/О детях/Воспитание и психология

Большое горе маленького человека 

В моем детском окружении было не принято проживать и переживать горе, его старались спрятать, показать, что человек сильнее горестных обстоятельств. Отголоски этого остаются в моей жизни до сих пор: «не плачь», «ну это не беда, заживет», «подумаешь, потерял - новую купим». Если вдуматься, такими замечаниями мы отрицаем детское горе, делаем его мелким, неважным - а ведь это совершенно не так! Именно сейчас, в момент переживания горя, оно заслоняет для ребенка все на свете, даже если речь идет об умершем хомячке. 

Чаще всего в таком случае родители говорят горюющему ребенку: «В выходные пойдем в зоомагазин и купим тебе нового хомячка». К сожалению, в такой реакции родителей на смерть близкого, любимого существа заложен некий шаблон, стереотип. Однако в случае смерти близкого человека не существует таких магазинов, в которых можно купить нового папу или дедушку. 

Детское горе, также как и взрослое, проходит через несколько стадий: 

1) шок и оцепенение 
2) отрицание 
3) поиски 
4) гнев 
5) вина 
6) страдание 
7) реорганизация и завершение 

Отличие детского горя от взрослого в том, что оно как бы делает перерывы, отступает на время: ребенок только что плакал - и вот он уже играет; совсем недавно он отказывался от еды - но снова смеется и смотрит любимые мультики. Детскому горю, в целом, свойственны такие особенности, как отсроченностъ, скрытость, неожиданность, неравномерность. Ребенок может не проявлять немедленного горя, а острая реакция иногда откладывается на месяцы. В некоторых случаях настоящее осознание и переживание утраты приходит с большим запозданием и под воздействием какого-либо значимого события, например, еще одной потери. 

Иногда у ребенка могут отсутствовать явные проявления горя, такие, как плач или словесное выражение эмоций, однако присутствовать признаки скрытого переживания утраты в виде действий, изменений поведения и невротических симптомов. Детское горе часто длится на протяжении очень большого времени - но с перерывами на «отдых». Несмотря на все особенности, детское горе проходит через те же самые стадии, что и горе взрослого человека. 

Первые три стадии следуют одна за другой: шок от потери близкого человека сменяется неверием в то, что его больше нет, потом, как следствие неверия, начинаются поиски исчезнувшего человека. Безрезультатные поиски умершего близкого порождают страх, в это время могут возникнуть разнообразные фобии, иногда - галлюцинации (ребенок может видеть умершего, слышать его голос). Отчаяние наступает, когда ребенок окончательно осознает невозможность возвращения умершего. Он вновь начинает плакать, кричать, отвергать любовь других людей. Только любовь и терпение могут преодолеть это состояние. Гнев ребенка может выражаться в обиде на «покинувшего» его родителя, на обстоятельства (болезнь, стихийное бедствие, автотранспорт), на посторонних людей (врачей, водителей машин), а также на оставшегося родителя (за то, что не сумел уберечь). 

В следующем периоде часто возникает чувство вины: дети в случае смерти одного из родителей часто винят себя в том, что не слушались, проявляли недостаточно любви, и это чувство вины переходит в страдание и депрессию. Во время такой депрессии ребенок часто задается вопросом «как же я теперь без него буду жить дальше», и это уже - шаг к реорганизации своей жизни, к ее продолжению без любимого умершего. Ребенок задумывается о том, что изменится теперь в его жизни. А насколько ему удастся приспособиться к новым условиям после утраты - это во многом зависит от взрослых, которые находятся с ним рядом в этот сложный момент. 

Что делать близким, которые хотят помочь ребенку пережить горе? 

1) Признайте за ребенком право горевать! Дайте ему такую возможность - пережить свое горе с поддержкой близкого человека. Иногда взрослые настолько поглощены собственным горем, что не замечают переживаний ребенка. Позвольте ребенку выразить свои чувства и помогите ему в этом на всех этапах горя: от шока до депрессии. Находитесь с ним рядом, внимательно следите за его состоянием, не обманываясь проявлением «равнодушия» или «веселья». 

2) Горе ребенка имеет протяженность во времени. Потеря одного из родителей не может быть преодолена ребенком за короткий срок. Дайте ребенку время на проживание всех его переживаний, оставайтесь с ним рядом, будьте готовы выслушивать его так долго, как это ему может понадобится. 

3) По возможности сразу же извещайте ребенка о смерти близкого человека, не обманывайте его и не откладывайте объяснения «на более удобное время». Пребывая в горе, испытывая тревогу, не бойтесь нанести ребенку травму страшным известием. Ребенку не вредно видеть горюющих родителей. Для него вредно видеть родителей, рассыпающихся на части и временно выключающих его из общности семьи, переживающих свое горе отдельно от него. Хотя переживание потери близкого человека неодинаково у родителя и у ребенка, родитель (близкий человек) может быть полезным примером в том, как он переносит эту смерть. Желательно открыто выражать свои мысли и чувства. 

4) Детское горе отличается от взрослого. Взрослый человек, потерявший супруга, лишается партнера, спутника, друга и любимого. Ребенок теряет защитника, учителя, воспитателя, образец для подражания. Поэтому он будет реагировать иначе, помните об этом! 

5) Включайте ребенка в общесемейные переживания, не дистанцируйте его. Даже в горе ребенок должен быть вместе со своей семьей, ощущать себя ее частью. По возможности не исключайте ребенка из семейных забот, связанных с похоронами. Если ребенок уже хорошо понимает, что такое смерть, не попрощаться с любимым близким буде для него страшнее, чем увидеть его на похоронах и проститься с ним так, как это делают все взрослые. 

6) Помните о том, что ребенок, даже подросток, не может взять на себя тяжесть горя родителя. Хотя ребенок должен видеть горе другого родителя, он не может как-то помочь перенести это горе или быть какой-либо заменой умершему. 

7) У маленьких детей чаще всего существуют три основных вопроса. Взрослый должен их услышать и ответить на них: 
•Не был ли я причиной этой смерти? 
•Случится ли это когда-либо со мной? 
•Кто теперь будет заботиться обо мне? 

В каких случаях ребенку требуется профессиональная помощь 
Обычно родители стараются избежать обращения к специалисту с детскими проблемами. Бывает и наоборот: при малейшем подозрении на необычность поведения ребенка родители кидаются к врачу, в то время как помощь требуется им самим, а не ребенку. Что должно насторожить в поведении ребенка в первую очередь? 

• затянувшаяся депрессия, во время которой ребенок теряет интерес к окружающему, не способен справляться с проблемами и повседневными делами. 
• резкое снижение школьной успеваемости, плохие отметки, несмотря на старание; настойчивый отказ посещать школу; 
• упорное непослушание или агрессия (дольше шести месяцев), оппозиция авторитетным фигурам, нарушение прав других людей; 
• частые и необъяснимые вспышки гнева, падения настроения; деструктивные способы выражения гнева; 
• стойкая тревога или фобии, частые приступы паники; продолжительный страх находиться одному; 
• постоянные ночные кошмары, выраженные трудности засыпания и другие расстройства сна, отказ идти спать; 
• гиперактивность, непоседливость (если раньше этого не было); поведение, свойственное намного более младшему возрасту, в течение длительного периода; 
• множественные жалобы на физические недуги; несчастные случаи, лежание ничком (как самонаказание или способ привлечь внимание); 
• избегание разговоров и даже упоминаний об умершем или о смерти; 
• чрезмерная имитация умершего, появление устойчивых симптомов его заболевания; 
• повторяющиеся высказывания о желании соединиться с умершим. 

21.08.2011
Юлия Озерова, специально для Дети@Mail.Ru 
  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+
Извините, возможность оставлять здесь отзывы доступна только зарегистрированным пользователям.
пожалуйста, представьтесь или зарегистрируйтесь