Реклама

/Проекты Сибмамы/Сибмама. Интервью

Интервью с Татьяной Скрицкой

В марте в Новосибирске состоялась всероссийская научно-практическая конференция «Теоретические и прикладные аспекты перинатальной психологии: проблемы и перспективы». Накануне конференции Sibmama встретилась с Татьяной Скрицкой, клиническим психологом, кандидатом психологических наук, чтобы поговорить про работу психологов с будущими мамами и папами. Но, в итоге, получился интереснейший разговор не только про перинатальную психологию, но и про воспитание, общение, понимание… Впрочем, судите сами.

"Я достаточно долго занималась психологией беременных - почти 2 года работала в Кемерово в роддоме. Кстати, когда я в 1997 году начинала там свою работу над диссертацией, в роддомах Кемерова и Новосибирска не было даже намека на психологов. Зато сейчас уже в 2 роддомах Кемерова работают психологические службы, и весьма эффективно. Жаль, что в Новосибирске это пока не развито, ведь психолог и в женской консультации, и роддоме необходим. Этот специалист может заниматься просветительской работой - рассказывать о родах, послеродовом периоде, о дальнейшем взаимодействия с ребенком. Его помощь требуется, когда женщина неправильно настороженно относится к медицинскому наблюдению во время беременности или к пребыванию в родильном доме, из-за чего лечение может быть малоэффективным… На ранних сроках беременности и перед родами возможна работа по приобретению навыков саморегуляции. Даже аутотренинг дает очень хороший эффект в нормализации своего состояния".

"Перинатальные психологи работают не только с женщинами, но и с семьями. Ведь в период беременности женщине необходимо повышенное внимание и поддержка близких друзей и родственников. Прибавьте к этому изменения эмоционального состояния, и вы поймете, что порой достаточно успокоиться и получить навыки саморегуляции, общения, чтобы нормализовались и отношения в семье".

Если зашла речь о семье, очень хочется знать – нужно ли родителям обращаться к психологу, когда ребенок переживает очередной кризис?

Детские кризисы - это нормальные этапы взросления. Вообще, первый кризис ребенок переживает в первый же месяц после родов. Из биологического существа (если можно так сказать) появляется человек. Что происходит в это время? Ребенок начинает реагировать на голос матери, он улыбается, когда видит мать или если хочет обратить на себя её внимание. У малыша появляются новые качества, которых не было до сих пор, поэтому данный период и называется кризисным. Кстати, не надо думать, что первые месяц-полтора ребенку нужно лишь быть чистым, сухим и накормленным. Общение в эти месяцы очень важно для его дальнейшего роста и развития!

Следующий кризис – это кризис первого года жизни. Ребенок начинает достаточно хорошо ходить, говорить, становится более самостоятельным. Он превращается в маленького исследователя, которому все ужасно любопытно. Но родители зачастую оказываются просто не готовы к тому, что малыш растет, и к тому, что необходимо менять свое к нему отношение. На данном этапе развития ребенка, главная задача родителей – сделать пространство квартиры максимально безопасным для малыша и суметь сдерживать себя, чтобы не удовлетворять все потребности ребенка. Если малыш успел получить что-то прежде, чем захотел, то постепенно его активность и мотивация достижения цели будут снижаться. Когда между возникновением потребности и ее удовлетворением проходит какое-то время, пусть даже небольшое, ребенок учится преодолевать трудности. А ведь преодолевать их придется всю оставшуюся жизнь. Кризис 3-летнего возраста. У ребенка появляется самосознание, он начинает отделять себя от мамы. Кстати, в это время не только родителям тяжело, самому малышу тоже непросто. С одной стороны, он уже достаточно хорошо может объяснить чего ему хочется, а чего нет. Но, с другой, -- он всё равно зависим от родителей. Это противопоставление родителям очень важно. Маме и папе необходимо учитывать интересы ребенка в этом возрасте, но делать это грамотно. Например, если малыш утром просыпается капризным и заявляет, что в садик больше не пойдет, то родителям придется проявить гибкость и находчивость, чтобы без большого конфликта отвести ребенка в сад. Им необходимо научиться управлять поведением малыша таким образом, чтобы это не особенно противоречило тому, чего хочется малышу и нужно самим.

А связаны ли кризисы и детские страхи?

Чаще всего страхи появляются у детей в возрасте 3 - 5 лет. В этот момент самосознание позволяет ребенку оценивать мир иначе, чем в более раннем возрасте. И сказки, которые рассказывают родители, или ребенок смотрит по телевизору, воспринимаются на веру. В этих сказках наряду с добрыми, существуют и плохие персонажи, которых ребенок начинает бояться. Я бы посоветовала читать и показывать деткам до 5 лет больше русские сказки. Дело в том, что книга или мультфильм это проявление особенностей культуры той страны, в которой они создавались, поэтому ребенку будет понятно, что происходит с героями, какие трудности возникают и как они преодолеваются. И через сказку ребенок будет перенимать особенности родной культуры.

Если у вашего ребенка появились страхи – необходимо помочь ему их преодолеть. Например, если он боится темноты, то не надо говорить, что это глупость. Малыш не перестанет меньше бояться темноты, но станет меньше рассказывать родителям о своих переживаниях.

Кстати о переживаниях, только уже о родительских. Скажите, пожалуйста, что думают психологи о детских садах, стоит ли отдавать туда ребенка? И если да, то с какого возраста?

Мне часто задают этот вопрос, потому что начало посещения детского сада – важный период в жизни всех членов семьи. На самом деле, не существует универсального, самого оптимального времени для начала посещения сада. Все зависит от ребенка. Если он достаточно общительный, самостоятельный, не слишком часто простывает, то начать посещать детсад можно даже с 2 лет. Обычно у девочек и младших детей в семье возникает гораздо меньше проблем с посещение садика.

Если родителям комфортно, чтобы ребенок был дома с мамой, няней или бабушкой? Такой вариант возможен, ведь сейчас большое количество развивающих кружков и секций. Но если садик – это единственная вариант, позволяющий совместить возможность растить ребенка и работу, то главное четко понимать, зачем вы отдаете ребенка в детский сад. Ведь все родительские сомнения относительно садика передаются детям. Могу привести пример – если родители отдавали детей в сад и страшно переживали из-за этого, то дети ходили неохотно, у них возникали конфликты в группе, с воспитателями, они плохо адаптировались в группе и часто простывали. Все это достигало каких-то невероятных размеров, в итоге мама заболевала, и в этот момент, когда активность мамы переключалась на себя, дети начинали ходить в садик просто замечательно!

Это же касается и школы. Многие родители искренне уверены, что их дети боятся идти в школу. Вообще, я, наверное, не встречала детей, которые боялись школы. Её боятся родители. И позвольте здесь дать совет – относитесь к школе как к необходимому периоду в жизни своих детей. Нужно достаточно четко представлять чего вы хотите от школы для ребенка - знаний, появления друзей, (можно добавить что-то свое)… Только не воспитания! Школа никогда не будет воспитателем, воспитывает ребенка все-таки семья, родители. В школе могут закрепляться или наоборот не закрепляться те или иные модели поведения, которые появились у ребенка в семье. Чем спокойнее и рациональнее родители относятся к школе, к новым требованиям, тем лучше ребенку.

Продолжая тему школы, хотелось бы узнать, как поступать мамам вундеркиндов? Посвящать все время ребенка решению задач или игре на скрипке или нет?

Когда мамы дошкольников говорят мне, что ребенок склонен к таким-то наукам, я советую поддерживать и развивать интересы детей. Но человек должен быть развит гармонично. Так, помимо интеллектуального развития, хорошо, когда ребенок развит физически, у него много друзей. И наоборот. На самом деле вундеркиндов немало, а вот гениальных взрослых - единицы. Ребенок -вундеркинд часто вырастает обычным взрослым. А вот дети, которые были обычными и не выделялись в школе среди одноклассников, могут став взрослыми добиться каких-то особенных результатов. В подобных беседах родители часто вспоминают Моцарта, который в 5 лет уже давал концерты. Но много ли вы знаете Моцартов?

В последнее время все чаще говорят, что переходный возраст, которого так боятся все родители, начал проявляться раньше. Так ли это и с чем это может быть связано?

Действительно, возраст, связанный с началом полового созревания (пубертата) сегодня отодвинулся и начал проявляться намного раньше. У девочек половое созревание иногда начинается уже в 7-8 лет. Причин тому много: условия жизни, более калорийное питание, сладости и шоколад, которые вызывают гормональные изменения, провоцирующие более раннее половое созревание. Возраст начала полового созревания передается также и по наследству. Если родители (или один из родителей) начали рано расти и быстро превращаться в девушек и юношей, то велика вероятность того, что и ребенок повзрослеет довольно рано. Но все-таки, обычно пубертат начинается лет в 10 у девочек и 11-12 лет у мальчиков.

Кстати, есть ещё период быстрого роста (вытягивания) перед школой, который, не является пубертатом. В последний год перед школой и в первом классе очень важно научить ребенка учиться, выполнять уроки, хорошо, если ребенку нравится выполнять учебные задания, решать ребусы и головоломки. Особенно это актуально для мальчиков, у которых с дисциплиной и выполнением домашнего задания зачастую бывают проблемы, поскольку по природе своей они более непоседливы.

Есть ли универсальный рецепт психолога, который можно «прописать» всем родителям?

Ребенок не должен, не обязан и не всегда может оправдывать ожидания своих родителей. И какими бы родители ни были хорошими, успешными, и так далее – ребенок не обязательно будет похож на них. Любой ребенок это отдельный человек с совершенно уникальным набором генов. Понятно, что необходимо поддерживать детей, развивая те хорошие качества, которые в них есть, но делать это необходимо так, чтобы и ребенок тоже хотел этого.

Если родители обращаются за помощью к психологу, им необходимо понимать, что в рамках одной консультации невозможно изменить поведение ребенка, отношения в семье и разрешить все конфликты и проблемы, которые могли копиться годами. Отличный пример тому – программа «Няня спешит на помощь», когда совершенно посторонний человек (психолог) входит в семью, наблюдает за жизнью всех ее членов, делает определенные выводы. Причем, в передаче психолог 7 дней по 7-8 часов проводит в семье! В результате такого длительного взаимодействия семьи с психологом, родители и дети привыкают жить по новым правилам. В итоге, расставляются новые акценты, меняются модели взаимодействия между членами семьи. Но для этого нужны время и усилия. Разовое посещение психолога ничего серьезно не изменит.

09.04.2007
Беседовала Ирина Лешукова
Новосибирск

Статьи Татьяны Скрицкой на сайте Сибмама
   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться