/Занятия и игры для детей/Игры и развитие детей от 1 до 3 лет

Большое маленькое путешествие

К двум-трем годам ребёнок уже хорошо знает свою маленькую Родину – подъезд, двор, детскую площадку, ближайшие  магазины.  Он может сам вести маму до дома по привычному маршруту, помнит детали пейзажа. Всё это говорит о том, что малыш уже чётко ориентируется в большом пространстве, изо дня в день окружающем его.  Кроме того, обычно, к этому возрасту детки могут преодолеть пешком довольно большие дистанции, а их внимания и любознательности хватает для усвоения всё новой информации.  Теперь можно постепенно расширять географию прогулок. Несомненно, что полученные впечатления обогатят кругозор ребёнка, а физическая нагрузка воспитает в нём выносливость.

Рекомендуется устраивать  прогулки на дальние маршруты с определённой периодичностью, допустим, раз в неделю (более частые путешествия могут быть утомительными для малышей).  Если с того момента, как ребёнок начал ходить, мама пользовалась коляской лишь изредка,  то к трем годам  малыш может ходить пешком по часу и более.  Путешествуя с совсем маленькими детками, следует делать привалы каждые 15 минут. Если пешие прогулки для крохи еще в новинку и он быстро утомляется, мама может пронести его на руках  "до уголочка" или "до елочки", а  потом снова спустить на землю. Кстати, некоторые авторы рекомендуют носить подросшего ребёнка не в сидячем положении, а под мышкой. Эта рекомендация оправдана с той практической точки зрения, что ребёнку такой способ не особенно удобен и ограничивает зону видимости, так что он не будет злоупотреблять «ездой на маме». Тут же стоит вспомнить про переноски типа слингов: они не обременительны в пути, но при этом функциональны. Кроме своего прямого назначения – транспортировки ребёнка при сохранении маминой мобильности, слинг может послужить, например,  подстилкой на привале, если вы отправляетесь на природу. Ну а после четырёх лет обычно проблем  уже не возникает,  регулярные прогулки делают ребенка сильным и выносливым, и мамы сами иногда с трудом поспевают за своими "моторчиками".

Конечный пункт путешествия  выбирается с учётом погодных условий, расстояний, интересов. Это может быть какой-нибудь уголок природы (парк, берег пруда, опушка леса),  узкоспециализированный магазин (зоомагазин, книжный, спорттовары), культурно-исторический объект (храм, мемориал, памятник).  Конечно, к путешествию надо подготовиться, предусмотреть возможные затруднения: продумать экипировку, перекус, питьё, способы вернуться на транспорте в случае необходимости.

А вот небольшой список того, что  может послужить целью маленького большого путешествия на природе:

  • сбор природного материала для творчества (листья, цветы, камешки, шишки, веточки, корни, ракушки, кора).
  • сбор съедобных и лекарственных ягод, грибов, растений.
  • наблюдение и кормление животных и птиц.
  • спортивные упражнения (катание с горок на санках, хождение на лыжах, купание, лазанье по деревьям).
  • фотографирование и рисование с натуры (после пяти лет).
  • экологическое путешествие для сбора мусора (не забудьте пакеты и перчатки).

В пути можно не только отмечать интересное вокруг, но и играть. Особенно хороши для этого речевые игры. Они развивают наблюдательность, внимание, артикуляцию, чувство слова и звука, расширяют словарный запас.  Напомню некоторые такие игры, подходящие к случаю:

  1. Цепочка слов на последнюю букву (по принципу игры "Города").
  2. "Угадай, что я вижу на букву…" (красное, круглое, лохматое и т.д.).
  3. "Я знаю пять…"  (пород  деревьев, названий птиц, видов транспорта и т.д.).
  4. "Какое бывает…" (облако,погода, машина и.т.д.).
  5. "На что похоже…" (лужа, сугроб, ветка и т.д.).
  6. "Что бывает..." (теплым, круглым, желтым и т.д.).
  7. "Что умеет делать..." (самолет, голубь, медведь и т.д.).
  8. "Скажи наоборот" (подбор антонимов).
  9. "Скажи иначе" (подбор синонимов).

А ещё можно отгадывать загадки, петь песенки, читать наизусть стихи и придумывать свои, играть в «молчанку», считать столбы, ступеньки, тропинки, учить скороговорки и чистоговорки.  Чем больше таких незамысловатых игр знает мама, тем проще ей будет не только разнообразить прогулку, но и скоротать время в транспорте или в очереди.

Обязательно нужно побеседовать с ребенком и о цели путешествия. Добираясь до нее, поговорить с ребенком об особых правилах поведения в этом месте. Возвращась, обсудить свои впечатления: спросить ребенка о том, что ему особенно запомнилось и понравилось, рассказать ему о своих чувствах и эмоциях. 

Если прогулка в соседний микрорайон показалась не сложной, то на выходные дни можно запланировать настоящее путешествие всей семьёй на целый день. И просто здорово, если такие путешествия станут доброй традицией!

20.09.2011

Ольга Егорова.

Фото: Елена Курепина.

  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+

Есть мнение?

Текст:
Автор:

E-mail:
(будет защищён от спаммерских роботов)
Код: 
 Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться