/Занятия и игры для детей/Игры и развитие детей от 1 до 3 лет

Игры с малышами: от года до трех

 
Пособия
 
Книги "Семи гномов" (Мозаика-Синтез). 
Там на каждый год предлагается по 12 красочных книг - про все, чем можно заняться с малышом - и выдумывать ничего не надо. Открываем книгу и рассказываем, кто что делает, кто большой, кто маленький, какого цвета и формы, что как звучит и т.д. И картинки там все очень хорошие, красивые, правильные. 
 
Серия "Это может ваш малыш". 
Альбомы для детей 1-3 лет, в которых малыш будет лепить, рисовать, клеить. Например: лепить маленькие шарики (пирожки) для Машеньки и медведя или зеленые горошинки для петушка.
 
Моторика, гимнастика
 
Вначале читайте малышу стишок и сопровождайте слова действиями - малыш повторяет за вами. Если Ваш ребенок еще слишком мал, чтобы делать это самостоятельно, посадите его на коленки, возьмите его за руки и помогайте ему координировать движения. 
Со временем пытайтесь только читать текст, чтобы малыш выполнял действия самостоятельно.
 
Зайка.
Зайка шёл,
Зайка шёл,
Капусту нашёл,
Сел, поел, и опять пошёл.
Зайка шёл,
зайка шёл,
Морковку нашёл,
Сел поел, опять пошел.
Движения по тексту: имитируем ходьбу, приседаем и показываем, как ест зайчик.
 
Птички.
Прилетели птички, птички-невелички, 
Всё летали, всё летали, 
Крыльями махали. 
На дорожку прилетали, 
Зернышки клевали.
"Летаем" по комнате, размахивая руками, как крыльями. Приседаем и "клюём" зернышки, стуча пальчиками об пол.
 
Солдатик.
На одной ноге постой-ка, 
Будто ты солдатик стойкий. 
Ну, смелее подними, 
Да гляди, не упади. 
А сейчас постой на левой, 
Если ты солдатик смелый. 
А сейчас постой на правой, 
Если ты солдатик бравый.
Руки на поясе, постоять на правой ноге. То же на левой. Поднять прямую правую ногу перед собой. Руки в стороны, покачаться на одной ноге вправо, влево.
 
Зайчик.
Зайка серенький сидит 
И ушами шевелит, 
Зайке холодно сидеть, 
Надо лапочки погреть. 
Зайке холодно стоять, 
Надо зайке поскакать. 
Кто-то зайку напугал - 
Зайка - прыг и убежал.
Сидим на корточках, ладони приставлены к головке. Хлопаем в ладоши. Встаем и прыгаем на месте. Прыжки по кругу, согнув руки в локтях.
 
Обезьянки
Рано утром на полянке
Так резвятся обезьянки:
Правой ножкой топ, топ!
Левой ножкой топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех? (встаем на носочки и тянемся вверх)
 
Ещё один стишок.
Ввеpх до неба, 
Вниз до тpавки.
Ввеpх до неба,
Вниз до тpавки.
А тепеpь покpужились
И вниз повалились.
Поднимайте и опускайте pуки или приседайте(для деток постарше), как сказано в стишке, затем когда дойдете до пятой строчки, покружитесь. Hа шестой строке резко сядьте на пол и скажите: "Бух!".
 
Белочки (Джеки Спилберг)
Читайте стишок и используйте pуки для этой игpы:
Раз, два, тpи, четыpе, пять
Пpишли белки поигpать. (выставляют пять пальцев)
Одна куда-то подевалась (спpячте pуку за спину)
Четыpе белочки осталось. (выставляют четыpе пальца)
А тепеpь скоpей смотpи (спячьте pуку за спину)
Их уже осталось тpи. (выставляют тpи пальца)
Hу и ну, какая жалость (спpячьте pуку за спину)
Только две у нас осталось. (выставляют два пальца)
Эта новость так гpустна (спpячьте pуку за спину)
Осталась белочка одна. (выставляют одни палец)
Затем скажите:
Пока мы с тобою считали,
Белочки от нас сбежали.
Поговоpите с малышом о том, куда могли бы пойти белочки - поспать, поискать еду и так далее.
 
Хлоп - шлёп.
Показывайте или называйте ребенку различные предметы: кошка, чашка, шкаф, собака, человек и т.д.
Вариант1. Предложите малышу хлопать в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, одушевленные предмет (что-то живое) и шлёпать по коленям тогда, когда называют неодушевленный предмет (что-то неживое). Постепенно уменьшайте интервал между словами. 
Вариант2. Хлопаем в ладоши тогда, когда называют животное и шлёпаем по коленкам, когда называют, например, посуду. 
Вариант3. Хлопаем в ладоши, когда называют что-то мягкое и шлёпаем по коленям, когда называют твердое. (Вата, шапка (и др. одежда), полотенце, листок, помидор... - мягкое) 
Таким образом можно закреплять представления о свойствах предметов.
 
Это папа
Эта пpекpасная игpа очень подходит для того, чтобы поговоpить о всей семье. По меpе чтения стишка поднимайте именно тот палец, о котоpом говоpится в данный момент. Дойдя до последней стpочки, поднимите сpазу все пальцы, изобpажая всю семью. 
Это папа - самый сильный (большой)
Это мама - сpедь детишек (указательный)
Это бpатик - он такой высокий (сpедний)
Это сестpенка - она поменьше (безымянный)
А это наш малыш - он еще подpастет (мизинец)
Вот и вся наша семья (все 5 пальцев вместе)
Посчитайте свои пальцы: 1,2,3,4,5
Чему же научится ваш pебенок? Согласованности движений
 
"Заинька".
Собираете вокруг себя детей и начинаете рассказывать стишок: 
Зайка серенький сидит, и ушами шевелит. 
Вот как, вот как он ушами шевелит! 
При этом подносите руки к голове, делаете "ушки на макушке" и показываете, как зайка шевелит ушами. Малышня хохочет и повторяет. 
 
"Заинька". 2 вариант
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть! 
Вот как, вот как надо лапочки погреть! 
Складываете ладони и трете их, грея лапки. Дети, опять же, 
повторяют. 
Зайке холодно стоять, зайке надо поскакать! 
Вот как, вот как зайке надо поскакать! 
Тут уж грех не поскакать всем вместе. Часто роль ведущего хотят выполнять старшие дети. 
 
«Ехал принц по лесу..»
Ехал принц по лесу, по лесу, по лесу. 
Искать себе принцессу, принцессу, принцессу. 
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем, 
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем, 
Давай с тобой покружимся, покружимся, покружимся, 
Давай с тобой подружимся, подружимся, подружимся! 
По ходу дела нужно делать то, о чем сейчас говорим : прыгать, дрыгать,  кружиться и, например, обниматься. 
 
Другой вариант этой игры:
Пошёл козёл по лесу, по лесу, по лесу.
Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай, коза, попрыгаем: прыг, прыг, прыг.
И ножками подрыгаем: дрыг, дрыг, дрыг.
Ручками похлопаем: хлоп, хлоп, хлоп.
Ножками потопаем: топ, топ, топ.
 
Игра "Разминка"
(Выполняем подражательные движения в соответствии с текстом).
 
Головами покиваем,
Носиками помотаем,
А зубами постучим
И немножко помолчим. 
(Прижимаем указательные пальцы к губам).
 
Плечиками мы покрутим
И про ручки не забудем.
Пальчиками потрясём
И немножко отдохнём. 
(Наклонившись вниз, качаем расслабленными руками).
 
Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть поприседаем,
Ножку ножкой подобьём
И сначала всё начнём. 
(Подпрыгиваем на месте в ритме текста. Далее темп ускоряется.)
 
Ехали-ехали.
На лошадке ехали,
До горы доехали (имитируется езда на лошадке) 
И-ГО-ГО!
На машине ехали, 
В город все приехали (показываем движения рулём) 
БИ-БИП!(жмём на клаксон)
В паровозе ехали (имитация езды на поровозе)
К бабушке (дедушке, Машеньке...) 
ТУ-ТУ!
 
Зеркало. 
Ребенок располагается лицом к вам и делает какие-то движения. Вы начинаете повторять их как «зеркало». Потом меняетесь ролями.
 
Лепка.
Моему малышу очень нравится, когда я ему леплю из пластилина стереометрические фигуры и называю их. Например, шар, куб, цилиндр, конус, пирамида (правильная), тор. Можно их лепить большие и маленькие, разного цвета.
Можно слепить с ребенком из пластилина морковку, косточку, сыр и т.п. Если игрушечные звери, то «накормить» каждого тем, что он любит. Можно кормить и нарисованных зверей. Главное, смотрите, чтобы ребенок сам не наелся пластилина (мы пытались поесть).
 
Вышивание на картоне
Источник – 7ya.ru.
Возраст от 2-х лет 
Цель упражнения - Развитие мелкой моторики. Утончение движений пальцев рук. Концентрация внимания. Координация. Подготовка к письму. 
Материал - На подносе лежат листки картона с нарисованными на них линиями. Есть простые рисунки, есть более сложные. На линиях помечены точками места, где пойдет иголка с ниткой. Кроме того, на подносе лежит клубок шерстяных ниток и 1-2 толстых иголки для ковроткачества. 
Описание работы - Ребенок ставит перед собой поднос с материалом и выбирает картонку с узором. Затем он сматывает с клубка нитку (нитку заранее отмеряют и отрезают). Малыш берет иглу и вставляет нитку в ушко иголки. На первых порах это помогает делать ему взрослый или старший ребенок. Позже он делает это самостоятельно. Концы нити соединяются, и завязывается узелок. Затем ребенок делает стежки на картонном рисунке, руководствуясь нанесенными на линию точками, продевая иголку то вниз, то вверх.
 
Учим цвета.
 
Берем цветной картон, режем на полоски (4-5 см) и для них кружочки этого же цвета (диаметром 3-4 см), вместе с дочей раскладываем на полосочки, сохраняя один цвет. Я еще сделала не только кружочки, но и квадратики, треугольнички. 
 
Вторая ступень этой игры: вырезается из одного цвета, например, желтого по контуру конфета, лимон, бантик и т.д. Где-то три цвета (категории) лучше сделать. Подготовить листы цветного картона этих же цветов и также раскладывать по цвету. 
 
Игра - цветовое лото. 
На белом картоне разлиновывается 4 (6 или 9)квадратиков, приклеиваются цветные кружочки в каждый квадратик, а кружочки из картона этих же цветов нужно разложить соответственно на карточку (по типу лото). 
 
Игра, которая развивает и восприятие цвета и дыхательные навыки.
Нужно взять несколько пластмассовых колечек двух цветов, поделить их на 2 "команды". Сымитировать футбольное поле (лучше это делать на широком стуле) и встав по разные стороны стула дуть, забивая голы. Получается весело и интересно.
 
Птичка.
Какая птица без крыльев? Чего проще - вырежьте из цветной бумаги два крыла (разных цветов, причем, бумага должна быть с одной стороны белая, с другой - цветная). Ребенок берет крылья и изображает полет птицы, но тут дует сильный ветер и одно перышко (одно крыло) падает на пол (ребенок отпускает его). Теперь задача малыша посмотреть и быстро назвать цвет упавшего крыла. Не думайте, что это легко, ведь перышко может упасть и белой стороной вверх. А вспомнит ли малыш этот цвет? При желании можно сделать крылья различных цветов. 
http://www.nanya.ru
 
Кубик, все грани которого  разного цвета.
 Катая его по полу, можно просить малыша быстро называть цвет той грани, которая оказывается наверху.
http://www.nanya.ru
 
Забавная геометрия 
Если ребенку от 2 до 4 лет. Разложите на полу листы цветной бумаги. Это по-прежнему ковры-самолеты, но теперь разложите на них не игрушки, а геометрические фигуры. Вырежьте из бумаги того же цвета, что и ковры-самолеты, несколько геометрических фигур. Если малыш не понимает, что это такое и зачем, нарисуйте на фигурах забавные рожицы и объясните, что это веселые человечки с интересными именами: Круг, Треугольник, Квадрат, Ромб, Трапеция, Прямоугольник, Овал (для начала используйте не больше 3-х). Попросите малыша посадить на коврик фигуры такого же цвета, при этом он должен называть их имена.
http://www.nanya.ru
 
Ковер-самолет из цветной бумаги 
Разложите на полу несколько листов цветной бумаги (первоначально не больше 3), расскажите малышу сказку про волшебные ковры-самолеты, принимающие на свой борт только те игрушки, которые такого же цвета, как сами ковры. Еще раз назовите цвета. Можно, показывая лист бумаги, назвать предмет, окрашенный в тот же цвет. Например: красный, как помидор; желтый, как песок; зеленый, как травка; синий, как небо в хорошую погоду; белый, как снег. Вскоре ребенок начнет повторять характеристики цветов, отыскивая соответствующие игрушки. Если малыш с этим успешно справился, продолжите повествование, сообщив, что началась буря. Сильный ветер унес ковры-самолеты в тридевятое царство. При этом игрушки упали на землю и перемешались. Но тут же они услышали голос доброго волшебника: "Если вы вновь соберетесь в группы по цветам, ковры-самолеты вернутся и можно будет продолжать путешествие". Теперь вашему малышу предстоит без подсказки собрать игрушки одного (определенного вами) цвета.
http://www.nanya.ru
 
Учим буквы. 
 
Кубики с буквами.
Кидаем деревянные кубики с буквами. Какая буква выпала, ребенок должен назвать, если назвал правильно - он этот кубик выиграл, если не правильно - родитель. После того, как кинули все кубики, считаем у кого больше. Кто победил - получает конфету. Ну и, естественно, по ходу игры неизвестные буквы мама называет, проговаривает 10 раз и заставляет 1 раз повторить.
 
Буквы в окошке. 
Читали сказку про кота, дрозда и петушка? После этой сказки частенько «окошко» в которое что-нибудь (или кто-нибудь) выглядывает – одно из наинтереснейших объектов. 
Небольшую картонную коробочку обклеить цветной бумагой, вырезать окошко и сделала прорези сверху и снизу. Потом на длинной бумажной (шириной с окошко) ленте написать буквы . Для прочности все это дело обклеить скотчем. 
Теперь просовываем эту ленту в прорези так, чтоб при проматывании ее, в окошке были видны буквы. 
Концы ленты склеиваем скотчем и вешаем это сооружение на стенку.
 
Буквы в окошке 2 
На цветной бумаге (лучше на большом плотном листе) рисуем большой домик. Рисуем 33 окошка с закрытыми ставнями. Делаем разрезы так, чтобы ставни открывались. 
Теперь надо приклеить наш дом на другой лист бумаги (лучше другого цвета), так чтоб окошки могли открываться. 
В окошках рисуем буквы.
 
Что лишнее? (для детишек постарше) 
 
Картонку квадратную карандашом делят на четыре части, в три квадратика клеют овощи, а в четвертый - транспорт, например. Чем старше ребенок, тем ближе лишняя категория. Например, 3 овоща и 1 фрукт. 
 
Берутся тематические картинки: огород, сад, лес. На маленьких карточках: грибы, ягоды, овощи, фрукты. По одной показывается, говорится, что где растет. Потом, можно спрашивать ребенка. 
 
То же самое с домом. И дикими животными. Картинка леса и деревни. 
 
Разрезные картинки. 
 
На картоне рисуются простые картинки овощей, фруктов, животных, предметов, людей и т.д. Размером с ладошку и меньше (в зависимости от возраста ребенка), разрезается на две части. Только не на левую-правую, а нижнюю - верхнюю, так как ребеночку еще тяжело осмыслить правый глаз - левый глаз, а лучше голова - вверху, ноги - внизу и т.д. Потом, наверное, можно брать картинки побольше, например, 10х10 см и разрезать на 4 квадратика (это я так думаю), так как пазлы, которые продаются сразу сложноваты для маленьких. 
 
На картонке в половину А4 картинка, как девочка расчесывает куклу, купает, гуляет на санках, кормит, спать укладывает и т.д. 
На маленьких карточках отдельно рисуется расческа, ленточки, тарелка, ложка, подушка и т.д. Показываю одну картинку, например, где купаются. И две карточки: полотенце и кастрюлю. Доча выбирает, что сейчас нужно, чтобы вытереться и т.д. Пока я помогаю вопросами и карточки больше двух не показываю. 
 
На прогулке
 
Если недалеко речка. Гуляя можно собирать камушки, обговаривать цвет, размер, проговаривать их на английском языке, форму и т.д. А потом бросать их в реку. Настоящее приключение :)
 
Попускайте с ребенком солнечных зайчиков. 
Для этих целей замечательно подойдет зеркальце из маминой косметички.
 
Лестница. 
Идя с ребенком на прогулку или с прогулки, иногда имеет смысл забыть про лифт. Шагая по лестнице можно: 
1) считать ступеньки (можно даже специально нарисовать мелом цыфры на ступеньках), 
2) ознакомиться с понятиями «вверх», «вниз», 
3) с понятиями «выше», «ниже». 
4) Освоить счет через один (с маминой поддержкой прыгать через ступеньку, особенно хорошо, если написаны мелом цифры).
5) Освоить обратный счет (пройти по лестнице назад).
 
Покажите ребенку, как оставлять след от ботинка на снегу. Обратите его внимание на узор. «У мамы – такой, а у тебя?». Многих детей это очень забавляет. А какие следы оставляют птички? А вон собачка пробежала...
 
Помогаем по дому
 
Мыть пол шваброй, холодильник протирать, помочь что ни будь приготовить. Игрушки на кухне - кастрюли, чашки, ложки, миксер. Помогать  папе - шурупы крутить и т.п.
 
Вырезание, аппликация
 
Ножницы
Научить малыша пользоваться ножницами можно, если вместе с его пальчиками в «колечки» ножниц мама вставит и свои. Детям очень нравится вырезать, да и тренировка для руки хорошая.
 
Заранее вырежьте несколько простеньких (можно геометрических) фигурок. Придумайте из них картину (машину, цветок, дом, елку…). Разложите фигурки на листе в соответствии с задуманной картиной и обведите карандашом. Теперь покажите ребенку, как приклеивать фигурки, каждую на свое место. Клеить очень удобно клеящим карандашом.
 
Очень интересные аппликации можно сделать, используя вырезанные мамой картинки из журналов (машины, люди, предметы мебели и пр.)
 
 
Рисование
 
Рисуем на крупе.
Берем плоский поднос. Насыпаем мелкой крупы ровным тонким слоем. Ребенок может рисовать на подносе, проводя пальчиком по крупе.
 
Обводим предметы.
Покажите своему ребенку, как обводить предметы – монетку, кружку, свою руку, как проводить линию по линейке. Можно еще взять в руку сразу несколько фломастеров разного цвета и провести несколько волнистых линий – получится довольно красиво.
 
«Раздай шарики» 
Детям, которые еще не в состоянии нарисовать что-либо (отличное от «каляки-маляки») можно помочь сделать первый шаг к рисованию чего-то конкретного. 
Нарисуйте ребятишек (по принципу «палка, палка, огуречик») разного цвета. А над ними в другом порядке цветные шарики. Ребенок должен «раздать шарики» детям. Т.е. нарисовать ниточки от шариков к руке человечка (соответственного цвета). 
Аналогично можно «раздавать машинки», которые человечки должны тянуть за веревочку.
 
 
Учим цифры 
 
Берем несколько разных коробок. Наклеиваем (или пишем) на них цифры. 
Те же цифры приклеиваем скотчем на машинки. Теперь надо развезти все машинки по своим гаражам.
 
География
 
Карта. 
Карту мира можно сделать самим. Это очень увлекательное занятие. 
Итак, берем лист формата А1 синего цвета (или красим его в синий сами). Распечатваем с компьютера картинку с контурами материков (по частям, чтоб карта была во весь А1). 
Из зеленого картона (или крашенных альбомных листов) вырезаем контуры материков и наклеиваем их на синий фон. 
Дальше вы будете творить мир вместе с ребенком. Все зависит от интересов ребенка в данный момент времени. На карту наносится (вместе с ним) все, чем он интересуется. Например: где живет он сам, где живут бабушки, дедушки, где живет Карлсон – это для маленьких, где «жил» д'Артаньян – для постарше. Наносится на карту все, что угодно . Интересны пингвины – здорово! – Нарисуем Антарктиду! Читаем мифы и легенды – где они появились? 
Горы из пластилина. Маленькой машинкой прям по карте едем к бабушке в гости! Да, а что вы там проезжаете?
 
План комнаты. Клад. 
После того, как освоено понятие «плана», можно поиграть. 
Ребенок выходит из комнаты. Вы «зарываете клад». Это может быть конфета или игрушка. Отмечаете местонахождение клада на карте. Ребенок должен найти клад, руководствуясь планом комнаты. 
 
План комнаты. 
С этого удобнее всего начинать изучение географии с ребенком. Так «карта» перестает быть пустым звуком, а становится понятной. 
Нарисуйте с ребенком план комнаты, обсудите, где что. Нарисуйте папу на диване, если он действительно там находится в данный момент (ну или около компьютера). Передвиньте стул и отметьте на карте, где теперь он находится. Попросите ребенка показать, где находится на карте его ящик с игрушками (для начала он уже должен быть нарисованным).
 
Математика
 
Цветные геометрические фигурки.
Из цветного картона вырезаются геометрические фигурки разных цветов. Лучше их склеить двусторонними (чтобы с обеих сторон были одного цвета). Чтоб дольше служили, можно обклеить их широким скотчем. У нас фигурки такие: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, ромб, звезда (можно добавить и другие). 1) изучаем геометрические фигуры, 2) изучаем цвета, 3) учимся считать, 4) сортируем по цвету или по форме (вводим понятие множества).
 
Цилиндрики
Черенок для лопаты распиливаем на цилиндрики. Надо по 5 штук 5-ти размеров. Например, по 5-штук высотой 3,6,9,12,15см. Затем, одинаковые по размеру цилиндры раскрашиваются в 5 цветов. (Чтобы получилось каждого цвета 5 размеров). Играть можно так : 
1) строить заборчики по любой закономерности(по высоте, по цвету, по убывающей, красный высокий-синий высокий-красный пониже-синий пониже и т.п.) – вводится понимание рядов! 
2) изучаем цвета, 
3) изучаем понятия выше – ниже, длиннее – короче, 
4) можно изучать счет, 
5) можно сортировать по любому признаку (понятие множества), 
6) ну и наконец, можно ими играть как простыми кубиками или строительным материалом.
 
Точка, линия, луч, отрезок и окружность. 
Каждый ребенок как будто точка. 
Если дети возьмутся за руки, то получится линия. 
Если где-то посередке один из детей поставит руку на пояс, то получится луч. 
Если в луче еще один ребенок поставит руку на пояс – отрезок. 
Одна ребенок-«точка», а вокруг нее хоровод «равноудаленных» детей – будет окружность.
 
Фигуры из гвоздиков
Источник – 7ya.ru , -“- .
Цель упражнения Моделирование плоских фигур по точкам. Подход к математическим понятиям "точка", "отрезок", "вершина". Знакомство с построением геометрических фигур и косвенно - развитие мелкой моторики. 
Материал Пенопластовая или пробковая доска, выпуклые кнопки в плошке, цветные резинки. К этому прилагаются карты с начерченными на них цветным карандашом геометрическими фигурами: прямоугольником, параллелограммом, трапецией, ромбом, пятиугольником, шестиугольником. 
Описание работы Ребенок выбирает карточку с геометрической фигурой, считает, сколько у фигуры вершин, и накалывает соответствующее число кнопок на дощечку. Затем он натягивает на кнопки резинку таким образом, чтобы получились очертания геометрической фигуры, нарисованной на карточке.
 
Игры с водой
 
Опыт с водой и яйцом.
Источник – 7ya.ru.
Материал:
Два стакана с водой, два яйца, четыре ложки поваренной соли.
Работа с материалом:
Ребенок приносит материал и ставит его на стол. Он наливает один стакан доверху водой и опускает в воду яйцо. Оно тонет. В другой стакан воду наливает до половины, кладет туда четыре ложки соли и размешивает. Когда основная часть соли растворится, ребенок опускает яйцо в стакан и видит, что оно плавает на поверхности.
 
Остров, полуостров, перешеек, мыс
Источник – 7ya.ru , -“- .
Материал:
Плоская глиняная тарелка и на ней кусок коричневой глины, который разрезан на несколько кусков таким образом, что, вынимая то одну, то несколько частей, можно представить себе остров, полуостров, перешеек или мыс. Клеенка. Кувшин с водой.
Работа с материалом:
Ребенок расстилает клеенку. Он ставит перед собой тарелку с глиной. Он вынимает один из кусков глины и образовавшуюся пустоту заполняет водой. Получился полуостров. Ребенок постепенно вынимает КУСКИ глины, поливает воду, наблюдая образовавшиеся острова, перешейки и прочие части суши и воды.
 
Тонет - не тонет.
Источник – 7ya.ru.
Материал:
 На подносе стоит прозрачная миска с водой. Чашка, в которой сложены различные мелкие предметы: гвоздик. камешек, бусинка, кубик, тряпочка, губка и т.д. Блюдце с отделениями. В каждом отделении приклеена метка, обозначающая свойство предмета -плавать в воде, тонуть или тонуть после намокания. Полотенце.
Работа с материалом:
 Ребенок ставит поднос с материалом на стол перед собой. Он опускает в миску с водой один за другим все предметы, вынимая их из чашки. Он наблюдает - тонет предмет или не тонет. Затем он вынимает предмет из воды и кладет в соответствующее отделение блюдца. Так продолжается, пока все предметы не будут испробованы и размещены по отделениям блюдца. После этого ребенок вытирает руки полотенцем, перекладывает предметы в чашку и ставит весь материал на место.
 
Вода принимает форму.
Источник – 7ya.ru.
Материал:
 На подносе лежат резиновая перчатка, надувной шарик, бокал, колба, целлофановый мешочек. Кувшин с водой. Полотенце. Губка.
Работа с материалом:
 Ребенок держит в левой руке резиновую перчатку, осторожно заполняет ее водой из кувшина. Он наблюдает, что вода приняла форму перчатки. Затем он выливает воду назад в кувшин и проделывает тот же опыт со всеми емкостями, которые лежат или стоят на подносе. После работы он удаляет лишнюю воду с подноса с помощью губки, а руки вытирает полотенцем.
 
“Звенящая вода”
Источник – 7ya.ru .
Материал:
 Поднос, на котором стоят различные бокалы, до середины наполненные водой. Палочка с шариком на конце.
Работа с материалом:
Ребенок ставит перед собой материал. Он берет в правую руку палочку за кончик и ударяет по краю одного из бокалов. Слушает звон. Он повторяет движение и слушает, как звенят бокалы с водой. Ребенок может экспериментировать, отпивая или доливая воду. Он обнаруживает, что количество воды влияет на звон.
 
Капли
Источник – 7ya.ru.
Материал:
 На маленьком подносе лежит белая резиновая мыльница с круглыми ячейками. Пузырек с розовой водой. Маленькая пипетка.
Работа с материалом:
 Ребенок ставит на стол перед собой материал. Он берет пипетку, нажимает на ее головку и набирает из пузырька несколько розовых капель. Затем он переносит пипетку с водой к мыльнице и осторожно капает так, чтобы в каждую ячейку попало по капле. Когда все ячейки заполнены, он точно также собирает капли с помощью пипетки обратно в пузырек. Капли, случайно попавшие на поднос, вытираются губкой.
 
Взбивание пены
Источник – 7ya.ru .
Материал:
 На подносе миска с водой, венчик, баночка с жидким мылом, пипетка, губка, ведро.
Работа с материалом:
 Ребенок приносит и ставит на стол поднос с материалами. Он берет пипетку, набирает немного жидкого мыла и выпускает его в миску с водой. Затем он взбивает мыльную воду до образования пены. Когда работа закончена, ребенок выливает воду в ведро и потом в раковину. Капли с подноса удаляет губкой. Губкой же вытирает мокрую миску. Очень полезное упражнение для развития мускулатуры кисти руки.
 
Перекладывание шариков
Источник - 7ya.ru.
Материал:
На подносе стоят две маленькие миски (одна из них с водой), лежит ситечко с ручкой. В воде плавают 3-4 пластмассовых теннисных шарика. Маленькая губка. 
Работа с материалом:
Ребенок приносит с полки материал, ставит его перед собой. Миска с водой и шариками стоит слева. Ребенок берет в правую руку ситечко и с его помощью перекладывает плавающие шарики в пустую миску. Он замечает, что вода проливается в дырки ситечка и что пластмассовые шарики не тонут в воде. Ребенок работает правой рукой, тренируя мелкую моторику. Если на подносе после работы остались капли воды, ребенок вытирает их губочкой. осуществляй тем самым самоконтроль над ошибками.
 
Смешивание красок.
Источник - 7ya.ru.
Материал:
Несколько пробирок в стойке. Три баночки с основными цветами акварели: красным, синим, желтым. Пипетка. Все это на подносе. Тряпочка пли губка.
Работа с материалом: 
Ребенок ставит поднос с материалом перед собой. Он берет пипетку, набирает одну из данных красок и капает несколько капель в первую пробирку. Затем он таким же образом добавляет туда несколько капель другой краски. Встряхивает пробирку и видит, что краска изменила свой цвет. Ребенок продолжает работу.
 
Переливание из одного сосуда в три.
Источник - 7ya.ru.
Материал:
Поднос, прозрачный чайник или кувшин, 3-4 одинаковых стаканчика, губка. На чайнике сделана отметка уровня воды, которая определяет общий объем всех стаканчиков.
Работа с материалом: 
Ребенок ставит на стол материал, берег правой рукой за ручку кувшин и аккуратно переливает воду понемножку в каждый из стаканчиков. Левой рукой он поддерживает кувшин под носик. Ребенок старается, чтобы носик кувшина смотрел каждый раз в центр стаканчика, и чтобы вода не перелилась через его край. Когда стаканчики наполнены, малыш ставит кувшин на место. Работа закончена, но ее можно повторить, вылив воду из стаканчиков обратно в кувшин. Перед тем, как отнести материал на его место, промокает оставшиеся на подносе капли.
 
Луковицы в воде.
Источник - 7ya.ru.
Материал:
Поднос, на котором стоят 3-4 прозрачных бокала, 3-4 крупных луковицы гиацинтов, тюльпанов или обычного репчатого лука (чеснока). Кувшины с водой. 
Работа с материалом:
Ребенок приносит материал на стол. Он разливает воду из кувшина по бокалам. Затем аккуратно вставляет каждую луковицу в горлышко бокала. Она не должна провалиться в воду. Когда все готово, поднос с посажеными луковицами выставляется к свету и ведется наблюдение за ними (появление корней, стебля. листьев, цветение).
 
Поливка цветов
Источник - 7ya.ru.
Материал:
На подносе стоит кувшин с водой и лейка. Комнатный цветок в горшке. Губка. Миска.
Работа с материалом:
Ребенок ставит на стол цветок в горшке. Он приносит и ставит рядом поднос с кувшином, лейкой, миской и губкой. Он наливает часть воды в лейку, а другую часть - в миску. Поливает землю вокруг цветка. Затем он смачивает губку и аккуратно протирает листья, придерживая их снизу левой рукой. После работы цветок и поднос с материалом ставятся на место.
 
Переливание через воронки
Источник - 7ya.ru, Публикации Методики раннего развития Книги Упражнения с Монтессори-материалом. Изд. Педагогический центр "Эксперимент", Рига-Москва, 1998. 
Материал:
Поднос, 3 воронки с носиками разной толщины, 3 пузырька с соответствующими горлышками, стеклянный кувшин, губка. На всех сосудах есть отметка уровня воды. 
Работа с материалом: 
Ребенок ставит материал на свой рабочий столик. Он берет самую большую воронку, и вставляют ее в пузырек с самым широким горлышком. Правой рукой он наливает в него воду через воронку до отметки. Левой поддерживает носик. Далее он повторяет действие с двумя другими воронками и пузырьками. Если на подносе осталась случайно пролитая вода, малыш вытирает ее губкой.
 
Перекладывание шариков
Источник - 7ya.ru.
Материал:
На подносе стоят две маленькие миски (одна из них с водой), лежит ситечко с ручкой. В воде плавают 3-4 пластмассовых теннисных шарика. Маленькая губка. 
Работа с материалом:
Ребенок приносит с полки материал, ставит его перед собой. Миска с водой и шариками стоит слева. Ребенок берет в правую руку ситечко и с его помощью перекладывает плавающие шарики в пустую миску. Он замечает, что вода проливается в дырки ситечка и что пластмассовые шарики не тонут в воде. Ребенок работает правой рукой, тренируя мелкую моторику. Если на подносе после работы остались капли воды, ребенок вытирает их губочкой. осуществляй тем самым самоконтроль над ошибками.
 
Разные игры
 
Пеленать куклу и катать в коляске.
 
Читать стихи, книги, разучивая новые слова.
 
«Автобус» 
Стулья расставляются друг за другом (сиденья в автобусе). 
На каждый стул скотчем приклеивается круг с цыфрой. 
Пассажирам выдаются билеты с номерами мест. Дети должны занять указанное в билете место. Когда все пассажиры расселись, водитель проверяет билеты (Все ли на своих местах?), затем занимает первый стул и автобус «трогается». На остановке все пассажиры выходят. 
Можно играть заново. 
Если проходит что-то подобное утреннику, то такой автобус можно использовать как переход от одной игры к другой: поехали – остановка – вышли поиграли – сели, поехали дальше.
 
Живые картинки 
Берется картинка (или ребенок может сам нарисовать), на которой есть некий объект, который по идее должен двигаться (машина на картинке с перекрестком, ракета – среди звезд и планет, кораблик – в море и пр.). Этот объект готовится отдельно. Затем на нашу, например, ракету приклеиваем магнит или железную пластинку. 
Теперь другим магнитом водим с обратной стороны картинки, а с лицевой - наша ракета совершает межзвездный полет.
 
Веселые рожицы 
Из журналов вырезаются крупные изображения лиц людей (желательно близкого размера). Лучше, если они будут как можно более разные – с усами, бородой и без, с различными прическами, мужские и женские... Затем эти лица разрезаются на три горизонтальные части. 
Раскладываем на три кучки: рты, носы+глаза, лбы+прически. 
Теперь собираем рожицу, беря из каждой кучки случайный кусок. 
Получается очень забавно.
 
Что там такое голубое?..
Вероятно, вы играли в эту игру, когда были ребенком. Предлагаемый здесь вариант приспособлен для двухлетних ребятишек, и вы увидите, что эта забава в самом деле будет способствовать развитию речи вашего малыша. 
Вам понадобится полая трубка, через которую можно смотреть. Если же вы воспользуетесь настоящим биноклем, то не забудьте приспособить его к глазам ребенка. 
Взгляните в бинокль и скажите:
Я вижу в бинокль что-то голубое 
Это стул? Hет, это не стул...
Это пол? Hет, это не пол.
Может быть это мой ботинок? Да, это мой ботинок...
Тепеpь пpедложите посмотpеть в бинокль малышу и повтоpите игpу.
Побуждайте pебенка говоpить. После того как вы спpосите: "Это стул?", попросите его сказать: "Hет, это не стул". 
Скоpее всего, в начале игpы он будет отвечать односложно: "нет", но со временем начнет добавлять и дpугие слова. 
Для двухлетних pебятишек эта игpа забавна. Они любят разглядывать вещи, которые попадают в поле их зpения. Hапpимеp, если вы взгянете на мишку и скажете: "Это двеpь? Hет это не двеpь" ваш малыш, навеpно, найдет это смешным. 
Чему же научится ваш pебенок? Пpиобpетет навыки мышления
 
Играть в домик. 
Расстилаем коврик в шкафу и садимся в него. Когда дверь закрывается - становится темно, но в этом нет ничего страшного, ведь можно в любой момент включить свет - зажечь фонарик!
Или можно организовать домик под столом дом, накрыв стол покрывалом. 
 
Карточки 
Вам приходят рекламные буклеты или бесплатные цветные газеты? Или может у вас есть много старых журналов? Берите ножницы и вырезайте картинки. Все что угодно, как для альбомчиков. Картинки хорошо бы нарлеить на прочный картон. 
Такими карточками можно играть во множество развивающих игр. Я приведу самые простые, а потом, по мере того, как они будут вспоминаться, буду добавлять как отдельные игры. 
1) Карточки можно просто раскладывать на кучки (в конвертики, коробочки) «по темам». 
Изучаем обобщаюшие слова: мебель, еда, одежда, дикие животные , домашние животные, растения, транспорт, бытовая техника, игрушки, ..... 
2) Выкладываете перед ребенком несколько карточек с общим признаком, а одну «лишнюю». Ребенок должен убрать «лишнюю». Например: яблоко, хлеб, йогурт, ножницы. Или сложнее: яблоко, груша, слива, помидор. 
3) Животные и что они едят. Выкладываете перед ребенком карточки с животными. Отдельно «в кучу» что эти животные едят. Ребенку надо накормить животных. Например: к карточке с мышкой надо положить карточку с сыром, зайчику - морковку,... 
4) Кто что «дает». Так же как и в предыдущем пункте, только раскладываем: курица – яичко; коровка – молоко, масло, сыр,...
 
Кто где живет 
Те же карточки с изображениями животных можно раскладывать на большой карте мира по принципу кто где живет («Развезти животных по домам»). Например: кенгуру – в австралию, пингвине – в Антарктиду и т.д...
 
Зима. Цветные льдинки. 
Вы пьете коктейли со льдом? Кубики изо льда – это очень интересная игрушка для ребенка. 
1) Можно положить на стол и смотреть, как она растает 
2) Можно положить в воду и смотреть, как она плавает и тает 
3) Можно челчками погонять ее по столу. (Здорово катается!) 
А еще лучше сделать цветные ледяные кубики. А может найдутся и другие формы? Если в стакан налить воды на донышке – круг. Можно нарезать стаканчики из-под йогурта, чтоб они не занимали меньше места, высотой 2-3 сантиметра. Или может у вас есть формочки для печенья? 
Покрасить воду можно в разные цвета, чем угодно начиная от пищевых красителей (для малышей) и до акварели, гуаши, чернил. 
Когда цветные льдинки готовы, можно идти на улицу и творить! 
Можно сделать что-то из снега, а потом выложить цветными узорами.
 
Величина. 
Берем машинки разных размеров. Подбираем подходящие по размеру «гаражи»-коробки.
 
Копилка
В маленькой коробочке сделайте прорезь, чтобы легко проходили монетки боком. Покажите ребенку, как собирать монетки в коробочку через эту прорезь
Вот увидите – ребенку очень понравится скидывать туда монетки, а потом открывать коробку, высыпать монетки и начинать все заново.
 
Пуговицы
Очень крепко пришейте разные пуговицы на тряпочку. Ребенку будет интересно их ощупывать. Это очень полезно для развития мелкой моторики. Можно добавить к пуговицам застежки от старых бюстгальтеров, пряжки и т.п.
Только не разрешайте брать в рот! 
 
Надписи
Крупными печатными буквами подпишите все в доме, что можете. У нас, например, было: «ДВЕРЬ», «СТОЛ», «СТУЛ», «ТЕЛЕФОН», «ПОЛ», «ОКНО», «КУХНЯ» и т.д. Широким скотчем заклейте бумагу с надписью. Подносите иногда ребенка к надписям и четко читайте. Если ребенку по какой-либо причине не интересно, то не подносите его к ним недели 2-3. Потом можно попробовать снова. 
 
Море на шкафу
Картинки морских обитателей вырезаем, наклеиваем их скотчем на шкаф, а под ними названия к ним. У нас это пошло на «ура!» - одно из первых слов было «ка-са-тка». Таким образом, можно организовать уголок на любую тему (животные, домашние животные, машины, одежда, еда…).
 
Альбомчики 
Берем маленький фотоальбом. Вместо фотографий подбираем картинки на одну тему. Например: "МАШИНЫ", еда, животные; для детишек чуть старше - "МЕБЕЛЬ", "ОДЕЖДА", "ПРЕДМЕТЫ ГИГИЕНЫ", "ПОСУДА" когда это уже надоело, пересортируем все, разделив сильнее - "ФРУКТЫ", "ОВОЩИ", "ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ", "ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ", "ПТИЦЫ", "НАСЕКОМЫЕ", "КТО ЖИВЕТ В МОРЕ" и т.д. К каждой картинке можно сделать подпись печатными буквами. На каждой странице должно быть только по одной картинке, иначе внимание ребaенка будет рассеиваться. 
 
Я знаю пять имен.
Поиграйте с ребенком в эту старую игру. Мячиком можно при этом стучать не об стену, а об пол (так проще) и не отбивать, а ловить. Если ребенок еще не говорит, то говорите за него. По началу и мячик кидайте сами, а потом захочется и ему самому покидать. Вспоминайте не только имена, а и цвета, цветы, мебель, одежду, фрукты, деревья, (у нас например лучше всего идут машины).
 
Игрушки в крупе
В глубокую, но не большую чашку насыпать крупы. Показать ребенку пару мелких игрушек (~5см) и закопать их в крупу. Ребенок, погрузив руки в крупу, должен их найти. 
Хорошо развивается мелкая моторика и тактильные ощущения.
 
20.08.2011
Подборку сделала Marinqa

  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

ВикторияТ28 (08/04/2015)
Спасибо! будем пробовать)

Есть мнение?

Текст:
Автор:

E-mail:
(будет защищён от спаммерских роботов)
Код: 
 Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться