/О детях/Воспитание и психология

Как объяснить ребенку?..

 
Не знаю, как объяснить ребенку, что такое вчера, сегодня, завтра, и что такое неделя, день, понедельник, вторник и т.д. Мне кажется, что я в своем детстве не имела с этим проблем, и сейчас я не знаю, как это объяснить дочери.
 

 
Ваши затруднения имеют под собой реальную основу, т. к. эти понятия действительно не простые для освоения ребенком. Категории, связанные со временем, трудны тем, что время (в отличие от пространства) течет независимо от воли человека, как бы сквозь него, и с этим течением временные «объекты» меняют свои названия.
 
С пространственными отношениями ситуация другая – Вы можете управлять своими перемещениями в пространстве и создавать достаточное количество примеров, из которых мозг ребенка создает «правило». Например, Вы говорите «сейчас пойдем на кухню», и вы идете на кухню, и когда ситуация повторяется достаточное количество раз, чтобы мозг ребенка создал и закрепил связи, ребенок запоминает слово и то, что оно обозначает.
 
Возможно, когда Вы были маленькой, ваш мозг получал достаточно информации, чтобы создать необходимые связи. Например, Вы можете сказать дочери, что сегодня вечером будете делать что-то – достаточно необычное, уникальное (например, выйдете посмотреть на звезды), и обязательно сделать это. В другой раз сообщите, что «сегодня вечером» сделаете еще что-то, и потом сделаете это. Важно, чтобы ребенок получил достаточно примеров, с помощью которых мозг сам создаст правило.
 
Можно обсуждать происшедшее на следующий день, пользуясь уже понятием «вчера». Обратите внимание, не создает ли это путаницу в понимании ребенка. Возможно, для Вашего ребенка будет удобно, когда Вы запланируете что-то сделать вместе «завтра», на следующий день подтвердите, что вы сделаете это «сегодня», а на следующий день вспомните о том, что вы делали это «вчера». Или, может быть, усвоению каждого понятия нужно уделить отдельное время, и приступать к освоению следующего тогда, когда предыдущее уже стало привычным. Разным детям может потребоваться разное количество повторений, и иногда довольно много.
 
Другой вариант – помочь освоить эти понятия в игре с одинаковыми движущимися предметами, например вагончиками. Пусть будут фигурки, которые символизируют вас и вашу дочь, и с наступлением ночи фигурки переходят из одного вагончика в другой, и вы рассказываете дочке, что одновременно с этими перемещениями вагончики меняют свои названия.
 
Аналогичный процесс можно организовать и чтобы помочь дочери освоить другие понятия, связанные со временем.
 
Хочу обратить ваше внимание на то, что освоение понятий ребенком происходит более успешно в том случае, если ребенок заинтересован в улучшении понимания языка взрослых  и если обучение проходит в комфортной и радостной атмосфере.
 
 
24.02.2014
Ольга Бутенко,
психолог МБУ «Радуга»
На правах рекламы.
  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+