/О детях/Новорожденный. Ребенок до года

КУБИЗМ 

 
Кубики, обычные деревянные кубики - одна из самых древних и любимых игрушек малышей. Каких только кубиков не придумало человечество в разное время для своих детей, и все-таки вы можете попробовать изобрести нечто новое. Ценность ваших игрушек будет, в первую очередь, в их уникальности- ведь выполнены они будут с любовью только для вашего любимого чада. 
 

НАЧАЛО НАЧАЛ

 
За основу нового кубика, который вы будете делать, можно, конечно, взять уже готовый кубик от любого детского строительного набора, деревянного или пластмассового, но "это не спортивно"! Чтобы ваша игрушка была действительно Вашей, рукотворной, можно смастерить кубик из двух молочных пакетов- тетрапаков. 
 
Для этого их необходимо, конечно, тщательно промыть, просушить и обрезать так, чтобы остался "стаканчик" высотой примерно 7 см (высота должна равняться ширине тетрапака). Таких "стаканчиков" получится два- из двух пакетов. Затем по ребрам одного параллелепипеда нужно сделать небольшие выточки-надрезы, чтобы он легко и прочно вошел в другой- их нужно вставить друг в друга так, чтобы получился куб. Все! Заготовка готова, теперь можно начинать творить! 
 

РАЗВИВАЕМ СЕНСОРИКУ 

 
О развитии сенсо-моторного восприятия у детей написаны тома. Сегодня уже никого не удивишь мохнатыми книжками и шуршащими погремушками- их польза доказана, да и деткам это очень по душе! Полезно давать ребенку разнофактурные тряпочки, но они быстро "выходят из строя"- ребенок их просто измочалит и бросит, да и построить игру с обычными лоскутками самому ребенку зачастую не под силу. Предложите ему новую игрушку- СЕНСОРНЫЕ КУБИКИ. 
Для этого оклейте нашу заготовку разными на ощупь кусочками ткани размером 7 на 7 см. Например, подойдет для этого шелк, бархат, мешковина, крупно- или мелкорубчатый вельвет, трикотаж различного плетения, вязанное полотно, кожа, клеенка и т. п. 
 
Так же можно сделать кубик с использованием фактурной бумаги- бархатной, гофрированной (крупной- упаковочной и мелкой- из набора для детского творчества), фольги, голографической бумаги с различными изображениями, наждачной бумаги (тоже крупной и мелкой), салфеток...
Клей лучше всего использовать ПВА- он не токсичный и отлично склеивает различные материалы между собой. Ребра получившегося кубика можно оклеить узким скотчем, а можно кусочки ткани или бумаги клеить просто аккуратно встык. Такую игрушку можно будет подарить малышу, начиная с 7-8 месяцев. 
 
Прелесть такого кубика в том, что малыш сможет не только изучать различные материалы пальчиками и ротиком, но и непосредственно играть- строить башни, кидать в цель, составлять длинные поезда. А еще такую игрушку совсем не жалко испортить- и это тоже очень важно, так как учит наших детей не бояться ошибиться. Конечно, это не значит, то рукотворные игрушки НУЖНО ломать, но если такое случится- то все поправимо, и ребенок это знает- вот в чем огромный плюс! 
 

ИГРАЛЬНЫЕ КОСТИ 

 
Конечно, обязательно сделайте на такой основе и обычные игральные кубики- кости. Знакомить малыша с популярными играми- ходилками можно в достаточно раннем возрасте, лет с двух, особенно если в доме есть старшие дети, и процесс игры находится постоянно в поле его зрения. Ему же тоже захочется! И это прекрасно- в этом много развивающих моментов: выучит порядковый счет, усвоит понятия цифра-число, влево-вправо... Да и игра по правилам- это само по себе уже довольно сложное действо, и этому тоже нужно специально учиться! 
 
Игру лучше сделать самостоятельно, исходя из особенностей и интересов вашего ребенка. Мальчикам интереснее шагать от гаража с Тойотами к гаражу с Ниссанами, к примеру. В то время, как большинство девочек наверняка предпочтут принцесс, лошадок или зайчиков. Для игрового поля возьмите лист формата А3 (или склейте из двух обычных листов А4), нарисуйте или наклейте дорожку из фрагментов и пронумеруйте, обязательно сделайте пару "стрелочек"- опасных мест ,попадая на которые игрок перемещается назад или вперед на несколько клеток, а также клетку "пропусти ход". Украсьте оставшееся место картинками, вырезанными из журналов, раскрасок и рекламных макетов. главное, чтобы у вас получилось некое тематическое "полотно". 
 
Сложность может возникнуть с кубиком- на обычных игральных костях слишком мелкие точки- не каждый ребенок разглядит, а уж тем более сосчитает. Поэтому и кубик лучше сделать специальный- большой. На каждую грань заготовки наклейте белый квадрат размером 7 на 7 см с нарисованными или наклеенными черными или красными кружочками (чтобы было четко видно), как на готовых кубиках. Готовую игрушку оклейте широким скотчем. Можно играть. 
 
Вариант: 
для лучшего усвоения цифры и количества предметов, которое она обозначает можно сделать кубик с картинками и цифрами. Только картинки должны быть обязательно "говорящими" и не вызывать разночтений- подберите их внимательно! Например, 
 
1- Солнце (оно ведь одно в небе, и ребенок это знает) или нос (он тоже бывает только один, вне всяких сомнений), 
2- 2 глаза или 2 уха, 
3- цвета у российского флага (наверняка ребенок его видел, а если нет- так покажите, пусть знает!) 
4- ноги у собаки или лошади (лучше изобразить только лапы или копыта того, кого ребенок точно видел) 
5- конечно, пальцев на руке (нарисуйте ладошку) 
6- граней у самого кубика (нарисуйте кубик). 
Картинку рисуйте крупно, а цифру можно сбоку или в углу, но всегда в одном и том же. 
 
Еще вариант: 
можно сделать несколько кубиков с разным способом нанесения точек - по окружности, по треугольнику, линейно- как в пособии Никитиных "Точечки". Тогда разные кубики стоит делать разных цветов, чтобы было удобнее. Это полезно для "быстрочтения" числа- ребенок будет не пересчитывать каждый раз точечки на выпавшей грани кубика, а сразу считывать информацию, причем не только такую как привыкли мы (6- это два ряда по три точечки, как на кубиках нашего детства), но и другие варианты. А развитие многовариантности мышления- это как раз то, к чему стоит стремиться в занятиях с ребенком, не правда ли? 
 

ХОДИЛКА ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ 

 
Для тех, кто цифрами и числами еще не увлекается, но кидать кубик и переставлять фишки тоже непременно хочет, можно сделать вариант попроще. Кубик с разноцветными гранями из цветной бумаги и игровое поле с дорожкой из таких же, но поменьше, квадратиков (или кружочков, но квадратики нарезать гораздо проще и быстрее, и это дело можно доверить даже тому, кто совсем недавно держит ножницы в руках). Это важно: пусть цветная бумага будет той же самой, в разных наборах цветовые оттенки могут быть разными, а многие дети довольно болезненно воспринимают малейшие цветовые нюансы! и они правы! 
 
Ребенок лет двух сам сможет мазать дорожку клеем (лучше использовать клей-карандаш с видимым нанесением, который при высыхании становится бесцветным) и наклеивать разноцветные клеточки, а вы будете следить за тем, чтобы на пути встречались все цвета примерно в одинаковом соотношении. Придумайте, чья это дорожка, кто и куда именно будет идти, и нарисуйте или наклейте героя и пункт его назначения. Например, зайка может идти к морковке, слон на водопой, машина в гараж...Если будете играть вдвоем, можно сделать две дорожки и вести каждый своего героя. А можно вдвоем ,обгоняя друг друга на поворотах бороться за судьбу одного персонажа. Играть можно двумя способами: 
 
первый, быстрый: кидаете кубик и ставите фишку на ближайшую клетку такого же цвета, как и выпавшая грань; 
 
второй способ, процессуальный: кидаете кубик и переставляете фишку лишь в том случае, если выпавший цвет совпал с цветом следующей клетки на вашем пути. То есть, если вы стоите перед красной клеточкой, вы сможете встать на нее только тогда, когда у вас выпадет именно красный цвет, а до этого будете оставаться на месте. Скажу сразу, я бы до такого не додумалась, этот способ придумала моя трехлетняя дочь, видимо желая изучать теорию вероятности на практике, иначе чем объяснить ее любовь именно к этому варианту игры. 
 

РАЗВИВАЕМ СЛУХ 

 
Для развития абсолютного музыкального слуха часто используется следующее упражнение. В непрозрачные коробочки насыпается разное количество гремящего наполнителя, но количество это может отличаться весьма незначительно, а задача- выстроить коробочки по громкости- от самого тихого к самому громкому (или наоборот). Удобно бывает пользоваться для такой игры пустыми спичечными коробками, но не любой наполнитель поместится в такую маленькую емкость. Поэтому можно сделать специальные "музыкальные" кубики. 
 
Вам понадобится 5-6 заготовок кубиков (из 10-12 тетрапаков) и два десятка швейных бубенчиков (они продаются в галантерейных и швейных магазинах) или маленьких колокольчиков (их можно найти в отделах для рыболовов). Такие наполнители лучше всего различаются детьми по количеству. 
 
В первый кубик кладем 1 бубенчик, во второй- 2 и т.д. Украсить их лучше всего одинаково, чтобы при игре ориентироваться именно на слух, а не на "крапленые" кубики. Сперва даже вам будет казаться, что все они звучат (точнее гремят) одинаково, но довольно скоро и вы, и ребенок начнете прекрасно различать все 5 тонов. Это под силу малышам около двух лет. Это одна из тех самых простых вещей, которые всегда интересны и приносят ощутимые результаты. И игр с такой игрушкой можно придумать великое множество, ведь это не обычное пособие для развития, а прежде всего все-таки кубики! 
 

ИЗ КУСОЧКОВ 

 
У всех у нас в детстве был набор кубиков Составь картинку- наверное, лидер продаж и до сих пор. Деткам нравится собирать рассыпавшиеся детальки целого, да что и говорить- многие взрослые тоже не прочь покорпеть над паззлами, а ведь принцип-то тот же. И продается таких наборов очень много, но кубики в них обычно одного размера- с ребром 4-5 см. А маленькие детки любят большие игрушки, вот такая особенность! Поэтому самым маленьким можно предложить составить картинку из больших кубиков из тетрапаков. 
Для самой простой игры из 4 кубиков вам понадобится 4 заготовки кубиков (из 8 молочных пакетов) и 6 картинок размером 14 на 14 см из раскраски для самых маленьких. В таких раскрасках изображения достаточно крупные, на однотонном фоне, с четкими толстыми контурами, знакомые детям раннего возраста- как раз то, что нам нужно. Разрежьте картинку на квадраты 7 на 7 см- по размеру вашего кубика и наклейте на грани. Переверните все 4 кубика на другой бок и повторите операцию. Когда все стороны кубиков будут оклеены, оберните их скотчем и можно играть. И вы сможете дать своему ребенку такие картинки, какие вам и ему будет угодно, и какие он сможет собрать! 
 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ МЕРОПРИЯТИЕ 

 
Также можно сделать специальное пособие на основе кубика по любой отрасли знаний, какой вы с ребенком интересуетесь. Главное, чтобы количество элементов на превышало шести, потому как у куба только шесть граней, к сожалению. Имея в запасе достаточное количество небольших картинок (вырезанных из журналов, отслуживших учебных пособий или распечатанных из интернета) можно создать свой арсенал развивающих игр. 
 
Например, для годовичка можно сделать кубик Животные леса (волк, лисица, медведь, белка, заяц, рысь), для двухлетнего подойдет тема Животные Африки (лев, носорог, жираф, бегемот, крокодил, горилла), а трехлетке уже по возрасту будет Семейство кошачьих (лев, рысь, ягуар, пантера, кошка, тигр). То есть чем старше ребенок, тем углубленнее может быть отрасль знаний для тематического кубика. У нас был кубик Профессии людей, в последствии появился также Профессии животных, был Части тела- потом пришлось сделать Системы организма человека и т.д. 
А играть в такие кубики можно во все одинаково: 
Я знаю!-бросаем кубик по очереди, каждый должен рассказать все, что знает про изображенное на выпавшей грани. 
 
Угадай-ка!-ведущий берет один кубик, все видят, какой именно и загадывает какую-то из граней, рассказывая о ней описательно (или, что сложнее, показывая без слов), а все должны отгадать. 
 
Ассоциации- нужно из всех имеющихся тематических кубиков построить самую длинную цепочку так, чтобы каждый следующий элемент был чем-то связан с предыдущим, главное- суметь объяснить, КАК ИМЕННО связан. Например, волк с кубика Животные леса (живет в лесу)- скрипка с кубика Музыкальные инструменты (она делается из дерева, которое росло в лесу)- врач с кубика Профессии людей (это доктор-музыкотерапевт, лечит звуками скрипки) и т.д. Такая игра отлично развивает логическое мышление и речь! 
Строители- учитывая то, что игра-то все-таки в форме кубика, это просто замечательный строительный материал, но строить из него тоже полагается не просто так, а с умыслом! Главное -помочь детям в освоении категорийности- может, это будут две башни- Живые/Неживые существа, может быть- два паровоза Имеющие отношение к человеку/Не имеющие и т.п. То есть кубиками удобно манипулировать так, как не сделаешь, к примеру, с тематическими карточками или альбомами, и это их несомненный плюс! 
 
Удачи! 
 
15.05.2010
Надежда Малиновская, мама, педагог,
опубликовано в журнале "Лиза. Мой ребенок"

 

  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+
Извините, возможность оставлять здесь отзывы доступна только зарегистрированным пользователям.
пожалуйста, представьтесь или зарегистрируйтесь