/Занятия и игры для детей/Игры и развитие детей от 1 до 3 лет

Как познакомить малыша с понятием "время"

Чем раньше Вы познакомите своего ребенка с понятием «время», тем скорее он начнет понимать, что Вы имеете ввиду, когда говорите «позже», «завтра», «на следующей неделе». Это формирует основу для обучения определять время.
Ориентироваться во времени – трудный навык, овладение которым происходит постепенно в течение долгого периода. Время – довольно сложное для понимания понятие, которое не всегда доступно даже детям школьного возраста. Практически подавляющее большинство детей не способны определять время надежно, пока им не исполнилось семь или восемь лет. Поэтому, прежде чем приступать с ребенком к изучению темы «Который час?», постарайтесь развить у него чувство времени в общих чертах и понятиях.

В: как выучить часы?
Малиновская:
У Зайцева в таблицах Миллион+ есть таблички Часики. Заодно изучаются минуты, углы и дроби, доступно вроде.
 У Никитиных в описаниях игр есть хорошие Часики. Можно книгу Б.П. Никитина купить и самим сделать или посмотреть в магазинах развивающих игрушек сами часики. Суть такая: числа, обозначающие часы не должны задевать круг с минутными делениями(внешний то есть) и закрываться часовой стрелкой. Поэтому часовую стрелку лучше сделать действительно толстой и короткой, чтобы кончиком она только касалась кружка, где стоит цифра, а мин.- длинной и тонкой, чтобы она шла по черточкам минут. Чтобы помочь ребенку научиться считать минуты, можно за минутными делениями написать числа, обозначающие минуты, но мелким цифрами, примерно так : 5, 10, 15... В основе часов крепится настоящий часовой механизм, чтобы с прокруткой одного круга длинной стрелки короткая сдвигалась именно на один час. Такими часами может овладеть любой малыш, знающий счет до 12.

Евгения.: Читала в одном журнале, что для того, чтобы научиться распознавать время лучше сначала забыть про минутные деления и выучить как выглядит ровное количество часов и половина, про остальное говорить просто "много минут девятого", "без нескольких минут шесть"

Ирина: по себе помню в детстве - мне купили часы большие детские, у которых можно было стрелки передвигать и папа со мной играл то ли в больницу, то ли просто кукла заболела - надо было ей лекарство по часам давать
 то есть, сначала я выучила ровно - 12, час дня, час ночи и прочее
 потом задача усложнилась - появились 13,14 и т. д. - объяснялось просто - ночью 0 часов, потом 1 час - и все это наглядно изображено было, потом 13 днем (а стрелка-то стоит там, где надо)

 С минутами было почему-то просто. Когда пример наглядный, т.е. ребенок сам стрелки крутит, то понимает, что часовая стрелочка идет вслед за минутной. И легко учится сколько минут прошло.

Lanalis: Можно облегчить изучение с самодельными часами - я скачала основу в интернете, наклеила на картон, приделала стрелки и всё!
http://content.foto.mail.ru/inbox/svetlana_uk/11/i-103.jpg
Cначала учим ровно 1 час, 2 часа и т.д. Потом добавляем по минуте, потом после 30 минут объясняем, что 35 минут это тоже самое что без 25. Главное сделать стрелки правильной длины: минутная дотягивается до цифр с минутами, часовая не закрывает часы. И важна регулярность занятий!

Первый момент в процессе знакомства с понятием времени – объяснить ребенку и показать на примере, что все явления в природе происходят по порядку: утро, день, вечер, ночь и т.д. Самый лучший способ сделать обучение доступным для понимая ребенком – разговаривать о событиях каждого дня, по мере того, как они происходят. В конце дня вспомните вместе с дитем эти события, акцентируя внимание на том времени, когда они происходили, проговаривая такие слова, как «раньше», «позже», «сегодня», «завтра», «утром», «днем» и «вечером». Помогите ребенку осознать порядок событий и действий в игровой форме, задавая забавные «глупые» вопросы, например: «Что я делаю сначала – надеваю ботинки или носки?».
Понять последовательность событий – значить сделать важный шаг в развитии логики. Можно сделать этот шаг опять же в игровой форме, которая наиболее доступна для восприятия ребенком. Вырежьте 6-8 карточек из картона и нарисуйте на них картинки с изображением обычных действий, таких, как пробуждение, утренний туалет, одевание, завтрак, прогулка и т.д. Из картона или фанеры сделайте цветной циферблат с красивыми яркими стрелками, выставляйте на него определенное время и добавляйте к нему карточку с соответствующим рисунком. Часовую стрелку обязательно нужно сделать толстой и короткой, чтобы она не закрывала цифры на циферблате. Минутная стрелка – тоненькая и длинная, чтобы можно было каждую минутку отметить.
Другой вариант игры - сделать картину «день и ночь». На одном листе бумаги нарисуйте темное небо со звездами и луной, а на другом – голубое небо и яркое солнце.
Вместе с ребенком найдите (или нарисуйте) картинки, на которых изображены сценки из дневной жизни (дети в школе, цирковое представление, прогулки в парке и т.д.) и в ночное время (ребенок в постели, дети в пижамах и т.д.). Затем попросите его распределить картинки на «дневную» и «ночную» странички. Для детей более старшего возраста можно предложить игру в последовательность событий: на листе бумаги нарисуйте три колонки, обозначенные «вчера», «сегодня», «завтра», в которые они могут вносить прошедшие и будущие действия.
Разговаривая с ребенком о делах, которыми будете заниматься на протяжении недели, обязательно используйте названия дней. Объясните, что у дней есть «имена». Для подкрепления этих знаний можно вспомнить детские песенки или стишки, в которых упоминаются дни недели.
*  *  *
Вот неделька, в ней семь дней.
Поскорей знакомься с ней.
Первый день по всем неделькам
Назовется ПОНЕДЕЛЬНИК.
ВТОРНИК — это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка СРЕДА
Третьим днем всегда была.
А ЧЕТВЕРГ, четвертый день,
Шапку носит набекрень.
Пятый – ПЯТНИЦА — сестрица,
Очень модная девица.
А в СУББОТУ, день шестой
Отдыхаем всей гурьбой
И последний, ВОСКРЕСЕНЬЕ,
Назначаем днем веселья.

*  *  *
Жил-был у бабушки серенький козлик.
Козлик плохим не страдал аппетитом.
Съел в понедельник над речкой мостик,
Скушал во вторник стирку с корытом.

В среду — к обеду — обои со стенки.
В четверг — только пенки с варенья и гренки.
В пятницу — боты, колготы и ноты.
Так он едва дотянул до субботы.

Съел в воскресенье с кровати подушку,
Две простыни, одеяло на вате.
Слышали все, как шептала старушка:
«Шёл бы ты, миленький, в лес погуляти».

*  *  *
Старший братец ПОНЕДЕЛЬНИК-
Работяга, не бездельник.
Он неделю открывает
Всех трудиться заставляет.
ВТОРНИК следует за братом
У него идей богато,
Он за все берётся смело
И работа закипела.
Вот и средняя сестрица
Не пристало ей лениться,
А зовут её СРЕДА,
Мастерица хоть куда.
Брат ЧЕТВЕРГ и так и сяк,
Он мечтательный чудак
Повернул к концу недели
И тянулся еле-еле.
ПЯТНИЦА — сестра сумела
Побыстрей закончить дело.
Если делаешь успехи,
Время есть и для потехи.
Предпоследний брат СУББОТА
Не выходит на работу.
Шалопай и озорник
Он работать не привык.
У него другой талант-
Он поэт и музыкант,
Да не столяр и не плотник,
Путешественник, охотник.
В гости ходит ВОСКРЕСЕНЬЕ,
Очень любит угощение.
Это самый младший брат,
К Вам зайти он будет рад.
Семь их ровно посмотри.
Всех запомнил? Повтори.

Еще как вариант можно на стене повесить большое расписание. Расчертите лист бумаги (лучше ватман) с колонкой для каждого дня недели и разделите каждый день на первую и вторую половину дня. Поговорите с ребенком о делах и событиях, которые происходят ежедневно, и помогите ему нарисовать и прилепить соответствующие картинки в каждой секции.
Неплохо было бы еще познакомить ребенка с временами года и их последовательностью, сделайте несколько карточек из картона. Вырежьте фотографии или рисунки из старых журналов или нарисуйте картинки сами и поговорите о том, к какому времени года они принадлежат. Картинки должны быть яркими, запоминающимися. Эту тему можно развивать до бесконечности, обсуждая события или действия, которые происходят в каждом из времен года. Приклейте картинки к карточкам и пометьте их: весна, лето, зима, осень.
Все эти упражнения нужно выполнять систематически, не давая ребенку забыть выученное. Только так ваш малыш быстрее запомнить всю информацию. Помните: повторение – мать учения!


20.10.2011
Сибмамуля

 

  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+

Извините, возможность оставлять здесь отзывы доступна только зарегистрированным пользователям.
пожалуйста, представьтесь или зарегистрируйтесь