/О детях/Воспитание и психология

Система Монтессори

Рассказывает воспитатель ДОУ N 352 "Веселый хоровод" Ирина Михайловна Буравцева

ЧТО ЭТО.

Мария Монтессори, педагог, психолог, врач, философ, разработала свою систему в начале 20-го века, основываясь на тщательных наблюдениях за детьми. Основные принципы этой системы таковы:

  • - ребенок активный, а не пассивный ученик
  • - центром в Монтессори классе является ученик, а не учитель, все идет от ребенка т.е. снизу вверх
  • - учитель - помощник, а не власть
  • - в одной группе занимаются дети разного возраста

Смысл подхода Монтессори в том, чтобы подвигнуть ребенка к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию. Задача взрослого - помочь ребенку реализовать свою индивидуальность, пойти своим, уникальным путем.
В Монтессори-школах не существует единых программ обучения и воспитания, так как в основе их лежит идея о том, что каждый человек имеет право на собственный уникальный путь становления и развития.

Впервые система Монтессори появилась в России в 1913 году, и в 1914 году в Петербурге был открыт первый Монтессори - детский сад. К 1917 году таких детских садов в России насчитывалось уже несколько десятков. Однако в 1926 году эта система, ставящая во главу воспитание индивидуальности, была запрещена большевиками. В Италии она также была вскоре запрещена пришедшими к власти фашистами, а Мария вынуждена была эмигрировать. Позже она несколько лет провела в Индии, и в ее систему вошли уроки тишины и космический взгляд на жизнь. Возвращение Монтессори-педагогики в Россию произошло в 1991 году. Сейчас работают сотни Монтессори-групп и несколько начальных Монтессори-школ по всей стране с учетом стандартов российского образования.

А ЧТО В СИБИРИ?

В Сибири система Монтессори появилась несколько лет назад в Томске и Омске. В первом сейчас работает центр-садик и есть еще обучающий центр с коммерческим уклоном, где упор делается больше на обучение взрослых. А в Омске работает фабрика (НПО "Монтессори"), выпускающая Монтессори-пособия , и при ней обучающий центр. Педагоги, желающие получить подготовку, могут за определенную плату (несколько тысяч рублей) пройти обучение. В Новосибирске есть 2 места, где внедряется эта система. Это наши две группы, они существуют уже 6 лет и сейчас мы базирумся в ДОУ N 352 в верхней зоне Академгородка. И существует садик-центр где-то в городе, который образовался около 3 лет назад.

КАК ЭТО ВЫГЛЯДИТ?

Весь педагогический и игровой материал лежит на полках. Он всегда доступен (в отличие от традиционных групп детского сада, где большая часть пособий и игр разложена по шкафам и вынимается только воспитателем).
Две комнаты обычной садиковской группы здесь организованы так.
В большой комнате примерно четверть занимает спальная зона, которая умещается на маленькой площади за счет нетрадиционных многоярусных кроватей, остальная площадь используется под игровую и столовую. А традиционная спальня оборудована под класс - это и есть обучающая среда. Она делится на 5 зон:

  • Зона практики - то есть то, что нужно в повседневной жизни, обслуживание себя, уход за окружающей средой и навыки социальной жизни. Параллельно идет подготовка руки к письму за счет развития мелкой моторики. Даже счет уже здесь идет. Дети учатся:
    - пересыпать из различных емкостей, переливать из сосуда в сосуд
    - подметать (щетка, совок)
    - шнуровать, застегивать пуговицы, молнию, кнопки - на специальных стендах -пособиях
    - мыть руки
    - забивать гвозди, вкручивать шурупы
    Обучение в этой зоне дисциплинирует и подводит к восприятию более сложного материала в следующих зонах.
  • Зона сенсорики. Здесь ребята "вручную" знакомятся с понятием величин, размеров, форм, разными материалами.
  • Зона языка.
  • Зона математики дает такие понятия:
    - сложение, вычитание
    - возведение в степень
    - таблица умножения, деления
    - дроби
  • Зона космоса (окружающий мир, человек в нем, его восприятие окружающего).

КАК ПРОИСХОДИТ ОБУЧЕНИЕ.

Ребенок в каждой зоне активности выбирает себе материал для занятия интуитивно, в соответствии со своим уровнем развития на данный момент и так называемым сензитивным периодом. Воспитатель наблюдает за ним, планирует и распределяет его деятельность.

В Монтессори-классе ребята занимаются каждый день с 9.15 до 10.00. А вообще-то этот класс открыт всегда и в него любой ребенок может войти в любое время. Единственное условие - если ты вошел, то не затем чтобы просто побегать, а поработать. Еще воспитатель следит за тем, чтобы ребята с каждым материалом занимались именно по правилам, иначе это не даст нужного результата. После работы класса следует круг (групповое занятие).

В сравнении с обычным садиком здесь гораздо больше независимости. Но дисциплина конечно тоже требуется и существуют правила работы в классе. "Свобода - это когда то, что хорошо для тебя - хорошо для других" - это слова Монтессори.

Мы требуем, чтобы к 9 часам утра все дети были уже здесь. В 9.15 мы входим в комнату для занятий - и все, больше нас никто не может отвлечь. Дети довольно быстро сами начинают воспринимать эти занятия как работу.
Мы не говорим, что наша система лучше других систем обучения и программ. Просто она - другая.

Дополнительные вопросы:

  • Сколько платят родители?
    Дополнительно к плате за обычный садик - 300 руб. в месяц.
    Есть еще первоначальный взнос - 1.5 тысячи рублей.
    Выплаты добровольные, по договоренности с родительским коллективом.
  • Где вы берете пособия для занятий по системе Монтессори?
    Большую часть закупаем на Омской фабрике, немножко - в Голландии и что-то делаем сами.
  • В принципе любой родитель ведь тоже может купить там пособия и обучать своего ребенка?
    Конечно, но надо еще уметь правильно пользоваться этими пособиями. Поэтому все-таки лучше, чтобы это делал специалист. А иначе можно получить больше вреда, чем пользы. Наилучших результатов в работе по системе Монтессори достигают люди, уже имеющие педагогическую практику или "педагоги от бога". А вообще, эту систему можно изучать всю жизнь.
  • Где вы сами учились?
    В Томске и в Омске. Некоторые воспитатели ездили и в Москву.
  • В каком возрасте лучше отдавать в Монтессори-группу?
    Лучше всего в три года. Поскольку привычки ребенка пришедшего в 5 лет из обычного садика очень трудно переделать - он все время ждет команды или одобрения старшего. А у нас делается упор на самостоятельную работу, то есть ребенок делает задание для себя - это главное. Если взрослый успел посмотреть - хорошо, не успел - нормально.
  • Чем отличается жизнь детей в Монтессори группе от жизни в обычных группах?
    Кроме дополнительного утреннего часа работы в классе все остальное так же как в обычных группах - прогулки, сон, музыка, физкультура. Наравне с обычными группами мы пользуемся музыкальным и спортивным залами. И утренники у нас бывают.
  • Как работа воспитателей в Монтессори группе отличается от обычных групп?
    С утра работают два воспитателя, когда идет основная образовательная нагрузка. А после обеда остается уже один.
    Конечно, нагрузка на воспитателя Монтессори группы несколько выше, чем в обычных группах.
  • Что развивает в детях система Монтессори?
    Трудолюбие, умение планировать свою деятельность, самостоятельность в решении проблем, умение помочь товарищу. Усидчивость, сосредоточенность, независимость.

  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+
Юлия [] (25/04/2014)
Ксюнтия, а вы сами то водили своего ребенка на эти занятия? Вы пишите такое - а факты у вас есть?
В монтессори школе дети как раз и не привязаны в карте, они занимаются своими делами, они работают и и это очень нравится. Они могут выражать свое мнение. А вот в обычной школе как раз наоборот - чаще всего учитель говорит когда и что делать - когда мы читаем книжку, когда у нас математика или когда надо выходить отдохнуть на переменку. И потом у ребенка который занимается по системе монтессори никто не отбирает обычные игрушки, они занимаются этим дома.
Я так понимаю если вы критикуете как эту методику, то наверное свою наоборот пропагандируете?
Ксюнтия (17/03/2014)
Татьяна, полностью с Вами согласна!
Все вторят Монтессори, Монтессори...Она бедная в гробу качается каждый день от упоминания её имени. А кто-нибудь из родителей хоть одну книжку прочитал о М. Монтессори, хоть одну написанную ей книжку???
В данной статье пишется: "Смысл подхода Монтессори в том, чтобы подвигнуть ребенка к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию." А ВЫ В КУРСЕ, ЧТО ЧЕЛОВЕК ВОСПИТЫВАЕТСЯ, РАЗВИВАЕТСЯ И ОБУЧАЕТСЯ ТОЛЬКО В ОБЩЕСТВЕ ЛЮДЕЙ, А НЕ СИДЯ ЗА ОТДЕЛЬНОЙ ПАРТОЙ НЕ ИМЕЯ ПРАВО НА ВОПРОС НЕ КАСАЮЩИЙСЯ ТЕМЫ В КЛАССЕ, НЕ ИМЕЯ ПРАВО ВСТАТЬ И НАЧАТЬ ИГРАТЬ В ТУ ИГРУ , В КОТОРУЮ ЕМУ ХОЧЕТСЯ ПОИГРАТЬ, НЕ ИМЕЯ ПРАВО НИ НА ЧТО - КРОМЕ ТОГО, ЧТО ЗАПЛАНИРОВАННО ПЕДАГОГОМ!
О каком развитии индивидуальности вы говорите -пишете??? Это чушь! Безумные мамы подсадили своих детей на Монтессоревскую иглу, совершенно не понимая и не зная, что Монтессори разработала методику для слобоумных детей и результат этой методики рабское мышление - дети могут делать только то, что им говорят, а творчеСтве вообще говорить не приходится!!! Да, во времена в которые жила монтесории , для тех детей, это быть может было спасение, но то что происходит последние 10 лет это кошмар, за это как минимум сажать надо, а у нас никто не за что ответственность не несет. Проснитесь мамы, займитесь своим образованием, не лишайте детей детства. НАЧНИТЕ С КНИГИ ЭДЫ ЛЕ ШАН "МУДРАЯ КНИГА ДЛЯ УМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ", читается легко и объем маленький. БЕРЕГИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ, У ВАС ИХ НЕ 10-15, А всего 1 или два.
ТаНюШкА мама (13/10/2011)
Я рада, что сделала правильный выбор. У меня двое детей. Старший по системе Монтессори занимается с 9 месяцев. Результат на лицо. Не буду перечислять все его умения и достижения, но могу сказать точно, что данная система действует положительно.
С января планирую отдать младшую заниматься по системе Монтессори. Ей как раз исполнится 9 месяцев.
Мы живем в Новосибирске, ходим на Романова, 23а (группа от 6 мес. до 3-х лет) и Красный проспект, 232/1 (группа от 3-х до 5-и лет).
(24/06/2011)
В НАШЕМ НОВОСИБИРСКЕ МЫ УЗНАВАЛИ ЕСТЬ МНОГО ТАКИХ ЗАНЯТИЙ, НО ТАМ ДОРОГО . пОПРОБОВАЛИ НА ПЕРВОМАЙКЕ. У НИХ СПЕЦИАЛЬНО ОБОРУДОВАННАЯ ГРУППА,ЗАНЯТИЯ ИДУТ ПО ВЕЧЕРАМ ИЛИ В СУББОТУ. мЫ ЕЩЕ МАЛЕНЬКИЕ 1,6 ГОДА, НО КАК НАМ СКАЗАЛИ, ЧТО ПРОВОДЯТСЯ ЗАНЯТИЯ И С ДЕТЬМИ ОТ 3 ДО 6 ЛЕТ. а ЕЩЕ УЗНАЛИ ЧТО ЕСТЬ КАКАЯ-ТО РАННЯЯ ПОМОЩЬ У НИХ, ТАК ОНИ ДАЖЕ НЕКОТОРЫЕ ИГРЫ ДАЮТ ДЕТЯМ. мЫ БРАЛИ, КОГДА ВЕРНУЛИ ТО НАМ ДАЛИ ДРУГИЕ. хОРОШО ЧТО ОНИ ВСЕ ДЕРЕВЯННЫЕ, ЯРКИЕ. пОСТОРАЕМСЯ ХОДИТЬ ПОДОЛЬШЕ. РЕКОМЕНДУЕМ ВСЕМ МАМАМ
Elena-sl [] (11/02/2011)
Девочки, а где купить материалы Монтессори?
Александра [] (14/09/2010)
Татьяна,
"Система Монтессри была разработана для детей-олигофренов.Чтобы они могли приносить пользу обществу" - в действительности так и было, но представьте себе, если занимаясь по этой программе малыш с проблемами в развитии "догоняет" своих ровесников, то какие результаты могут быть у малыша с "нормальным" развитием? :) Такая мысль захватила Марию Монтессори и она адаптировала свою программу для ребятишек без отклонений в развитии. Вы об этом знали?
"А обычные дети в этой системе только тупеют от бессмыслицы ,знаков,отсутствия игры.Настоящей,как в нашем детстве!А педагоги несут в большинстве отсебятину..." - предполагаю, что эти слова сказаны не просто так, а основаны на чьем-то (Вашем) личном опыте - в этом случае, очень жаль, что Вам встретились неквалифицированные педагоги. Но все можно исправить, в любом возрасте ребенка.
Если же Ваши суждения основаны на витающих в обществе мифах и предположениях, тогда попробуйте сами, познакомьтесь с малышами, кто занимается по этой системе.
Моя дочь занимается по Монтессори уже 3 года (сейчас ей 5), она рано стала говорить и очень хорошо, в 3 года она знала все буквы и писала свое имя, в 4 уже начала читать понемногу, в 4,5 подписала открытку бабушке сама! Конечно она у меня умница, конечно же "наследственность" у нее очень хорошая :) Но кто так не скажет о своем ребенке? :) Просто система Монтессори позволяет развивать способности малыша, создавая вокруг среду открытых возможностей для развития, система стимулирует его собственный индивидуальный путь развития.
НатаЛи. [] (14/05/2010)
все зависит от педагогов. многие называются мантессори, но не являются мини на самом деле.
я отучилась в казахстане на первой ступени (для начинающих педагогов, родителей).
Кусаинова Райхана [] (06/05/2010)
помогите пожалуста хочу получить обучение по методике монтессори в омске
Татьяна. [] (22/03/2010)
Мамы!!
Система Монтессри была разработана для детей-олигофренов.Чтобы они могли приносить пользу обществу.А обычные дети в этой системе только тупеют от бессмыслицы ,знаков,отсутствия игры.Настоящей,как в нашем детстве!А педагоги несут в большинстве отсебятину...
Евгений Игоревич [] (13/07/2009)
ВНИМАНИЕ!!! Лучшая Монтессори школа для детей от года до 6 лет. Прекрасные специально обученные Монтессори педагоги обучат ваших карапузов всему необходимому для поступления в школу.Ваши дети будут счастливы учиться играя в Монтессори школе Умники и Умницы!!!
Звоните:250-35-50 ЖДЁМ!!!
      1 | 2 | 3 | 4 | 5    

Есть мнение?

Текст:
Автор:

E-mail:
(будет защищён от спаммерских роботов)
Код: 
 Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться