/О детях/Воспитание и психология

Ложь или фантазии

«Мама, послушай, я вчера летал в садике», «Подумаешь, мне мама на день рождение подарит сто таких машинок», «К нам в группу сегодня баба Яга приходила», «Да не трогал я твои любимые духи», «Мне это бабушка, на мороженное дала, ты ведь не разрешаешь». Как часто родители встречаются с подобными ситуациями? 
 
Детскую фантазию трудно отличить от лжи. Дело в том, что ложь и фантазия разделены очень тонкой гранью, которую порой даже взрослый не в силах определить. Данные нравственные категории, придуманные взрослыми, с трудом приложимы к продуктам психической, игровой и творческой деятельности дошкольников. Эти два понятия определяются социальными нормами. 
 
Конечно, ложь – серьезная проблема в жизни любой семьи. Близкие люди должны верить друг другу на слово, ведь все контролировать и проверять невозможно. Но как отличить ложь от фантазии у детей? И каждый ли вид лжи надо воспринимать отрицательно? Как же ложь во спасение, в защиту интересов личности, своей и близких тебе людей, вежливая ложь, тактичная неправда, умолчание и недоговоренность? Взрослые люди далеко не всегда говорят правду и отнюдь не всегда стремятся к ее разоблачению. А тех, кто не прибегает к использованию перечисленных выше видов лжи, называют невоспитанными, невежливыми, эгоистами. 
 
Почему же нас так беспокоит детская ложь? Мы боимся потерять контроль над ребенком, над его миром. Рассказы и описания детей в общении друг с другом и в разговорах с нами, взрослыми, вообще трудно определить как правдивые или не очень. В тоже время, если бы за словами не скрывалась объективная реальность чувств, мыслей переживаний и событий, взаимодействие людей стало бы невозможным. Поэтому ложь, услышанная из уст ребенка, приобретает оценку одного из смертных грехов. Взрослые стремятся докопаться до истины, хотят слышать от своих отпрысков одну только правду. Как же, сохраняя доверие и уважение своих детей, воспитать в них правдивость и в то же время не растоптать их тонкий душевный мир, не разрушить очарование детской фантазии? 
Выделим несколько видов детской лжи (у взрослых данных видов намного больше). 
 
Героическая ложь – позволяющая детям выглядеть лучше в глазах окружающих, да и в своих собственных тоже. Не только мы, но и наши дети уже в возрасте 4-5 лет не хотят быть хуже окружающих их сверстников. Социальная неоднородность современного общества может стать причиной появления специфических детских фантазий. Кто из девочек не мечтал стать принцессой, кто из мальчиков не хотел походить на супергероя! Зависть к материальному достатку, социальному признанию и популярности других людей может годами лелеяться взрослыми и в тайне от самих себя. Дошкольники либо требуют справедливого раздела, либо восстанавливают справедливость при помощи кулаков и все той же лжи. Эта ложь сродни бахвальству. Когда ребенок выдает результат совместной деятельности за свой, он как бы хочет доказать окружающим, что он стал старше и уже многое умеет. 
 
Героические фантазии высоко ценятся среди дошкольников и младших школьников. Тот, кто сейчас это умеет делать, обещает в скором будущем стать заводилой и выдумщиком. С такими детьми не бывает скучно, с ними всегда интересно, страшно и весело. Сверстники тянутся к ним. И никакие запреты и нарекания не могут удержать их от этого. Если же за запретами последуют наказания, то они лишь породят еще один вид лжи – лжи во спасение. 
 
Поскольку героическая ложь поддерживает социальный статус ребенка, она выполняет еще и психотерапевтическую функцию. Если малыш, чего-то сильно желает, но по независящим от него причинам не может этого получить, то в присутствии других он может рассказывать о желаемом, уже как о свершившемся факте. Реагировать на подобные заявления надо с большим вниманием и пониманием. И если малыши могут быть жестокими по отношению друг к другу по неопытности или непониманию, то задача взрослых – объяснить им неправильность их позиции. Если ребенок часто врет, то, прежде всего, попытайтесь выяснить причину такого поведения и, лишь, затем принимайте решения о том, нужны ли какие- то меры или стоит оставить все как есть. 
 
Ложь во спасение. Данный вид детского обмана самый распространенный, как, впрочем, и среди взрослых. Как только человек знакомится с нормами и правилами, он узнает о формах контроля за их соблюдением и мерах пресечения виновных в их нарушении. Практически, одновременно с этим он усваивает и еще одну непреложную истину: чтобы избежать наказания порой достаточно просто скрыть правду. Делать это можно двумя путями: промолчать о случившимся или придумать историю, оправдывающую виновного. Как же реагировать на подобные действия детишек? Как отучить от привычки лгать? Что делать, чтобы она не формировалась вовсе? 
Начинать следует с себя. Последите внимательнее за своей речью. Может быть, в ней нередко проскальзывают фразы типа «Я принесу тебе это с работы», «Меньше надо языком болтать», «Вот врет, ну и ловкач» и т.п. Дети трактуют эти высказывания как возможность и допустимость нечестивых действий, лживости, присвоения чужой собственности без риска понести наказание. Они понимают, что и безнравственными поступками можно восхищаться. Это родительское программирование и толкает их на противоречащие нормам поступки. Если мама может что-то принести с работы, почему я не могу брать вещи из детского сада. 
 
Возможно, вы не во всем честны со своими близкими. Ребенок мог стать свидетелем того, как вы преобразили события, произошедшие у него на глазах. Стремление детей к подражанию взрослым, делает из них маленьких лжецов. Поэтому, прежде чем задавать ребенку вопросы, задумайтесь, так ли уж вам важны их объяснения. Если малыш сказал неправду, дайте время ему одуматься и исправиться, не подавляйте его нравственную активность нравоучениями и абстрактными рассуждениями. Воспитывают честность - не рассуждения, а наше повседневное поведение в кругу родных, близких, сослуживцев и соседей. 
 
Сокрытие информации. Многие взрослые убеждены, что у малышей не может быть секретов и тайн. Однако даже самый маленький человек имеет право на личную точку зрения, на предпочтения и симпатии, в целом на личную жизнь и тайну. Чтобы понять, почему ваш малыш молчит, поставьте себя на его место. Этот шаг поможет вам смириться с формированием личной автономии ребенка его правом рассказать лишь то, что он сам сочтет нужным. Родители, например, не посвящают детей в детали своих отношений, в соседские дрязги и т.д. А вот поверить в то, что у малыша есть секрет от мамы или бабушки они никак не могут. 
С появлением ребенка на свет он отделяется от организма матери, после чего он приобретает все большую физическую и эмоциональную автономность. 
Взрослые не должны прибегать к наказанию и нравственному террору по отношению к детям, стремящимся своим молчанием или ложью сохранить спокойствие близких. Эти действия лишь подтолкнут ребят к более жестким формам манипуляции или послужат фундаментом развития у них таких черт как предательство, фискальство, наушничество. 
 
Фантазии. Мир детской фантазии безграничен. Проявляется она в играх, рисунках, творчестве. Именно выдумка делает общение с детьми столь привлекательным. Однако, нередко некоторые формы детской фантазии нарушают принятые социальные нормы и поэтому становятся предметом заботы родителей. Пока сказочные персонажи живут в рамках детских игр, они не вызывают беспокойства. Но как поступить, если ребенок подходит к соседу на улице и сообщает, что из его квартиры выходил незнакомый дядя. Это уже выходит за рамки детской шалости. 
Разграничение вымысла и реальности происходит не сразу в процессе психического развития ребенка. И образы воображения, и образы восприятия являются продуктами работы человеческого сознания. Поэтому дети приносят в наш мир придуманных ими существ и сказочных персонажей. 
Оценка подобной деятельности как склонности к лживости не верна. Чаще всего это свидетельство изолированности, недостатка общения, общей безудержности, эмоциональной подавленности, которая выражается в шутках, розыгрышах, выдумках. 
Зная эту особенность детской психики необходимо подобрать соответствующее окружение для ребенка, тогда дети, замыкаясь друг на друге, будут меньше досаждать серьезным взрослым. 
 
И еще один совет. Если у малыша возникают эмоциональные проблемы, связанные с работой воображения (страхи, эмоциональные срывы) попробуйте преодолеть их при помощи все той же фантазии. 
А главное необходимо помнить, что человеческий мир без фантазеров был бы скучным, серым, «сухим». 
Так давайте радоваться этому великому дару природы, способности украшать наш мир – фантазии.
 
13.01.2012
Смолякова Оксана Сергеевна, 
ведущий психолог Центра "Смайл"
  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+

yna957 (20/10/2014)
здравствуйте, не знаю как мне быть. Моя 11 летняя дочь постоянно врет всем, в том числе сверстникам. Многие перестают дружить с ней из-за этого, но она этого не осознает и продолжает врать. Например, подруга, которая болеет и сидит дома спрашивает у моей дочери, о том была ли она в школе. Моя дочь отвечает, что не была (хотя была). Подруга узнает о том, что моя дочь наврала и доказывает ей это, на что моя пытается доказать обратное. Так практически постоянно. Зачем она это делает?
Извините, возможность оставлять здесь отзывы доступна только зарегистрированным пользователям.
пожалуйста, представьтесь или зарегистрируйтесь