жаба — Она такая потому, что у нее никогда не было друзей — или наоборот?
25: Растеряйка — Сколько можно терять вещи! Пора научиться быть организованными.
26: Мастер-ломастер — Очень интересно узнать, как вещь устроена внутри, только жаль, что потом она не работает…
27: Дорогое слово — Иногда дети не понимают, почему надо «держать слово»…
28: Дни недели — Маленькому мальчику очень трудно понять, когда вторник, а когда четверг.
29: Чем тебе помочь? — Как часто мы предлагаем помощь, но не понимаем, что это.
30: Ожидание праздника — И разочарование от несбывшихся надежд… как сохранить ощущение праздника?
31: Два пингвина — Что нужно, чтобы научиться жить в мире с окружающими?
32: Снежинки — Быть как все или быть самим собой — вот в чем вопрос!
33: Дорогой подарок — Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как? …
34: Заранее — Как бывает, если откладывать все на последнюю неделю.
35: По секрету — Знает один — не знает никто, знают двое — знают все!
36: Сокровище — Десять монет может быть целым богатством, но хороший друг — это настоящее сокровище!
37: Первоклассный свитер — Добро и милосердие согревают лучше теплой одежды…
38: Нелюбимое занятие — Превратите его в игру и оно станет любимым.
39: Первый школьный день — К чему может привести легкомыслие в важных делах

Добавлено спустя 5 минут 15 секунд:

Скачивайте бесплатно!! Приятного и полезного времяпровождения Вам и Вашим ребятишкам :love_sibmama:
Каракулька (18/02/2012)
Я считаю ребенку,нужно читать сказки по ним детки учатся распозновать добро и зло, и просто познают мир....Я своему читаю стишки на тему Нужно делать зарядку,чистить зубы, убираться в комнате и т.д и потом он сам это начинает делать))))))))
sveta-k080 (10/01/2012)
Обязательно нужны, сказки - это вера в добро и чудеса.
Так пусть же детки как можно дольше верят в чудо!!!
Safari_irina (30/12/2011)
Сказки очень нужны. В них заключен гораздо более глубокий смысл, чем кажется на первый взгляд. Единственное, я стараюсь фильтровать то, что читаю. Иногда сказки несколько жестоки. Мне говорили, что дети по-другому это воспринимают, в отличие от взрослых. Не всегда, иногда дети настолько в красках это представляют, хотя многие уверяют, что невозможно. Некоторые сказки я не читаю. Моя дочка, 5 лет, ужасно боится бабу Ягу, гусей-лебедей и т.д. Поэтому это я не читаю.
aleksa_pahomova (28/12/2011)
считаю что детям сказки обязательно нужно читать, с хорошим концом.это и расширяет кругозор и воображение ребенка, и успокаивает - убаюкивает,когда мама на ночь книжку читает.
      1 | 2 | 3    
Извините, возможность оставлять здесь отзывы доступна только зарегистрированным пользователям.
пожалуйста, представьтесь или зарегистрируйтесь