/Занятия и игры для детей/Игры и развитие детей от 1 до 3 лет

Когда же малыш заговорит?


«Когда же малыш заговорит?» — это один из самых главных вопросов для мам и пап. Ведь так хочется, чтобы поскорее! Развитие и формирование речи у малыша проявляется по нескольким причинам.

В первые три года Ваш малыш овладевает  тем базовым запасом слов, которым он будет пользоваться всю жизнь. Развитие речи – это естественный процесс, но его можно немного ускорить.

В: Как научить говорить?

Кипарис: Я последнее время стала задаваться вопросом: «А правильно ли я разговариваю с ребенком?» Дело вот в чем: когда дочке было два месяца, я по всей квартире развесила на разную высоту разного размера самодельные цветные картинки (солнышко на тучке, кораблик, цветочек и т.д.) когда мы ходим с ребенком на руках по квартире, то акцентируем внимание на этих картинках, проговаривая что это. Сейчас нам пятый месяц и, если поднести ре к шкафу, где наклеено несколько картинок, то, называя одну из них, ре обращает свой взгляд на "правильную" картинку, признаться меня это очень радует, тоже происходит при произношении слова "часики" и т.д., но я не знаю, как правильно обозначать эти предметы: "часики" или "часы", "гриб" или "грибочек", а может быть это вообще не имеет значения.

Девушка с характером: Однако не стоит использовать только уменьшительно-ласкательные словечки, хотя при общении с малышом порой возникает желание "посюсюкать".  Ребенок обязательно должен знать оба варианта слова. Можно уже дифференцировать предметы по размеру, например:
 -Посмотри - это большая СОБАКА, а это маленькая СОБАЧКА.
Так ребенок не только узнает, что один предмет можно назвать по-разному, но и то, что одинаковые предметы отличаясь по размеру, например, и называться будут по-другому.

Stissy: Но ведь тут не только "ласковое" название, но и указание на размер прямо в слове. Может просто дополнить список картинок и, соответственно, словечек, как тут уже предлагали. Вот "ГРИБ" - картинка с большим грибом, можно еще пояснение - "гриб - большой". А вот "ГРИБОЧЕК" - картинка с маленьким грибом. И соответствующее пояснение, что это тоже гриб, но маленький. Заодно новые слова будете узнавать. И с размером уже начнете знакомить детку. И дальше можно так со словечками поиграть. Например, если тот же гриб не просто большой, а очень большой, то это уже будет не просто гриб, а настоящий "грибище" )) Но это мы уже так с сыном играем в словечки, он старше, ему уже интересно самому новые слова придумывать.

До двух лет Ваш малыш составляет свой «репертуар» звуков и слов. К 24 месяцам у него в запасе может быть до 200 слов, с помощью которых он может выражать свои желания и наблюдения.
Ситуация, когда ребенок слышит, что Вы говорите, и видит, что Вы при этом делаете, безусловно, стимулирует развитие речи

В: Как можно стимулировать развитие речи?

mamatimura: нам 2 года, с 1г7мес. говорим предложениями, сейчас уже используем сложные конструкции типа "..., потому что...", или "если будет..., то получится...", уже начались "почемучки". сравниваю с другими детьми - у нас речевое развитие на уровне 4 - 5 лет, только в некоторых словах дикция чуть похуже. с 1г.8мес. учим стихи наизусть: на данный момент знаем десяток четверостиший, мойдодыра целиком, десятка полтора сказок наизусть.

mamashka-natashka: девочки, на самом деле мальчики зачастую начинают разговаривать позже девочек, хотя если смотреть с точки зрения (медицинской) то все детки "должны" (как я не люблю это должны) говорить определенное количество слов к определенному возрасту, но по факту мальчики все же чаще говорить позже начинают.
 Но при этом не надо бросать с ними заниматься. нет времени - это просто отговорка, с ребенком не надо сидеть полчаса и делать пальчиковые упражнения, хватит 1-2 раза в день по 2-3-5 минут.
Есть много упражнений для языка, есть специальные упражнения для развития дыхания - причем они все есть в игровой форме для ребенка.
И все же я советую сходить к логопеду (но очень хорошему).

marichkapautova: я учу разговаривать сына в процессе игры, он показывает пальцем - я называю, затем наоборот. Правда с его стороны только пока слоги (один или два) с каждого слова.

Vesnusha: Я вчера дочку водила к логопеду, она нам эти же вещи и рекомендовала  Т.е. не "учить говорить", а именно понимать речь, узнавать названия предметов. Показывать ей элементы одежды (пуговицы, воротник, рукава), овощи-фрукты, зверей и т.д. Плюс учить ребенка в игре выполнять различные действия. От элементарных - показывать как летит птичка, умывается котик, до более сложных - мама читает стишок (мишка косолапый по лесу идет...), а ребенок по ходу изображает.

Fox and Fox: С 3 месяцев читаю сыну стишки которые содержат разные слоги например
са-са-са идет по лесу лиса
со-со-со лиса катит колесо
сы-сы-сы хвост красивый у лисы
Сначала просто слушал, с 6,5 месяцев начал пытаться повторять слоги

ИриNA88: Советы родителям
 1. Разговаривайте с ребенком как можно чаще с самого рождения. Просто рассказывайте все, что вы делаете, называйте все, что вы видите, спрашивайте что-либо и сами отвечайте.
 2. Не сюсюкайте с ребенком, не заменяйте нормальный язык детским и псевдодетским лепетом. Лучше употребляйте мягкие уменьшительно-ласкательные слова. Но самое главное – это нежный голос и любовь, и тогда уж точно не будет нужно никакого сюсюканья.
 3. Разговаривайте с ребенком и на серьезные темы, объясняйте ему все, но при этом не рассчитывайте на то, что кроха вас поймет. Просто малышу важно слышать различные слова, интонации.
 4. Верьте, что некоторые, элементарные тексты, которые вы произносите, ребенок понимает уже с первых месяцев жизни.
 5. Почаще носите малыша с собой: по квартире, на улице, в гости и т. д. Пусть ребенок общается не только с родителями и близкими родственниками, а с большим количеством людей. При этом конечно соблюдайте правила безопасности, следите, чтобы ребенка никто не заразил какой-нибудь болезнью, чтобы не пугался и т. д.
 6. Если есть возможность, то пусть малыш «общается» с детьми с самого рождения. Особенно важным это становиться в период становления речи. Пусть друзья будут немного старше вашего крохи – детский пример самый действенный.
 7. Как можно раньше приучайте ребенка жевать пищу. Пусть сначала это будут небольшие кусочки, но все же. И не надо ждать первого зуба! Он все равно никак не повлияет на развитие жевательных навыков, ведь резцами не жуют! Мы начали жевать печенье в 5,5 месяцев. Сначала было трудно, я все боялась, что Эля подавится, но потом становилось все легче и легче. Чтобы ребенок не отказывался от жевания, не надо заставлять его есть, даже молоко, потому что это вообще отбивает охоту кушать когда-либо, а особенно жевать и держать ложку самому.
 8. Пойте ребенку песни, не только колыбельные, чтобы заснул, но и просто когда находитесь рядом, переодеваете, купаете, убираетесь и готовите обед. Пусть это будут и детские песенки, и русские народные песни, и бардовские, и просто ваши любимые.
 9. Читайте малышу книги. С рождения! Самое интересное, что даже младенцы перестают плакать, когда им читают. Не обязательно читать детские стихи и сказки. Я, например, читала Эле свои любимые книги и журналы.
 10. Ребенку после полугода приобретите личные книжки, читайте их ему и все показывайте на картинках.
 11. В год малыш уже может обзавестись первой энциклопедией, в которой будут большие картинки, а сама книга будет раскрывать основные понятия и группы предметов (семья, мебель, транспорт, овощи, фрукты, игрушки и. т. д.), хорошо, если будет в ней много стихов.
 12. Играйте с ребенком в пальчиковые игры («Сорока-белобока» и др.).
 13. Ближе к году начинайте заниматься рисованием, это хорошо развивает мелкую моторику, а она в свою очередь напрямую связана с речевым центром.
 14. Давайте малышу играть с мелкими предметами, конечно, строго под вашим присмотром, для развития моторики.
 15. Как можно раньше начинайте учить ребенка есть самостоятельно, что также очень полезно для развития мелкой моторики.
 16. Если ребенок уже неплохо ходит, можно научить его капать песок (снег) лопаткой, чуть позже (у нас уже через 2 месяца после первого «выхода» в песочницу) лепить куличики.
 17. Играйте в игры с карточками, на которых написаны буквы, понятия и наклеены картинки (об этой игре читайте на страничке «Песочница») – после года.
 18. Периодически повторяйте слова, как бы проигрывая их перед ребенком, побуждайте его повторять, но не требуйте постоянно: «Скажи, ну, скажи!»
 19. Предложите ребенку около года и трех-четырех месяцев конструктор с крупными деталями, также для развития моторики.
 20. Всегда слушайте то, что говорит вам малыш, не отмахивайтесь от него, пытайтесь понять.

Однако  в некоторых случаях деткам не удается произносить отдельные сложнопроизносимые буквы, например, буква «Р».

В: Подскажите, пожалуйста, во сколько ваши детки освоили столь сложную букву «Р» и что Вы для этого делали (если таковое было).

Irina+: А мы пока учим слова целиком.  Сегодня доча трогала меня за подбородок, а я ей произносила "Под-бо-ро-док", она так внимательно - внимательно глядела и раза с 10-го стала произносить "ББ"

Скорпиоша: На момент начала активной речи (год и 11 месяцев ему было) в фаворе были трактора. Ну и учились называть правильно "Т-Т-Т-Р-Р-РАКТОР". Оказалось, с "т" на "р" очень легко язычок переставляется.  Через месяц начала речи буква "р" у нас была и сразу была чистая (не гортанная).

Нюська: как логопед, предостерегу Вас от просьб произнести звук Р, а то может и на горловой перейти, чтоб родители отстали, о горловое произношение очень трудно исправляется 
А вот упражнения делать можно и даже нужно. Для Р нужен сильный кончик языка, хороший подъем и сильная воздушная струя. Упражнения такие: "почистить верхние зубки" - рот в улыбке приоткрыт, язычком "чистим" зубки;
 "лошадка" - пощелкать язычком, рот приоткрыт, нижняя челюсть неподвижна;
 "барабанщик" - постучать за верхними зубками и произносить "ДДД", рот приоткрыть.
 Ну и конечно не помешает консультация логопеда, тогда добавятся в зависимости от особенностей речи еще какие то упражнения. А вообще, здесь правильно писали, что до 4,5-5 лет можно звуком Р не заморачиваться, если все остальные звуки в норме.

mona_81: Мы каждого животного изображаем. Ну, знаете (собачка - ав-ав, киска - мяу...), сказала пару раз как лев делает (ррр), доча стала повторять.

Olga: Специальных упражнений вроде никаких не делали, просто поправляла ребенка, когда она произносила слово неправильно и ещё мы рычали вместе, разных хищников изображали.

Нюська: можно придумать знаки (хлопнуть, топнуть и т.д.) для обозначения звука. Задания типа - как услышишь букву Р, положи кубик.

brukaro: учила мама, мы ходили в садик и по дороге все время повторяли: морррковка, каррртошка, коррзина и т. д.

Тэт: Помог дошкольный центр, точнее преподаватель по музыкальному развитию. Она учила с ними песенки, и среди них была такая:
Отчего рычит барбос р-р-р-р
Он гоняет рыжих ос р-р-р-р
Отчего рычит барбос р-р-р-р
Осы жалят его нос р-р-р-р. Гав!
 
В: мы еще не говорим Рррр дочке 3,6..муж пытается учить, но я читала, что до 5 можно не волноваться?

Lanalis: нам логопед сказала, что лучше ставить после 5, главное, успеть до того, как ребенок в школу пойдет.  А артикуляционную гимнастику в любом случае делать полезно. И еще она говорила, что, если ребенок не умеет четко говорить Л и ЛЬ, Р ставить нельзя.

мускарик: У меня муж с сыном рычал, когда тот еще сидеть не умел. То ли поэтому, то ли просто совпало, буква Р у сына как родная была.

Как происходит развитие речи

В период от новорожденного до дошкольника речь Вашего ребенка развивается с невероятной скоростью.

Возраст                                                          Речевые навыки


новорожденный                                  Общается с помощью плача
3 месяца                                              Гулит и произносит простые звуки, такие, как «ох» и «ах»
6 месяцев                                            Произносит согласные звуки «б», «м» и «ма-ма»
9 месяцев                                            Соединяет звуки
12 месяцев                                          Произносит сложные согласные, например, 

                                                            «в» и может сказать «мама»                                   
18-24 месяца                                       Знает около 30 простых слов и каждый день

                                                            произносит новые
2 года                                                  Знает около 200 слов и начинает их соединять
3 года                                                  Знает сотни слов и объединяет их в предложении

И помните, это всего лишь усредненные данные. Каждый  ребенок индивидуален и развивается согласно программе, заложенной мамой с папой.


18.10.2011
Подборку составила Сибмамуля

  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+

Извините, возможность оставлять здесь отзывы доступна только зарегистрированным пользователям.
пожалуйста, представьтесь или зарегистрируйтесь