/О детях/Школа/Другая школа

«Наука принадлежит также детям»

На прошлой неделе в рамках международного инновационного форума «Интерра-2013», который проходил в Новосибирске 6-7 сентября, в кинотеатре «Победа» состоялась необычная встреча детей и их родителей со специальным гостем форума, прибывшим из Лондона, - Яном Расселом.

Повзрослевший Гарри Поттер, показывающий, как в воздухе «сама собой» парит елочная игрушка, шоколадка, шарик для пинг-понга или как моющее средство «Фейри», налитое в таз с водой, без весел и ветрил управляет маленькой лодочкой, на протяжении двух часов удерживал внимание и детей и взрослых своими экспериментами. А это, согласитесь, не так легко, если учесть, что большая часть зрительного зала состояла из младших школьников, чье внимание рассеивается уже после нескольких минут. Зал был забит до отказа, и найти свободное местечко в течение всего действа было невозможно. Взрослые стояли в узеньком проходе, ведущем к сцене, дети, которым не досталось мест в зале, сидели на ступеньках. Кто же этот современный волшебник из Великобритании?

Ян Рассел – эксперт в области интерактивных научных выставок и перфомансов, консультант по созданию и развитию музеев науки и интерактивных научных центров, изобретатель интерактивных приборов и машин для демонстрации научных явлений и опытов, но, что самое важное, – учитель по призванию.

Потому и контакт со школьниками на шоу под названием «Наука принадлежит также детям» - потрясающий.

«Я бы попросил вас сказать, если вы заметите что-нибудь интересное... Кто считает, что это не так, поднимите руку. Многие не согласны с нами? Это значит, что мы не правы? Давайте попробуем! Кто проведет этот эксперимент дома? О, да вы настоящий ученый!..» Вот так, уважительно, но с долей теплой иронии, общался он с залом. А зал время от времени взрывался бурными аплодисментами в ответ на удивительные, забавные, и зачастую шаловливые эксперименты.

Ну, вот, к примеру, такие.

– Было ли у вас когда-нибудь, – спрашивает Ян Рассел у зала, - что вам хотелось разбить яйцо о голову другого? – Yes, – отвечает ему по-английски многоголосый детский хор.

– А яйца, заметьте, очень крепкие. Однажды произошло такое, – продолжает он, подойдя к мальчугану, сидящему в первом ряду, и провокационно держа яйцо у него над головой, – что я нечаянно разбил яйцо о голову одного мальчика. Ужасная случайность. Показать вам, как это произошло?

Зал взрывается смехом.

– Я держал яйцо вот так, и старался сжать его изо всей силы: я уже объяснял, что структура скорлупы очень прочная... Я вижу, парень чего-то немного боится? – «удивился» экспериментатор, глядя на мальчишку, втянувшего голову в плечи, и попытавшегося уклониться от надвигающейся угрозы.

- Наверное, когда я производил эксперимент в то время, – невозмутимо рассуждал он дальше, – на яйце была трещина. Досадное недоразумение! Поэтому я хочу, чтобы вы все провели этот эксперимент дома и все проверили сами. Конечно, некоторые могут засомневаться, что я держу сейчас яйцо не сырое, а вареное. И это правильно, ученые должны сомневаться. Но мы можем его разбить вот в эту чашку. Видите – сырое!

Бурю эмоций вызывает и другой эксперимент с девятью сырыми яйцами. Ученый вызывает из зала добровольца, желательно гимнаста или человека, занимающегося в балетной школе, чтобы тот мог держать равновесие на одной ноге, потому что «иногда может произойти непредвиденное, и, если качаться, то яйца разобьются». Эксперимент с участием хрупкой девчушки, взобравшейся на контейнер с сырыми яйцами, удается на славу. В завершение, Ян Рассел предлагает снова убедиться, что все взаправду, и девочка выбирает наугад одно из девяти, которое тут же летит в чашку, убеждая всех, что оно сырое.

- Если этот эксперимент вы будете проводить дома, – заговорщически улыбается ученый,  – очень важно выбрать дорогой ковер. Потому что нужна мягкая ровная поверхность, которая распределит силу равномерно.

Какие-то эксперименты ученый объясняет. Где-то оставляет ребятам простор для фантазии и мотивацию повторить эксперимент дома.

- Хотели бы вы, чтобы я объяснил, почему так происходит? – иногда спрашивал он, завершая очередной эксперимент. - Но я не скажу. Сегодня я не дам вам на всё ответы. Я лишь хочу показать вам такое, о чем можно будет подумать после. Знаете, объяснение часто останавливает людей, и они перестают думать, а я хочу, чтобы вы начали думать. Чувство, когда очень хочется что-то знать, – оно очень важное.

Но чаще объяснения все же давались.

- Вы видели таких насекомых, которые бегают по воде? Замечательно! Но почему они могут бегать по поверхности воды, а вы нет? Как вы думаете, это потому что насекомые маленькие, или потому что у них маслянистые ножки?

- Потому что маслянистые, – откликается часть зала.

- Хорошо! Возьмите масло, снимите ботинки... Может быть, размер все же имеет значение?

Эксперименты из химии и физики – со звуком, давлением, электромагнитными полями, водой, газом при помощи самых простых подручных средств выглядели завораживающе и самое главное, все они сопровождались смешными комментариями:

– Вот, смотрите, у меня бокал. Обычно такие стоят на столах в ресторане. Я влажным пальцем начинаю водить по его краям, вы слышите этот удивительный звук, похожий на звон? Если будете проводить этот эксперимент в ресторане, лучше делать это под столом, тогда люди не поймут, откуда доносится этот звук. Кто проведет такой эксперимент? Отлично!

- А вот это – «шар-ракета». На вечеринках, когда  взрослые говорят о скучных вещах, в кармане у меня есть несколько таких ракет. И, когда я их запускаю, то воздух выходит и шар летит куда угодно. А в конце, он, видите, подпрыгивает. Тогда взрослые, увидев это, тоже начинают смеяться и визжать от восторга, как вы сейчас, словом, вести себя, как дети.

Когда ученые делают открытие, иногда какой-нибудь умный изобретатель зарабатывает много денег. Но наука это не просто улучшение экономики, ваших карьерных возможностей и зарабатывание кучи денег. Наука существует для того, чтобы сделать вашу жизнь более интересной более вдохновялющей.

Сегодня мы узнали несколько интересных вещей. А еще мы узнали, что дети в науке могут быть лучше, чем взрослые. Потому что вы лучше экспериментируете, больше замечаете, лучше умеете удивляться новому, и вы не скучные. В общем, наука принадлежит также детям!

12.09.2013
Автор: Ольга Стрикун
Фото пресс-центра Форума Интерра-2013
  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)

Есть мнение?

Текст:
Автор:
Код: 
 Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться