/Занятия и игры для детей

Почему дети бросают музыкальную школу? 

Больной вопрос многих родителей и не только 

Предыстория 1. Я в детстве музыкалку ненавидела люто и отходила все 7 лет только благодаря давлению мамы (она у меня тоже музыковед и тоже из Новосибирской консерватории). Музыка сама по себе мне нравилась всегда. Но вот отношения с педагогами не складывались. Помнится, именно на уроке фортепиано я получила первую в своей жизни двойку - за то, что не выучила ноты басового ключа. Для меня, круглой отличницы, это было весьма болезненно. С тех пор я стала бояться уроков, что не улучшало качество моей подготовки к ним. Как следствие, отношения становились еще хуже, и я не могла вырваться из этого порочного круга… 
Лишь спустя пару лет после окончания музыкальной школы я, уже успев поступить в институт на матфак, осознала, что без музыки моя жизнь не имеет смысла. Я бросила институт и поступила в музыкальный колледж, а затем в консерваторию, аспиранткой которой я сейчас являюсь. 

Предыстория 2. Брат моего мужа в бытность учеником музыкальной школы, неудачно падает, ломает обе руки, поднимается (с болтающимися руками и СЧАСТЛИВЫМ лицом) и говорит: «Ура! Теперь в музыкалку ходить не надо». 
Родители ужаснулись и младшего своего сына – то есть моего мужа – решили не подвергать музыкально-школьному насилию. 
В результате брат мужа окончил музыкалку, а муж нет. Брат поет в хоре, а муж не может… хотя ему очень хочется… 

Так почему дети бросают музыкальную школу? 
Причина №1 - ее необязательность. Родители это знают, а дети чувствуют. Очень может быть, что, если бы была необязательным предметом, скажем, математика, то и ее бы многие захотели бросить. Однако стоит вспомнить,что еще век-другой назад обязательным не математика и физика, а как раз музыка была непременной составляющей багажа образованного человека. 
Причина №2 – по отношения учеников музыкальной школы с педагогами очень часто бывают окрашены каким-то драматизмом. Почему? Предположу следующее. Скажем, неправильно решенную задачу, или диктант с ошибками - можно простить. Как педагог – и построжиться, и, может, даже двойку поставить, но по-человечески – простить: чувства личного мщения у педагога не будет. 
А искореженное музыкальное произведение простить гораздо сложнее, ибо оно связано с глубоко личными мотивами, далеко выходящими за рамки узкопрофессиональных интересов. И начинается… «Это же Бах! Ну как ты можешь?!..» Праведный гнев, понятный любому музыканту. Но вот только ученик после таких уроков почему-то уходит в себя и играет еще хуже. Или перестает играть вообще. А поскольку весь этот ад терпеть НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО – вырваться из него! Скорее! Немедленно!..  

Не знаю, повлияли ли на меня школьные переживания, или это мои личные качества, но мягкость и терпение стали моим педагогическим кредо, и это отмечают все мои ученики. Я решила, что давить и требовать ни от кого ничего не буду. Я не цербер, и не хочу себя на это тратить. Хотят люди заниматься, нравится им – и на здоровье, пускай хоть целый год учатся ноту «до» находить. Если человек хочет – я ему помогу, а если нет– тут никаким давлением не поможешь, а только испортишь даже то, что есть. Просто я на входе предлагаю ученикам выбор: либо вы упираетесь-стараетесь, делаете домашние задания, и тогда результат будет быстро. Либо вы занимаетесь как время и силы позволят, но тогда и я никаких гарантий дать не могу. 
Среди моих учеников много взрослых, загруженных семьей-учебой-работой, и большинство из них занимаются (по крайней мере начинают) по второму типу. И он спонтанно, без всяких понуканий с моей стороны! – модулирует в первый. Человек начинает заниматься ради того удовольствия, которое ему доставляет музыка. Если бы мы гнались за результатом, то теряли бы главное – внутреннюю мотивацию. Но мы не гонимся. И получаем результат, которого не ждали.

25.08.2011
Лена Лазорская, музыковед, педагог

  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+

Lutik:) (26/08/2011)
Спасибо за статью! Вот бы все преподаватели музыки рассуждали и действовали так, как Вы!
Извините, возможность оставлять здесь отзывы доступна только зарегистрированным пользователям.
пожалуйста, представьтесь или зарегистрируйтесь