/Сибмама/Работа и бизнес

BTL дел мастера

Промоутер, мерчандайзер, супервайзер… Если еще лет 10 назад эти слова удивляли своей кричащей иностранностью, то сейчас они являются полноправной частью русского языка. Однако, несмотря на кажущуюся понятность, далеко не всякий сможет четко объяснить, чем занимается первый, что входит в обязанности второго и за что отвечает третий.

Легенда приписывает авторство термина BTL одному из руководителей компании Procter&Gamble, который утверждал маркетинговый бюджет на будущий год. В смету расходов были включены все традиционные средства продвижения — реклама в прессе, на телевидении и т. д. Маркетологи подвели черту под окончательной суммой, но тут вспомнили, что не учли затраты на раздачу бесплатных образцов и прочие акции по продвижению товара. Пришлось вписывать эти цифры ниже, то есть под чертой. С тех пор маркетологи называют традиционную прямую рекламу ATL — above the line («над чертой»), а прочие методы стимулирования сбыта — BTL — below the line («под чертой»).

В BTL-щики пойду

Профессии промоутера, мерчандайзера и супервайзера появились в России относительно недавно. Специализированно, например, на мерчандайзера у нас пока не учат. Обычно рекламно-маркетинговые компании или компании-дилеры товаров сами проводят специальные тренинги для новых сотрудников, обучают их основам профессии, ориентируясь на западный опыт.

Позиции промоутера, мерчандайзера и супервайзера могут стать первыми ступеньками карьерной лестницы для человека, желающего работать в сфере маркетинга, а конкретнее — в области BTL-маркетинга. Целью работы каждого члена этой цепочки является стимулирование продаж. А так как методы BTL-маркетинга предполагают работу непосредственно с потребителем, то это и определяет основные требования к кандидатам на место промоутера, мерчандайзера или супервайзера: активность, энергичность, отличные коммуникативные навыки, быстрая обучаемость, мобильность.

Промоутер: младший по званию, но не по значению

Промоутер — низшая ступень в цепочке занятых в BTL-маркетинге. Однако именно от его действий во многом будет зависеть успех рекламной акции. «Человек должен захотеть подойти к промоутеру, выслушать информацию, приобрести то, что приобретать он совершенно не собирался, а привлечь людей сегодня рекламой какого-либо продукта достаточно сложно, так как с рекламными сообщениями любой человек сталкивается чаще, чем ему бы хотелось», — говорит Елена Шестак, руководитель новосибирского представительства международной рекрутинговой компании Kelly Services.

Условия работы и требования к кандидату зачастую достаточно демократичны: свободный график, 3–4 часа работы в день, возраст — от 18 (реже от 16) лет, в основном — необязательно наличия высшего образования. Елена Шестак конкретизирует: «В секторе FMCG (fast moving consumer goods) существуют четко прописанные критерии, по которым происходит подбор промоутеров для каждого вида акций. Так, для проведения промоакций по молочной, кондитерской, мясной и другим видам продукции предпочтение отдается девушкам со славянской внешностью. Для продвижения темных оттенков красок для волос приглашаются смуглые девушки восточного типа внешности, обязательно с хорошими волосами».

«Иногда специфика продвигаемого брэнда или нестандартность самой акции требует присутствия особенных промоутеров, — говорит Михаил Медведев, исполнительный директор конторы „Маэстро, туш!“. — Однажды мы организовывали специальную промоакцию под названием „Люди в черном“, для участия в которой нам нужен был темнокожий промоутер. На тот момент в Новосибирске жил только один негр — Роберто, директор ресторана „Поцелуй акулы“, который и стал нашим промоутером с зарплатой 2000 рублей в час». Иногда также агентства ищут промоутеров, имеющих «нужное» образование, — к примеру, стоматолога, ветеринара, сомелье.

Перед началом работы на акции проводятся специальные тренинги, на которых промоутеры получают необходимые сведения о продвигаемом товаре (услуге), его характеристиках, преимуществах, целевой аудитории, конкурентах и т.п. В крупных агентствах иногда для промоутеров организуются специализированные тренинги по теории стимулирования продаж, преодолению возражений, развитию актерских навыков.

Анна Р., промоутер: «Для студентов участие в промоакциях — хорошая возможность подзаработать: платят обычно от 40 до 75 рублей в час. Работа довольно интересная для тех, кто любит общаться с людьми. Однако надо быть морально готовым к стрессовым ситуациям. Далеко не всегда люди могут сдержанно вести себя. Особенно остро реагируют представители старшего поколения на промоутеров, рекламирующих сигареты: иногда даже до оскорблений доходит». Работа промоутером, как правило, временная. Однако некоторые промоутеры, демонстрирующие реальные успехи и работающие в этой сфере длительное время, могут перейти на следующую ступень карьерной лестницы.

Мерчандайзеры: бойцы невидимого BTL-фронта

Если промоутера в деле мы чуть ли не ежедневно можем наблюдать на улицах, в магазинах и на рынках города, то деятельность мерчандайзера (или мерчендайзера) остается невидимой для покупателя. Между тем, хороший мерчандайзер очень сильно влияет на выбор потребителя. Вам кажется, что вы просто бродите по магазину, на автомате, но совершенно самостоятельно совершая запланированные покупки? Опытный мерчандайзер, знающий психологию покупателей, уверен, что это не так. Задача мерчандайзера — сформировать у потребителя импульс покупки — желание здесь и сейчас купить именно этот товар и именно по этой цене. Для этого мерчандайзеры используют специальные методы «гипнотизации» покупателей. Например, на граждан, все еще не забывших голодные перестроечные времена, очень сильно влияет создание иллюзии доступности изобилия, когда в торговых залах выставляются контейнеры, коробки, тележки, доверху наполненные товарами. Или такой метод стимулирования продаж, как комплексная выкладка товаров — когда в одном месте размещаются связанные друг с другом товары. Возможно, вы замечали, как по весне в магазинах крупных торговых сетей появляются целые отделы для пикников: мясные наборы для шашлыков, соусы, пластиковая посуда, древесный уголь и даже мангалы — все находится в одном месте. И таких методов в арсенале мерчандайзера куча.

Светлана Избышева, руководитель отдела BTL-мероприятий рекламной компании «Аватар»: «В обязанности мерчандайзера входит оформление торговой точки, контроль наличия товаров на складе. Иногда — отслеживание цен конкурентов. Очень востребованы опытные мерчандайзеры, способные обучить персонал салона или магазина основам выкладки товаров».

Требования к кандидатам на место мерчандайзера вполне реалистичны, но их все-таки больше, чем к промоутеру. Возраст, как правило, — от 20 лет. Желательно наличие высшего образования и знание основ мерчандайзинга. Во многих компаниях обязательным требованием к кандидату является наличие водительских прав и личного автомобиля. «В последнее время предпочтение чаще отдают кандидатам-мужчинам с расчетом на то, что им будет проще доставить и разгрузить товар и промоматериалы», — говорит Светлана Избышева.

Николай Веревочкин, руководитель BTL-направления Рекламно-маркетинговой компании «Сибирь»: «Если промоутеры и супервайзеры обычно работают на специализированные рекламно-маркетинговые фирмы, то мерчандайзеры в последнее время все чаще работают непосредственно на компанию-производителя или дилера товаров».

Супер-пупер-вайзер

Строго говоря, термин «супервайзер» используется не только в BTL-маркетинге. В зависимости от специфики деятельности конкретной компании супервайзер может выполнять различные функции. В представленной цепочке профессий супервайзер занимает наиболее высокое положение. Супервайзер в BTL-маркетинге — это человек, который руководит группой промоутеров или мерчандайзеров. Как правило, супервайзером становится человек, уже работавший промоутером или мерчандайзером, знающий специфику работы «изнутри». Супервайзеры работают в качестве постоянных сотрудников, но бывает, что их привлекают и для временной работы — для конкретной акции. Размер зарплаты супервайзера в Новосибирске зависит от многих факторов. «Если это разовая промоакция, то супервайзер с личным автомобилем в среднем получает от 450 до 600 рублей в день», — говорит Николай Веревочкин.

В обязанности супервайзера входит множество функций: подбор персонала для проведения промоакции — часто опытный супервайзер работает со знакомой группой проверенных промоутеров, объясняет им задачи предстоящей акции, проводит необходимые тренинги и дает указания. «Кроме того, супервайзер контролирует наличие рекламных материалов и товаров в торговой точке, при необходимости — сам доставляет их, наблюдает и оценивает деятельность промоутеров. Также в обязанности супервайзера входит составление для заказчика отчета или фотоотчета о проведенной акции», — поясняет Николай Веревочкин.

К кандидатам на эту должность обычно предъявляются следующие требования: возраст — от 23–25 лет, наличие высшего образования, опыт работы — от 1 года, часто — наличие автомобиля. Для супервайзера очень важны лидерские качества и умение грамотно организовать работу группы. «Перспектива дальнейшего карьерного роста зависит от амбиций самого человека, — считает Николай Веревочкин. — Если человек целеустремленный, показывает хорошие результаты, он вполне может дорасти до должности менеджера по персоналу или координатора проектов».

В общем, даже не имея специализированного образования, можно начать строить карьеру в относительно новой, но перспективной области. BTL-маркетинг предоставляет работнику широкие возможности для карьерного развития и самореализации.

16.11.2006
Анастасия Шнитова,
Источник: Портал еРабота.ру

  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Женни [] (21/11/2006)
Елена, рады Вас видеть :)
В настоящий момент Вы можете опубликовать Ваши вакансии на форуме, в разделе Работа и Услуги
Елена Валерьевна [] (21/11/2006)
Замечательно, что раздел образовался. Может и раньше был - я раньше сайтом не пользовалась.
Я руководитель небольшого агентства полевого маркетинга в Новосибирске. Проблема работы с полевым персоналом уже переполняет чашу терпения:) Поиск решений вопроса с человеческими ресурсами натолкнул на мысль, что было бы здорово наладить отношения с молодыми мамочками, у которых понятия сознательность, ответственность и прочие имеют иной смысл, нежели у студента.
Если можно разместить инфу о вакансиях промоутер, супервайзер, мерчандазер, то направьте меня, пожалуйста, в нужном направлении

Есть мнение?

Текст:
Автор:

E-mail:
(будет защищён от спаммерских роботов)
Код: 
 Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться