Реклама

/Архив новостей

Дети в сети: новое поколение вырастет в Интернете

В конце ноября - начале декабря в Новосибирске прошли многочисленные мероприятия проекта «Новосибирск, вперед, вместе с Google». Программу поддержало правительство области. В новосибирском Академпарке в течение двух недель на конференции, семинары, различные встречи собирались разработчики, предприниматели, школьники, студенты и школьные педагоги. На одной из конференций, посвященной цифровой грамотности и безопасности в Интернете детей и подростков, побывал и наш корреспондент.

Помните, у Льюиса Кэррола в «Алисе в Зазеркалье»: чтобы оставаться на месте, нужно бежать со всех ног. А чтобы попасть куда-нибудь, надо бежать, как минимум, вдвое быстрее. Что-то очень похожее происходит сегодня в интернет-пространстве. Такими темпами на Земле не развивается ни одно направление. Как успеть за ним? Как не отстать от наших детей, чтобы говорить с ними на одном языке интернета? А может, это взрослые, должны опережать своих детей, чтобы научить их разбираться с интернет-технологиями?

В этом году Фондом развития Интернет и факультетом психологии МГУ при поддержке Google впервые были проведены всероссийские научные многоступенчатые исследования, которые и позволили ответить хотя бы на некоторые из этих вопросов. И в первую очередь – на самый важный: какое оно, новое цифровое поколение?

Как рассказывал на конференции доктор психологических наук МГУ Владимир Шляпников, (один из авторов методических пособий для работников системы общего образования, в которые вошли результаты исследований),

еще пять лет назад, когда пионеры киберпсихологии только начали говорить о проблеме «цифровой социализации», большая часть педагогов, психологов, родителей отказывались в это верить. Казалось, что ключевые институты - семья и школа, никогда не уступят свои позиции.

Но вот прошло пять лет, и цифровые технологии настолько широко распространились по миру, так глубоко проникли в нашу жизнь, что сегодня единицы отважатся сказать: «Нет, интернет мало что значит в социальной жизни». Другое дело, как оценивать его влияние: ведь пока вся эта «социализация» происходит стихийно.

Первый гаджет 3-5 летний малыш зачастую получает на день рождения или на Новый год. И, между прочим, родители не сильно утруждаются, обучая его правильному и безопасному использованию подарка. И малыш интуитивно самостоятельно осваивает интерфейс, причем на первых порах вполне успешно. Так самостоятельно он впервые и включается в интернет-сообщество.

Поколение Х против поколения Z?

Сегодня появилось совершенно новое поколение детей, подростков, выросших в новой цифровой среде. С их появлением возник и  уникальный феномен «цифрового разрыва».

” В стенах одной российской школы сосуществуют несколько разных интернет-поколений. Два из них: «бэби бумер» и «поколение Х» – люди доцифровой или «аналоговой» эпохи (звучит  как эпоха «ледникового периода»!) и еще - два цифровых поколения.

Поколение «бэби бумеров» – те, кто рожден с 1945 по 1965 годы, на них опирается современное образование. В сознательном возрасте, уже будучи сложившимися профессионалами, они самостоятельно осваивали интернет-технологии.

«Поколение Х» – интернет-пользователи, рожденные с 1965 по 1985 год, в каком-то смысле, – ровесники сети. Они развивались параллельно с нею, но высокие технологии все же входили в их жизнь постепенно, и не были еще фактором социализации.

А вот у «поколения Y» и «поколения Z» отношение к интернет-технологиям изначально другое, чем у тех, кто старше. Отсюда и «цифровой разрыв». Но это совсем не значит, как показали те же исследования 2013 года, что «цифровое» поколение лучше, чем «аналоговое» владеет интернет-технологиями.

Но вот в чем заметна огромная разница, так это в том, как «цифровое» поколение, в отличие от «аналогового», относится к реальности и виртуальному пространству.

” Для сегодняшних детей и подростков противопоставление виртуального и реального абсолютно не актуально, потому что для них все это слито воедино, и одно является продолжением другого.

Очень часто мы их не понимаем, потому что то, что нам кажется «глупостью и ерундой», для них так же серьезно, как для нас реальные жизненные проблемы. Когда подросток прибегает к родителям расстроенный, и говорит, что «на моей «веселой ферме» украли помидоры», для него это трагедия, как если бы помидоры в реале украли на вашем дачном участке. И с этим надо как-то мириться, считаться, и понимать, что у современных детей совершенно иное, особое видение мира, особые потребности, которые требуют уважения.

” Некоторые специалисты считают, что «цифровое поколение» - это отклонение от нормы. Конечно, если сравнивать с нормами, принятыми в 60-70-е, то такие сравнения явно не в пользу современных детей. По итогам исследования Фонда развития Интернет и факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, сегодня объем внимания у детей значительно уменьшился, способность концентрации сократилась, память тоже стала ухудшаться. Страдают качество и глубина общения. 

Но если смотреть на цифровое поколение в перспективе, то ему вполне комфортно будет в том мире, в котором предстоит жить и работать, потому что этот мир станет совершенно другим. Новый образ жизни будет диктовать новые требования к психике, к социальному поведению.

Учиться и учить

В январе 2013 года прошли самые крупные исследования «цифровых компетентностей» российских школьников и их родителей при поддержке Google. Такой опрос проводился аналитическим центром Юрия Левады в 8 федеральных округах России, чтобы понять, что знают и умеют наши дети, подростки и их родители в интернете. Оказалось, немного.

” Но, тем не менее, 80% подростков и каждый второй родитель по опросу Левада-центра считают себя уверенными пользователями интернета. Это завышенное представление о своих навыках и умениях и порождает миф, что дети существенно превосходят взрослых в использовании интернета.

Нет, они знают и умеют не больше родителей, а родители преуспевают в сетях не больше детей. С другой стороны, такие представления о собственном всемогуществе не мотивируют к развитию и обучению.

Исследования также показали, что «цифровое поколение» самостоятельно научилось искать в интернете информацию, фото и видео, завязывать знакомства (радует, что на втором месте среди приоритетов школьников поиск информации для учебы).

” Но в целом подростки больше выступают как пассивные пользователи интернета. А между тем, с каждым днем все более востребованной становится способность выявлять через социальные сети коллективный опыт и аккумулировать его, уметь прогнозировать события и явления, опираясь на экспертные оценки участников сети.

Быстрые изменения, когда профессиональные знания устаревают в течение нескольких лет, требуют умения учиться не только на своем опыте, но и на опыте других. А он, как правило, рассеян по сети контактов.

Вопрос цифрового образования стоит сегодня очень остро. Ведь если и дальше подрастающее «цифровое поколение» в нашей стране будет стихийно и бессистемно, «на ощупь» овладевать интернет-технологиями, то им будет трудно критически оценивать найденное, создавать свой контент и взаимодействовать с интернет-сообществами.

Более опытные взрослые должны бы показать ребятам, как это делать. Это уже новый вызов поколению родителей – научиться и научить, выйти за рамки «скачивания» фильмов (а ребенка вывести за рамки «стен Вконтакте»). Для тех родителей, кто хотел бы быть в интернете рядом со своим ребенком и чуть-чуть впереди, очень полезным может оказаться ресурс компании Google «Разбираем интернет.»

12.12.2012
Автор: Ольга Стрикун
   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться