/Занятия и игры для детей/Игры, развитие и обучение детей от 3 до 7 лет

 

Экстернат: не идем с копьем на мельницы

Может ли ребенок учиться вне стен обычной школы? Что такое домашнее образование, в чем его особенности, достоинства и недостатки? Об этом мы поговорили с педагогом Алексеем Битнером.

Алексей Битнер – предприниматель, 50 лет, родился в Новосибирске. Преподавать начал еще во время учебы в Томском государственном университете. В 1990 году окончил исторический факультет этого старейшего в Сибири вуза, а уже в 1991 открыл одну из первых частных школ Новосибирска - Эко-школу, которая просуществовала до 2004 года.  Считает, что все формы образования равноправны и помогает родителям, обучающим ребенка на дому.

- Алексей, насколько развиты в Новосибирске традиции экстерната?

- Образование вне школы даже в таком крупном городе, как Новосибирск, по-прежнему является чем-то из ряда вон выходящим. Дети, которые не ходят в обычную школу, а занимаются где-то в другом месте, до сих пор иногда ловят на себе косые взгляды. Принято считать, что такая форма обучения подходит только тем, кто имеет серьезные заболевания или трудности в общении. Конечно, это не так. Право на домашнее обучение имеют все дети, эта норма прописана в законе об образовании.

- Традиции домашнего образования имеют глубокие корни. Все мы знаем из классической литературы, что так воспитывались, к примеру, дети дворян. Экстернат сегодня, с поправкой на другое время, – это примерно то же самое?

- Лишь отчасти, ведь тогда детей можно было учить чему угодно. А сегодня есть обязательная школьная программа, и если подойти со всей строгостью, которую предписывают закон об образовании, учебные программы и методические рекомендации, человек, который не умеет, к примеру, вычислять, насколько уменьшится сила притяжения, если расстояние до Земли увеличить в несколько раз, не достоин самостоятельно жить и трудиться с аттестатом... Это самообман. Лично я считаю, что чем меньше будет такой обязательности, тем лучше. Но мы, разумеется, не отрицаем те или иные нормы, не идем с копьем на мельницы, мы вместе с детьми и родителями просто приспосабливаемся к той системе ценностей, которая уже существует. Необходимо максимально быстро освоить обязательное и оставить максимально много времени на то, что ребенку действительно интересно. Основной принцип домашнего обучения – ставь определенную задачу, смотри на реакцию ребенка и в зависимости от этой реакции корректируй свое поведение.

От звонка до звонка, или возможны варианты?

- По каким причинам родители чаще всего принимают решение перевести ребенка на домашнее обучение?

- Часть родителей бросается в экстернат и домашнее обучение от отчаяния, для того, чтобы ребенок, по каким-то причинам не «прижившийся» в обычной школе, смог продолжить образование. Часть отваживается на это, чтобы сэкономить время, которое необходимо ребенку для чего-то еще. Известно, что среднестатистическому старшекласснику, к примеру, надо не менее пяти-шести часов в день лишь для того, чтобы поприсутствовать на всех уроках. Потом еще пара часов уходит на выполнение домашнего задания. При домашнем обучении и правильной организации учебного процесса на образование ребенка в среднем тратится три часа в день, и здесь  кроется основная проблема домашнего образования - чем и как будет занято остальное время.

- В вашем блоге есть интересные выдержки и цитаты из школьных учебников. Вы знакомитесь со всей рекомендованной педагогам литературой, работаете «от и до» в рамках образовательного стандарта?

- Я стараюсь прочитать все учебники, чтобы знать, что будут требовать от ребенка на экзамене, и что можно ему дать в качестве дополнительного материала. Работаю ли я в рамках образовательного стандарта? Можно сказать и так, только эта формулировка не будет ничего означать. Большинство людей думает, что образовательный стандарт – это некий четкий ориентир, но на самом деле содержание стандарта крайне размыто. Фактически в нем перечислен лишь набор тем. Кроме того, помимо государственного стандарта есть еще программа учебных дисциплин и методические рекомендации.

- То и дело мы слышим о реформах образовательных стандартов. Что имеется ввиду?

- Ничего. Никаких особых реформ, на мой взгляд, нет, только больше поднимается шума. Остается все та же физика, все та же биология, - очень значительный набор требований, который большинство детей освоить не в состоянии.

Учителя поставлены в рамки

- Вы считаете, что современные дети стали менее сообразительными, чем те, что уже выросли?

- Ни в коей мере не придерживаюсь этого стереотипа. Раньше было все то же самое. Помню, как сам учился и, как и многие одноклассники, многого не понимал, но все равно получал неплохие отметки. Причина в том, что всем учителям тоже надо поставить оценки в точно обозначенное время, и на определенном этапе они просто перестают спрашивать ученика. 
 
Недостаток у школьного обучения один, но существенный. Порядок и скорость обучения в школе никак не связана с тем, что может и хочет ребенок в данный момент времени. Независимо от того, усвоил ребенок материал или нет, насколько он это усвоил, следующий урок начинается с новой темы.
 
Можно по такому принципу учиться и дома тоже. Но поскольку такое обучение - это все еще экзотика, на него, как правило, решаются только очень неравнодушные родители, которые готовы тратить время на образование своих детей. Они учатся вместе с ребенком. Осмысленно читают учебники, обращаются к каким-то пособиям, ищут информацию в интернете и получают настоящее, хорошее, полноценное самообразование. Дети, глядя на таких увлеченных родителей, сами начинают учиться более усердно.

- Сколько стоит домашнее обучение?

- Есть родители, которые не пользуются услугами репетиторов, сами учат своих детей дома: подписывают в школе график экзаменов, а потом просто вовремя их сдают, - это что-то наподобие заочного обучения в вузе, и здесь речь идет лишь о затратах родителями времени и сил. Те дети, которые пользуются услугами педагогов по домашнему обучению регулярно, платят за это. Конкретную сумму назвать трудно, но это дешевле, чем учить ребенка в частной школе.

Нельзя сделать общительного замкнутым

- Вы работаете только с умными детьми?

- Понятие «умный» я считаю не совсем корректным. Все дети разные. Сказать, что я как-то отбираю детей, нельзя. Где-то нужна работа косметолога, а где-то реанимация. Даже не знаю, какая работа доставляет большее удовольствие. Редко, один-два раза в год у меня бывают «осечки», когда через какое-то время выясняется, что справиться с учеником я не могу. Как правило, это связано с большой педагогической запущенностью, когда повзрослевшего ребенка, скажем, приходится учить сложению и вычитанию. Поддержать энтузиазм таких ребят не всегда удается, но дело тут не в уме, а в том, что человеку не помогли вовремя.

- Не становятся ли дети, которые обучаются дома, более замкнутыми, ведь они меньше общаются со сверстниками?

- Это все стереотип. Нельзя сделать ребенка замкнутым, забрав его из обычной школы, если по темпераменту он общительный, и наоборот: если замкнутого ребенка принуждать к общению, он только больше уйдет в себя. Если нужны не знания, а школьная тусовка, идите в школу, или запишите ребенка на танцы, рисование или в хор. Разумеется, я не агитирую, чтобы все родители забрали детей из школ. Просто есть такое право - учиться дома.

7.12.12

Беседовала Наталья Юрьева 

  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+
К@тенок (26/06/2013)
Спасибо вам за то, что есть такая помощь родителям, выбравшим домашнее обучение! Пусть будет больше школ, которые нравятся и реально воспитывают и обучают идей. И не важно - официальная ли это школа, частная, сбор детей подруг или домашнее обучение!

Есть мнение?

Текст:
Автор:

E-mail:
(будет защищён от спаммерских роботов)
Код: 
 Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться