/О детях/Воспитание и психология/Капризы, непослушание, неврозы, страхи

Еще раз об аккуратности - опыт мамы

Наши дети такие чудесные и такие разные! Разницей темпераментов во многом обуславливается разница характеров и привычек. Так спокойный, рассудительный ребёнок скорее будет отличаться врождённой аккуратностью. Но как быть, если активный, впечатлительный малыш не находит в себе потребности и способностей поддерживать внешний порядок? Как лучше вести себя маме, вынужденной постоянно что-то прибирать, чинить, мыть, искать для своего чада? Расскажу, как я решила для себя этот вопрос.

К четырём годам моя дочка обрела известную самостоятельность. Особенной аккуратностью она никогда не отличалась, а тут, обретя возможности делать многое, стала и вовсе беспорядочной.

Первый вопрос для меня был: а надо ли вообще делать из ситуации проблему? В конце концов, мне не трудно повесить на место её сарафан, закинуть в стирку колготки, собрать карандаши. Более того, скорее всего, к определённому моменту она будет всё это делать сама – мне ещё не встречались взрослые, не поддерживающие того или иного порядка в своих вещах. Однако, я заметила, что и без того эмоциональная девочка становится почти неуправляемой в хаотичной обстановке. Ей становится сложно сконцентрироваться на одном занятии, она стремится уйти в другую комнату, если детская в беспорядке. Внешний вид дочери, оставленный ради эксперимента на её полное усмотрение, напоминал то ли маленькую разбойницу, то ли огородное чучелко. Так что решением было не делать из маленькой проблемы большУю, но всё-таки корректировать по мере возможностей.

Следующим пунктом было определить причины такого дочкиного поведения. Ведь чтобы не раздражаться и относиться конструктивно, ситуацию надо в первую очередь понять. Помимо наследственности (чего уж скрывать, мама потратила сил со мной по той же причине) и особенностей характера, я выделила и другие причины. Свою роль, безусловно, сыграла семейная обстановка. Не способствовали аккуратности и частые смены места жительства – практически каждый год-два, а так же перевод в новый детский сад. Вообще, приходится признать прямую зависимость между стабильностью жизненных условий и степенью аккуратности и сконцентрированности ребёнка.

Чтобы усилить состояние стабильности, пришлось самой себя пересилить: я не очень люблю монотонное повторение тех или иных скучных действий, особенно когда они ещё не доведены до автоматизма, а требуют большого напряжения внимания. Но очевидно, в жизнь дочери надо было внести ритмичность. Итак, было решено:

  1. Предупреждать о «режимных» моментах минут за пять, чтобы дать время на выбор и принятие решения. Например, выбор вечерней аудиосказки или ленточек в причёску лучше оговорить чуть заранее, чтобы избежать суеты в критический момент. Кстати, само наличие «режимных» моментов тоже следует отнести к способу установлению порядка.
  2. Показывать положительный пример. Ох, как это нелегко! Каюсь, частенько приходится перед возвращением дочери из детского сада спешно раскидывать вещи по углам, но приходится работать в этом направлении. Вот уж точно, воспитание ребёнка – это в первую очередь воспитание себя…
  3. Нудные нотации и внушения заменять на краткие замечания в ключе: «Мне было бы приятно засыпать в чистой комнате», «Сарафан красивее, когда он не мятый». Или задавать вопросы: «Тебе нравится, когда лошадки красиво расставлены?». Ещё бы научить такому же подходу всех взрослых домашних…
  4. Сократить количество одновременно находящихся в поле зрения вещей. Убрать большую часть игрушек, избавиться от сувениров и безделушек на открытых полках.
  5. Подобрать удобные коробки под мелочи: канцелярские принадлежности, резиночки для волос, носки.
  6. Одевать дочь максимально лаконично, в одежду, не перегруженную декором.
  7. Дать ей возможность быть в чём-то главной, старшей, примером для младших. Или хотя бы для кота: «Что ж ты, Рыжик, корм по всей кухне раскидал?!».
  8. Повесить и вести «календарь порядка». Каждый вечер на неделе мы вместе оглядываемся и ставим плюсы по трём пунктам: порядок в игрушках, в одежде и на рабочем столе. Три плюса – наклейка. За семь наклеек было решено покупать что-нибудь вожделенное: куколку в крошечных туфлях, колечко, серебряную гелевую ручку…

Вот такой ритм мы стараемся выдерживать в последние месяцы, и определённый результат явно наблюдается – порядка в доме стало больше, а дочь стала несколько спокойнее и усидчивее. Значит, мы на верном пути!

04.01.2012

Ольга Егорова

  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+

tysha (14/03/2012)
здорово.я тоже склоняюсь к тому что детям нужен режим..
Татьяна [] (17/01/2012)
Я, так же как и Вы, поставила несколько коробочек для белья на нижнюю полку шифонера(для маечек, для плавочек, для носочков и колготок). Проблемы с одеванием сразу отпали и порядок в комнате, да и в шифонере тоже, ощутимый. Дочере 4.5 года сама одевается, зная где что лежит, и когда переодевается все на места складывает, ей сразу понравились эти цветные коробочки
NEART (13/01/2012)
Ольга, спасибо за пример! я уже за голову хватаюсь, а нам всего год. в доме творится полный хаос. Но я понимаю, что это не столько с ребенком связано, сколько с нами, родителями и нашим укладом.
Полюнчик (06/01/2012)
Спасибо Вам за труд) Мы пока ещё маленькие, но взяли на заметку!

Есть мнение?

Текст:
Автор:

E-mail:
(будет защищён от спаммерских роботов)
Код: 
 Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться