/Занятия и игры для детей/Игры и развитие детей от 1 до 3 лет

Игры и стихи с цифрами: начинаем учить счёту

обучение счету

Когда можно начинать учить ребёнка математике? Может быть, ответ вас удивит, но психологи считают, что уже в 1,5-2 года малыш готов воспринимать некоторые математические понятия. Однако начинать надо не со счёта, как это делают многие родители.
 
Конечно, вполне возможно в этом возрасте заучить скороговорку: «один, два, три, четыре, пять», но это совсем не будет означать, что ваш ребёнок умеет считать. Сумеет ли он сказать, что больше – 2 или 5? Пересчитает карандаши в коробке? Вряд ли.
 
Дело в том, что до трёх лет мышление у детей конкретное, и они не в силах воспринять число как абстракцию, обозначающую количество. Значит, надо начинать не с цифр, а с более общих математических понятий: больше-меньше, выше-ниже, много-мало.
 
Совсем не обязательно устраивать специальные занятия, просто иногда обращайте внимание малыша на то, что дерево выше, чем куст, что дорога шире, чем тропинка. На прогулке попросите его назвать предметы, которых много (скамейки, машины), и те, которых мало (песочница, клумба).
 
Важный этап – освоение понятия «один». Здесь тоже помогут повседневные бытовые ситуации: яблок на тарелке много, а сейчас возьмем одно; морковок в руках у мамы много, давай выберем из них одну; из кучи машинок положи в эту коробку одну, а в другую – много.
 
Ребёнок должен осознать, что из множества предметов можно выделить один. Это не так просто, как кажется нам, взрослым! Не удивляйтесь, если добиться понимания удастся только после многократного обыгрывания разных ситуаций с «один-много». Зато когда вы перейдете к понятию «два», малыш уже сумеет осознать принцип пересчитывания предметов.
 
Не стоит сразу «привязывать»  счёт к цифрам. Пусть ребёнок для начала просто научится считать. Сколько столов к комнате? А сколько стульев? Сколько машин возле подъезда? Сколько скамеек возле песочницы? Рассматриваете картинки – обратите внимание малыша на количество зверей или игрушек. Читаете книжку – договоритесь откладывать счетную палочку при появлении нового персонажа, а потом пересчитайте их. Готовите обед – попросите подать вам определенное количество картошек, морковок и т.д.  Используйте счёт и в обычных играх: например, бросая мяч ребёнку, говорите – один, ребёнок бросает вам обратно – два, и т.д. 
 
Хорошим подспорьем могут послужить обычные считалки вроде «Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять», например:
 
Раз, два, три, четыре, пять
Шесть семь восемь девять, десять!
Надо, надо, надо спать!
И не надо куролесить!
Кто уснул - тот видит сон,
Кто не спит - тот выйди вон!
 
Есть и стихи подобной тематики, их тоже можно использовать:
 
Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать:
Родились у нас котята —
Их по счёту ровно пять.
 
Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
Наконец мы их назвали:
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.
 
РАЗ — котёнок самый белый,
ДВА — котёнок самый смелый,
ТРИ — котёнок самый умный,
А ЧЕТЫРЕ — самый шумный,
ПЯТЬ похож на ТРИ и ДВА -
Те же хвост и голова,
То же пятнышко на спинке,
Так же спит весь день в корзинке.
 
Хороши у нас котята —
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ!
Заходите к нам, ребята,
Посмотреть и посчитать.
(Михалков С.В.)
 
учимся считать
 
Посадила я цветочки:
Маки – раз, два – ноготочки,
А гвоздики - это три:
Полюбуйся, посмотри!
Флокс – четыре, астры – пять.
Я их буду поливать!
Шесть – ромашки, семь – люпины,
Ну, а восемь – георгины,
Девять – маргаритки в ряд,-
Получился целый сад!
Десять – у крылечка встанут
Ярко-красные тюльпаны,
И одиннадцать – шиповник.
Я – хозяйка и садовник!
(Асеева И.)
 
Когда счёт хорошо освоен, можно приступать к освоению цифр. Сначала просто познакомим с ними малыша. Конечно, пригодятся и обычные карточки, но всё-таки надо постараться, чтобы цифры  вызывали у ребёнка радость, положительные эмоции, а значит, знакомство должно быть ярким и интересным.
 
Купите или испеките сами печенье в виде единички, двойки, тройки и т.д. Вылепите цифры из пластилина, нарисуйте красками вместе с ребенком, напишите разными способами – фломастерами, карандашами, толсто, тонко, прямо, наклонно.  Составляйте цифры из счетных палочек, из кубиков, из элементов мозаики.
 
Только после этого начинаем учить соотносить количество предметов с цифрами. Пусть у вас под рукой будут карточки или кубики с цифрами, а может быть, сами цифры (из пластилина, из пластика, деревянные).  Выкладываете перед ребёнком, например, 5 кукол – а он вам показывает цифру «пять», 3 машинки – пусть показывает «три». Потом поменяйтесь ролями (можно и ошибиться пару раз, чтобы малыш вас поправил). Теперь наоборот: один демонстрирует цифру, второй должен предъявить такое же количество предметов. Усложним задачу: нарисуйте на листочках разное количество предметов: 1, 2, 3, 4, 5. Пусть ребёнок подберёт для каждого листочка подходящую цифру.
 
В общем-то, этих упражнений будет вполне достаточно для вашего малыша на начальном этапе обучения счету. Если же вы хотите разнообразить и усложнить ваши занятия, то всегда можно найти подходящее учебное пособие, их сейчас очень много:  как в виде учебников и рабочих тетрадей, так и в виде дидактического материала - карточки, папки, настольные игры и т.д.
 
Желаем успехов вашему ребёнку в освоении математики!
 
26.07.2012
Автор: Анна Делюкина
Обновлено 19.08.2021
 
 
 
 
   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться