/О детях/Детское здоровье и уход

Интервью с врачом-реабилитологом

В связи с вступлением в силу поправки к ПДД об обязательном использовании "специальных удерживающих устройств" при перевозке детей в автомобиле у родителей возникает много вопросов. В частности, очень многие вообще сомневаются в необходимости таких нововведений, в качестве аргумента приводя доводы вроде "мы выросли безо всяких кресел, и ничего - живы!" и "моему ребенку и на руках удобно".

Мы попросили прокомментировать наиболее часто встречающиеся вопросы и "аргументы" Екатерину Волкову, детского врача-реабилитолога. Одно из направлений ее работы - восстановительное лечение нейрохирургических пациентов, в т.ч. и пострадавших в дорожных авариях.

Как вы оцениваете "закон об автокреслах" с точки зрения врача?

Закон об автокреслах оцениваю со всех точек зрения положительно, так как перевозить ребенка в автомобиле не пристегнутым считаю проявлением безответственности взрослых. Я бы вообще запретила перемещаться в автомобиле не пристегнутому водителю и пассажирам. Вообще, наверное, надо рассматривать проблему шире: соблюдение правил дорожного движения, скоростной режим, взаимное уважение на дороге.

Есть родители, которые считают, что для ребенка лучше вылететь в лобовое стекло, чем "застрять" в а/кресле в машине, попавшей в аварию. Как бы вы это прокомментировали?

Сложно переубеждать в чем-то людей, если они в этом глубоко уверены и не считают возможным изменить свою точку зрения. Автомобильное кресло и ремни безопасности ещё не исключают необходимость соблюдать правила дорожного движения и скоростной режим. Да, конечно, если на очень высокой скорости попасть в тяжелое ДТП (например, лобовое столкновение), то никакие ремни не спасут. Но панацеи вообще не существует, не правда ли? Просто, садясь за руль, всегда нужно помнить о степени ответственности за свою и чужую жизнь, тем более детскую. "Вылет" через лобовое стекло, по моему мнению, более травматичен, чем перелом, полученный в кресле. Тем более что попав на проезжую часть, ребенок (и взрослый) может быть травмирован другими автомобилями и получит дополнительные повреждения. Единственная ситуация, когда это может, наверное, спасти жизнь – это если машина горит или тонет. Но так ли велик процентный состав подобных ситуаций ко всем ДТП с пострадавшими в них детьми? И как надо мчаться, чтобы не справиться с управлением и "утопить" машину?

Зачастую в качестве аргумента родители - противники а/к приводят слова какого-то "врача скорой помощи", который заклинал их не использовать кресла, "потому что в них дети травмируются еще больше". Можно ли доверять таким советам?

Да, я тоже слышала подобные истории, и у меня не сложилось однозначного мнения. Ниже я пишу о том, что никто из моих пациентов пристегнут не был, и какова бы была ситуация, если бы дети находились в кресле, НИКТО сказать не может. История не терпит сослагательного наклонения. Но по последствиям некоторых травм я могу допустить, что если бы ребенок был пристегнут, последствия, возможно, были бы намного легче. И еще. Я допускаю, что боковой удар в сторону кресла может быть травматичным для находящегося в нем ребенка. Наверное, логично ставить кресло сзади по центру. Так ребенок будет максимально защищен. И в любом случае, если ребенок при боковом ударе не пристегнут вообще, сложно предположить траекторию его перемещения по салону автомобиля и возможные повреждения (вплоть до "вылета" из автомобиля через противоположную дверь).

Еще один распространенный довод: "мы ездим медленно и аккуратно, а при серьезной аварии кресло все равно не спасет". Чем на самом деле может быть чревата такая "аккуратная езда" и действительно ли автокресло так бесполезно?

Как пример, могу привести анекдотичную историю из собственной жизни. Мой сын в возрасте 1.5 лет забрался в коляску дочери моих друзей, и я пошла (единственный раз в жизни) у него на поводу и не пристегнула. Надо отметить, что у нас все коляски были достаточно массивными и максимально безопасными, а у друзей была "трость". Так вот, случайно попав колесом в небольшую ямку, я "выбросила" ребенка из коляски на метр вперед. Почему я это рассказываю? Оцените скорость: медленный шаг, то есть меньше 5 км/час, дальность "свободного полета": минимум 1 метр, повреждения у ребенка: гематома на половину лба. Здесь, наверное, больше вопрос к физикам (кто-то приводил на форуме расчеты). Но даже если попробовать вспомнить школьный курс (инерция, сложение скоростей и т.д.), то становится понятным, что тело ребенка продолжит движение в том направлении, которое было до момента столкновения.

Многие мамы уповают на то, что в случае аварии запросто удержат ребенка на руках. Реально ли это?

К сожалению, нереально. У людей на всю жизнь сохраняются рефлекторные реакции. Вспомните, как мы падаем или поскальзываемся на льду. Что при этом происходит? При падении или поскальзывании мы резко разводим руки в стороны, пытаясь сохранить равновесие. То же самое происходит при столкновении автомобиля с препятствием, особенно неожиданном ударе сзади. При этом фиксация ребенка взрослым ослабевает. Всех моих пациентов в момент аварии держали мамы. Но одна потеряла во время удара сознание и выронила ребенка (хотя в машине было автокресло, но ребенок не хотел в нем находиться), у второй мамы просто, по ее словам, не хватило сил удержать девочку, и так далее. И еще небольшое замечание: мама, как правило, тоже не пристегнута и тем самым является дополнительным, если не основным объектом, несущим опасность своему ребенку. Объясню почему. При встречном ударе ребенок продолжает движение вперед и бьется о переднюю панель, лобовое стекло или переднее сиденье автомобиля, и через секунды получает еще один удар сзади: его "догоняет" тот, кто держал его. Но в жизни очень редко бывают прямые удары без вращательных моментов и ускорений, кресло фиксирует и от перемещений и ударов о стенки, двери, кресла потолок и пол автомобиля. Наверное, некоторые помнят, что до недавнего времени не было и подголовников… какое было поле деятельности для хирургов.

В разговорах на тему а/кресел часто встречается мнение, что маленького ребенка можно пристегнуть просто автомобильным ремнем, или одной поясной частью автомобильного ремня. Это безопасно?

Нет, не безопасно, так как ремень в данном случае не фиксирует ребенка. Автомобильный ремень рассчитан на фиксацию человека с определенным ростом и объемом. Поэтому о пристегивании автомобильным ремнем можно думать, начиная с определенного роста ребенка – 150 см. Маленький ребенок просто выскользнет из-под этого ремня. В случае пристегивания одной поясной частью ремня из-за того, что ребенок фактически фиксируется только в области живота, помимо выскальзывания из-под ремня может возникнуть тяжелая травма органов брюшной полости вплоть до разрывов (или отрыва) внутренних органов и тяжелых внутренних кровотечений. А это в случае невозможности оказать незамедлительное оперативное вмешательство в условиях стационара может быть смертельным.

Были ли в вашей практике случаи, когда ребенок пострадал в аварии именно из-за того, что был пристегнут в кресле?

Из моих пациентов никто не был пристегнут в кресле.

Расскажите, пожалуйста, о реальных случаях из вашей практики - последствия аварий, которых можно было бы избежать, просто пристегнув ребенка в а/кресле.

Наиболее тяжелый для меня, как специалиста и просто неравнодушного человека – история маленькой девочки, которая, выжив после не очень тяжелого ДТП, осталась с парализованными ногами и очень специфическим повреждением грудного отдела позвоночника, которое заключается в том, что она не может кашлять. И теперь абсолютно здоровый до того ребенок не может ходить, и каждое простудное заболевание смертельно опасно, так как она элементарно не может откашляться, что так естественно в подобных ситуациях. Ей даже нельзя поперхнуться или "подавиться" чем-нибудь. Она не может кашлять. Ещё одна история – мальчик, попавший в ДТП, когда ему был всего один год. Да, у него полностью восстановлены все двигательные навыки, речь, зрение….. Но он живет на противосудорожной терапии, на лечение ребенка ушло несколько лет жизни родителей, и борьба продолжается, ведь ему еще надо учиться, расти дальше, а проблемы все равно до конца решить не удается.

А самое главное... Помните, пожалуйста, что просто поскользнувшись, можно сломать руку или ногу или получить сотрясение головного мозга. В случае ДТП все намного сложнее и последствия могут быть необратимыми. Дорожите своей и чужой жизнью, она дается один раз, и ее надо прожить. Будьте ответственны перед своими детьми за их здоровье, подумайте о том, сможете ли вы объяснить им, почему так рисковали самым дорогим, что у всех нас есть – своими детьми!
 

18.10.2007
Источник: www.deti-deti.ru

 

  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Daleko (01/02/2014)
[kisslie собачка mail точка ru]...
это как водитель со стажем пять лет - считающий, что он невероятно крут...

2х летний ребенок - это ещё не атас. и вы совсем не ас. чтобы в таком тоне реагировать на слова не просто тётки во дворе, а специалиста, который приводит свой жизненный пример. то что на момент комментирования вами статьи с вашим дитем не стряслось ничего подобного - очень здорово. но лучше не каркайте - порвётесь.

не раз пересекалась с детьми, у которых как -будто три мотора и вся их подвижность и на лбу написана и на коленках и на локтях и на лицах вымотанных мам и пап. В коляске они ездить просто не могут... потому что каляски просто разбиты :)))
[] (17/05/2010)
Вот интересно, моему ребёнку 2 года, и эти 2 года я вожу его в коляске, у меня ни разу не было ситуации, что бы он вылетал на метр куда либо, вы на какой скорости его везли? что за ерись, вы если сочиняете на ходу, хоть бы не настолько.
Я даже не представляю что должно случиться что бы такое произошло!!!

Есть мнение?

Текст:
Автор:

E-mail:
(будет защищён от спаммерских роботов)
Код: 
 Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться