/О детях/Новорожденный. Ребенок до года

Игры для детей от рождения до года

 
Игры и занятия, выполняемые с малышом, могут быть самыми различными. Главное – делать всё с любовью, получать искреннюю радость от общения с малышом.
 

Пособия

Серия книг "Школа семи гномов". Это 12 красочных альбомов на каждый месяц. Ничего выдумывать не надо - открываешь их, показываешь ребенку, рассказываешь по ним, развешиваешь по квартире, создавая развивающую среду. Темы там очень интересные: Квадрат и кружок", "Это какого цвета?", "Сложи картинку" и т.д.
 
Книжка "Игры в памперсах" Кузнецовой. Там написана куча простых игр с детьми до двух лет буквально на каждый месяц. 
 

Общаемся

Необходимо постоянно разговаривать с малышом, буквально с самого рождения. Например, в автобусе - смотрим в окно и всё называем: это машина, это тетя идет, это большой дом и т.д. 
 
Крошкам (первые месяцы) очень нравится изучать мамину мимику. Нужно расположить свое лицо сантиметрах в 25-30 от мордашки ребенка и "строить рожицы" - улыбаться, хмуриться и т.д., сопровождая это подходящими звуками и улюлюканьями. Дети охотно реагируют. Главное, не напугать малыша.
 
 

Гимнастика

В раннем детстве у маленького ребёнка формируется отношения к своему телу, он познаёт его через активное движение, через действие и общение с другими людьми.
 
Лицо. 
Указательным пальцем дотрагиваётесь до глазок, затем до носика ребёнка, а потом ладошками легонька шлёпайте по его маленьким щёчкам, приговаривая при этом: «Глазки – уголь, нос – картошка, щёчки – булочки у нас».
 
Пальчики. 
Возьмите ручку малыша и, показывая его пальчики, по очереди разгибайте и загибайте их: 
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел,
Песни пел и плясал,
Родных братцев потешал! 
 
Качалка. 
Малыш лежит на спинке. Коленки подтянуты к животу, ручки обхватывают их. Мама покачивает ребёнка, как колыбельку. Можно петь песенку или поговаривать стишок: «Ай качи, качи, качи! Прилетели к нам грачи». Данное упражнение позволит малышу хорошо почувствовать свою спинку.
Чувство безопасности. По мнению большинства психологов, чувство безопасности, базовое доверие к миру – одно из важнейших новообразований раннего детства. От того, сформировано оно или нет, зависит уверенность крохи в себе и своих силах в будущем, возможность совершать самостоятельные поступки.
 
Яйцо. 
Сядьте на пол и посадите малыша у себя между ног, обхватив его руками. Руки и ноги, как бы образуют яйцо, внутри которого находится кроха. Осторожно покачивайтесь из стороны в сторону, можно включить приятную медленную музыку, а ещё лучше, если вы будете тихонько медленно напевать колыбельную песенку. Тесный телесный контакт между мамой и малышом позволяет ребенку почувствовать границы собственного тела, защищенность, поддержку близкого человека. А это, в свою очередь, поможет ему в будущем вырасти психологически устойчивым и уверенным в себе человеком.
 
В ямку бух. 
Сажаем кроху к себе на колени и приговариваем:
Еду-еду к бабе к деду
На лошадке, в красной шапке,
По ровной дорожке
На одной ножке.
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Всё прямо и прямо,
А потом вдруг в яму – 
Бух!
 
Другая песенка: 
По ровненькой дорожке 
По ровненькой дорожке 
По кочкам, по кочкам 
По ухабам, по ухабам 
Бух - в канаву!
 
Качели. 
Папа с мамой кладут малыша на одеяло, берут одеяло за края и осторожно поднимают малыша. Медленно, раскачивая его, поют:
Ай туту, туту, туту,
Не вари кашу круту,
Вари жиденьку,
Корми Сашеньку.
Раскачивайте лучше в ритме песенки, при этом тихо напевая. Можно петь любую колыбельную или любимую песенку малыша.
Ориентация в пространстве. Благодаря постоянным движениям, играм и упражнениям кроха начинает хорошо ориентироваться в окружающем пространстве. Это очень важно для его физического развития.
 
Великаны и гномы. 
Упражнение выполняется стоя. Поднимите руки вверх, подсказывая малышу ход игры: «мы с тобой большие, как великаны. Затем опустите руки и быстро садитесь на корточки: «А теперь мы маленькие, как гномики». Через свой собственный опыт ребенок переживает, чем отличается большой и маленький. Аналогичным образом вы можете разыграть переживание любых полярных состояний: высоко - низко, там - здесь, далеко – близко и т.д.
 
Катаем мяч. 
Научите малыша катать мяч. Катайте с начала друг другу. Потом можно ставить разные задачи, например докатить мяч до двери, до стола, до окна. Чтоб малышу было интересно придумайте сюжет для игры. Мяч может стать колобком, он катиться по лесной дорожке к зайке, к медведю и т.д.
 
Спокойной ночи. 
Это упражнение можно делать перед сном. Снимите обувь и носочки. Возьмите ножки малыша и поиграйте с ними: похлопайте ступни друг о друга, сгибайте и разгибайте пальчики, нажмите на подушечки пальчиков. Приговаривайте:
Ах, сапожник – старичок,
Подчини мой башмачок,
Не могу идти домой,
В дырке виден пальчик мой.
 
Игры на подушке 
От полугода и – до года, а если нравится, то и после. 
Мама сажает ребенка на подушку, ритмично подбрасывает, а потом скидывает. 
Тушки-тушки, сели на подушке, 
Пришли подружки, столкнули с подушки. 
 
Подниму дочушку на крутую горку. 
Бух! Покатились, с горки свалились. 
 
Ребенок лежит на спинке, а мама сначала по очереди сгибает его ножки, потом сводит и разводит ручки. 
Ножки - топтыжки пошли молотить, 
Ручки – грабельки сено воротить. 
 
Две ножки сгибать к животу, перевернуть на бочок. 
Толкачики – рогачики, оп! Перевертушки! 
 
Тащу за ножки на себя. 
Поехали – поехали за солью, за солью. 
 
Мама стучит по пяточкам малыша в такт потешке: 
Куй, куй, ковалек, 
Подай сапожок, 
На маленьку ножку 
Золоту подковку.
 
 
 

Упражнения с игрушками, материалом

С рождения
В родильный дом маме можно взять с собой яркую пластмассовую игрушку диаметром 8 – 10 см. Цвет её может быть зелёным, синим, голубым, оранжевым или красным. Новорожденный лучше всего реагирует на эти цвета, так как они соответствуют природной цветовой гамме. Эта игрушка должна быть прикреплена к прочному стержню длиной 30 см: так взрослому будет показывать её ребёнку. Можно держать игрушку в своей руке, но тогда малышу будет сложнее различить её конфигурацию.
В первые дни взгляд у новорожденного блуждает. Чтобы научить его сосредотачивать на «ярком пятне», нужно как можно чаще привлекать его внимание к игрушке, которую мама держит не выше 20 -30 см над ним и медленно перемещает, подстраиваясь к «прерывистому» движению глаз малыша. Не забывайте при этом произносить ласковые слова, создавая благоприятную обстановку.
Частое выполнение подобных упражнений приведет к тому, что на 5-8 день своей жизни новорожденный плавно поведёт глазами, следя за передвижением игрушки. 
Такие занятия развивают зрительную активность. Малыш начинает рассматривать разные предметы, замечать детали, переводить свой взгляд с одного объекта на другой.
 
Повесить на шнурок разные разные пуговки. Получатся своего рода бусики. С ними можно и гулять ходить и больницу.
 
Колокольчики. Можно использовать штатив от игрушки-мобиле. Повесить на нее три колокольчика, и привязать веревочку, которую вложить в руку ребенку. Ребятишкам нравится дергать и звонить.
 
В первый месяц
Дома в течение первого месяца жизни продолжайте демонстрировать ребёнку различные по цвету и конфигурации игрушки. К стержню могут крепиться плоскостные или объёмные геометрические формы: Кольца, круги с изображением «лица», пластмассовые шары или кубики, фигурки (однотонные, блестящие, в полосочку, в крапинку).
Малыша надо учить за передвижением предмета не только по горизонтали, но и по вертикали, приближая и отдаляя от него объект. Можно также производить медленные и плавные круговые движения.
Помогайте ребёнку увидеть то, что показываете, помещая игрушку в поле его зрения. Добивайтесь, чтоб скачкообразные движения глаз становились всё более плавными.
После этого учите малыша сосредотачивать взор, для этого, передвигая игрушку, время от времени останавливайте её, чтобы ребёнок зафиксировал её взглядом. Следите за эмоциональными реакциями младенца. На 2-3-й недели у него обязательно возникнет ответная улыбка при виде склоненного улыбающегося лица папы или мамы. В эти он также может отреагировать на появление знакомой игрушки, которую вы постоянно ему показываете.
 
Со 2 месяца
К концу 2-го – началу 3-го месяца, видя и слыша вас или при восприятии игрушки с «лицом» малыш отреагирует «комплексом» эмоциональных реакций: ненадолго замрёт, улыбнётся, интенсивно задвигается и начнёт произносить звуки.
Такое комплексное реагирование является показателем того, что ребёнок развивается нормально.
Для развития звукового сосредоточения полезно звенеть колокольчиком (желательно валдайским), использовать пищалку, музыкальные игрушки, неваляшку, некоторые погремушки – грохотушки или с бубенчиком. 
В два месяца жизни важно, чтобы у малыша возникла взаимосвязь между зрительным и слуховым восприятием, чтобы он, услышав характерный звук, «ждал» появления игрушки и реагировал специфическими эмоциональными реакциями, поворачивая глаза и голову в сторону сигнала.
Если уже возникло сосредоточение и слежение взгляда, то перед малышом, лежащим на спине, взрослый перемещает игрушку с приятной мелодией.
Вначале появление объекта одновременно сопровождается звуком. Плавно передвигайте игрушку на фоне звучания от верхней точки (например, вправо). Затем уберите игрушку и отключите звук. Повторяйте это «действо» по нескольку раз в день.
Через два – три дня усложните упражнение. Дайте ребёнку возможность вначале услышать звук игрушки и только после этого покажите её. Опять стимулируйте слежение за её перемещением в том же направлении. 
Постепенно звук для ребёнка станет своеобразным сигналом того, что если посмотреть вверх, можно увидеть полюбившуюся игрушку. А если она не обнаруживается, то кроха поворачивает голову в правую сторону, «ожидая» её увидеть. Подобные занятия можно разнообразить, изменяя направление и предъявляя другую игрушку с иным звучанием. Поисковые действия младенца всегда нужно подкреплять, показывая то, что он «ищет». В этом случае возникает эмоциональное реагирование, которое в следующий раз простимулирует его к ответственным действиям – поворотам в определённую сторону.
Для прислушивания и рассматривания можно приобрести музыкально – заводную игрушку. Музыкальные карусели-подвески завораживают ребёнка, он учится следить за перемещением предметов по кругу, но часто утомляется, так как ему не предоставляют смену впечатлений.
Со второго месяца карусели чередуйте с лёгкими объёмными игрушками диаметром 5-8 см. Подвешивайте их над кроваткой или манежем, прикрепив нитью к специальному кронштейну. Расстояние от игрушек до лица ребёнка должно составлять 50-60 см.
Игрушки – подвески периодически меняют: колобок с глазками и ротиком на шар или кубик, «зеркальную игрушку» - на однотонную, узорчатую – на полосатую или в горошек.
Положите ребенка на спинку, качните или раскрутите над ним игрушку. Малыш с удовольствием будет наблюдать за её движением, а при остановке сосредоточит взгляд, улыбнётся и скорее всего, начнёт «разговаривать» произнося лепетные звуки.
Можете предложить малышу рассмотреть сразу две игрушки, располагая их одну над другой или рядом. Прикрепляйте так же небольшой предмет и более крупный (сначала пластмассовый цветной шарик, потом прочный надувной шар).
Позже можно подвесить гирлянду с игрушками разной конфигурации из разного материала (дерева, ткани, пластмассы), перемещающимися свободно по тесьме. Малыш научится передвигать их из стороны в сторону. Гирлянду со звуковым эффектом стимулируют малыша, чтобы извлечь звук. При этом к 3 месяцам ребёнок может пытаться приподнять головку из положения на спине, в надежде увидеть то, что звучит.
Для развития движения ног полезно подвесить гирлянду с маленьким колокольчиком и пушистыми небольшими игрушками. Малыш станет их касаться пальчиками ножек, колокольчик зазвенит, ему понравится, и он захочет повторить упражнение.
 
Вместо мобиля и громких погремушек, можно использовать веревочку и подвесить маленькие мягкие игрушки на кроватку. Когда надоест малышу, можно поменять игрушки.
 
За 2 месяца ребёнок неузнаваемо меняется. Он уже не новорожденный, теперь его называют младенец, а это новый этап его развития. Малыш уже способен замечать и рассматривать предметы, не только лёжа на спинке, но и в положении на животике, на боку или находясь у родителей на руках.
С 2,5 месяцев малыша вполне можно научить согласовывать движение рук, подчиняя их зрительному и слуховому восприятию (или же наоборот).
Погремушки теперь следует использовать по новому – давать малышу попеременно в каждую руку и учить применять её «по назначению»: удерживать и рассматривать. А если игрушка лежит с боку или впереди, - тянуться, переворачиваться или подтягиваться.
Из журнала для мам и пап.
 
С 3 месяцев
Плакат с алфавитом. Можно рассматривать его с 3х месяцев: возле каждой буквы есть рисунок (например,  любимый жучок). В 6,5месяцев ребенок уже  может найти жучка(смотрит на него и улыбается), в 7.5месяцев он может быстро найти жука независимо от положения плаката (горизонтально, вверх ногами). 
 
Цветные геометрические фигурки. Из цветного картона вырезать геометрические фигурки разных цветов. Лучше их склеить двусторонними (чтобы с обеих сторон были одного цвета). Чтоб дольше служили, можно обклеить их широким скотчем. Например, сделать круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал,  ромб, звезда (можно добавить и другие). 
1) изучаем геометрические фигуры, 
2) изучаем цвета, 
для постарше-
3) учимся считать, 
4) сортируем по цвету или по форме (вводим понятие множества).
 
С 4 месяцев
Можно сделать карточки с фотографиями папы, мамы, и т.д. С другой стороны крупными буквами написать мама, папа и т.д., заламинировать и показывать ребенку попеременно обе стороны. Можно дать потрогать, попробовать на зуб - будут задействованы сразу несколько анализаторов: зрительный, тактильный и слуховой. Это позволит ребенку быстрее запомнить, тех, кто на картинке изображен, а впоследствии читать эти слова целиком.
 
Альбомчик. Берем маленький фотоальбом. Вместо фотографий подбираем картинки на одну тему. Например: "МАШИНЫ", «еда», «животные». Для детишек чуть старше - "МЕБЕЛЬ", "ОДЕЖДА", "ПРЕДМЕТЫ ГИГИЕНЫ", "ПОСУДА". Когда это уже надоело, пересортировать всё. Разделяем сильнее - "ФРУКТЫ", "ОВОЩИ", "ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ", "ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ", "ПТИЦЫ", "НАСЕКОМЫЕ", "КТО ЖИВЕТ В МОРЕ" и т.д. К каждой картинке можно сделать подпись печатными буквами. На каждой странице должно быть только по одной картинке, иначе внимание ребенка будет рассеиваться.
 
Можно по комнате развесить яркие картинки со зверюшками. Подходить к ним с ребенком и рассказывать про каждого.
 
Надписи. Крупными печатными буквами подпишите все в доме, что можете. У нас, например, было: «ДВЕРЬ», «СТОЛ», «СТУЛ», «ТЕЛЕФОН», «ПОЛ», «ОКНО», «КУХНЯ» и т.д. Широким скотчем заклейте бумагу с надписью. Подносите иногда ребенка к надписям и четко читайте. Если ребенку по какой-либо причине не интересно, то не подносите его к ним недели 2-3. Потом можно попробовать снова. (У нас была такая пауза месяца два, а потом снова надписи стали очень интересовать).
 
С 6 месяцев
Очень крепко пришить разные пуговицы на тряпочку. Ребенку будет интересно их ощупывать. Это очень полезно для развития мелкой моторики. Можно добавить к пуговицам застежки от старых бюстгальтеров, пряжки и т.п.
Только не разрешайте брать в рот!
 
С 7 месяцев
Отыскивать глазами и находить называемые предметы. 
 
Петь, танцевать, читать книжки с яркими картинками.
 
С 8 месяцев
Ребенку очень нравится выкладывать предметы из коробки, ведерка и других емкостей. Складываем в маленькую коробку разные по фактуре лоскутки: бархат, шелк и т.д. Он вынимает, разглядывает, мнет. Хватает на полчаса. Можно класть маленькие игрушки, крышки от детского питания и прочее.
 
Играть в ладушки, листать книжки, и очень активно ползать!
 
С 9 месяцев
Изучаем мягкие кубики с изображением животных и действий людей.
Так же с ребенка можно учить собирать пазл из любимой картинки. Сделать его можно самой: нарисовать, приклеить на картон и обклеить скотчем.
 
С 11 месяцев
Купить пальчиковые краски, они недорогие, и очень яркие. Можно на бумаге (лучше это делать на полу, предварительно застелив пол газетами) или в ванной (сам нарисовал, сам смыл и еще раз нарисовал). 
 
 
20.08.2011
Подборку сделала Marinqa
  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

наташа+маша1 (23/12/2012)
И покружимся Кто там делал купи-купи:
По водичке хлюпи-хлюпи
В ванну быстро прыг-прыг
В ванне ножкой дрыг-дрыг
Мыло будет пениться
Грязь куда-то денется
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\-----------------
просыпайся, глазок!
просыпайся, другой!
поздороваться Солнышко вышло с тобой!
посмотри, как оно улыбается!
новый день, новый день начинается!

ой, какие мы большие,
не малюсенькие!
вот такие, вот такие,
вот такуууусенькие!
это кто уже проснулся?
кто так сладко потянулся?
потягуни-потягушечки
от носочков до макушечки.
мы потянемся-потянемся,
маленькими не останемся.
\\\\\\\\\\\\\
Веселая зарядка
Раз, два, три, четыре, пять,
Время ножкам побежать,
Спинке бодро разогнуться,
Ручкам кверху потянуться.
Десять раз присесть и встать,
Чтобы расхотелось спать.
Десять раз вперед нагнуться,
Десять раз назад прогнуться.
Нет нужней зарядки дела,
Чтоб окрепли мышцы тела.
Упражнений нет важней,
Чтобы стал малыш сильней.
\\\\\\\\\\\\
Мыли мылом ушки,мыли мылом ножки!
Вот какие ладушки,ладушки-ладошки!
Наварили кашки,помешали ложкой!
Вот какие ладушки, ладушки-ладошки!
Курочке-пеструшке покрошили крошки!
Вот какие ладушки.ладушки-ладошки!
Пожалели птичку,погрозили кошке!
Вот какие ладушки,ладушки-ладошки!
Хлопали ладошки,танцевали ножки!
Вот какие ладушки,ладушки-ладошки!
Прилегли ладошки отдохнуть немножко!
Вот какие ладушки,ладушки-ладошки!
\\\\\\\\\\\\\\\
Потягунушки, порастунушки,
(поглаживаем малыша от головки до пяточек)
Поперек толстунушки,
(поглаживаем ему животик)
А в ножки - ходунюшки,
(подвигаем ему ножки)
А в ручки- хватунюшки,
(потрогаем ручки малыша)
А в ушки - слышунюшки,
(трогаем и показываем, где у малыша ушки)
А в глазки - глядунюшки,
(показываем, где у него глазки)
А носику - сопунушки,
(показываем, где у него носик)
А в роток - говорок,
(показываем, где у него ротик)
А в головку - разумок!
(целуем малыша в макушечку
\\\\\\\\\\\\\\\\
При купании
Ай, лады, лады, лады.
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Детке улыбаемся.
(поливая на разные части тела) Здесь водичка холодная
Здесь водичка – тепленькая,
Здесь водичка – горячая,
А здесь – кипяток, кипяток!
\\\\\\\\\\\\\\\
Вперевалочку идет
Косолапый мишка.
Он принес в подарок мед
И большую шишку.

Топ-топ, топотушки!
Пляшут лапки,
Пляшут ушки,
Пляшут рожки и хвосты!
Что лежишь, пляши и ты!

Ой качи-качи-качи,
В головах-то калачи,
В ручках прянички.
В ножках яблочки,
По бокам конфеточки,
Золотые веточки!
\\\\\\\\\\\
Вот проснулись, потянулись,
С боку на бок повернулись!
Потягушечки! Потянушечки!
Вот проснулись, потянулись,
С боку на бок повернулись!
Потягушечки! Потягушечки!
Где игрушечки, погремушечки?
Ты игрушка погреми,
Нашу детку подними (позвенеть погремушкой)
Кулачком сильнее бей,
Только ручки не жалей,
Постучим мы кулачком
волчком.

Есть мнение?

Текст:
Автор:

E-mail:
(будет защищён от спаммерских роботов)
Код: 
 Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться