/Занятия и игры для детей/Игры и развитие детей от 1 до 3 лет

Признаки игры

Вот, следовательно, первый основной признак игры: она свободна, она есть свобода. Непосредственно с этим связан второй ее признак. Игра не есть «обыденная» или «настоящая» жизнь. Это выход из такой жизни в преходящую сферу деятельности с ее собственным устремлением. Уже ребенок прекрасно знает, что он «ну просто так делает», что все это «ну просто, чтоб весело». Сколь глубоко такого рода сознание коренится в детской душе, особенно выразительно иллюстрирует, на мой взгляд, следующий эпизод, о котором поведал мне как-то отец одного ребенка. Он застал своего четырехгодовалого сына за игрой в поезд, восседающим во главе выстроенных им друг за другом нескольких стульев. Отец хотел было приласкать мальчика, но тот заявил: «Папа, не надо целовать паровоз, а то вагоны подумают, что все это не взаправду».
Й. Хейзинга. Homo Ludens (Человек Играющий)

Мы часто смотрим на игры детей свысока. Для многих взрослых игра равнозначна «потеря времени», которую бы мы желали заменить чем-либо более полезным (например, учебой, помощью по дому) или хотя бы придать этой бесполезной деятельности смысл – сделав ее развивающей.

Я слышала о маме, которая играет с ребенком по часам: с часу до полвторого каждый день (например). Я знаю мам, которые покупают только развивающие игрушки, книги и с полугода водят детей в специальные студии раннего развития. На форуме «Задай вопрос детскому психологу» (на одном из сайтов семейной тематики) читаю письма, которые начинаются одинаково:

«Здравствуйте, уважаемый психолог! Моему ребенку два года. Он/она уже умеет считать, знает все буквы (и т.д.) – вот такой развитый малыш!».

В результате, сама будучи мамой, задумалась: что значит слово «развивающий»? Чем развивающая игрушка/игра отличается от обычной? Что будет с малышами, которые не вовлечены в развивающую деятельность? И далее: какая игрушка является «хорошей», полезной, какая – «плохой», вредной? Позволять ли ребенку самому выбирать себе занятие или же направлять его, предлагая самое лучшее? И сколько должно их быть, занятий и игрушек?

Ответы на эти вопросы постепенно оформились в ряд готовых утверждений, которые не пришлось долго искать - достаточно было внимательно послушать, что говорят на детской площадке, в садике, на форумах.

  1. «Развивающая» игрушка - та, которая позволит ребенку стать уникальным, опережающим сверстников, с высоким IQ и выраженными способностями. Если кубики призваны научить малыша «читать раньше, чем ходить» – это развивающие кубики. Если раскраску предлагается не просто раскрасить, а еще что-нибудь из нее вырезать и вырезанное в нее же наклеить, – это развивающая раскраска. Если в конце книжки «Колобок» вы найдете вопросы по содержанию прочитанного – это, без сомнения, развивающая книжка.
  2. Ребенка следует направлять в игровой деятельности, до известного предела контролировать ее, делать обучающей. Причем обучающей эффективно и полезным вещам (английскому языку, например).
  3. Ребенок должен играть с тем, что взрослый определил ему в качестве игрушки. И желательно так, как полагается играть с данной игрушкой: погремушкой – греметь, из конструктора – конструировать, кукол – одевать-раздевать-кормить-баюкать, красками рисовать при помощи кисточки, а пластилин резать специальным ножиком.
  4. И наконец:
  5. Мальчики должны играть с машинками, девочки – с куклами.
  6. Как мальчика, так и девочку лучше не брать с собой в магазин игрушек – потому что он/она захочет все и сразу.

Эти утверждения совсем не похожи на то, что мы хотели бы знать о детских игрушках, не правда ли? Честно говоря, большего всего они напоминают собрание житейской мудрости из «Алисы в Стране Чудес» – где после осушения склянки с ядом «рано или поздно почувствуешь легкое недомогание». Другими словами – меня как маму не покидает чувство абсурда под покровом здравого смысла. Поэтому я обратилась с этими вопросами к психологу, и в результате беседы получила для себя примерно такие ответы.

Нужны ли ребенку развивающие игрушки?
Строго говоря – нет. Потому что любая игрушка, любая игровая деятельность (тем более в коллективе) является развивающей по своей сути. Если вы настроены покупать только то, на чем стоит ярлык «развивающий», то есть то, что сделает вашего ребенка исключительным, – задайте себе простой вопрос: ЗАЧЕМ? «Зачем это мне» – более-менее понятно: каждый родитель хочет видеть своего ребенка исключительным, успешным, хочет обеспечить ему будущее. Интеллектуальное развитие (чаще всего речь идет только о нем) выступает с точки зрения родителей некой «соломкой», которую необходимо подстелить для получения гарантированно светлого будущего. Но вопрос «зачем это все ребенку» остается, чаще всего, без ответа. Потому что в свои 2-3 года ребенок и думать не думает о будущем, он живет исключительно в настоящем. И делать ему хочется то, что хочется: прыгать по дивану, рисовать прямо в книжке, а из кубиков со слогами и буквами строить банальные домики. Если он и относится к этим кубикам осмысленно, то делает это не из побуждений к саморазвитию. Таким образом, если говорить о цели развивающих игр и игрушек, складывается впечатление, что развитие нужно не детям, а родителям. Причем в качестве страховки от сложностей в дальнейшей, взрослой жизни ребенка.

Должны ли родители как можно больше играть с ребенком и контролировать его игру?
Вообще говоря, роль взрослых в игровом процессе не сводится к роли участников или надзирателей. Скорее, это роль организатора, присутствующего около, но не внутри процесса. Особенно это касается того возраста, когда дети переходят от одиночной игре к коллективной: в этом случае взрослый чаще всего является помехой. Расслабьтесь и не мучьте себя напрасным чувством вины (если оно у вас есть): ребенку необходима создаваемая вами атмосфера безопасности и комфорта, а вовсе не ваше участие в игре. Он прекрасно играет сам или со сверстниками - конечно, если мама рядом и мир прочно стоит на ногах.

Сколько должно быть игрушек? Если слишком мало – не обделю ли я малыша чем-нибудь? Если слишком много – не избалую ли его?
На эти вопросы, скорее всего, не существует универсальных ответов. «Много» или «мало» зависит от потребностей ребенка и традиций в конкретной семье. Так, моя бабушка по маминой линии считала, что кукла должна быть одна – этого вполне достаточно, тогда как бабушка по папиной линии считала, что кукол должно быть «чем больше, тем лучше». Мне было достаточно трех.
Спросите своего ребенка: он точно скажет вам, сколько игрушек ему нужно для счастья. Не бойтесь услышать запредельную цифру – ее наверняка не будет.

У мальчиков должны быть свои игрушки, у девочек - свои?
Поистине живучий предрассудок. Дело, однако, в том, что в личности каждого человека присутствует как «женское», так и «мужское» начало. Отрицание одной из этих составляющих ведет к искаженным моделям поведения: мужчины, как будто страшась потерять свою мужественность, бегут от всего «немужского» (будь то домашняя работа или проявление нежности); женщины – как будто призваны все время доказывать свою женственность: никаких тяжелых сумок и вбивания гвоздей, образец поведения - блондинка из анекдотов. Согласитесь, такая перспектива сильно ограничивает вашего ребенка.

Вопрос заключительный - во что же все-таки должны играть дети? Чем должна быть игра, если не получением полезных навыков?
Играть во что угодно и как угодно, если это не представляет угрозу для здоровья. Любой ребенок знает, что самые интересные игрушки находятся в кухонном шкафу, на полке с обувью, в ванной комнате – то есть там, где ему, по нашему мнению, «делать нечего». Но, может быть, мы не совсем верно понимаем слова «игра» и «развитие», слишком стремимся направить их к – нужной нам – цели. А игра – это всегда в радость и добровольно, также как развитие – это познание мира, его полезных и бесполезных качеств, которые можно постигнуть и в кухонном шкафу. Возьмите за основу утверждение нидерландского ученого Й.Хейзинги, который отдал изучению игры всю свою жизнь, – «игра есть свобода».

03.11.2006
Евгения Лундина, мама
Новосибирск


  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+

Есть мнение?

Текст:
Автор:

E-mail:
(будет защищён от спаммерских роботов)
Код: 
 Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться