Реклама

/О детях/Приемные дети

Казенный ребенок

Первые годы жизни играют решающую роль в развитии ребенка, и, если они проведены в детском учреждении, это может иметь весьма разнообразные последствия, начиная от задержки речевого развития малыша и заканчивая различными отклонениями, проявляющимися в зрелом возрасте.

Наша страна покрыта сетью детских домов так густо, как будто идет многолетняя ожесточенная война, оставившая миллионы сирот. За заборами домов ребенка, детских домов и интернатов, благополучных и совсем неблагополучных, каждый день просыпаются около четверти миллиона человечков. И каждый из них ждет родителей - и те, кто их помнит, и те, кто их не видел ни разу. Но повезет далеко не всем. Для справки: в стране около пяти миллионов бесплодных пар, то есть на каждого брошенного ребенка приходится по двадцать потенциальных мам и пап только из той категории населения, которая, по крайней мере, не может не задумываться о таком выходе из положения. А ведь есть вполне благополучные в вопросах деторождения семьи, которые могли бы взять второго или третьего ребенка.

Давайте в очередной раз попробуем разобраться, почему так происходит. Одной из основных причин, почему в нашей стране мало кто задумывается об усыновлении, является широко распространенное мнение о том, что любой ребенок, оставленный на попечение государства, имеет какой-либо дефект - либо физический, либо психический. Один из источников такого убеждения - давняя практика убеждать родителей отказаться от ребенка, если он родился даже с самыми незначительными для остального просвещенного мира физическими дефектами (например, с заячьей губой), не говоря уже о более серьезных патологиях. С другой стороны, это предубеждение распространяется и на тех детей, у которых не наблюдается серьезных физических или умственных недостатков - ведь всем известно, что они родились от алкоголиков и наркоманов.

Сегодня мы не будем касаться проблем наследственности, отметим только, что "хотя российские специалисты руководствуются строгими критериями психологической диагностики, они также заносят в медицинскую карту ребенка такие данные, которые на Западе расценивались бы лишь как потенциальные факторы риска, а в России в отношении ребенка-сироты повсеместно воспринимаются как указание на врожденные пороки" (по данным доклада C.I.D.E., 1995 г.).

Обсуждаемая проблема - считать детей, воспитывающихся вне семьи, здоровыми или больными - чрезвычайно сложная и острая. Однако обе эти крайние позиции не учитывают очень серьезного аспекта - специфику развития детей в учреждениях интернатного типа (домах ребенка, детских домах, интернатах), специфику, которая не определяется по критерию "норма и патология".

Исследования, проводимые во многих странах мира, а в последнее время и у нас в стране, говорят о том, что вне семьи развитие ребенка идет по особому пути и у него формируются специфические черты личности - характера, поведения, про которые часто нельзя сказать, хуже они или лучше, чем у обычного ребенка, - они просто другие.

Дом ребенка

Если вы пообщаетесь с ребенком из дома ребенка и попытаетесь сравнить его со сверстниками из домашних семей, то сравнение будет почти всегда не в пользу первого.

Первые годы жизни играют решающую роль в развитии ребенка, и, если они проведены в детском учреждении, это может иметь весьма разнообразные последствия, начиная от задержки речевого развития малыша и заканчивая различными отклонениями, проявляющимися в зрелом возрасте. Насколько серьезными будут эти последствия, зависит от множества факторов - например, от времени, в течение которого ребенок находился в детском доме, или от качества ухода, который он получал там.

По данным венгерских психологов, полуторагодовалый детдомовский ребенок в социальном поведении и в интеллектуальном развитии находится на уровне годовалого, а в два с половиной года он с трудом достигает уровня полуторагодовалого. В дальнейшем этот разрыв продолжает нарастать. Почти пятьдесят процентов детей из домов ребенка гораздо позже начинают ходить и говорить, хотя объективно они здоровы, у них нет органических нарушений, задержка в развитии носит чисто психологический характер. Одной из основных причин задержек в развитии является отсутствие материнской любви (так называемая материнская депривация), которая необходима для нормального эмоционального и личностного развития. Ребенка, растущего в семье, характеризует почти неисчерпаемая инициативность. Он ни на минуту не остается спокойным: ерзает, крутится, постоянно исследует окружающее пространство. Во втором полугодии начинает проявлять интерес к игре. И матери, и ребенку хорошо известны привычки друг друга: младенец требует своего порядка, даже темпа одевания, купания. Мать и ребенок сразу реагируют друг на друга, при этом испытывая общие переживания. Одевание, раздевание, купание содержат все больше и больше совместных действий, все больше требуют удлинения времени совместного пребывания. Младенец очень рано начинает отличать мать и близких людей от других взрослых, всегда к ним тянется, может даже заплакать, если незнакомый человек возьмет его на руки.

Совсем не так это происходит в учреждениях. Перегруженные сестры и нянечки работают как на конвейере - под девизом "Всем одинаковый уход". Недостаток времени почти не позволяет им проявить индивидуальные привязанности, выразить свое отношение лаской или шуткой. Кормление, опять же из экономии времени, доведено до отточенного во всех деталях механического навыка. Днем и ночью царит строгий порядок, исключающий душевные порывы. Поэтому в учреждениях младенцы более пассивны: во время одевания, раздевания остаются в том же положении, в каком их оставили. Ребенка, уже умеющего стоять и ходить, в любой момент можно одеть, раздеть, уложить на пеленальный стол. Любая мама домашнего ребенка знает, что это невозможно проделать без того, чтобы не вызвать возмущения с его стороны.

Воспитатели могут любить детей, ухаживать за каждым индивидуально, но, несмотря на это, малыши не учатся зависеть от конкретного человека, который бы шел навстречу их потребностям. Поскольку это является основой при формировании привязанности, дети в учреждениях интернатного типа не могут сформировать прочную привязанность к одному воспитателю, но приобретают навык требовать внимание и ласку от любого взрослого. Когда ребенка в детском доме берут на руки, он радуется, но только потому, что попал в тепло обнимающих рук. И в глаза они умеют смотреть только в положении "снизу вверх" - когда ты наклоняешься над манежиком, где лежит карапуз. А "глаза в глаза" - не умеют, почти не бывает такого в их маленькой жизни.

Реакции "казенного" ребенка чрезвычайно скупы. В качестве примера можно привести результат одного исследования. Психологи наблюдали 10-14-месячных детей в тот момент, когда им давали нелюбимую пищу. Сначала дети с радостью принялись за еду, затем все менее охотно открывали рты, долго держали пищу во рту. Пища им не нравилась, но они снова и снова вовремя открывали рты. Когда еда уже вконец опротивела, стали тихо хныкать. Да и тогда еще ослабляли мышцы рта настолько, что ложка без усилий могла быть всунута. Единственный десятимесячный ребенок вел себя по-другому: вначале кормления плотно сжал рот, отвернул голову и, когда ему снова предложили пищу, оттолкнул руку вместе с ложкой. Этот ребенок только два дня тому назад попал в детский дом из-за неожиданного заболевания его матери.

Детский дом

Проходит несколько лет, и дети из домов ребенка попадают в детские дома. Распорядок остается таким же монотонным, так же ограничено количество людей вокруг, так же скудны однообразные впечатления и все так же невозможно освоение окружающего мира на собственном опыте. Отсутствие возможности принятия самостоятельных решений приводит к тому, что ребенок воспринимает себя вещью, объектом чужого воздействия, провоцирует ощущение собственной беспомощности и бессилия. Психологи отмечают, что воспитанники детских учреждений в большинстве своем имеют негативный образ "я", не уверены в себе, имеют низкий уровень самоуважения. Дети не умеют идти на контакт, не умеют формулировать свои мысли, не умеют отвечать привязанностью на привязанность. На фоне ярко выраженного стремления к общению со взрослыми и одновременно повышенной зависимости от взрослых появляется ярко выраженное потребительское отношение к окружающим, тенденция ждать или даже требовать решения своих проблем извне.

Нарастает задержка психического развития, усугубляются соматические заболевания. Даже недавно попавшие по какой-либо причине в детский дом дети через некоторое время опускаются до уровня живущих с ними рядом детей с врожденными отклонениями, с задержкой развития. Повторим еще раз: физическое и душевное здоровье, развитие ребенка зависят не только от правильного питания и режима дня, но и от того, испытывает ли ребенок психологический комфорт там, где он живет. Именно отсутствие психологического комфорта приводит к различным психосоматическим заболеваниям детдомовских и интернатских детей.

Взрослая жизнь

Большинство воспитанников детских домов и интернатов выходят в самостоятельную жизнь, имея очень смутные о ней представления: не умеют делать покупки, не знают, как платить за квартиру, не говоря уже о более сложных вещах. Инфантильность, иждивенчество, безволие и беспомощность - вот качества, которыми наделяет детдом своих подопечных. Они легко подчиняются, легко приспосабливаются к чужим порядкам, но не умеют принимать самостоятельных решений, брать на себя инициативу, когда это необходимо. Их не учили жить в семье, и поэтому они с большим трудом создают свои собственные, зачастую неблагополучные семьи. Самое большее, на что они способны в этом смысле, - это воссоздать модель своей прежней жизни, объединившись с такими же неприкаянными.

А так хочется иметь свою, хоть крошечную семью! Когда одного выпускника детского дома спросили, что он сделает, выйдя на волю, он ответил, что возьмет в детдоме мальчика и вырастит себе брата. Заметьте, не сына, а брата. Они, как правило, не умеют разбираться в людях. Печальный факт, подтвержденный статистикой в разных странах: выпускники детских домов слишком часто становятся жертвами насилия и эксплуатации. А могло бы быть по-другому.

Эта статья написана по результатам исследований и наблюдений как зарубежных, так и российских специалистов. И каждое прочитанное нами исследование заканчивалось парадоксальным, на взгляд обывателя, выводом: "Усыновителям следует помнить, что влияние этих повреждающих факторов не является неустранимым. В условиях хорошей гармоничной семьи, ясно понимающей детские проблемы и потребности, ребенок из детского учреждения быстро догоняет в физическом, интеллектуальном и личностном развитии своих сверстников".

И тому есть множество примеров. Некоторые вы можете прочитать здесь, на сайте. Этим детям повезло. Другим пока нет.

12.05.2007
Источник: Газета Ау! Родители!

   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest

Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться