/О детях/Воспитание и психология

Система Монтессори

Рассказывает воспитатель ДОУ N 352 "Веселый хоровод" Ирина Михайловна Буравцева

ЧТО ЭТО.

Мария Монтессори, педагог, психолог, врач, философ, разработала свою систему в начале 20-го века, основываясь на тщательных наблюдениях за детьми. Основные принципы этой системы таковы:

  • - ребенок активный, а не пассивный ученик
  • - центром в Монтессори классе является ученик, а не учитель, все идет от ребенка т.е. снизу вверх
  • - учитель - помощник, а не власть
  • - в одной группе занимаются дети разного возраста

Смысл подхода Монтессори в том, чтобы подвигнуть ребенка к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию. Задача взрослого - помочь ребенку реализовать свою индивидуальность, пойти своим, уникальным путем.
В Монтессори-школах не существует единых программ обучения и воспитания, так как в основе их лежит идея о том, что каждый человек имеет право на собственный уникальный путь становления и развития.

Впервые система Монтессори появилась в России в 1913 году, и в 1914 году в Петербурге был открыт первый Монтессори - детский сад. К 1917 году таких детских садов в России насчитывалось уже несколько десятков. Однако в 1926 году эта система, ставящая во главу воспитание индивидуальности, была запрещена большевиками. В Италии она также была вскоре запрещена пришедшими к власти фашистами, а Мария вынуждена была эмигрировать. Позже она несколько лет провела в Индии, и в ее систему вошли уроки тишины и космический взгляд на жизнь. Возвращение Монтессори-педагогики в Россию произошло в 1991 году. Сейчас работают сотни Монтессори-групп и несколько начальных Монтессори-школ по всей стране с учетом стандартов российского образования.

А ЧТО В СИБИРИ?

В Сибири система Монтессори появилась несколько лет назад в Томске и Омске. В первом сейчас работает центр-садик и есть еще обучающий центр с коммерческим уклоном, где упор делается больше на обучение взрослых. А в Омске работает фабрика (НПО "Монтессори"), выпускающая Монтессори-пособия , и при ней обучающий центр. Педагоги, желающие получить подготовку, могут за определенную плату (несколько тысяч рублей) пройти обучение. В Новосибирске есть 2 места, где внедряется эта система. Это наши две группы, они существуют уже 6 лет и сейчас мы базирумся в ДОУ N 352 в верхней зоне Академгородка. И существует садик-центр где-то в городе, который образовался около 3 лет назад.

КАК ЭТО ВЫГЛЯДИТ?

Весь педагогический и игровой материал лежит на полках. Он всегда доступен (в отличие от традиционных групп детского сада, где большая часть пособий и игр разложена по шкафам и вынимается только воспитателем).
Две комнаты обычной садиковской группы здесь организованы так.
В большой комнате примерно четверть занимает спальная зона, которая умещается на маленькой площади за счет нетрадиционных многоярусных кроватей, остальная площадь используется под игровую и столовую. А традиционная спальня оборудована под класс - это и есть обучающая среда. Она делится на 5 зон:

  • Зона практики - то есть то, что нужно в повседневной жизни, обслуживание себя, уход за окружающей средой и навыки социальной жизни. Параллельно идет подготовка руки к письму за счет развития мелкой моторики. Даже счет уже здесь идет. Дети учатся:
    - пересыпать из различных емкостей, переливать из сосуда в сосуд
    - подметать (щетка, совок)
    - шнуровать, застегивать пуговицы, молнию, кнопки - на специальных стендах -пособиях
    - мыть руки
    - забивать гвозди, вкручивать шурупы
    Обучение в этой зоне дисциплинирует и подводит к восприятию более сложного материала в следующих зонах.
  • Зона сенсорики. Здесь ребята "вручную" знакомятся с понятием величин, размеров, форм, разными материалами.
  • Зона языка.
  • Зона математики дает такие понятия:
    - сложение, вычитание
    - возведение в степень
    - таблица умножения, деления
    - дроби
  • Зона космоса (окружающий мир, человек в нем, его восприятие окружающего).

КАК ПРОИСХОДИТ ОБУЧЕНИЕ.

Ребенок в каждой зоне активности выбирает себе материал для занятия интуитивно, в соответствии со своим уровнем развития на данный момент и так называемым сензитивным периодом. Воспитатель наблюдает за ним, планирует и распределяет его деятельность.

В Монтессори-классе ребята занимаются каждый день с 9.15 до 10.00. А вообще-то этот класс открыт всегда и в него любой ребенок может войти в любое время. Единственное условие - если ты вошел, то не затем чтобы просто побегать, а поработать. Еще воспитатель следит за тем, чтобы ребята с каждым материалом занимались именно по правилам, иначе это не даст нужного результата. После работы класса следует круг (групповое занятие).

В сравнении с обычным садиком здесь гораздо больше независимости. Но дисциплина конечно тоже требуется и существуют правила работы в классе. "Свобода - это когда то, что хорошо для тебя - хорошо для других" - это слова Монтессори.

Мы требуем, чтобы к 9 часам утра все дети были уже здесь. В 9.15 мы входим в комнату для занятий - и все, больше нас никто не может отвлечь. Дети довольно быстро сами начинают воспринимать эти занятия как работу.
Мы не говорим, что наша система лучше других систем обучения и программ. Просто она - другая.

Дополнительные вопросы:

  • Сколько платят родители?
    Дополнительно к плате за обычный садик - 300 руб. в месяц.
    Есть еще первоначальный взнос - 1.5 тысячи рублей.
    Выплаты добровольные, по договоренности с родительским коллективом.
  • Где вы берете пособия для занятий по системе Монтессори?
    Большую часть закупаем на Омской фабрике, немножко - в Голландии и что-то делаем сами.
  • В принципе любой родитель ведь тоже может купить там пособия и обучать своего ребенка?
    Конечно, но надо еще уметь правильно пользоваться этими пособиями. Поэтому все-таки лучше, чтобы это делал специалист. А иначе можно получить больше вреда, чем пользы. Наилучших результатов в работе по системе Монтессори достигают люди, уже имеющие педагогическую практику или "педагоги от бога". А вообще, эту систему можно изучать всю жизнь.
  • Где вы сами учились?
    В Томске и в Омске. Некоторые воспитатели ездили и в Москву.
  • В каком возрасте лучше отдавать в Монтессори-группу?
    Лучше всего в три года. Поскольку привычки ребенка пришедшего в 5 лет из обычного садика очень трудно переделать - он все время ждет команды или одобрения старшего. А у нас делается упор на самостоятельную работу, то есть ребенок делает задание для себя - это главное. Если взрослый успел посмотреть - хорошо, не успел - нормально.
  • Чем отличается жизнь детей в Монтессори группе от жизни в обычных группах?
    Кроме дополнительного утреннего часа работы в классе все остальное так же как в обычных группах - прогулки, сон, музыка, физкультура. Наравне с обычными группами мы пользуемся музыкальным и спортивным залами. И утренники у нас бывают.
  • Как работа воспитателей в Монтессори группе отличается от обычных групп?
    С утра работают два воспитателя, когда идет основная образовательная нагрузка. А после обеда остается уже один.
    Конечно, нагрузка на воспитателя Монтессори группы несколько выше, чем в обычных группах.
  • Что развивает в детях система Монтессори?
    Трудолюбие, умение планировать свою деятельность, самостоятельность в решении проблем, умение помочь товарищу. Усидчивость, сосредоточенность, независимость.
   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest

удачливая (18/02/2022)
Здравствуйте! Садик Монтессори в доме по ул. Декабристов, 41. В части дома, которая смотрит на Арбитражный суд. Это Октябрьский район, между станциями метро Октябрьская и Речной вокзал
Ксюнтия, а вы сами то водили своего ребенка на эти занятия? Вы пишите такое - а факты у вас есть?
В монтессори школе дети как раз и не привязаны в карте, они занимаются своими делами, они работают и и это очень нравится. Они могут выражать свое мнение. А вот в обычной школе как раз наоборот - чаще всего учитель говорит когда и что делать - когда мы читаем книжку, когда у нас математика или когда надо выходить отдохнуть на переменку. И потом у ребенка который занимается по системе монтессори никто не отбирает обычные игрушки, они занимаются этим дома.
Я так понимаю если вы критикуете как эту методику, то наверное свою наоборот пропагандируете?
Лёля (17/03/2014)
Татьяна, полностью с Вами согласна!
Все вторят Монтессори, Монтессори...Она бедная в гробу качается каждый день от упоминания её имени. А кто-нибудь из родителей хоть одну книжку прочитал о М. Монтессори, хоть одну написанную ей книжку???
В данной статье пишется: "Смысл подхода Монтессори в том, чтобы подвигнуть ребенка к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию." А ВЫ В КУРСЕ, ЧТО ЧЕЛОВЕК ВОСПИТЫВАЕТСЯ, РАЗВИВАЕТСЯ И ОБУЧАЕТСЯ ТОЛЬКО В ОБЩЕСТВЕ ЛЮДЕЙ, А НЕ СИДЯ ЗА ОТДЕЛЬНОЙ ПАРТОЙ НЕ ИМЕЯ ПРАВО НА ВОПРОС НЕ КАСАЮЩИЙСЯ ТЕМЫ В КЛАССЕ, НЕ ИМЕЯ ПРАВО ВСТАТЬ И НАЧАТЬ ИГРАТЬ В ТУ ИГРУ , В КОТОРУЮ ЕМУ ХОЧЕТСЯ ПОИГРАТЬ, НЕ ИМЕЯ ПРАВО НИ НА ЧТО - КРОМЕ ТОГО, ЧТО ЗАПЛАНИРОВАННО ПЕДАГОГОМ!
О каком развитии индивидуальности вы говорите -пишете??? Это чушь! Безумные мамы подсадили своих детей на Монтессоревскую иглу, совершенно не понимая и не зная, что Монтессори разработала методику для слобоумных детей и результат этой методики рабское мышление - дети могут делать только то, что им говорят, а творчеСтве вообще говорить не приходится!!! Да, во времена в которые жила монтесории , для тех детей, это быть может было спасение, но то что происходит последние 10 лет это кошмар, за это как минимум сажать надо, а у нас никто не за что ответственность не несет. Проснитесь мамы, займитесь своим образованием, не лишайте детей детства. НАЧНИТЕ С КНИГИ ЭДЫ ЛЕ ШАН "МУДРАЯ КНИГА ДЛЯ УМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ", читается легко и объем маленький. БЕРЕГИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ, У ВАС ИХ НЕ 10-15, А всего 1 или два.
Я рада, что сделала правильный выбор. У меня двое детей. Старший по системе Монтессори занимается с 9 месяцев. Результат на лицо. Не буду перечислять все его умения и достижения, но могу сказать точно, что данная система действует положительно.
С января планирую отдать младшую заниматься по системе Монтессори. Ей как раз исполнится 9 месяцев.
Мы живем в Новосибирске, ходим на Романова, 23а (группа от 6 мес. до 3-х лет) и Красный проспект, 232/1 (группа от 3-х до 5-и лет).
Гость (24/06/2011)
В НАШЕМ НОВОСИБИРСКЕ МЫ УЗНАВАЛИ ЕСТЬ МНОГО ТАКИХ ЗАНЯТИЙ, НО ТАМ ДОРОГО . пОПРОБОВАЛИ НА ПЕРВОМАЙКЕ. У НИХ СПЕЦИАЛЬНО ОБОРУДОВАННАЯ ГРУППА,ЗАНЯТИЯ ИДУТ ПО ВЕЧЕРАМ ИЛИ В СУББОТУ. мЫ ЕЩЕ МАЛЕНЬКИЕ 1,6 ГОДА, НО КАК НАМ СКАЗАЛИ, ЧТО ПРОВОДЯТСЯ ЗАНЯТИЯ И С ДЕТЬМИ ОТ 3 ДО 6 ЛЕТ. а ЕЩЕ УЗНАЛИ ЧТО ЕСТЬ КАКАЯ-ТО РАННЯЯ ПОМОЩЬ У НИХ, ТАК ОНИ ДАЖЕ НЕКОТОРЫЕ ИГРЫ ДАЮТ ДЕТЯМ. мЫ БРАЛИ, КОГДА ВЕРНУЛИ ТО НАМ ДАЛИ ДРУГИЕ. хОРОШО ЧТО ОНИ ВСЕ ДЕРЕВЯННЫЕ, ЯРКИЕ. пОСТОРАЕМСЯ ХОДИТЬ ПОДОЛЬШЕ. РЕКОМЕНДУЕМ ВСЕМ МАМАМ
Девочки, а где купить материалы Монтессори?
Татьяна,
"Система Монтессри была разработана для детей-олигофренов.Чтобы они могли приносить пользу обществу" - в действительности так и было, но представьте себе, если занимаясь по этой программе малыш с проблемами в развитии "догоняет" своих ровесников, то какие результаты могут быть у малыша с "нормальным" развитием? :) Такая мысль захватила Марию Монтессори и она адаптировала свою программу для ребятишек без отклонений в развитии. Вы об этом знали?
"А обычные дети в этой системе только тупеют от бессмыслицы ,знаков,отсутствия игры.Настоящей,как в нашем детстве!А педагоги несут в большинстве отсебятину..." - предполагаю, что эти слова сказаны не просто так, а основаны на чьем-то (Вашем) личном опыте - в этом случае, очень жаль, что Вам встретились неквалифицированные педагоги. Но все можно исправить, в любом возрасте ребенка.
Если же Ваши суждения основаны на витающих в обществе мифах и предположениях, тогда попробуйте сами, познакомьтесь с малышами, кто занимается по этой системе.
Моя дочь занимается по Монтессори уже 3 года (сейчас ей 5), она рано стала говорить и очень хорошо, в 3 года она знала все буквы и писала свое имя, в 4 уже начала читать понемногу, в 4,5 подписала открытку бабушке сама! Конечно она у меня умница, конечно же "наследственность" у нее очень хорошая :) Но кто так не скажет о своем ребенке? :) Просто система Монтессори позволяет развивать способности малыша, создавая вокруг среду открытых возможностей для развития, система стимулирует его собственный индивидуальный путь развития.
все зависит от педагогов. многие называются мантессори, но не являются мини на самом деле.
я отучилась в казахстане на первой ступени (для начинающих педагогов, родителей).
помогите пожалуста хочу получить обучение по методике монтессори в омске
Мамы!!
Система Монтессри была разработана для детей-олигофренов.Чтобы они могли приносить пользу обществу.А обычные дети в этой системе только тупеют от бессмыслицы ,знаков,отсутствия игры.Настоящей,как в нашем детстве!А педагоги несут в большинстве отсебятину...
1 | 2 | 3 | 4 | 5   
Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться