Реклама

/Занятия и игры для детей/Игры, развитие и обучение детей от 3 до 7 лет

 

Есть контакт! На каком языке говорит ваш ребенок?

Ранее в статье «Есть контакт!» мы уже обсудили, как именно родитель должен выстраивать диалог, чтобы не только услышать и понять ребенка, но продемонстрировать, что его мысли и чувства важны для вас. Есть еще несколько важных приемов, которые помогут вам в этом.

Люди, как правило, способны усваивать информацию с помощью всех каналов восприятия. Но какой-то из них будет для нас ведущим, и именно с его помощью мы будем получать основной поток информации. Кто-то лучше воспринимает на слух, другому важно видеть, или ощущать, а может быть пробовать на вкус и чувствовать запах.

Нарушения коммуникации в паре родитель-ребёнок могут быть связаны, в том числе, и с особенностями восприятия. Так, аудиал, обращаясь к ребёнку с просьбой, желает слышать ответ и может не воспринять кивок головой. В итоге обижены будут и ребёнок, которого отчитают, хотя он вроде как выразил согласие, и родитель, который полагает, что его просьба игнорируется. Обращаться и давать поручения детям с разными каналами восприятия нужно по-разному.

Рассмотрим особенности каждого типа

Визуал

Визуал - человек, для которого важны зрительные образы, он скорее запомнит то, что увидел, чем то, что услышал. И родители обязательно должны учитывать это. Ведь таким деткам важно при озвучивании поручения описать картинку, чтобы они могли её зрительно представить. Например, их распорядок дня лучше составить в картинках, помнить о времени помогут большие настенные часы, записки-напоминалки на листочках, прикрепленные к холодильникам, дверям и шкафчикам, пожалуй, созданы именно для них.

Как отличить визуала? Такие детки мыслят картинками, они уделяют большое значение внешности, как своей, так и других людей. К тому же каждый тип использует в своей речи определённые слова, так называемые предикаты. Мы чаще применяем те из них, что говорят о наших особенностях восприятия. Общаясь с каждым из типов лучше использовать предикаты, свойственные именно им, так они быстрее вас поймут.

Предикаты визуалов: видеть, рисовать, яркий, ясный, смутный, в фокусе, вспышка, перспектива, темный, многоцветный, радужный, кажется и т.п. Обращаясь к нам, визуал произносит: «Посмотри, погляди, я наблюдал, ты меня видишь?»

Аудиал

Аудиал обращает внимание не столько на смысл фразы, но и на то, как именно она была произнесена. Для них крайне важны интонация, тембр, темп обращенной к ним речи. Эти люди хорошо запоминают сказанное, любят что-то бормотать себе под нос, и нередко способны хорошо копировать голоса. Таким деткам хорошо заводить будильник, который будет напоминать – пора приступать к уборке, урокам, заканчивать компьютерные игры. Именно им можно записать на диктофон поручения. Для таких деток активное слушанье, о котором написано в предыдущей статье, просто жизненно необходимо. Так же важно, чтобы они проговаривали то, что им сказали. «Петя, я прошу тебя убрать утром свою кровать, повтори, пожалуйста, как ты запомнил мою просьбу?» «Мама, ты просишь убрать утром кровать». Это не прихоть, повторяя ваши слова, аудиалы лучше усваивают и запоминают информацию.

Как отличить аудиала? Такие люди особо чувствительны к резким непривычным звукам, они могут морщиться от скрипа дверей, пугаться громких, неожиданных звуков. Они страдают без музыки и песен.

Предикаты аудиалов: слышать, звучать, громкий, тихий, мелодичный, гармоничный, шумный, скрежет, крик, визг, звенящий и т.п. Это от них чаще можно услышать: «Не говори со мной таким тоном! Послушай, что скажу! Ты меня слышишь?»

Кинестетик

Кинестетик воспринимает информацию с помощью прикосновений, эмоций и ощущений. Такие детки, как правило, более чувствительны и восприимчивы, чем малыши иных типов. И, так как информацию им нужно прочувствовать, они могут воспринимать её более медленнее остальных. Кинестетики обычно подолгу обдумывают ваши фразы, а без тактильного контакта страдают и не способны ощутить, что вы действительно их любите и понимаете. Поэтому слова любви без объятий могут просто пройти мимо. Если вы хотите, чтобы такой ребенок усвоил информацию, которую вы хотите до него донести, будет лучше, если во время вашей речи вы прикоснетесь к нему, погладите по голове или слегка коснетесь руки, а может, скрепите ваш договор по уборке комнаты рукопожатием.

Как отличить кинестетика? Это они так любят теребить в руках ваши пуговицы, стряхивать с вас пылинки и снимать ниточки. Они постоянно что-то держат в руках и готовы трогать и ощупывать с разных сторон всё, что попало им на глаза и в руки. Им невыносимо спать на постели с крошками, их одежда должна быть удобна и приятна на ощупь. Надеть на такого ребенка шерстяной колючий свитер практически нереально.

Предикаты кинестетиков: чувствовать, теплый, мягкий, гладкий, удобный, тупой, зажатый, скованный, схваченный, трогать, щупать, устоявшийся, схватывать, касание, прочный и т.п.

 

Существуют так же люди, воспринимающие информацию в основном на запах и вкус. Их не так много и для них нет специального названия - обычно такой способ восприятия информации будет дополнением к другому типу. Но, как бы не назывались наши «нюхачи», им важно то, какие запахи их окружают, они очень чувствительны к ароматам, и наверняка являются гурманами.

Их предикаты: попробовать, нюхать, осязать, свежий, аромат, выдохлись, горько, сладко, солёно, кисло, пикантный, терпкий, острый и т.п.

Воздействовать на таких чудо-детей сложнее, чем на остальных. Один из путей решения проблемы - использовать в речи именно их предикаты. Например, хочу, чтобы после уборки комната была свежей. Или – мне горько оттого, что ты меня не послушался.

Проанализируйте, какой тип восприятия информации является основным для вас и для вашего ребенка? Чтобы наладить контакт и сохранять доверительные отношения учитесь говорить с ребенком на его языке.

22.11.2012

Автор: Виталия Провоторова, психолог

   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
Lely1515 (11/09/2016)
Спасибо
Bella98 (17/08/2016)
мне кажется что слышать ребенка-это чувствовать его душой и присоединяться к нему, смотреть в глаза и на движения, тогда все ясно...
larsene (01/08/2016)
У меня мама кинестетик. Так вот, кинестетики не только ощущают мир через прикосновения, они еще необыкновенно восприимчивы к эмоциям! И это надо обязательно учитывать.

Когда вы говорите им что-то, допустим, спокойным голосом, а внутри у вас бурлят эмоции - они просто перестают слышать вас, потому что они слышат в такой момент только эмоции! Как пример - я рассердилась, но еще пытаюсь что объяснить, аргументировать. Бесполезно! Меня просто не услышат. Надо уйти, успокоиться, и попробовать донести другим способом.

Это действительно очень трудно, особенно людям с рациональной установкой в голове, ведь им кажется, что чем разумнее их доводы, тем должно быть понятнее. А это не так!
Виталия (22/11/2012)
atakli пожалуйста :-) Спасибо за отзыв.
atakli (22/11/2012)
очень хорошие статьи, спасибо!
burya (22/11/2012)
На нашем сайте появилось продолжение статьи Есть контакт!
Люди, как правило, способны усваивать информацию с помощью всех каналов восприятия. Но какой-то из них будет для нас ведущим, и именно с его помощью мы будем получать основной поток информации. Кто-то лучше воспринимает на слух, другому важно видеть, или ощущать, а может быть пробовать на вкус и чувствовать запах. Особенности восприятия для детей разных типов рассмотрены в статье Есть контакт! На каком языке говорит ваш ребенок?
Виталия (17/11/2012)
FreshFlash может не нужно так много уточнять? В таких случаях диалог идет скорее на эмоциональном уровне. Основным будет отражение чувств, возможен пересказ того, что смогла понять и проговаривание подтекста. Будет еще полноценный диалог, всему своё время.

Torero спасибо :give_heart:
Torero (17/11/2012)
спасибо, Вита. Очень актуально сейчас для нас.
Интуитивно делала многое (эх, не всё). И приятно осознавать, что на правильном пути.
Скопирую, сделаю памятку, чтоб всегда можно было глянуть, освежить знания.
Barguzinka (16/11/2012)
Виталия, а что можно посоветовать, если ребенок не говорит связно, полными предложениями, и постоянно приходится уточнять, что же она имеет в виду, в итоге, пока выяснишь суть вопроса, ребенок уже забыл что было главным. Никакого нормального диалога не получается((
Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться