/О детях/Воспитание и психология

«Центр развития» на дому

Часть 1.

Центр развития для детей на дому Многие мамы хотят заниматься развитием своих детей, но в силу разных причин не имеют возможности водить их в специальные центры. Но общаться деткам надо, а зима у нас длинная, на детской площадке особо не пообщаешься в -30. У многих в связи с этим возникает идея заниматься с детьми самостоятельно, то есть ходить друг к другу в гости. Далее встает вопрос, а ЧЕМ же собственно с ними заниматься и, главное, КАК?
Я тоже с наступлением холодов пригласила мамашек с площадки к себе домой дабы заняться уже детьми, а не обсуждением ассортимента супермаркета. Меня спасло только то, что педагогическое образование и опыт работы с детьми, пусть не с такими маленькими, но имеется. Вот то, к чему я пришла.

Во-первых, занятия можно строить по принципу свободных групп. Это при условии достаточного пространства, 3-4 детей и большого количества игр и пособий, причём желательно, чтобы некоторые из них были одинаковыми или хотя бы схожими по функции и/или внешнему виду (несколько пирамидок, мозаик, наборов кубиков (или один БОЛЬШОЙ набор кубиков), наборов карточек, наборов карандашей и т.п.)
Такое занятия строится ТАК: зачин (ритуал приветствия, лучше с какой-нибудь игрушкой, типа "мы пришли к петушку в гости", лучше с одной и той же каждый раз песенкой, хорошо, если у вас будут элементарные музыкальные инструменты - колокольчики, погремушки, металлофон, дудочки, барабаны, колотушки, гремелки-бутылки с разными наполнителями. Это начало. Затем детки расходятся по комнате и занимаются с мамами кому чем нравится, но для этого нужно, чтобы у каждой игры было своё закреплённое за ней место, вроде: карандаши, пластилин, краски и т.п. - в этой коробке; музыкальные - во второй; для развития мелкой моторики - пуговки, мозаики мелкие, шнуровки, вставлялки-ковырялки разные - в третьей и т.д. Чтобы ребёнок знал, где лежит то, что ему нужно (а он чаще всего знает, только найти не может и отвлекается на другое). Поверьте, это действительно удобно и возможно. Но нужно приучать малыша возвращать игрушку туда, откуда взял, как только он закончил/заинтересовался чем-нибудь другим (мы поиграем с этой машинкой, только давай попрощаеся с карандашами и отпустим их домой).
Мама помогает и направляет малыша, но не заставляет. В качестве кульминации занятия можно ввести какую-нибудь игру-мастерилку для всех детей (их 3-4, больше в квартире сложно, особенно с такими маленькими): лепим одинаковое (или одно все вместе, но это менее успешно), рисуем быстренько, аппликация из готовых кусочков и т.п. Это недолго, 10 минут максимум, можно под медленную музыку, но чувствительные детки, как наша Анисья, могут начать танцевать, а не клеить. Затем можно поплясать под музыку с несложными движениями либо сделать что-то вроде гимнастики, хорошо, если есть спорткомплекс, если нет - можно потянуть деток, пораскачивать, размять пальчики, плечики мячиками колючими и т.п. Завершение - тоже ритуал, можно тоже со зверюшкой. Итого времени часа полтора максимум.

Во-вторых, занятие можно строить из позиций педагог-ученик. Я веду занятие - вы выполняете. В ней тоже есть свои плюсы: не все мамы знают, что и как делать с ребёнком, когда он "в свободном полёте", не умеют завлечь его дельным материалом, и, следовательно, ребёнок в гостях/в группе занят тем, чем и дома. (Оно и понятно: малыш ищет психологического комфорта - здесь есть такие машинки, следовательно, здесь тоже хорошо, как и дома.) Но наша задача - ненавязчиво так подтолкнуть его к чему-то другому, не такому, что бы сдвинуло его развитие с места, к тому, что даст ему необходимый толчок. А машинки, они тоже нужны, но он их и дома накатается .
Сложности здесь такие: такое занятие нужно готовить, т.е. это хорошо, если вы встречаетесь в понедельник - у Маши, в среду - У Даши, в пятницу - у Кати, а если вы ходите только к Маше, то... тяжело будет Маше , т.к. нужно постараться занять 3-4 детей одним делом, пусть и с мамами, но это сложно. Но можно... Но недолго... Например, сперва мы все попляшем, потом мы все попоём-поиграем на "музыкальных инструментах", потом сделаем поделку (желательно на развитие мелкой моторики), потом посмотрим карточки/картинки/карту (а кто знает, где у нас... рыба, зайчик, цифра 2, буква А...), ещё станцуем напоследок и финиш. Лучше если всё это делается для кого-то: для зверушки, которая в гости пришла, для бабы Тани, которая в гостях на момент занятия приключилась или для чего-то: для того, чтобы в конце нам достать яблоки из корзинки, которая стоит где-то наверху, нам нужно нарисовать лесенку, сделать зарядку, сделать пальцы цепкими и т.п. Хотя это лучше с детками от двух лет. Если вы решитесь, то ГОТОВИТЬ занятие лучше подробно, не надеясь на авось и от плана (а лучше конспекта ) не отступать - воспримите это как работу в центре развития (я говорила, сложно это) плюс нужно заготовить музыку, шаблоны для лепки/рисования/чиркания, материалы и делать всё быстро. Максимум такого занятия полчаса, как мне кажется, но нужно учитывать темперамент детей.

Третий вариант занятий: это вариант, при котором проводятся, скажем, в понедельник - гимнастика, в среду - развитие речи, в пятницу - музыка и танцы. Проводит занятия кто-то один или каждый отвечает за "своё" занятие (Маша ведёт гимнастику, Даша - развитие речи...). Это очень удобно, если вы тяготеете к чему-то одному (Маша любит сама аэробику и различные "скачки-пляски", следовательно, она будет это делать с детками, а Даша, вообще-то, шевелиться не любит, но зато с чувством читает стихи и рассказывает сказки, следовательно, она будет заниматься развитием речи и т.д.). Опять же, если все занятия будет вести кто-то один, это тоже достаточно удобно: если сегодня у нас гимнастика, то лишние игры мы лучше спрячем (и вазу тоже уберём подальше), и готовиться проще, но... Сложность в том, что кому-то из детей может не понравиться гимнастика, а кому-то - сложно высидеть полчаса "развития речи". Если у вас подобрались детки близких интересов и схожие по темпераменту, то для вас - третий вариант очень подходит.



Материалы (что используется):

  • карандаши, восковые мелки, пластилин, цветная бумага плюс бархатная, фольга, поролон, пенопласт и т.п.;
  • клеёнки или огромные листы бумаги (обои) для подстилок на поделки;
  • краски, кисточки, баночки, тряпочки, обои/ватман (но это очень дорого);
  • горшки на каждого члена группы или памперсы;
  • конструкторы разные и побольше, с разным размером деталей от "Колобка" и до "Лего" мелкого;
  • мелочь всякая для запихивания или рассортировывания по кучкам/чашечкам: монетки, косточки от абрикосов, ракушки, бусины, фасолины...
  • крупы для перебирания/пересыпания плюс чашечки и ситечки (хотя бы одно);
  • что-нибудь для игр с водой - водяная мельница, ситечко для вылавливания пинг-понговых шариков из тазика; кусочки льда (разной формы, можно в них мелкие игрушки вморозить...), можно разного цвета...
  • "музыкальные игрушки" - металлофон, барабан, дудочка, колокольчики, погремушки...


  • сюжетные игрушки/картинки, что-то типа "Театр на столе" - фигурки по сказкам (Репка, Три поросёнка, Ряба, Теремок и т.п.) - сама по себе хорошая возможность устроить занятие, особенно если с песнями, так вообще загляденье!
  • карточки/плакаты/книги/альбомы с буквами, цифрами, геометрическими фигурами, изображениями животных, птиц, овощи-фрукты...
  • различные предметы для изучения понятий "большой-маленький", "широкий-узкий", "длинный-короткий" и т.п. (стаканчики, которые вставляются один в другой, матрёшки, пирамидки, линейки...);
  • различные предметы по фактуре (разные тряпочки, наждачка, дерево, стекло, железо...) - тонет - не тонет, притягивается к магниту или нет, какие на ощупь, стучат звонко/глухо и т.п.;
  • строительные наборы - разные и побольше, с различными деталями (цилиндры, воротца, арки, кирпичики и т.п.);
  • мячики разные (колючие, с пупырышками, с выемками, различного размера и материала);
  • что-нибудь, что можно безопасно кидать в цель - у меня это поролоновые кубики и мячики (можно использовать маленькие страшненькие игрушки, которых много в любом доме, но которыми ребёнок не играет - любимых игрушек кидать нельзя!);


  • наборы диких и домашних животных, наборы пластмассовых фруктов/овощей и т.п.;
  • музыкальное обеспечение - специальные детские песенки ("Аэробика для малышей", "Танцы для малышей") с песнями вроде "мы ручки поднимем, помашем, попляшем, ножками потопаем...";
  • различные авторские пособия (рамки-вкладыши Монтессори, кубики Никитиных - "Сложи узор", Уникуб, "Сложи квадрат" и др., игры Лены Даниловой);
  • кубики/мозаика/пазлы на составление картинок различной сложности;
  • магнитные наборы (цифры/буквы/овощи/фрукты и всё, что угодно - дети очень любят магниты).

Продолжение следует…

15.03.06
Малиновская,
Новосибирск

 

  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Есть мнение?

Текст:
Автор:

E-mail:
(будет защищён от спаммерских роботов)
Код: 
 Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться