/О детях/Воспитание и психология

"Центр развития" на дому

Часть 2.

см. также Центр развития на дому. Часть 1
Центр развития для детей на дому

Как готовить занятие:

1. Определитесь с темой.
2. Определитесь с формой занятия, т.е. если детей несколько, они будут действовать все вместе, строем, или, учитывая общую тему, каждый (с мамой) будет заниматься тем, что ему по душе.
В обоих вариантах свои плюсы и минусы, но, мне кажется, до двух лет лучше всем вместе.
3. Определитесь, "герой" занятия каждый раз будет новый или один и тот же (зайчик/петушок...).
4. Определяем структуру занятия, исходя из собственного темперамента и особенностей детей. Составляющие вроде динамических упражнений (танцы, скачки, гимнастика), мастерилки для развития мелкой моторики, задания для эмоционального и социального развития (нужно кого-то пожалеть, посочувствовать, за кого-то порадоваться, помочь и т.п.), задания для развития речи (чтение стиха, например, назовите кого вы видите и пр.), следовательно, просчитайте время. Например, выбираем структуру: сперва динамическая гимнастика под музыку для зайца, затем слушаем стихотворение про зайца, затем делаем для того же зайца поделку, например, шарфик, который поможет ему спастись от холода, пожалеем его, погладим; затем радуемся за него и опять пляшем и прощаемся. Для получаса вполне.

Как делаем:

Хотя бы несколько первых занятий, чтобы научиться это делать, пишем конспект по графам, хотя бы примерно.

Тема: В гостях у зайчика.

Материалы: игрушечный заяц (лучше на руку), магнитофон, кассета с подобранной музыкой (кстати, мне нравятся работы Екатерины и Сергея Железновых "Аэробика для малышей", "Катенька и котенька", заказывали, кажется, через danilka.com) - под которую будем делать гимнастику и под которую будем танцевать в конце; стихотворение Л.Милевой "У кого какая обувь" и картинки Аист, Петух, Заяц; заготовленные из цветной бумаги шаблоны шарфиков (прямоугольничек с нарезанной бахромой по краям) и нарезанные мелкие кусочки в коробочке, клеящий карандаш.

1. Приветствие (3 мин.). Посмотрите, какой зайчик! Мы к нему сегодня пришли в гости. Здороваемся, лучше с каждым ребёночком отдельно. Здравствуй, Ася! Здравствуй, Аня! Побуждаем детей сказать "привет" зайчику.

2. Гимнастика (5 мин.). Показываем зайчику, как мы разминаемся перед занятием, что-нибудь типа Мы вот так потянемся, потрясём вот так вот ручками, вот так понаклоняемся и т.п. Желательно под музыку, а вообще хорошо под соответствующую песенку.

3. Слушаем стихотворение (7-8 мин.).
У кого какая обувь
Аист
Красные носит сапожки -
Выше нигде не найдёте.
Вот и не мокнут у аиста ножки
Ни в ручейке, ни в болоте.

У Петуха
Сапожки поменьше,
Зато на них острые шпоры.
Навряд ли посмеют соседи
Вступать с ним в споры
И ссоры.
А Зайчик

Обул на лапки
Мягкие серые тапки.
В них и тепло,
В них и легко, -
Можно от Волка удрать далеко.

Читаем стихотворение, объясняем, показываем на картинках, где у Аиста сапожки, где у Петуха, у Зайца. Затем говорим что-то вроде Чтобы у зайчика нашего не только ножки не замёрзли, но и ушки, и горлышко, давайте сделаем ему шарфик (или Ася сделает шарфик для зайчика, Аня - для аиста, а Вася - для петушка).

4. Делаем поделку (шарфик) (10 мин.). Детишкам раздаются прямоугольнички из цветной бумаги с нарезанной по краям бахромой, как у шарфика, они мажут клеящим карандашом и сверху кладут маленькие нарезанные кусочки из цветной бумаги, придавливают - получается вроде шарфика с аппликацией.

5. Эмоциональное социальное развитие (3 мин.). Дарим свои поделки зайчику, жалеем его, побуждаем детей говорить, изучаем форму "спасибо - пожалуйста" (многие дети говорят "спасибо", но в ответ "пожалуйста" очень многие не умеют говорить, потому что не усвоена фигура речи "спасибо - пожалуйста").

6. Заключение (3-5 мин.). В конце пляшем вместе с зайцем, радуемся за него. Прощаемся. Не забудьте соблюсти ритуал прощания, это не менее важно, чем ритуал приветствия (со временем будем стараться дать детям различные формы, не только "пока-пока", но и "до свидания", "до встречи", "всего хорошего" и т.п.).



Сейчас занятия мы строим примерно так:

1. Лазалки-прыгалки-бегалки. Детки, приходя в чужой дом, видя много новых, непривычных предметов, сперва хотят немного прийти в себя, поэтому не стоит их сразу "сажать" за поделки или предлагать какое-то сложное пособие. Лучше пусть они сперва подвигаются, это тоже и интересно, и полезно. Smile

2. Подвижные совместные игры. Игры вроде закидывания в корзину мячиков, сбивания кеглей, переноса игрушек с места на место через полосу препятствий. Главное здесь - концентрация на цели. Это подготовит детишек к следующему этапу.

Немногое, из того, что мы делаем.

3. Совместная творческая деятельность Оговорюсь, что совместная она пока только косвенно (смотри, как Анечка делает...), но все же, я считаю, что ребенку постепенно неплохо приучаться к организованным занятиям рядом с другими детьми, это ему пригодится, даже если он не пойдет в сад, в школе, по сути, то же самое. Wink

Чаще всего мы делаем аппликации (с большим успехом); лучше использовать цветной клей-карандаш, который при высыхании становится прозрачным (Erich Krause, например) и двустороннюю цветную бумагу. Я готовлю на половину листа А4 основу для поделки - несложный рисунок - контур чёрным толстым маркером (это у меня такая идея насчёт именно чёрного маркера - легче потом будет взаимодействовать с раскрасками - у них ведь контур чёрный. Есть такие "Правильные раскраски" издательства "Карапуз" - у них контур очень толстый чёрный Smile ) примерно такие раскраски.). Например, на Новый год мы делали ёлку: я нарезала зелёную цветную бумагу полосками шириной 1 см, длиной 6-7 см - "иголки", их ссыпала в коробочку, для всех одну, детку их оттуда сами брали. (Вот почему бумагу лучше двустороннюю - они не станут разбираться, где белая сторона, где цветная, а так все одинаковые. Smile ) Рисовала контур ёлки, комментируя: крона, ствол, корни в земле, показывала, как делая я, и, надо сказать, детки уже отлично усваивают алгоритм работы: мажем клеем, где намазали - наклеиваем кусочки-иголочки, придавливаем пальчиком, мажем другой участок и т.д. Ёлка.

Ещё мы делали яблоньку. У Анисьи это любимое дерево после стиха И.Токмаковой, которым можно "украсить"-сопроводить поделку:
Маленькая яблонька у меня в саду,
Белая-пребелая, вся стоит в цвету.
Я надела платьице с белою каймой,
Маленькая яблонька, подружись со мной!

Режем кружочки красного и жёлтого цвета - "яблоки" - и наклеиваем на контур дерева.

"Берёзка": контур дерева с чётко обозначенным бело-чёрным стволом, "листики" из маленьких кусочков хорошо размятого пластилина (мы любим "Koh-i-Noor" Cool , он хоть и подороже российского, зато не застывает, всегда мягкий и к рукам не липнет, правда, к бумаге тоже Wink, поэтому для аппликаций используем слегка согретый на батарее "Луч", а для "скульптур" - чешский). Синичка "на основе" цыпленка.

Ещё детки очень любят бархатную бумагу, из неё делаем то, что бывает лохматеньким - зверей, шапки-шубки, мохнатую травку... Цыплёнок: два кружочка, один чуть больше - туловище, другой поменьше - голова; клеим на рисовую основ3: два кружка, глазик, нотки.
В последнее время детки полюбили (может, дозрели - всем им по году и 9 мес. - году и 8 мес.) работы с продолжением: во вторник мы делали цыплёнка, в пятницу - ему же травку из мелких кусочков пластилина. Поэтому теперь иногда некоторые работы не отдаю домой, а подписываю и сохраняю. Они так радуются, встречая своего цыплёнка или котика! Поделки детей.

4. После поделок внимание у детей рассеивается, некоторые идут на спорткомплекс, например, на кольца, некоторые поспокойнее, могут сами себе выбрать занятие, взять пособие и отойти с мамой в уголок, вроде мелкой мозаики, рамок-вкладышей, различных копилок для монеток или фигурок и т.п. Есть у нас отдел-ящик с играми для развития мелкой моторики (мозаики, копилки, всякие мелкие предметы для сортировки (косточки от абрикосов и монетки перемешанные; косточки налево, денежки - направо) и т.п.) В последнее время все толкутся у этих игр!

5. Поиграли по отдельности, смотрю на состояние деток: или пойдём полазаем - выплеснем энергию, или "оркестр домашних инструментов" сочиним, или будем сказку рассказывать (см. топик "Кукольный театр" в этом же разделе).Наш театрЯ показываю фигурки, побуждая детей говорить (хиты Репка и Колобок, есть ещё Теремок и Три поросёнка, но они лучше воспринимаются одним ребёнком, а не группой, наверное, потому, что в них задействованы домики, их интересно рассмотреть-потрогать, а всем это сделать сложно. Кто увидит в продаже "Театр на столе" - свисните, пожалуйста! molba



  • Когда показываем сказку или делаем поделку, пишу кубиками Зайцева названия, показываю, но скорее так, для ознакомления. Но дети обращают внимание, если на полочке ничего нет (забыла написать) - "не написано?" спрашивают, кубики тащат. Smile
  • Если ребёнок слишком возбуждён, чтобы сосредоточиться на каком-либо конкретном занятии-пособии, неплохо иметь несколько таблиц, плакатов, картин на стенах, на которые мама может отвлечь детку. Бывают такие детки, которые ну не сидят на месте. Вроде чем-нибудь заняться они и не против, но просто не в состоянии сладить с эмоциями и начинают скакать и носиться. В этом случае плакаты очень выручают. Лучше их вешать в коридоре: и места свободного много, т.к. мебели нет и других детей в комнате не отвлекают. У нас висят: алфавит с картинками, "лесенка цветов" - (от одного красного квадрата до семи фиолетовых), ростомер, календари с животными, Зайцевские таблицы "Миллион+" - они скорее для детей постарше, но мелким тоже "цифири" нравятся Wink, можно ещё крупные качественные репродукции картин, какие вам нравятся (большинству детей нравятся Мадонны различных художников). Вешать лучше на уровне глаз ребёнка или чуть выше.
    Наши настенные пособия

  • 6. Заканчивать занятие лучше плавно, постепенно подготавливая деток, а то расстроятся и не захотят уходить. Вроде: полазаем ещё в тоннель, найдём там интересную книжку и пойдём домой её почитаем и покажем папе (у нас так повелось - мы даём свои книги почитать, у нас их... сотни две, наверное

Smile ).


Продолжение следует...
см. так же Центр развития на дому. Часть 1


28.03.06
Малиновская,
Новосибирск

  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Настя [] (22/03/2010)
мне тоже очень интересно, по поводу открыть самой ведь у нас открытие запланировано на 1 апреля этого года, сейчас такие нервы, что в голове ничего не держиться, напишите как у вас это происходило, как первое знакомство провести, чтоб и дети с радостью ходили и мамы были в восторге grand81@bigmir.net
Жукова Галина Эдуардовна [] (17/06/2008)
Здравствуйте! Нашла в форуме ссылку о самодельных дидактических пособиях, которые отдадут в хорошие руки. Я работаю дефектологом в детском саду для детей с нарушениями зрения и была бы очень рада приобрети ваши пособия, которые небходимы нашим ребятишкам. С уважением - Жукова Галина.
Ника [] (02/04/2006)
Очень интересная и полезная статья. Дело в том, что в нашем городе (Белгород) я не нашла ни одного подобного Центра развития, только дет.садики разного качества. А мне хотелось бы организовать подобный центр самой. Поделитесь пожалуста опытом: для открытия такого домашнего центра развития какие нужны документы, регистрация ЧП или как это делается. А то я даже не знаю с чего начать. Заранее огромное спасибо. Если Вам так будет удобнее, можете ответить: Verenika@belnet.ru
Незбудейка (31/03/2006)
Надя, большое тебе спасибо, мы с подружками используем твой опыт, советы и знания для игр-развивалок с нашим детками. Пусть не все получается, но это ПОКА. Но с тобой заниматься было продуктивнее и легче...

Есть мнение?

Текст:
Автор:

E-mail:
(будет защищён от спаммерских роботов)
Код: 
 Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться